Interested Article - Смута в Кокандском ханстве

Междоусобная борьба в Кокандском ханстве — серия внутренних конфликтов на землях Кокандского государства за власть между кочевой и оседло-земледельческой знатью, прекратившаяся только с покорением Коканда Российской империей . Борьба за власть в Кокандском ханстве имела, в некоторой степени, этническую окраску — вся поздняя история государства Ферганской долины заключается, главным образом, в кровавой борьбе оседлого населения и кипчаков , к которым примкнули киргизы . Осёдло-земледельческая аристократия представляла, главным образом, оседлое население: узбеков и таджиков ), а кочевая — ферганских кипчаков и киргизов .

С самого возникновения ханства развернулась борьба за политическую гегемонию между феодально-клерикальной и военно-племенной аристократией. Претенденты на трон стремились использовать этнический фактор в борьбе за власть, что приводило к разобщению и ослаблению кокандского общества, и, в конечном итоге, было на руку внешним силам, стремившимся к полному завоеванию ханства .

Война с Бухарой

В первой половине XIX века Кокандское ханство достигло своего наивысшего расцвета . Если в начале Кокандское ханство было раздроблено на ряд уделов, то при Алим-хане и Умар-хане оно укрепилось и расширилось за счёт вошедших в его состав соседних территорий .

Несмотря на то, что в последние годы правления Мухаммада Алихана политическое влияние государства в Средней Азии заметно усилилось, внутри страны положение было крайне сложным. Мадали, отстранив от участия в управлении государством самых авторитетных людей (ферганских ходжей, в большинстве своём ), открыл путь для своих невежественных дел и привёл государство к гибели . После того, как были изгнаны, казнены или отстранены от должностей влиятельные люди, Мухаммад Али начал править государством самовольно. Он окружил себя людьми, которые были далеки от политики и управления государством, и в их компании также отстранился от государственных дел. Всё это ослабило государство и отрицательно сказалось на авторитете самого хана. Этим воспользовалась недовольная партия, обратившаяся к бухарскому эмиру Насрулле с просьбой помочь навести порядок и освободить страну от преступного хана — якобы Мадали-хан женился на мачехе , что, по шариату , представляет собою великое преступление .

Воспользовавшись внутренними противоречиями, Насрулла начал против него войну, а в мае 1842 г. занял столицу, город Коканд , а ханство было обращено в бухарскую провинцию. Захватив Коканд, эмир организовал кровавую бойню, в которой были истреблены многие из аристократической знати — фактически, опоры централизованной власти . Убит был и сам Мадали-хан, вместе с братьями и двумя сыновьями (чтобы оправдать свой поступок, Насрулла велел распустить слух, что хан женился на своей матери и что именно за это он подверг его казни) .

Кокандцы, избравшие ханом скрывавшегося у таласских киргизов двоюродного брата Омар-хана, Шир-Али , вскоре изгнали бухарские войска из города. Попытка эмира вернуть Коканд закончилась неудачей.

Возвышение Мусульманкула

Шерали, носивший прозвище «туповатый» , оказался правителем добрым и кротким, но при нём усилилась вражда между кочевниками-тюрками и оседлыми населением, которая существовала исстари и уже раньше нередко приводила к столкновениям .

Во время войны с Бухарой выдвинулся кулан- кипчак , сделавшийся после убийства мингбаши всевластным временщиком. Выражая интересы части кипчакской знати, желавшей политического доминирования, и руководствуясь собственными амбициями, он стремился к единоличному правлению в Кокандском ханстве и на короткий срок достиг своей цели: при Шерали он имел большое влияние на правителя, а несовершеннолетний сын последнего, Худаяр , стал марионеткой в руках Мусулманкула, занявшего ключевой пост мингбаши и ставшего аталыком (регентом) и фактическим правителем ханства .

Кипчаки, придя к власти, начали истреблять виднейших представителей духовенства (улемов, шейхов, сейидов) и светскую знать - эмиров. Были казнены шейхульислам Намангана Закир-ходжа, мударрис соборной мечети Хальфа Сафо, Домулла Халмухаммад-раис, Домулла Ходжам-кули алам, Сулейман-ходжа — сын шейхулислама и Мавлави Ахмад Кашшак Андижани и' др. В борьбе против кипчакской аристократии активно было и кокандское духовенство, так как среди казненных Мусульманкулом находились и крупнейшие муллы и шейхи.

Мусульман-куль раздал все видные должности кипчакам, которые начали хозяйничать в стране, притесняя оседлое население . Для оседлого населения видеть себя во власти «необразованных» кочевников было сильнейшим унижением. Воспользовавшись пребыванием Мусульман-куля в Оше , занятого подавлением там , алайцы призвали на ханство Мурад-бека , сына Алимхана, и убили Шерали (1845). Мусульманкул со своими кипчаками поспешил в Коканд, убил Мурад-хана, процарствовавшего лишь 11 дней, и возвёл на престол 16-летнего Худояра, младшего из 5 сыновей Шерали .

