Interested Article - Одзава, Эйтаро

Эйтаро Одзава ( яп. 小沢栄太郎 Одзава Эйтаро ), родился 27 марта 1909 года в Токио , Япония — умер 23 апреля 1988 года в Дзуси , Канагава , Япония — японский характерный актёр театра, кино и телевидения, театральный режиссёр. Работал в театральных труппах сингэки (что переводится как «новая драма», — японские театральные труппы в европейском стиле). Был одним из основателей знаменитого театра . Снялся более чем в 300 фильмах (в кинолентах 1935—1940 гг. и с 1949 по 1957 гг. под псевдонимом Сакаэ Одзава). Работал практически во всех крупных кинокомпаниях, а также на студийных площадках независимого кинематографа Японии. Член КПЯ (Коммунистической партии Японии) с 1929 года . За выдающиеся достижения в области театра и кино награждён Орденом Восходящего солнца IV степени (1988) .

Биография

Ранние годы и начало театральной деятельности

Родился в 1909 году в столичном посёлке (ныне это один из кварталов токийского района Минато ), в семье торговца, владеющего магазином мебели западного стиля. Когда мальчику было 7 лет, мать привела с собой старшую сестру и ушла к другому мужчине. С этого времени Эйтаро воспитывался тёткой, которая стала его мачехой . После окончания начальной школы Minato kuritsu onarimon shō gakkō 14-летний Эйтаро перешёл в среднюю школу Shiba chūgakkō kōtō gakkō, но во время учёбы заболел плевритом. Проходил лечение дома. Боролся с болезнью более трёх лет, в течение которых прочёл много книг и в конечном итоге заинтересовался театром. Планировавшееся после болезни продолжение получения среднего образования было прервано, так как Эйтаро не справлялся с математикой, кроме того юноша изо всех сил рвался на театральные подмостки.

С 1927 года Одзава был частым посетителем пролетарского театра , где подвязался подмастерьем, а затем становится учащимся на курсе пролетарской драмы при этом театре. В 1929 году появился в спектакле «Сплошная линия» левацкого театра и начал с этого времени участвовать в пролетарском театральном движении. В этот же год стал членом КПЯ (Коммунистической партии Японии). С 1930 года сотрудничал с различными токийскими театральными труппами левого толка, взяв себе театральный псевдоним Сакаэ Одзава . В том же году был принят , и левые радикальные группы, такие как коммунистическая партия, стали подвергаться интенсивному преследованию. Многие деятели театров левого толка были обвинены в нарушении этого закона. В 1932 году Одзава был арестован властями за нарушение Закона о сохранении мира и провёл в тюрьме полтора года.

В 1934 году Одзава вместе с такими известными театральными деятелями, как , Осаму Такидзава , , принимал участие в создании нового театра . Играл главные роли в спектаклях по пьесам («Ветры на северо-востоке», «Миллиард человек с учётом меня»), Максима Горького На дне »), («Абстрактная оценка»). В этот же период Одзава начинает пробовать свои силы в театральной режиссуре.

Карьера в кино и театре

К 1934 году относится и первое появление актёра в кино. Актёр сыграл небольшой эпизод в первом музыкальном фильме студии P.C.L. (раннее название впоследствии знаменитой компании «Тохо») «Крона сакуры». В предвоенный период кинороли Одзавы были эпизодическими, но он получил опыт работы с такими мастерами кинорежиссуры, как и Микио Нарусэ .

19 августа 1940 года власти милитаристской Японии распорядились о роспуске двух трупп «левых» театров, в том числе и «Синкё гэкидан» . Были арестованы многие из членов труппы, среди них и Одзава . Всем им опять-таки вменялось в вину нарушение Закона о сохранении мира. После освобождения из заключения в 1942 году военные власти запретили актёру пользоваться его псевдонимом Сакаэ Одзава, и отныне он подписывался в титрах фильмов своим настоящим именем. В этот период он присоединился к кинокомпании « Сётику ». В том же, 1942 году, актёр снялся в трёх фильмах, в том числе у таких классиков, как Томотака Тадзака («Мать и мачеха») и Тому Утида («Сунээмон Тории»). В 1943 году Одзава сыграл главную роль в дебютной ленте Кэйсукэ Киноситы « Гавань в цвету », где он вместе с партнёром, популярным киноактёром Кэном Уэхарой показал мягкое, причудливое действо.

Усилиями актёров Эйдзиро Тоно , , Сугисаку Аояма, Тиэко Хигасияма и Эйтаро Одзава в 1944 году был создан Театр актёров . На какое-то время Одзава ушёл из новообразованной труппы, но вернувшись в театр в ноябре 1946 года сыграл на сцене множество центральных ролей, а также занимал руководящие должности в управлении театральной компании.

