Interested Article - Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Выставка Хормейстеров театра
Максимов В. Р., Лецкая Н. Д.

Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — театр оперы и балета в Тверском районе Москвы . Ведёт историю с декабря 1918 года как Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского . В окончательном виде сформировался в 1941 году после объединения с Музыкальной студией Московского Художественного театра Владимира Немировича-Данченко .

Полное наименование — Московский академический Музыкальный театр имени Народных артистов Союза Советских Социалистических Республик Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко .

История

Предыстория

Режиссёры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко сотрудничали с артистами Большого театра в оперных и балетных постановках с 30 декабря 1918 г. В 1919 году начались регулярные занятия Оперной студии Большого театра под руководством Станиславского. Сотрудничество Немировича-Данченко с Большим театром не увенчалось успехом, и в том же году он организовал собственную Музыкальную студию при Московском художественном театре .

В 1920 году Оперная студия отделилась от Большого театра. Через год состоялось первое совместное выступление актёров обеих студий на сцене Московского Художественного театра. Зрителям были представлены фрагменты опер Николая Римского-Корсакова « Боярыня Вера Шелога » и « Ночь перед Рождеством », опера Жюля Массне « Вертер » и ряд музыкальных произведений по мотивам творчества Александра Пушкина под аккомпанемент рояля . Летом 1922 года состоялись гастроли Оперной студии по Европе и Америке . В 1924 году к труппе присоединился молодой Сергей Лемешев , а музыкальным руководителем коллектива стал дирижёр Вячеслав Сук . Любовь Орлова , после окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год работала хористкой, затем актрисой Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко .

В 1926 году оба коллектива получили статус государственных театров. Тогда же им было передано здание бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке , 17. Труппы выступали и репетировали поочерёдно. Постановки Станиславского были более традиционными по репертуару: оперы « Евгений Онегин » и « Пиковая дама » Петра Чайковского , « Богема » Джакомо Пуччини , « Кармен » Жоржа Бизе , « Борис Годунов » Модеста Мусоргского , « Царская невеста » и « Майская ночь » Николая Римского-Корсакова, « Севильский цирюльник » Джоаккино Россини , « Риголетто » Джузеппе Верди . Немирович-Данченко стремился к большему новаторству. С одной стороны, он экспериментировал с опереттой : « Дочь мадам Анго » Шарля Лекока , « Перикола » и «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха , « Корневильские колокола » Робера Планкета . С другой — набирали популярность его авторские интерпретации классических оперных и драматических сюжетов: « Лисистрата » Рейнгольда Глиэра по мотивам трагедии Аристофана , « Травиата » Джузеппе Верди, «Карменсита и солдат» — вольная интерпретация «Кармен» .

В это же время начал свой путь в оперной труппе молодой певец Анатолий Орфёнов , а одним из ведущих театральных педагогов по вокалу стал Леонид Собинов . Как при жизни Станиславского, так и после его смерти в 1938 году, когда Оперную студию возглавил Всеволод Мейерхольд , основанные им и Немировичем-Данченко театры считались более демократичными, чем бывшие императорские сцены, и потому пользовались популярностью среди московской интеллигенции , студентов, театральных деятелей нового поколения . Журналист В. В. Яковлев писал о студии Станиславского в газете «Красная панорама»:

Одним из необычных условий восприятия было отсутствие рампы . Свежесть и простота игры, внешний облик молодых сил, молодое и искреннее увлечение, тщательность сценической подготовки — все это вызвало у слушателей самое живое сочувствие. И несмотря на то, что не было оркестра, что не всем участвующим удавалось до конца выдержать передаваемый образ, казалось, что иное претворение данной оперы и невозможно .

