Interested Article - Страда, Витторио

Витто́рио Стра́да ( итал. Vittorio Strada ; 31 мая 1929 , Милан 30 апреля 2018 , Венеция ) — итальянский литературовед и переводчик- славист , историк русской литературы, научной и общественной мысли.

Биография

Внешние изображения
Витторио Страда
, Милан, 1956
у Пастернака в Переделкине, 1957. Фото из фейсбука слависта . Оригинал — в архиве Вячеслава Иванова в Риме.
. Москва, 1958. Фото Рины Бьянки.
. Москва, 1959
, Италия, 1959(?)
, Флоренция, 1962
. Рим, 1982
. 1988
, Капри, 1988
. Москва, начало 1990-х
. Троице-Лыково, 2001
. Троице-Лыково, 2001
. Троице-Лыково, 2001
, наше время (не позднее 2009)

Витторио родился в Милане в 1929 году в ломбардской буржуазной семье среднего достатка; воспитывался в католической вере («христианин по убеждению, но далекий от соблюдения церковных норм»). Период формирования пришёлся на 30-е и 40-е годы , то есть в основном на период фашизма. Витторио запомнил тридцатые годы как период счастливый. Семья жила в Брианце на вилле у бабушки. В гимназические годы в Монце увлёкся чтением, в частности романами Достоевского — в 12 лет Витторио испытал внутреннее потрясение, прочитав « Братьев Карамазовых » .

После войны окончил лицей и поступил на философский факультет Миланского университета . Учился у , но кумиром студенческой группы был американский философ Джон Дьюи с его теорией прагматизма . В университете Витторио считал себя ленинистом , но работы Ленина « Материализм и эмпириокритицизм » и « Партийная организация и партийная литература » полагал для себя «неприемлемыми». Банфи стал научным руководителем дипломной работы Страды о советском диалектическом материализме «Материалистическая теория познания у Карла Маркса».

Витторио самостоятельно выучил русский язык, общаясь с жившими в Милане русскими эмигрантами . Освоив русский язык, Витторио начал изучать русскую литературу и культуру советского периода. В 1955 году он перевёл на итальянский язык повесть В. П. Некрасова « В родном городе », а в 1956-м написал ряд статей о литературе « оттепели ».

В 1956 году , ещё будучи студентом, начал работать в журнале «Il Contemporaneo» («Современник»). Первой статьёй Страды в «Contemporaneo» был текст о Владимире Померанцеве и его знаменитой статье в «Новом мире» за 1953 год «Об искренности в литературе» , спровоцировавшей огромную дискуссию в Советском Союзе . Другая статья Страды в «Contemporaneo» была посвящена самоубийству Александра Фадеева , генерального секретаря Союза писателей (в статье предстали два образа: молодой революционер — автор добротного романа «Разгром», и бюрократ , в которого Фадеев выродился, проводя обслуживающую Сталина губительную политику, что поставило на нём крест как писателе). Против этой статьи выступили идеологи итальянской компартии, а также известный художник-коммунист Ренато Гуттузо , обвинившие Страду в неуважительном отношении к Фадееву и ко всей советской литературе .

В 1956 году в атмосфере надежд, связанных с критикой «культа личности» Сталина , Страда вступил в Итальянскую коммунистическую партию (вышел после 1968 ). Подписал коллективный протест против подавления Венгерского восстания 1956 года .

Несмотря на ряд разочарований в политике Хрущёва («незавершенность экономических реформ , безумную антирелигиозную кампанию , возврат к худшим атеистическим традициям ленинского периода, выпады Хрущева против писателей и художников») в целом поддерживал её — «все перевешивал хрущевский антисталинизм».

В 1957 году вместе с сестрой Лаурой посетил СССР (Марсель-Одесса-Москва) в рамках Всемирного фестиваля молодёжи . За проведённый в Москве месяц встретился и подружился с Евгением Евтушенко , Беллой Ахмадулиной , чуть позже с Андреем Вознесенским , Борисом Слуцким и с Заболоцким .

В 1957 году Страда написал для журнала Il Contemporaneo большую статью, посвященную Пастернаку . Статью эту перевели в Иностранной комиссии Союза писателей СССР специально для Пастернака. Статья ему понравилась и он через СП СССР пригласил Страду и главного редактора Il Contemporaneo к себе на обед на дачу в Переделкино. Встреча состоялась в августе 1957 года . На встрече также присутствовали писатель Всеволод Иванов и , заведующий Итальянским отделом Иностранной комиссии СП СССР, впоследствии куратор Страды от КГБ .

Во время второй встречи в 1957 году Пастернак доверительно сказал Страде :

Витторио, вы должны знать. Вчера я был в СП, где состоялась жуткая сцена: Сурков кричал на меня, ругался и заставил отправить Фельтринелли телеграмму с просьбой задержать публикацию „ Доктора Живаго “. Но я хочу, чтобы роман был напечатан, это – дело моей жизни. Поэтому вы должны сказать ему лично: телеграмма не имеет никакого значения, и если появятся новые, это значит, я отправил их под нажимом

В ноябре 1957 года роман был впервые издан на итальянском языке в Милане в издательстве Фельтринелли «вопреки всем усилиям Кремля и итальянской компартии». После этого к Страде возникли подозрения как к соучастнику появления «Доктора Живаго» на Западе и он оказался по надзором КГБ . Несмотря на преследования КГБ, Страда вёл себя «абсолютно свободно и чувствовал себя в СССР совершенно комфортно» .

