Interested Article - Нивхи

Ни́вхи ( нивх. нивхгу, ниғвӈгун «люди, народ» — от нивх «человек» ) — малочисленный народ , проживающий на Дальнем Востоке России . Устаревшее название этого народа — гиляки ( тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка» ). Автохтонное (коренное) население Приамурья , острова Сахалин и соседних небольших островов.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы . Исторически разделены на две группы по региону проживания: амурскую и сахалинскую. Представители этих групп отличаются по диалектам и культурным особенностям. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае (низовья Амура , побережье Амурского лимана , Охотского моря и Татарского пролива ), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.

Нивхский язык относят к числу изолированных . По своей культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках ( чукчи , коряки и др.), и по этой причине часто объединяются с ними в одну категорию .

Численность и расселение

Расселение нивхов в ДФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение нивхов в России на 2010 год (в % от общей численности этого народа)

Нивхи проживают около устья реки Амур ( Хабаровский край ) и на северной части острова Сахалин .

Национальный язык — нивхский , но большинство современных нивхов говорит на русском языке . Численность — 4652 человека (2010) .

Численность нивхов в России:

Населённые пункты с нивхским населением согласно переписи 2002 года (исключая Хабаровск, Поронайск и Южно-Сахалинск)

Основные населённые пункты, где проживали нивхи в 2002 году :

Нивхская одежда

До 1945 года в южной (в то время японской ) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта . После войны бо́льшая часть переселилась на остров Хоккайдо . Южно-сахалинский диалект считается в настоящее время вымершим .

Современные данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют; часть из них после войны вернулась в СССР, другая часть была ассимилирована японцами.

Антропология и генетика

Антропология нивхов находится в стадии активного изучения. Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане. Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза . В связи с особенностями их языка и культуры нивхи — палеоазиаты , они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо - маньчжурам . Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина ( археология мезо / неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так и тунгусо-маньчжурских народов Приамурья . В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость этих этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления .

У нивхов Сахалинской области, наряду с коряками и удэгейцами, выявлено значительное наличие Y-хромосомной гаплогруппы С3* (наибольшая частота среди восточносибирских этносов — 71 %) и практически полное отсутствие европеоидного компонента. Y-хромосомная гаплогруппа Q1a* (Q1ахМ346) обнаружена только у нивхов (7,7 %), коряков, чукчей и эвенков. У нивхов, как и у удэгейцев , Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 встречается с частотой менее 4 % — 1,9 %. Y-хромосомная гаплогруппа O3a* встречается с частотой 7,7 %, D — 5,8 %, O* — 3,8 %, O2 — 1,9 % .

История

Расселение народов Сибири в XVI веке

Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура . Их отождествляют с археологической охотской культурой , занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов.

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала VII века. В них говорится о народе гилями ( кит. 吉列迷 Jílièmí ), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке , когда здесь побывали казаки -землепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков , который называл их «гиляками». Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 годах на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского , основавшего город Николаевск . Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Сведения, собранные российскими путешественниками Максимом Перфильевым , Иваном Москвитиным , Ерофеем Хабаровым , Иваном Крузенштерном и другими, содержали информацию о расселении, хозяйственной деятельности и материальной культуре нивхов .

Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1858 года и Пекинского договора 1860 года .

Традиционное хозяйство

Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля . Сырая и вяленая (реже — варёная и жареная рыба ) составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство .

Духовная культура

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа.

Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали обряд воздушного погребения .

Нивхская литература обязана возникновением писателю Владимиру Санги . Другая ключевая фигура — учёный Чунер Таксами .

Культурные аллюзии и эпонимы

Примечания

  1. Таксами Ч. М. Словарь нивхско-русский и русско-нивхский. — Ленинград: Просвещение, 1983. — С. 69, 211, 276.
  2. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  3. . Дата обращения: 8 августа 2015. Архивировано из 9 июня 2014 года.
  4. Груздева Е. Ю. Нивхский язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. — М. : «Индрик», 1996. — С. 139—154.
  5. Gruzdeva Ekaterina. Nivkh. — Lincom Europa, 1998. — P. 6—7. — (Languages of the World/Materials).
  6. / Отв. ред. В. И. Цинциус. — Ленинград: Наука, 1975. — С. .
  7. . 15 марта 2013 года. // ВПН-2010.
  8. . Дата обращения: 26 июля 2015. Архивировано из 27 марта 2019 года.
  9. // Этнонациональные общности России: историко-демографическая и этносоциокультурная характеристика. 2 апреля 2015 года.
  10. . 25 октября 2020 года. , Томск — 2012
  11. Скоринов С. Н. . Человек и Наука (1996). — автореферат диссертации по истории. Дата обращения: 31 августа 2023. 31 августа 2023 года.
  12. 20 декабря 2014 года. — М., 1981.
  13. Василий Усов. // НИП Нивхи.ру. 13 марта 2015 года.

Литература

Отдельные работы

Разделы в книгах

  • // Народы России: живописный альбом. Выпуск VII и VIII. — СПб: типография товарищества «Общественная Польза», 1880. — С. 544—555.
  • Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М. : Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
  • Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. — Хабаровск: Дальгиз, 1933. — С. 13—388.

Ссылки

  • (недоступная ссылка — ) .
Источник —

Same as Нивхи