Interested Article - Святая вода

Источник в монастыре святой Феодоры ( Салоники )

Свята́я вода́ ( освящённая вода , агиасма (от греч. Αγίασμα — «святыня»)) — название воды в Исторических церквях , освящённой в храме во время чина водоосвящения . Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан , так и с ветхозаветными богослужебными традициями — «возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд» ( Чис. ).

Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху́ воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, « с того времени », то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: « Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное » ( Мф. )

История

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию , папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой . Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» ( II век ) . О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков . Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века .

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви , где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст . В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии , он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остаётся неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три» .

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма .

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза , как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс , который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры» . Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул : «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении» .

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре , эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям . С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником .

Освящение воды

Православный священник освящает воду в водоёме .
Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Рисунок 1876 года.

В православной церкви

В православной церкви используется несколько различных чинов водоосвящения :

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воды сия́ [и вино] ко освящению и совершению жертвенника твоего сего [жертвенников твоих сих]: яко благословен еси во веки веков. Аминь .

А при возливании их на трапе́зу и окроплении ими антиминсов :

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че снега убелю́ся.

Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным твоим явлением: сам и ныне низпосли благодать Святаго Твоего Духа, и благослови воду сию́, ко освящению всех людей твоих : яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии ). Обязательным как для Великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при Великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).

В праздник Крещения Господня освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах (озёрах, реках, прудах). В России, в специально прорубленных во льду про́рубях , которые называют «иорда́нь» , в воспоминание крещения Иисуса Христа в Иордане .

Необходимо иметь в виду, что в греческом словоупотреблении « агиасмой » называют также миро , исходящее от святых икон и мощей .

В католической церкви

Чаша с освящённой водой при входе в храм (католическая церковь, Мангейм ).

В западных обрядах Католической церкви принят термин « благословение воды», тогда как в восточных — «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в Католической церкви проводится в следующих случаях:

  • Благословение воды для совершения таинства крещения. С первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер имеет в ходе пасхального бдения, во время которого обычно происходит крещение взрослых катехуменов . Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением , которое совершается или крестом или большой пасхальной свечой ( пасхалом ).
  • Благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения.
  • Благословение воды в ходе воскресной литургии . В ходе начальных обрядов воскресной мессы проходит водоосвящение с последующим окроплением прихожан, как символ воспоминания крещения верных. Освящённая вода затем хранится в специальных чашах на входе в храм. При входе в храм и выходе из него прихожане обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение.
  • Благословение воды для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т. д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно по крайней мере с VI века. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Ранее для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория Великого ), в которую добавлялись соль , пепел и вино ; однако в настоящее время она не применяется.

Использование святой воды

Православный священник окропляет прихожан святой водой

Святая вода используется в таинстве крещения , которое делает человека членом Церкви. Святая вода используется при освящении храмов и всех священных сосудов , при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл римский папа священномученик Александр I ) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов при помощи креста и особого богослужебного предмета — кропила .

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму (богоявленскую воду) как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии . В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: « То́чию агиа́сму да пие́т » :

Да́ждь же все́мъ, прикаса́ющимся е́й, и причаща́ющимся , и ма́жущимся е́ю, освяще́ніе, здра́віе, очище́ніе и благослове́ніе.

Из молитвы великого водосвятия

Богоявленскую воду хранили в алтаре, и после каждой Литургии священник отлучённым от причащения давал антидор и святую воду. В православии святая вода (особенно великая агиасма) хранится верующими дома возле икон и употребляется в случае нужды: её выпивают (иногда вместе с приятием просфоры ) натощак, ею окропляют жилище и предметы с чтением специальной молитвы:

Го́споди Бо́же мой! Да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному Милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь .

Особое распространение причащение святой водой получило в старообрядчестве по причине отсутствия каноничных священников, имеющих право совершать Литургию — широко распространён « Чин причащения святой водой великого Богоявленского освящения » . Практика замены причастия святой водой появились уже в III веке, когда еретики - акварии на Евхаристии употребляли воду вместо вина , по аскетическим причинам .

В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.

Свойства святой воды по учению Церкви

Водосвятная чаша и кропило XVII века.

По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа . Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств .

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных . Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час . Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени . При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста . В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление) .

Славянские традиции

В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества , на Васильев день ( Новый год ), Громницы ( Сретение ), в Чистый четверг или пятницу (см. Страстная неделя в славянской традиции ), в день Ивана Купалы (ср. названия такой воды: укр. святовечірня вода , болг. василева вода , рус. сретенская , в.-слав. четверговая вода и т. п.). Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой ( укр. непочата , серб. неначета, цијела , болг. неначната , рус. непитая и т. п.). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом ( рус. немая вода , серб. нема вода , болг. мълчашна вода , морав. mlčava voda ). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий ; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.

Критика

Рациональное объяснение свойств святой воды

В статье Боровкова И. И. «Как сделать „святую воду“ и три чуда с её помощью» (журнал « Химия и жизнь », 1970, № 3) такие случаи рассматривались либо как случайность, либо как результат использования серебряных крестов и чаш при освящении воды, которые оставляют в воде ионы серебра, обладающие лёгким бактерицидным действием .

В. А. Мезенцев в книге «100 ответов верующим» рассматривает известные мнения, касающиеся того, что святая вода обладает какими-либо чудодейственными свойствами, и приводятся случаи долговременного хранения воды без освящения в храме: « Бывший кандидат богословия , отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман , чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“! » . Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что « зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освящённая“ и „неосвящённая“, хорошо сохраняется ». Также упоминается о том, что ионы серебра , которые появляются в освящённой воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами), убивают микроорганизмы в воде . Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» ( Мезенцев В. А. , Пинчук Л. Т. ; М, 1963), «Когда духи показывают когти» (Неманов И. Н., Рожнова М. А., Рожнов В. Е. ; М., 1969) и в брошюре Евграфа Дулумана « » (М.: Молодая гвардия , 1957).