После сотрудничества с Il Contemporaneo Страда стал сотрудником журнала ИКП Rinascita («Возрождение») .

Окончив философский факультет Миланского университета, в 1958 году по ходатайству его научного руководителя профессора и по настоянию руководства итальянской компартии был принят в аспирантуру Московского государственного университета . Там со Страдой дружил будущий историк Ренато Ризалити .

В начале 1958 года аспирант филологического факультета МГУ Витторио Страда в общежитии МГУ на Ленинских горах познакомился со студенткой, «молодой, очаровательной, хотя и крутохарактерной сибирячкой» Кларой Янович, а 4 июля женился на ней; советская бюрократия ( Пономарёв, Борис Николаевич ) не хотела этой свадьбы, её пробивал Евтушенко своими обращениями в КГБ, в ЦК, в милицию , Страда также обращался к генеральному секретарю Итальянской компартии Пальмиро Тольятти

Другой причиной надзора были дружеские связи Витторио Страды с советскими писателями периода «оттепели», в частности — с редакцией и авторами « Нового мира ». В СССР Страда познакомился и подружился со многими писателями и философами либерально-реформаторского направления, на протяжении последующих десятилетий не только поддерживал эти отношения, но и постоянно расширял круг своих знакомств и дружб.

Так, осложнения возникли на почве знакомства Страды с философом Эвальдом Ильенковым . В 1958 году на философском факультете МГУ Страда услышал выступление Ильенкова перед студентами, заинтересовался услышанным и напросился домой к Эвальду Васильевичу, чтобы обсудить некоторые вопросы. Когда Ильенков рассказал, что закончил книгу («Диалектика абстрактного и конкретного»), Страда попросил дать ему для внимательного прочтения машинописный экземпляр. После прочтения Страда пришел в восторг и с ведома автора послал текст в миланское издательство Фельтринелли. Одновременно разгорался скандал с изданием Пастернака тем же издательством. В партбюро заставили Ильенкова написать письмо в Италию с отказом от издания там книги, объявили ему партийный выговор и рассыпали набор русского издания книги . Для Ильенкова эти контакты со Страдой имели тяжёлые последствия, он попал в больницу, потом в санаторий.

В 1958 году Витторио сопровождал в большой поездке по СССР (Ленинград, Тбилиси, Киев) итальянских поэтов , , и ; в Киеве Витторио познакомился очно с Виктором Некрасовым

Проучившись в аспирантуре МГУ до 1961 года, Витторио не смог её формально закончить по идеологическим причинам — его обвинили в « ревизионизме » и антиленинских позициях. Научный руководитель Витторио Страды профессор А. Метченко не допустил к защите его диссертацию «Политика ВКП(б) в области литературы в 30-е годы», посвященную советским теоретико-литературным изысканиям 1920-30-х годов (Витторио в своей работе над диссертацией наотрез отказался от « партийности в литературе» , зато увлёкся идеями формализма Шкловского и Жирмунского , с которыми часто общался).

В начале 1961 года Страда нашёл в библиотеке книжку «некоего Бахтина » 1929 года «Проблемы творчества Достоевского» и был ею потрясён . По совету Слуцкого (либо по совету Вадима Кожинова ). Страда написал Бахтину в Саранск письмо с просьбой издать его книгу о Достоевском :

В согласии с издательством [Эйнауди] я считаю целесообразным, чтобы предисловие этого, самого полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского принадлежало русскому литературоведу. Я хорошо знаю Вашу очень оригинальную и интересную книгу о творчестве Ф. М. Достоевского, и мне хотелось бы, чтобы эта книга была вступительным исследованием итальянского перевода сочинений Достоевского. Но надо было бы приспособить Вашу книгу для этой цели. Между прочим, и Вы, может быть, хотели бы её немножко перерабатывать

Бахтин получил письмо Страды 22 февраля 1961 года и уже 23 февраля ответил, что хотел бы переписать старый текст. В итоге он действительно написал нечто совершенно оригинальное . Тем не менее задуманное итальянское собрание сочинений не состоялось, и итальянское издание книги Бахтина вышло лишь в 1968 году . По воспоминаниям Страды для Бахтина было трудно найти переводчика (крайне непростой язык), и по Москве поползли слухи: на Западе бойкотируют Бахтина! Кожинов в статье «Куда девалась рукопись М. М. Бахтина?» (« Москва », 1997, № 10) обвинял Витторио Страду в том, что тот «подевал куда-то полученную им рукопись целой книги» Бахтина о Достоевском . Но с весны того же 1961 г. начинаются энергичные действия В. В. Кожинова с целью переиздания книги в Москве. В марте 1962 года Бахтин получил официальное предложение от издательства «Советский писатель» и после долгого перерыва вновь начал публиковаться ( Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советский писатель, 1963. ), заняв одно из важнейших мест в мировой культуре XX века.

В 1961 году Страда возвращается в Италию вместе с советской женой.