В фильме 1946 года « Утро семьи Осонэ » (реж. Кэйсукэ Киносита) Эйтаро Одзава сыграл армейского офицера, который верит в победу имперской Японии . Герой демонстрирует стойкую убеждённость и действует в соответствии со своими принципами, пренебрегая при этом людскими душами. За исполнение этой роли Эйтаро Одзава был назван лучшим актёром 1946 года на 1 церемонии вручения кинопремии «Майнити» . Сотрудничество актёра с режиссёром Кэйсукэ Киноситой было неоднократным, в одной из последующих их совместных работ, киноленте «Женщина» Эйтаро Одзава имел уникальный опыт: весь фильм на экране только два героя — мужчина и женщина. Актёр прекрасно справился с этой сложнейшей задачей (напару с партнёршей, известной в те годы актрисой Мицуко Мито ).

С 1949 по 1957 годы актёр вновь берёт псевдоним Сакаэ Одзава. Именно это имя было написано на театральных афишах театра «Хайюдза», где он продолжал служить в эти годы, и в титрах многочисленных кинофильмов. С начала 1950-х годов актёр снимался очень много, играл по 12 и более ролей в год (в 1955 году он принял участие в 21 кинопроекте). Всего за творческую карьеру Эйтаро Одзава снялся более чем в 300 кинолентах. В публикуемой здесь фильмографии 301 фильм (включая несколько ТВ проектов), и это не все его работы перед камерой. Лицо актёра было хорошо знакомо кинозрителям Советского Союза , так как 14 фильмов с его участием демонстрировались в советском кинопрокате. За полвека работы в кинематографе, Эйтаро Одзава, не связанный студийным контрактом ни с какой кинокомпанией, снимался в фильмах различных кинокомпаний, он трудился на всех студиях «большой шестёрки»: « Сётику », « Тохо », « », « Никкацу », « Тоэй » и « Дайэй », принимал участие и в проектах независимых компаний . Актёр сотрудничал практически со всеми крупными японскими кинорежиссёрами, в том числе с Ясудзиро Одзу (роль отца главного героя в фильме « Рассказ домовладельца », 1947 ), Кэндзи Мидзогути (роли в фильмах: « », 1947; « Пламя моей любви », 1949; « Сказки туманной луны после дождя », 1953 ; « », 1954 ; « Ёкихи », 1955 ), Тэйносукэ Кинугаса («Легенда о Великом Будде», 1952 ; «Может ли роза совершить путешествие», 1955; «Белая цапля», 1958 ; «Бумажный фонарь», 1960 и др.), Микио Нарусэ Молния », 1952; « Когда женщина поднимается по лестнице », 1960; « », 1966 и др.), Акира Куросава Скандал », 1950 ), Дайскэ Ито («Шея вассала», 1955; «Шрамы Ёсабуро», 1960 и др.), Тадаси Имаи (новелла «Невеста из деревни» в киноальманахе « Когда любишь », 1955; «Белая скала», 1960), Кодзабуро Ёсимура Повесть о Гэндзи », 1951 ; « Скрытые настроения », 1956 ; « На этой земле », 1957 и др.), Канэто Синдо Волки », 1955; « Счастливый дракон № 5 », 1959 ; « », 1965 и др.); Кон Итикава («Река Соло», 1951; «Молодёжь», 1952; « Клан Инугами », 1976 ; « Дом повешенной на Больничном Спуске », 1979 ); Масаки Кобаяси (« », 1955; « », 1956; « Удел человеческий I », 1959 и др.); Ясудзо Масумура Жена сознаётся », 1961 ; « Чёрный автомобиль », 1963 и др.); Нагиса Осима Кладбище солнца », 1960; « Церемония », 1971 ); Сэйдзюн Судзуки («Пропадите вы пропадом!», 1960; «Наша кровь не простит», 1964 ); Киндзи Фукасаку Гордый вызов », 1962 ; « », 1969 ; «Новые битвы без чести и жалости 3: Последние дни босса», 1976) и др.

Эйтаро Одзава имел репутацию хорошего исполнителя на роли отрицательных персонажей, злодеев. Наиболее интересны в этом плане его образы в фильмах Сацуо Ямамото : « Большая белая башня » ( 1966 ), «Великолепное семейство» ( 1974 ) и «Бесплодная зона» (1976). Роль профессора Угаи из «Большой белой башни» актёр повторно исполнил в ТВ сериале- ремейке ( 1978 ).

В результате внутреннего конфликта в театральной труппе, Одзава оставил театр «Хайюдза» в 1969 году .

