Interested Article - Димитрий Солунский

Дими́трий Солу́нский , или Дими́трий Фессалоники́йский ( греч. Δημήτριος της Θεσσαλονίκης ) , известен также как Дими́трий Мирото́чец ( греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης ; ум. 306 год ) — христианский святой , почитаемый в лике великомучеников . Пострадал во время правления императора Максимиана . Память совершается в Православной церкви 26 октября ( 8 ноября ), в Католической церкви 9 апреля .

Жизнеописание

Согласно житию , Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках . Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам, по словам агиографа: « стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому ». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Мученичество св. Димитрия, критская икона XV века

Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу .

Димитрий Ростовский . Жития святых (26 октября)

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп « благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес » .

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии ), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония . Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память « в Сирмии Димитрия » , а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память « в Сирмии Димитрия диакона » . По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники . По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия) .

История мощей

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия . Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом . Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий . Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи . Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа ). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке .

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники , они были вывезены из Салоник в Италию . Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своём городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагрённую кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места .

Мироточение

Раковина для сбора мира в крипте базилики святого Димитрия

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые ( Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века , но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году ). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней .

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора ) . В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны , захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь . Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог .

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью . Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона ), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром ( энколпион XII—XIII века в Британском музее ) .

Почитание

Во имя великомученика Димитрия освящены храмы во многих населённых пунктах разных стран.

Греция

Россия

Святой Димитрий Солунский
(русская икона, XII–нач. XIII вв.)
Ростовская финифть . Миниатюрная икона «Дмитрий Солунский».

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем . У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времён особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин . Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя . По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей , одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве , потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче , в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе .

Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I , Юрия Долгорукого , Иоанна II , Иоанна Грозного , Алексея Михайловича . В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх , в присутствии царя.

Наше время

8 ноября 2008 года в Дмитрове был открыт памятник Дмитрию Солунскому работы скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова и архитектора Ростислава Викторовича Нарского .
8 ноября 2013 года в городе Камышине состоялось торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города .

В селе Канаши с 1805 года действует Храм великомученика Дмитрия Солунского .

Иконография

Святой Димитрий Солунский
( псковская икона XV века, Русский музей )
Святой Димитрий Солунский
(греческая икона, 1824 год)

Изображения Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца . В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.

Изначально св. Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, мозаики V—VII веков в базилике Святого Димитрия , Салоники ). Поскольку согласно житию святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым . Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания:

святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: « Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну » .

Чудо о погибели царя Калояна

Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб.

Легенда стала популярным элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьём.

С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 декабря 2010. 29 сентября 2013 года.
  2. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 155—195. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-026-4 .
  3. Acta Stratigraphica Sinica. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV
  4. Martirologos Hieronumus. P. 41, 180
  5. David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  6. . Дата обращения: 23 ноября 2008. Архивировано из 26 июня 2008 года.
  7. . от 26 февраля 2008 на Wayback Machine
  8. Charalambos Bakirtzis. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56 . — P. 176 .
  9. Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
  10. 17 октября 2007 года.
  11. .
  12. Bakirtzis, Ch. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56 . — P. 185—187 .
  13. Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. — B. , 1975. — Vol. 1. — P. 306.
  14. . Дата обращения: 23 ноября 2008. 10 января 2010 года.
  15. «Чтения в Обществе истор. и древн. рос.», 1846 год
  16. .
  17. . от 8 декабря 2015 на Wayback Machine .
  18. . Дата обращения: 23 ноября 2008. 14 июля 2009 года.
  19. . Дата обращения: 23 ноября 2008. 19 апреля 2012 года.
  20. Большаков, Сергей Тихонович. Подлинник иконописный. — М. , 1905. — С. 42.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Димитрий Солунский