В марте 1962 года Страда участвует в конгрессе Европейского сообщества писателей (проходил во Флоренция во дворце Палаццо Веккьо ) и принимает советскую делегацию ( А. Сурков , М. Бажан , В. Панова , А. Твардовский , Г. Чухрай , ) и советских гостей ( И. Андроников , С. Антонов , Е. Винокуров , А. Вознесенский , Д. Гранин , Э. Казакевич , В. Некрасов , , , В. Шкловский ). Особенно долгая и «удивительно откровенная» беседа была у Страды с Твардовским (Твардовский отметил в дневнике и жену Страды: «нижнеамурская полутатарочка… как-то ёжилась, смотрела в сторону, смущённая, взволнованная и точно виноватая, как я ни старался обшутить её положение, — видимо очень-очень тоскует по родине, любовь к которой, как мне кажется, часто бывает сильнее любви» ). Спутник Твардовского Виктор Некрасов по итогам этой поездки в Италию (и США) опубликовал в 11-м и 12-м номерах «Нового мира» за 1962 год очерки «По обе стороны океана», где упомянул «своего друга» Страду . Очерки вызвали резкую реакцию Хрущёва преклонение перед Западом »), Некрасова пытались исключить из партии , но писателя спасла статья Страды:

Как ни странно, но к благополучному исходу всего дела (замена исключения строгим выговором) имел отношение Пальмиро Тольятти . Мой друг, итальянский коммунист, критик Витторио Страда написал в общем-то хвалебную статью о моих очерках „По обе стороны океана“, тех самых, на которые обрушился Хрущёв. Дал её в теоретический журнал итальянской компартии "Ринашита" . Там испугались, но случилось так, что Страда встретился, ни больше ни меньше как на пляже, с Тольятти, и тот дал распоряжение журналу печатать. Статью эту мне перевели , я её отдал Перминовой, моему партследователю, и та потом мне призналась, что статья возымела своё действие .

Статьи Витторио Страды из еженедельника компартии Италии « Ринашита » переводила и передавала в редакцию «Нового мира» Цецилия Исааковна Кин ; со Страдой она состояла в дружеской переписке .

Одновременно Витторио Страда публиковал в различных журналах статьи о русской литературе советского периода, собранные в 1964 году в книгу «Советская литература. 1953—1964» (« Letteratura sovietica. 1953—1964 »). Его литературоведческие труды вызвали враждебную реакцию советских идеологов соцреализма ( Щербины , Дымшица , Метченко и других), открыто ополчившихся против него.

В начале 1964 года Страда организует для Джулио Эйнауди (директора издательства « ») встречу-интервью с Никитой Хрущёвым и приезжает с ним в Москву. Встреча Эйнауди и Страды с Хрущёвым состоялась 21 февраля 1964 г. — Эйнауди подарил Хрущёву гигантский трюфель из пьемонтского города Альба и получил права на публикацию речей Хрущёва о проблеме мирного сосуществования . По воспоминаниям Страды, Хрущёв говорил беспрерывно сорок минут, а на гриб посмотрел с огромным изумлением .

Тогда же, в феврале 1964 года Страда знакомится в Москве (в Союзе писателей) с Всеволодом Кочетовым по приглашению последнего. Дело в том, что ранее Страда иронически критиковал роман Кочетова «Секретарь обкома» в рецензии для газеты L’Unita , и Кочетов пожелал встретиться с молодым итальянским коммунистом. По воспоминаниям Страды, «встреча прошла вполне корректно», а Кочетов отличался от своих коллег, бюрократически надменных и чванливых: он скорее напоминал борца за советскую коммунистическую идею и считал себя таковым .

В том же (1964) году Джулио Эйнауди предложил Страде, по возвращении в Италию, переехать в Турин чтобы работать у него в издательстве Einaudi в качестве консультанта по русской литературе. Под редакцией Страды в Италии были опубликованы произведения русских классиков, политических мыслителей от Герцена и Ленина до Троцкого и Трубецкого , проза Аксёнова , Бабеля , Булгакова , Вагинова , Домбровского , Казакова , Лунца , Олеши , Солженицына , Трифонова , Чаянова , Шварца , труды представителей ОПОЯЗа , В. Проппа , Бахтина , Лотмана , Успенского . Переводил поэзию Пастернака и Заболоцкого , общался с Харджиевым , Кручёных , Солженицыным.

В начале 1966 года в связи с « Делом Синявского », ещё до суда Страда пишет статью в защиту свободы писателей (опубликована в « Ринашите » уже после суда, сопровожденная редакционной врезкой ).

В июле 1966 года в Италии (в Турине и в лигурийской прибрежной деревне ) Страда принимает Кочетова , приехавшего в командировку. Писатели, «разгоряченные водкой», устроили «настоящую баталию, оставив всякую дипломатию» В конце спора Кочетов воскликнул: «Почему же ваш Тольятти ничего такого не говорил, когда бывал в Москве, а во всем соглашался с нами?». Страда кричал в ответ: «Попомните мое слово: придет время, и в Россию тоже придет свобода культуры, слова, наступит плюрализм. Я в этом уверен» . Поединок закончился: Кочетов вышел из него ещё большим сталинистом, чем был раньше, уверенный в том, что перед ним враг, а Страда — еще большим «антисталинистом».