Правление Мусулманкула характеризовалось засильем кипчаков во всех сферах жизни Кокандского ханства . Автор труда « Тарих-и джаханнама-йи » (всемирная история) Аваз Мухаммад «Аттар» Хуканди отмечает, что Мусульманкул и кипчакская элита поделили между собой всю страну. Кипчаки со своими семьями пришли в Коканд, и, изгнав горожан, завладели их имуществом. В сельской местности, получив лучшие земли в ханстве и отобрав их у прежних владельцев, кипчаки узурпировали и право на воду. По словам В. П. Наливкина , « арыки сделались частной собственностью кипчаков; имея надобность оросить своё поле, сарт получал воду только тогда, когда уплачивал некоторую дань тому кипчаку, который объявил себя хозяином ( джуйдар ) данного арыка» .

Мирза Алим Ташканди в своём труде « Ансаб ус-салатин ва таварих ул-хавакин » указывал, что не все кипчакские вожди разделяли амбициозные устремления Мусульман-Кула и под давлением некоторых своих знатных соплеменников он был смещён с должности мингбаши, после чего отдалён от столицы назначением наместника Чуста . Однако, всевластный аталык не смирился с таким ходом событий, и, опираясь на верных себе людей, принудил восстановить в должности мингбаши и вернуть себе главенствующее положение в ханстве (1849).

«Кыпчакская резня»

Засилье кипчаков вызвало, естественно, протест оседлого населения ханства, среди которого всё больше усиливались антикипчакские настроения. Среди земледельческой и городской знати ханства постепенно формировалась сила, крайне недовольная властью кипчакской верхушки, опираясь на которую Худаяр выступил как глава государства. Этому во многом способствовало и серьёзное поражение группы Мусульманкула в Ташкенте , где местной феодальной знати не был нанесён такой тяжёлый удар кипчаками, как в Коканде.

Тяготясь опекой Мусульман-куля, Худояр-хан стал опорой оседлой феодально-клерикальная знати, а после победы у местечка Балыклама (или Билкылама) вблизи селения Балыкчи (около Намангана ) сверг и казнил его (1852), после чего организовал настоящий разгром кипчаков. Во все кипчакские поселения были посланы отряды войск, и приближённые хана, разделив на участки всё ханство, старательно истребляли каждый в своём участке поголовно всех мужчин-кипчаков . В « Туркестанском сборнике » сообщается, что за три месяца было убито около 20 тысяч кипчаков . Освободившись от кипчаков, Худаяр-хан окружил себя сартами, которых и назначил беками в различные города.

Итак, дальнейшая борьба за власть окончательно приобрела этнический оттенок, ибо в последующие годы Малла-хан , Шахмурад-хан , Султан Саид-хан , Насриддин-хан и другие претенденты опирались в основном на кочевую знать, в руках которой сами иногда становились политическими марионетками. В этой междоусобной борьбе за власть часто претенденты брали верх, в результате чего, как известно, Худаяр-хан трижды вынужден был уступить трон своим ближайшим родственникам. Это говорит, о том, что борьба за власть в Кокандском ханстве носила ожесточённый и непримиримый характер. Таким образом, борьба за власть между ханом и членами ханской династии, удельными правителями, представителями высших сословий всё более обострялась, частыми были столкновения между оседлым и кочевым населением; против ханской деспотии народы Средней Азии.

Последующая смута

Худояр жестко собирал налоги . Беззаконные тяжкие поборы опять сделались административной системой. И не только кочевники подверглись угнетению, но и на оседлое население хан наложил лишения: он учредил откуп на базарные лавки, установил непомерные налоги со съестных припасов, со всякого имущества, даже с колючки, собираемой для топлива.

Невыносимые поборы Худояр-хана содействовали усилению кипчакской партии. После событий 1853 года кипчаки были обескровлены и несколько лет в ханстве существовало относительное затишье, нарушенное выступлением против Худаяр-хана кипчаков и кара-киргизов во главе с Малла-ханом (1858).

Армии двух враждующих братьев встретились . Худояр был разбит и бежал в Бухару, а Молля-хан был объявлен кокандским ханом. Стремясь усилить свою личную власть, Малла-хан правил жестко и проводил репрессивную политику, что привело к появлению оппозиции, члены которой устроили дворцовый переворот и убили хана на четвёртом году его правления, а на трон Коканда возвели сына Сарымсака, 15-летнего Шахмурада , аталыком при нём стал кыргыз-кипчак Алимкул .