В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла основанная в 1929 году труппа «Московский художественный балет» Викторины Кригер . Сотрудничество коллективов началось шестью годами раньше, в 1933 году. В состав труппы входили артисты Ангелина Урусова, Мария Сорокина , Александр Клейн , Николай Холфин, Анатолий Тольский, Владимир Бурмейстер . Режиссёры Борис Мордвинов и Павел Марков пропагандировали принципы системы Станиславского в танце и стремились приблизить балет к психологической драме или реалистической комедии , используя как классические, так и новейшие советские произведения. Наиболее известными танцевальными постановками 1930-х годов стали « Тщетная предосторожность » Петера Гертеля , « Треуголка » Мануэля де Фальи , «Цыганы» Сергея Василенко , « Бахчисарайский фонтан » Бориса Асафьева в постановке Ростислава Захарова . Идейная близость Оперной студии и Музыкальной студии Московского Художественного театра привела к их объединению и созданию в 1941 году Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .

Советское время

Константин Станиславский с актёрами, 1922 год

Образованный в 1941 году театр под руководством Владимира Немировича-Данченко стал «лабораторией» по созданию новых опер, балетов, работе с современными композиторами. Свои сочинения для постановок передавали Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников . После смерти Немировича-Данченко в 1943-м главным режиссёром стал Павел Марков .

Во время Великой Отечественной войны театр единственным в городе продолжил работу и не был эвакуирован даже в дни битвы за Москву . В военные и послевоенные годы были поставлены оперы «Суворов» Сергея Василенко, «Чапаев» Бориса Мокроусова , «Надежда Светлова» Ивана Дзержинского , балеты «Лола» Сергея Василенко, « Шехеразада » Николая Римского-Корсакова, «Берег счастья» Антонио Спаддавеккиа , оперетты «Мадемуазель Фифи» Цезаря Кюи , « Нищий студент » Карла Миллёкера , « Сказки Гофмана » Жака Оффенбаха. Уже после войны, в 1948 году, в состав театра вошла группа артистов Оперно-драматической студии имени Станиславского во главе с дирижёром Исааком Байном .

Знаковыми для развития театра стали 1950-е годы, когда его возглавил ученик Немировича-Данченко Леонид Баратов . В это время, совпавшее с эпохой « оттепели », были поставлены оперы « Война и мир » Сергея Прокофьева , « Кето и Котэ » Виктора Долидзе , « Сицилийская вечерня » Джузеппе Верди, « Запорожец за Дунаем » Семёна Гулака-Артемовского .

В 1960-е годы главным режиссёром театра стал Лев Михайлов . Среди наиболее значительных постановок этого периода — оперы « Паяцы » Руджеро Леонкавалло , « Так поступают все женщины » Вольфганга Амадея Моцарта , «Пиковая дама» Петра Чайковского, « Виринея » Сергея Слонимского , « Кола Брюньон » Дмитрия Кабалевского, «Хари Янош» Золтана Кодая , «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, « Порги и Бесс » Джорджа Гершвина . В 1963 году, впервые с 1930-х, Лев Михайлов вместе с дирижёром Геннадием Проваторовым представил советской публике « Катерину Измайлову » Дмитрия Шостаковича . В это же время в театре работали режиссёры Павел Златогоров , Михаил Мордвинов, Михаил Дотлибов, Николай Кузнецов, Владимир Канделаки , Надежда Кемарская, дирижёры Дмитрий Китаенко , Кемал Абдуллаев , Георгий Жемчужин , Владимир Кожухарь .

Для балетной труппы важной вехой стали периоды с 1941 по 1960 и с 1963 по 1970 годы, когда пост главного балетмейстера театра занимал Владимир Бурмейстер. Ему принадлежат оригинальные постановки « Эсмеральды » Цезаря Пуни , « Лебединого озера » Петра Чайковского, «Штраусианы» на музыку Иоганна Штрауса , « Виндзорских насмешниц » Виктора Оранского, «Жанны д’Арк» Николая Пейко, детского балета «Доктор Айболит» Ивана Морозова. «Снегурочка» на музыку Чайковского была поставлена Бурмейстером по заказу Лондонского фестивального балета. В этот период на сцене театра танцевали Виолетта Бовт , Элеонора Власова , Софья Виноградова , Александр Соболь, Алексей Чичинадзе , тогда же начал свою карьеру молодой Марис Лиепа .