В 1966 или 1967 году Страда знакомится с вдовой Булгакова. Благодаря дружеским отношениям с Еленой Сергеевной, передавшей ему отрывки « Мастера и Маргариты », исключенные цензурой из первого советского издания, в Италии в издательстве Эйнауди в 1967 году впервые вышел полный текст этого романа с предисловием Страды . В 1967 году роман без купюр передавало Радио «Свобода»

Приблизительно в 1967 или 1968 году Страда получил от Солженицына через одного из друзей (возможно, Виктора Луи ) рукопись « Ракового корпуса », провёз её в чемодане через таможню в Италию, где она был издана в «Эйнауди» с предисловием Страды . В 1969 году «Раковый корпус» передавало Радио «Свобода»

Весной 1968 года Страда приезжал с женой в Москву, где встретился с Юрием Карякиным , передавшим Страде для опубликования в западной прессе текст своего доклада на вечере о Платонове в ЦДЛ 30 января 1968 года (Карякин произнёс тогда фразу в адрес Сталина «Чёрного кобеля не отмоешь добела», за что был исключён из партии). В тот же приезд у Страды в московском аэропорту Шереметьево на таможне изъяли записи беседы Льва Копелева с секретарём Союза писателей Ю. Н. Верченко, а также открытое письмо Солженицына (25 апреля 1968) против публикации на Западе своего романа « Раковый корпус » . Позднее Солженицын описал эти события в своих воспоминаниях « Бодался телёнок с дубом »:

Письмо в « Унита », посланное с известным публицистом-коммунистом Витторио Страда, было отобрано у него на таможне и мне пришлось горячо убеждать таможенников, что в интересах нашей литературы необходимо, чтоб это письмо появилось в «Унита». Через несколько дней после этого разговора, уже в начале июня, оно-таки появилось в «Унита»

Страда провёл тогда сутки под арестом, а роман Солженицына вышел в 1969 году по-итальянски с его предисловием. Эти события послужили причиной разрыва Витторио Страды с советскими властями, которые в дальнейшем, в течение двух десятилетий, отказывали ему в визе на въезд в СССР.

Осенью 1969 года Вс. Кочетов в романе «Чего же ты хочешь?», опубликованном в журнале «Октябрь» , изобразил Страду в образе отрицательного героя по имени Бенито Спада , «антисоветчика» и «ревизиониста». Страда под именем Бенито Спады — протагонист романа — «отрицательный герой», ревизионист, антисоветчик, лжекоммунист и, естественно, в канонах соцреализма, изменник в услужении у американского империализма. Жена Страды Клара тоже представлена в романе под именем Леры, «положительная героиня», осознавшая в конце, какую грубую ошибку или грех совершила, выйдя замуж за подлого ревизиониста и покинув лучезарную советскую родину. В связи с полемикой вокруг романа Страда получил открытку из Киева от писателя Виктора Некрасова: «Витторио, Кочетов сделал тебя знаменитым! А сам обо…ся» . Этот роман вызвал международный скандал, но в Италии шуму он наделал, конечно, больше. Кочетов был уверен, что сослужил достойную похвалы службу, встав на защиту политики партии, но в верхах не оценили такой услуги, ввиду того, что роман повсеместно вызвал скандал, и постарались дело замять, предав роман забвению. По словам Страды, Кочетов вёл себя малодостойным образом: сначала он отрицал знакомство со Страдой , потом, когда был уличён во лжи, заявил, что Страда и антисоветские ревизионисты публикуют в Италии только литературу «оттепели» и что такой роман, как «Чего же ты хочешь?», никогда не дойдёт до здорового итальянского читателя. Но в 1970 году роман Кочетова вышел в итальянском издании с едким предисловием Страды, который озаботился переслать один экземпляр этого издания автору .

По признанию Страды «постепенно менялись мои политические воззрения, причем в одном неуклонном направлении — я становился все больше и больше „ ревизионистом “» .

Культурная революция в Китае вызвала у Страды «инстинктивное» отторжение — он видел в ней новую, отличную от советской форму «сталинизма» и «ждановщины»; Страда выразил свое принципиальное неприятие деспотического насилия подчиняющихся указке сверху масс, квалифицировав его как «антикультурную контрреволюцию». К западному протестному движению 1968 года Страда отнесся без всякого энтузиазма (но максимально поддерживал параллельное на «востоке» , в странах зоны советского влияния). Имитация маоизма в западном ключе была для Страды «невыносима не столько с политической, сколько с интеллектуальной точки зрения»; новая атмосфера стала «удушливой», особенно когда её струи стали просачиваться на место его работы — издательство Эйнауди, и вскоре Страда ушёл из этого издательства.

Покинув издательство, Страда поступил на место заведующего кафедрой русского языка и литературы в Венецианском университете ( 1970 1992 ). В Венеции семейство Страды жило «в изумительном месте», на острове Сан-Джорджио , в доме, который стоял бок о бок со знаменитой постройкой Андреа Палладио , с видом из окна на Собор Святого Марка . На острове Сан-Джорджо Страда вместе с проводил множество симпозиумов с участием советских учёных .

В семидесятые годы Страда прекратил сотрудничество с коммунистической печатью: с газетой L'Unità — с тех пор, как была заблокирована его статья о Солженицыне ; с журналом Ринашита — после отказа Тольятти печатать статью об Эренбурге . В этот период Страда печатался в газете La Repubblica .