Вскоре, однако, жители кокандского Ташкента вспомнили своего прежнего правителя Худаяра и призвали его из Бухары на престол. В этот раз удача сопутствовала ему — он разбивает вражеское войско, овладевает Кокандом, а Шахмурада увозят по его приказанию в Ташкент и убивают. Через некоторое время Алимкул выступил против Худояра, и 9 июля 1863 года объявил кокандским ханом спасённого им сына Малла-хана — Султана Сайида , тут же начав решительные действия. Последний вновь вынужден был бежать в Бухару. Наступило время для Алим-кула (Аликули) быть полновластным правителем всего Коканда .

Когда же Алим-куль погиб под Ташкентом (1865), бухарский эмир Музаффар явился с войском в Коканд, посадил Худояра беком , но на возвратном пути был разбит русскими войсками под Ирджаром , последовавшее же затем занятие Ура-Тюбе и Джизака отрезало Кокандское ханство от Бухары, а непрекращающиеся смуты лишь облегчали утверждение русской власти в той части Туркестана , которая входила в состав Коканда.

Кокандское восстание

Даже после того, как Россия захватила часть территории ханства и было заключено русско-кокандское соглашение 1868 года, Худаяр-хан не только не умерил жестокости в управлении, а напротив, воспользовался своим новым положением для своих деспотических целей. Покровительство русских служило ему охраной от постоянных притязаний, и с другой стороны — одним из средств запугивания своих подданных.Такая жестокость и несправедливость побудили кочевников южной Киргизии к восстанию в 1873 году. Поводом к волнению был увеличенный против обычного размера закятный сбор, что переполнил терпение разорённых тюрок.

Убийство по приказу Худояра 40 старейшин, прибывших к нему в знак примирения, разожгло ещё больше народную ненависть, и восстание приняло более широкий размах, и даже оседлые подданные хана стали переходить на сторону восстания. Последнюю мысль подтверждают и местные источники. Помещённые в « Туркестанском сборнике » материалы свидетельствуют о том, что восстание дало новый импульс борьбе за власть в Кокандском ханстве. Стремясь на волне народного гнева завладеть троном, претенденты из числа ханской фамилии, по собственной инициативе, или же заручившись поддержкой некоторых руководителей восстания, стали предъявлять права на престол .

Под натиском повстанцев Худаяр-хан в июле 1875 года был вынужден бежать из Коканда. При поддержке перешедшего на сторону восставших Абдурахман-автобачи был объявлен ханом старший сын Худаяр-хана — Насриддин . Однако его правление длилась недолго: после заключения в сентябре 1875 года мирного соглашения с генералом Кауфманом, предусматривавшего передачу Российской империи северной части Ферганской долины как Наманганского уезда (теперешней Наманганской области ), он был свергнут повстанцами и вслед за отцом бежал в Ташкент. Наконец, наступил черёд самопровозглашённого Пулат-хана . Однако царские войска подавили восстание, лже-Пулат-хан был казнён, само Кокандское ханство упразднено, а его территория — включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства . Таким образом, продолжительная борьба за власть в Кокандском ханстве завершилась в конечном итоге ликвидацией этого государства и переходом его территории под юрисдикцию «Белого царя».

См. также

Примечания

  1. ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. ↑ Елшибаев С. К. Кокандское ханство в 40-х—70-х годах XIX века: политический расклад сил (по материалам «Туркестанского сборника») // Научный мир Казахстана. 2011. № 3 (37). стр. 80–81.
  3. Тимченко С. В. от 17 февраля 2020 на Wayback Machine // Вестник КазНПУ. 2011.
  4. Топилдиев Н. Р. от 17 февраля 2020 на Wayback Machine // Исторические исследования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — стр. 23-25.
  5. Бейсембиев Т. К. . — Алма-Ата: Наука, 1987. — С. 105—108. — 200 с.
  6. Абдулкаримов Д. А. Политическое положение Ура-тюбинского владения и Худжанда в начале XVIII — до 40-х гг. XIX вв. (по материалам «Мунтахаб ат-таварих» Мухаммада Хакимхана) . 2020. стр. 84.
  7. Турсунов Б. Р., Кокандское ханство в годы правления Мухаммада Али-хана (1822–1842 гг.) // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия Гуманитарных наук. 2018. № 4. стр. 23.
  8. Турсунов Б. Р., Икромов Н. А. Таджики в составе Кокандского ханства (к истории образования Кокандского ханства) // Учёные записки Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2017. № 3(52). стр. 31-36.
  9. Арминий Вамбери Путешествие по Средней Азии . Глава « от 17 февраля 2020 на Wayback Machine ».
  10. Азимкул У. А. от 17 февраля 2020 на Wayback Machine Алтайский государственный университет, 2019.
  11. ↑ Набиев Р. Из истории Кокандского ханства. Т., 1973, с.38
  12. Марков Е. Л. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге . — СПб. , 1901.
  13. Наливкин В. П. Краткая история Кокандского ханства . Казань, 1886.
  14. Бартольд В. В. Сочинения . стр. .

Same as Смута в Кокандском ханстве