Современная наука пристально изучает воду и её действительно весьма интересные свойства. Результаты этих исследований отражаются в публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и суммированы в хорошо известных специалистам монографиях (например, в классической монографии Д. Эйзенберга и В. Кауцмана). На сегодня можно с безупречной надежностью утверждать, что в воде не образуются никакие структуры, способные «запоминать» или хранить информацию, не существует никакого явления аквакоммуникации, передающего эту информацию на расстояние и пр. Вода не подвержена воздействию слов, рок-музыки, мыслей человека, неважно, именует ли он себя экстрасенсом или священником. Вода не мутнеет и не светлеет от чтения молитв и не приобретает бактерицидных свойств в результате обряда освящения, так что она не может быть индикатором силы религиозной веры.

Архипов М. В., Сергеев А. Г. // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2016. — № 17 .

Обнаружение инфекционных возбудителей в воде

Австрия

Исследователи из Медицинского университета Вены под руководством микробиолога Александра Киршнера (АӀехаnder Kirschner) провели микробиологический и химический анализы проб воды, взятой из 21 святого источника и 18 купелей Австрии. Оказалось, что состав воды лишь 14 % святых источников соответствовал национальным стандартам качества. В остальных 86 % проб была обнаружена кишечная палочка , энтерококки и кампилобактер , то есть бактерии, обычно содержащиеся в фекалиях. Причём концентрация этих бактерий в святой воде оказалось огромной — до 62 млн болезнетворных бактерий на 1 мл воды .

Исследование, опубликованное в австрийском журнале «Вода и здоровье», показало, что все образцы святой воды, взятые в купелях церквей и больничных часовнях Австрии, содержали бактерии — причём чем больше прихожан посещало церковь, тем больше болезнетворных бактерий было найдено в образцах святой воды (в неё католики обмакивают пальцы ). Употребление такой воды может привести к диарее , болям в брюшной полости, повышению температуры тела и судорогам .

Россия

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота, загрязнённого стоками и, предположительно, омывающего могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  2. ( Казбекова Е. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 505-506. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 . )
  3. The apocryphal acts of Paul, Peter, John, Andrew and Thomas by Bernard Pick, Chicago: Open court pub., 1909, p. 87
  4. ( Желтов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 . )
  5. «Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, то есть день праздника Богоявления[1].— свящ. М. Ж.)… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят её — и в самом Египте, и в других странах» // . от 19 января 2020 на Wayback Machine Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления
  6. . Дата обращения: 20 января 2016. 19 января 2020 года.
  7. Theod. Lect. Hist. II. 48 // PG 86. Col. 208—209.
  8. Niceph. Callist. Eccl. Hist. XV. 28 // PG 147. Col. 84.
  9. Желтов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  10. . Дата обращения: 1 февраля 2016. 9 августа 2017 года.
  11. «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены во́ды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» (Ioan. Chrys. De bapt. 2) // Желтов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  12. Чистяков Г. П. . от 24 декабря 2010 на Wayback Machine
  13. Макарий (Булгаков) . . от 1 апреля 2009 на Wayback Machine .
  14. . Дата обращения: 17 августа 2014. 19 августа 2014 года.
  15. Дата обращения: 17 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
  16. Дата обращения: 1 февраля 2016. 7 августа 2017 года.
  17. . от 2 февраля 2017 на Wayback Machine .
  18. . от 5 августа 2016 на Wayback Machine .
  19. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 505—506. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  20. . от 29 октября 2007 на Wayback Machine .
  21. . от 1 февраля 2016 на Wayback Machine Молитвослов.
  22. . Дата обращения: 10 января 2021. 14 июня 2021 года.
  23. . Дата обращения: 10 января 2021. 22 апреля 2021 года.
  24. [Аликин. В. А. История и практика собраний в Ранней Церкви — СПб., 2018. — Стр. 162.]
  25. . Дата обращения: 16 января 2011. 17 марта 2015 года.
  26. Газета «Вечный Зов» № 12 (206) 2015, 1-2 (207—208) 2016 (Можно ли освящать воду деревянным крестом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского мужского монастыря г. Москвы).
  27. Максим Козлов . от 25 января 2013 на Wayback Machine // Православие и мир , 19.01.2006 г. ( . от 4 февраля 2011 на Wayback Machine )
  28. , с. 387.
  29. Боровков И. И. . от 31 июля 2013 на Wayback Machine // Химия и жизнь . — 1970. — № 3
  30. Мезенцев В. А. // . — Политиздат , 1974. — 702 с. 8 мая 2018 года.
  31. . из оригинала 24 января 2017 . Дата обращения: 7 мая 2017 .
  32. . ABC News (14 сентября 2013). Дата обращения: 7 мая 2017. 18 января 2017 года.
  33. Alexander K. T. Kirschner, Michael Atteneder, Angelika Schmidhuber, Sonja Knetsch, Andreas H. Farnleitner. // Journal of Water and Health. — 2012-09-01. — Vol. 10. — P. 349—357. — ISSN . — doi : . 27 февраля 2019 года.
  34. Fr. John Bartunek . от 9 мая 2017 на Wayback Machine
  35. . Вести.ру (22 января 2010). Дата обращения: 21 сентября 2017. 22 сентября 2017 года.
  36. . от 11 мая 2018 на Wayback Machine // Ria.ru

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Святая вода