По инициативе Витторио Страды Юрий Лотман и Борис Успенский подготовили книгу «Семиотические исследования» («Ricerche semiotiche», 1973) — это самая значительная коллективная работа « тартуско-московской школы », вышедшая на Западе.

Несмотря на отказ в советских визах, Страде удавалось — с «грандиозными» скандалами — три раза краткосрочно посетить СССР: в 1977 году в составе делегации издательства Эйнауди — первую Международную книжную ярмарку в Москве , в 1979 году — вторую Международную книжную ярмарку, и в 1986 году — исторический симпозиум Академии Наук , где Страда прочитал «еретический» доклад о Максиме Горьком .

В 1979 году Страда прекратил сотрудничество с газетой La Repubblica , позиции которой, включая её отношение к китайской «культурной революции», становились для него все более и более неприемлемыми, и начал публиковаться в газете Corriere della Sera .

В декабре 1979 года советский посол в Италии Никита Рыжов направил в Международный отдел ЦК КПСС секретное письмо (опубликованное газетой «Repubblica» 12 июня 1992 года), в котором заявил, что Страда докатился до опорочивания личности В. И. Ленина и до утверждения, что советская культура находится под пятой тоталитаризма: поэтому путь ему в СССР должен быть прегражден, хотя это обязательно вызовет громкий скандал. По его словам, такой скандал «принесет меньше вреда, чем тот, который Страда постоянно нам причиняет своей антисоветской деятельностью».

В сентябре 1980 г. Страда принимает участие в антисоветской международной конференции «Левые — за Афганистан» в Риме, организованной журналом « » («Рабочий мир»), издаваемым Итальянской Соцпартией . Участники конференции создали «Комитет солидарности с Афганистаном» .

В 1982 году Страда знакомит Запад с идеями евразийства — по его инициативе в Италии вышел сборник Николая Трубецкого (в том числе «Европа и человечество»), с предисловием Якобсона .

Страда издавал международный журнал Россия/ Russia ( 1974 1993 ), при его участии была создана и издана История русской литературы в семи томах ( 1986 1995 , в соавторстве с Ж. Нива , Е. Эткиндом , И. Серманом). Публиковался в таких западноевропейских русскоязычных изданиях, как «Русская мысль» (входил в редколлегию газеты), «Страна и мир», «Обозрение», «Континент» (в последнем журнале много лет состоял членом редколлегии по приглашению основателя и редактора «Континента» Владимира Максимова ).

В 1988 году Страда организует и проводит на острове Капри семинар писателей по проблемам Перестройки «Культура в период Перестройки». С советской стороны принимали участие Фазиль Искандер (которому была присуждена премия Малапарте ) и филолог Игорь Виноградов .

В октябре 1988 года Страда участвует в международном семинаре « Перестройка . Куда идет Советский Союз?» в Барселоне , прочитав доклад «Сталин был, и это требует объяснения».

Осенью 1989 года , после снятия визового вето по приглашению Союза писателей Страда с супругой снова посетил СССР.

В декабре 1989 года по приглашению Страды Италию посетила Ольга Седакова , прочитав в Венецианском университете лекцию об Ахматовой .

Осенью 1990 года по инициативе Хельсинкского комитета Италии, Независимого университета «Вашингтон — Париж — Москва» , итальянского журнала «Рабочий мир», журналов « Континент » и « Юность », газеты « Комсомольская правда » Витторио Страда организовал в Риме встречу российских писателей ( Д. Лихачёв , В. Солоухин , Г. Бакланов , В. Крупин , С. Залыгин , В. Астафьев , В. Буковский , Ч. Айтматов , В. Быков и другие писатели патриотического и либерального толка): идея была проста — помирить тех, кто в перестройку рассорился, кто и до неё представлял разные течения в родной словесности, но всё же не враждовал . Конференция, прошедшая 14-17 октября 1990 года в здании итальянского парламента , имела тему «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?» (по другим источникам — «От гражданской войны к гражданскому миру в СССР») и получила неформальное название «Римская встреча». Конференцию приветствовали Михаил Горбачёв , Борис Ельцин , Иосиф Бродский , Мстислав Ростропович , Эрнст Неизвестный , Милован Джилас , президент Италии Франческо Коссига , министр иностранных дел Италии Джанни Де Микелис , мэр Рима Франко Карраро . Участники встречи (в том числе Страда с супругой) подписали так называемое «Римское обращение», где (за год до официального роспуска СССР ) констатировалось: «заканчивается существование одной из величайших империй в истории человечества и на её территории возникают новые государственные образования»

В 1992 году Министерство иностранных дел Италии назначило Страду на пост директора Итальянского института культуры в Москве ( 1992 1996 ).

В постсоветский период Витторио Страда сотрудничал с журналами « Вопросы философии », «Вестник Московского университета», с «Независимой газетой», принимал участие в научных изданиях «В раздумьях о России» (Москва, 1996) и «Революционный радикализм в России. Век девятнадцатый» (Москва, 1997; оба издания вышли под редакцией Е. Л. Рудницкой). В 1995 году в Москве под его редакцией и с его предисловием вышел сборник «Христианство и культура сегодня» (авторы — русские и итальянские философы и теологи). Регулярно публиковался в альманахе «Вторая навигация» (Мюнхен-Харьков).