В 1988 году Эйтаро Одзава умер от рака лёгких на восьмидесятом году жизни в своём доме в небольшом городке Дзуси (рядом с Йокогамой ). Прощание с актёром состоялось в основанном им театре «Хайюдза», в котором он служил с 1946 по 1969 гг.

Личная жизнь

Эйтаро Одзава дважды состоял в браке. Первая жена покончила с собой в 1954 году, уже после того, как супруги расстались. Во второй раз Одзава женился в 1974 году на 37-летней женщине (актёру было к тому времени уже 64) . Старший сын актёра (1938—1999) — драматург, режиссёр и переводчик.

Премии

Кинопремия «Майнити» ( 1947 )
  • 1-я церемония награждения — приз лучшему актёру 1946 года — за исполнение главной роли в фильме «Утро семьи Осонэ» (реж. Кэйсукэ Киносита ) .
Еженедельная премия «Ёмиури»
  • премия лучшему режиссёру — за театральную постановку «Двенадцать ночей» ( 1959 ).
19-я церемония награждения театральной премии Kinokuniya ( 1984 )
  • Специальный приз.

Признание

В 1988 году Эйтаро Одзава был удостоен Ордена Восходящего солнца 4 степени.

Фильмография

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с 15 июля 1957 года, р/у Госкино СССР № 1086/57 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1957. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1957 года.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с 30 декабря 1957 года, р/у Госкино СССР № 1179/57 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 1: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 1 квартале 1958 года.
  3. В советском прокате фильм демонстрировался с 22 июня 1959 года, р/у Госкино СССР № 1021/59 (до 31 января 1964 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 303.
  4. В советском прокате фильм демонстрировался с 1 августа 1959 года, р/у Госкино СССР № 1025/59 (до 1 февраля 1964 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 200-201.
  5. В советском прокате фильм демонстрировался с 15 января 1962 года под названием «Песня о тележке», р/у Госкино СССР № 1159/61 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 238.
  6. В советском прокате фильм демонстрировался с 9 июля 1962 года, р/у Госкино СССР № 1195/61 (до 1 октября 1966 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 338.
  7. В советском прокате фильм демонстрировался с 21 сентября 1964 года, р/у Госкино СССР № 1185/64 (до 1 сентября 1971 года) и с 13 июля 1985 года, р/у 19014/85 (повторный прокат) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Часть III. Зарубежные художественные фильмы», М.: «Искусство»-1968, С. 77.
  8. В советском прокате фильм демонстрировался с 14 марта 1966 года, р/у Госкино СССР № 1318/65 — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 30—31.
  9. В советском прокате фильм демонстрировался с 11 марта 1968 года, р/у Госкино СССР № 2231/67 (до 1 ноября 1974 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 166—167.
  10. В советском прокате фильм демонстрировался с сентября 1968 года (6 октября — Москва), р/у Госкино СССР № 2161/68 (до 1 июня 1975 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 10.
  11. В советском прокате фильм демонстрировался с ноября 1979 года (24 декабря — Фрунзе, 8 февраля 1980 года — Ленинград), р/у Госкино СССР № 2002/79 (до 5 января 1986 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 228.
  12. В советском прокате фильм демонстрировался с 23 марта 1981 года, р/у Госкино СССР № 2215/80 (до 20 июня 1987 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов, выпущенных в 1981 году. В/О «Союзинформкино», Госкино СССР, М.-1982, стр. 112.
  13. В советском прокате фильм демонстрировался с 29 января 1982 года, р/у Госкино СССР № 1902981 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов, выпущенных в 1982 году». М.:В/О «Союзинформкино» Госкино СССР, 1983, стр.89.
  14. В советском прокате фильм демонстрировался с ноября 1983 года (9 декабря — Ленинград, 2 апреля 1984 года — Москва), р/у Госкино СССР № 1903783 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов, выпущенных в 1983 году». М.:В/О «Союзинформкино» Госкино СССР, 1984, стр.98.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France Eitarô Ozawa // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. от 12 июня 2018 на Wayback Machine на сайте «Kotobank» (яп.)
  3. от 12 июня 2018 на Wayback Machine at the Godzilla Cineaste (англ.)
  4. , p. 155.
  5. от 1 декабря 2017 на Wayback Machine at the Mixi.jp (яп.)
  6. от 31 июля 2018 на Wayback Machine at the Japanese Movie Database (JMDb) (яп.)
  7. от 19 сентября 2018 на Wayback Machine (яп.) на официальном сайте премии «Майнити»
  8. от 8 сентября 2019 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  9. от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Ссылки

Литература


Источник —

Same as Одзава, Эйтаро