В 2000 году Страда приехал к Солженицыну в Троице-Лыково ; в их беседе 20 октября 2000 года Солженицын критиковал НАТО и США . Беседа была снята на киноплёнку для демонстрации на симпозиуме христианской молодёжи в Италии . В 2001 году у Страды состоялась самая долгая встреча с Солженицыным у него дома. Александр Исаевич признался, что ему очень понравились статьи Страды «с философским оттенком», в том числе и те, что публиковались в « Русской мысли » в Париже .

Как преподаватель вышел в отставку в 2003 , но продолжал научную и организаторскую деятельность.

В 2003 году Витторио Страда организовал в Риме большую выставку «Петербург и Италия. 1750—1850. Итальянский гений в России» («Pietroburgo e l’ltalia. Il genio italiano in Russia») с участием Эрмитажа и Музея истории Санкт-Петербурга, а также симпозиум по Петербургу (Фраскати). Под его редакцией вышел каталог выставки со статьями русских искусствоведов. По его инициативе также возобновлены встречи-симпозиумы российских и итальянских историков (Венеция, 2001; Москва, 2005).

В декабре 2003 года Страда принял участие в Международном конгрессе «Праведники в ГУЛАГе . Ценность нравственного сопротивления советскому тоталитаризму» в Милане, где прочитал доклад «Полнота памяти и историческое сознание. Век тоталитаризмов и духовное преображение Василия Гроссмана » .

В 2017 году стал лауреатом Международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «Переводческая деятельность». Награду за него получила дочь Ольга Страда .

Страда неоднократно выражал осуждение большевизма :

Я не думаю, что большевики были для России благодеянием. Наоборот, исторический вред, нанесённый России ленинско-сталинской властью, помимо многомиллионных жертв, огромен. Моя вера в Россию, в её великие творческие способности такова, что я не сомневаюсь, что без Ленина и Сталина и их наследников эта необыкновенная страна достигла бы лучших результатов, несмотря на объективные трудности, следуя по своему русскому и вместе с тем европейскому пути, на который встала во второй половине XIX и начале XX века

.

В статье «Долой с пьедестала богиню-литературу» в газете Corriere della Sera Страда суммировал свой взгляд на литературный процесс в современной России: исчезновение всех табу , огромная роль переводов западной прозы, приспособление издательской деятельности к условиям рынка и включение её в более сложный рынок масс-медиа в целом, переживающий период сильнейшей экспансии. Прямым следствием этих последних изменений является «конец литературоцентризма, имевший место в России намного позже в сравнении с западным миром и ощущаемый как утрата литераторами старого стиля». Этот процесс оценивается Страдой чрезвычайно позитивно: по его мнению, он свидетельствует об «эмансипации литературы и общества и служит знаком модернизации русской культуры, которая не навязывает более литературе функций, принадлежащих политике, религии, истории, социологии и пр.»

Жена — литературовед и переводчик Клара Алексеевна Янович-Страда (род. 31 марта 1935 года в селе Чля Хабаровского края ). Преподавала в нескольких итальянских университетах (в Турине, Падуе, Венеции), переводила на итальянский язык произведения русской литературы (Пушкина, Чехова), а также работы Михаила Бахтина и Владимира Проппа, публиковала собственные исследования по Блоку, Пушкину, Чехову.

Есть двое детей: Ольга (возглавляет Институт итальянской культуры в Москве ) и Никита. Внук Томмазо оканчивает университет Ca’Foscari в Венеции.

Витторио Страда скончался 30 апреля 2018 года, похороны прошли 5 мая на кладбище Сан-Микеле в Венеции .

Избранные труды

  • Letteratura sovietica 1953—1963 ( 1964 )
  • «Традиция и революция в русской литературе» («Tradisione e rivoluzione nella letteratura russa» 1969 , 2-е расширенное издание — 1980 )
  • «Гоголь, Горький, Чехов» («Gogol, Gorkij, Cechov». Roma, 1973 )
  • Strada V. Il «marxismo legale» in Russia / Storia del marxismo. Torino, 1979.
  • «СССР — Россия. Литература и история между прошедшим и настоящим» («URSS-Russia. Letteratura e storia tra passato e presente», Milano, 1985 )
  • «Бессонница разума. Мифы и фигуры русской литературы от Достоевского до Пастернака» («Le veglie della ragione: miti e figure della letteratura russa da Dostoevskij a Pasternak», 1986 )
  • Simbolo e storia: aspetti e problemi del Novecento russo ( 1988 )
  • «Встреча с Пастернаком» («Incontro con Pasternak», Napoli, 1990 )
  • «Русский вопрос. Идентичность и судьба» («La questione russa. Identita e destino», Venezia, 1991 )
  • «Символ и история. Аспекты и проблемы России XX века» («Simbolo e storia. Aspetti e problemi del Novecento russo», Venezia, 1991 )
  • «Другая революция» («L’altra rivoluzione», Capri, 1994 ) (о «каприйской школе» и «богостроительстве»)
  • I Russi e l’Italia ( 1995 )
  • Автобиография «Самокритичный автопортрет. Археология Октябрьской революции» («Autoritratto autocritico. Archeologia della rivoluzione d’Ottobre», Roma, 2004 )
  • «ЕвроРоссия. Литература и культура от Петра Великого до революции» («EuroRussia. Letteratura e cultura da Pietro il Grande alla rivoluzione», Roma — Bari, 2005 )
  • La rivoluzione svelata: una lettura nuova dell’ottobre 1917 ( 2007 )
  • Russia e rivoluzione. Ottobre 1917: un'«altra» prospettiva (2007)
  • Etica del terrore: da Fëdor Dostoevskij a Thomas Mann ( 2008 )
  • Lenin, Stalin, Putin: studi su comunismo e postcomunismo («Ленин, Сталин, Путин: Исследования коммунизма и посткоммунизма», 2011)
  • Europe: la Russia come frontiera («Европа: Россия как граница», 2014)
  • Impero e rivoluzione («Империя и революция», 2017)
  • Il dovere di uccidere («Обязанность убивать», 2018, — исследование о терроризме , начиная с русских народовольцев середины XIX века )

Публикации на русском языке

  • «Легальный марксизм» в России // История марксизма. — Т. 2: Марксизм в эпоху II Интернационала. — Вып. 1 / Пер. с ит. — М. : Прогресс , 1981. — Рассылается по специальному списку
  • Полемика между большевиками и меньшевиками о революции 1905 года // История марксизма. Т. 2: Марксизм в эпоху II Интернационала. — Вып. 2 / Пер. с ит. — М. : Прогресс, 1981. — Рассылается по специальному списку
  • Ленин и Троцкий // История марксизма. Т. 3: Марксизм сегодня. — Вып. 1 / Пер. с ит. — М. : Прогресс, 1983. — Рассылается по специальному списку
  • Марксизм и постмарксизм // История марксизма. Т. 4: Марксизм сегодня. — Вып. 1 / Пер. с ит. — М. : Прогресс, 1986. — Рассылается по специальному списку
  • История русской литературы. XX век. Серебряный век. — М. : Прогресс-Литера, 1995 (в соавторстве с Ж. Нива , И. Серманом , Е. Эткиндом )
  • Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., РГГУ ; , 1998 (в соавторстве с Л. Гудковым и Б. Дубиным ; см.: )
  • Россия как судьба / Предисл. О. Седаковой . — М. : Три квадрата, 2013. — 536 с.

Признание

Примечания

  1. По мнению Страды — сотрудник КГБ
  2. По мнению Страды - сотрудница КГБ
  1. . Радио Свобода. Дата обращения: 11 мая 2018. 11 мая 2018 года.
  2. Дмитренко Сергей. . «Литература»: журнал. — 2009. — № 4. Дата обращения: 15 июня 2009. 17 февраля 2011 года.
  3. Померанцев В. . Vivos Voco. Дата обращения: 23 апреля 2019. 16 июля 2019 года.
  4. . Владимир Померанцев . Литературная Россия. Дата обращения: 23 апреля 2019. 2 августа 2021 года.
  5. Александр Парнис. . Неизвестные письма Б. Пастернака к С. Мотовиловой . Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  6. . Подкаст . Би-би-си : BBC News Русская служба . Дата обращения: 11 мая 2018. 1 февраля 2018 года.
  7. Елена Пастернак . . Журнальный зал : « Континент ». — 2001. — № 107. Дата обращения: 7 апреля 2017. 19 апреля 2017 года.
  8. . Дата обращения: 26 января 2023. 5 декабря 2022 года.
  9. Евгений Евтушенко . // Vittorio: Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды. — М. : Три квадрата, 2005. — С. 17.
  10. // Вопросы философии . — 2012. — № 8. — С. 5—31. от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  11. Евгений Солонович. Да здравствует случай! // Vittorio : междунар. науч. сб., посвящ. 75-летию Витторио Страды. — М. , 2005. — С. 30—33.
  12. от 11 мая 2018 на Wayback Machine Устная история
  13. . Разговор с Витторио Страда . — Часть 2. Дата обращения: 11 мая 2018. 6 июня 2019 года.
  14. от 29 марта 2017 на Wayback Machine в Московском государственном университете 27 октября 2000 года
  15. Кожинов В. от 10 апреля 2017 на Wayback Machine
  16. . Дата обращения: 12 мая 2018. 23 сентября 2017 года.
  17. . Составитель Андрей Василевский . Журнальный зал : « Новый мир ». — 1998. — № 2. Дата обращения: 7 апреля 2017. 7 апреля 2017 года.
  18. Двухлетняя история издания новой редакции книги Бахтина о Достоевском зафиксирована в документах издательства «Советский писатель» за 1961—1963 годы, хранящихся в РГАЛИ (ф. 1234, оп. 19, ед. хр. 3325).
  19. . Неделя одиннадцатая . Журнальный зал (12 марта 2002). Дата обращения: 4 апреля 2018. 5 апреля 2018 года.
  20. . Журнальный зал : « ». — 2006. — № 17. Дата обращения: 7 апреля 2017. 7 апреля 2017 года.
  21. . Дата обращения: 28 марта 2017. 13 января 2019 года.
  22. Страда В. [ СССР, Америка и Италия на страницах Некрасова: сокращённый перевод статьи из газеты „Ринашита“, 1963 г. // РГАЛИ. — Ф. 631. — Оп. 26. — Ед. хр. 1986.
  23. . Дата обращения: 28 марта 2017. 26 февраля 2021 года.
  24. Александр Твардовский . . Журнальный зал : « Знамя ». — 2002. — № 4. Дата обращения: 7 апреля 2017. 22 июня 2019 года.
  25. (англ.) . The New York Times . Дата обращения: 1 октября 2017. 2 мая 2018 года.
  26. Giulio Einaudi, a Publisher. . Italian Recalls Khrushchev chat (англ.) . The New York Times . — Итальянский отзыв на сайт о Хрущёве. Дата обращения: 1 октября 2017. 2 мая 2018 года.
  27. (англ.) . The New York Times . Дата обращения: 1 октября 2017. 19 марта 2021 года.
  28. Самокритический автопортрет // Витторио Страда. Россия как судьба. — М. : Три квадрата, 2013. — С. 508.
  29. Всеволод Кочетов // Клара Страда-Янович. Фрагменты прошлого. Мой дальний Восток — М. , 2015. — С. 123—127.
  30. Самокритический автопортрет // Витторио Страда. Россия как судьба. — М. : Три квадрата, 2013. — С. 510.
  31. . Разговор с Витторио Страда. — Часть 3 . Дата обращения: 11 мая 2018. 11 мая 2018 года.
  32. // ИноСМИ. от 11 мая 2018 на Wayback Machine
  33. . Год 1967-ой . Радио Свобода. Дата обращения: 26 мая 2018. 29 мая 2018 года.
  34. Анна Колчина: Радио Свобода как литературный проект. — М. , 2016. — С. 112—113.
  35. Department C, translation by Giulio Dacosta, Introduction by Vittorio Strada , Turin, Einaudi, 1969 (англ.)
  36. . Год 1969-ый . Радио Свобода. Дата обращения: 26 мая 2018. 7 августа 2018 года.
  37. Анна Колчина: Радио Свобода как литературный проект. — М. , 2016. — С. 113.
  38. Юрий Карякин . Брату итальянскому — дай тебе Бог многая лета! // Vittorio: Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды. — М. : Три квадрата, 2005. — С. 20—29.
  39. . Журнальный зал : « НЛО ». — 2004. — № 69. Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  40. Валентин Лукьянин . . Журнальный зал : « Урал ». — 2010. — № 12. Дата обращения: 9 апреля 2017. 9 апреля 2017 года.
  41. Самокритический автопортрет // Витторио Страда. Россия как судьба. — М. : Три квадрата, 2013. — С. 510—511.
  42. Борис Мессерер . . Журнальный зал : « Знамя ». — 2011. — № 12. Дата обращения: 7 апреля 2017. 7 апреля 2017 года.
  43. О публикации статьи в связи с антисоветской акцией Итальянской соцпартии. Пост. С-та ЦК. от 28 апреля 2017 на Wayback Machine
  44. . Устная история. Дата обращения: 11 мая 2018. 11 мая 2018 года.
  45. Ольга Седакова. . Дата обращения: 6 июня 2019. 6 июня 2019 года.
  46. Independent University, 3001 Veazey Terrace, NW, Washington, D.C.20008 USA (англ.)
  47. Игорь Золотусский . // «Литература»: журнал. — 2003. — № 41. от 29 марта 2017 на Wayback Machine
  48. . — С. 373—378. от 2 апреля 2017 на Wayback Machine
  49. // Комсомольская правда. — 1990. — 23 октября. — С. 1. от 6 апреля 2022 на Wayback Machine
  50. А. Солженицын. На возврате дыхания. М.: Вагриус, 2004 ISBN 5475000921
  51. . Дата обращения: 28 марта 2017. 12 августа 2014 года.
  52. от 26 сентября 2022 на Wayback Machine // ТАСС (дата обращения: 28.09.2022)
  53. . Литературная газета. Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  54. Марио Карамитти . . Сегодняшняя русская литература в Италии и из Италии . Журнальный зал : « Октябрь ». — 2003. — № 10. Дата обращения: 9 апреля 2017. 9 апреля 2017 года.
  55. . facebook.com . Дата обращения: 7 июня 2019. 26 мая 2022 года.
  56. . Дата обращения: 2 октября 2018. 30 июня 2018 года.
  57. . Год Литературы (2018). Дата обращения: 11 мая 2018. 11 мая 2018 года.
  58. . Год Литературы (2018). Дата обращения: 11 мая 2018. 11 мая 2018 года.

Литература

  • Vittorio: Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды / Сост. Сергей Бочаров , Александр Парнис . — М. : Три квадрата, 2005. — 760 с. — (Серия «Филология»). — ISBN 5-94607-053-3 .
  • // Vittorio: Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды. — М. : Три квадрата, 2005. — С. 9—14.
  • Самокритический автопортрет // Витторио Страда. Россия как судьба. — М. : Три квадрата, 2013. — С. 465—524.
  • Клара Страда-Янович . Фрагменты прошлого. Мой Дальний Восток. — М. : Три квадрата, 2015. — 128 с. — ISBN 978-5-94607-205-2 .

Ссылки

  • (итал.)
  • в "Литературной Газете"

Примечания

  1. Алексей Мокроусов . О советском истоке // от 19 декабря 2021 на Wayback Machine
Источник —

Same as Страда, Витторио