С конца 1960-х — начала 1970-х годов начались сотрудничество с театральными деятелями ГДР: берлинским музыкальным театром « Комише опер », работа с режиссёрами Вальтером Фельзенштейном (опера «Кармен» Бизе), Гарри Купфером ( зингшпиль « Похищение из сераля » Моцарта), хореографом Томом Шиллингом (балет «Чёрные птицы» Георга Катцера) .

Летом 1980 года спектакли театра были включены в культурную программу Московской Олимпиады . В это же время всё больше постановок мировой оперной классики начало ставиться на языке оригинала, а не в русских переводах . Главным новатором в жизни театра стал Евгений Колобов , занявший в 1987 году пост главного дирижёра. Ему принадлежат авторская редакция «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и постановка малоизвестной оперы Винченцо Беллини « Пират ». Пытаясь заново поставить традиционную для театра оперу «Евгений Онегин», Колобов привлёк к работе молодых артистов, что привело к конфликту с руководством и старым актёрским составом. Несмотря на общественную кампанию в защиту дирижёра, в 1989-м ему пришлось покинуть коллектив .

Постсоветское время

С 1991 года главным режиссёром театра стал Александр Титель . Ему пришлось практически заново собирать оперную труппу С июня 1991 Максимов Валерий Русланович принят в Музыкальный театр на должность главного хормейстера. Ему прилось тоже полностью комплектовать хоровой коллектив театра. Первыми постановками Тителя в обновлённом театре стали « Руслан и Людмила » Михаила Глинки , вызвавшая противоречивые отзывы критиков, « Эрнани » Джузеппе Верди и «Богема» Джакомо Пуччини, отмеченные премией « Золотая маска ». Наиболее известными спектаклями рубежа 1990-х 2000-х стали «Кармен» Жоржа Бизе, « Обручение в монастыре » Сергея Прокофьева, « Летучая мышь » Иоганна Штрауса, « Золотой петушок » Николая Римского-Корсакова .

С 1997 года Московский музыкальный театр в сотрудничестве с Большим театром организовал фестиваль современного танца DanceInversion, ставший ежегодным .

Зрительный зал театра, 2008 год

Современность

В 2000-е годы здание театра дважды горело. Первый раз возгорание произошло в июне 2003-го: сгорела часть крыши пристройки, при этом огонь не затронул сцену и зрительный зал. В мае 2005 года театр пострадал от более серьёзного пожара: сгорели сцена, помещение зрительного зала, частично обрушились кровля и стены, понадобилась масштабная реконструкция . Основная сцена была открыта ко Дню города в сентябре 2006-го. Кроме того, были оборудованы репетиционные залы балета, склады костюмов и декораций, хоровой класс, гримёрки для артистов и подземная автостоянка. Общая площадь театра составила около 40 тысяч м², что почти втрое больше, чем до реконструкции .

С 2016 года директором театра стал Антон Гетьман, сменивший на этом посту Ару Карапетяна. Художественным руководителем балетного направления стал французский танцовщик Лоран Илер . Тогда же на малой сцене впервые прошёл фестиваль «Точка пересечения», направленный на открытие новых имён в балете из стран Европы, Азии , Америки и Африки и создание оригинальных танцевальных постановок . В 2017-м стартовал проект «Генеральная репетиция», знакомящий молодёжную аудиторию с современным балетом .

В 2019 году театр удостоен премии « Скрипач на крыше » Федерации Еврейских общин России за постановку оперы «Фрау Шиндлер» .

В ноябре 2020 года директором театра стал Андрей Борисов, который до того был исполнительным директором Пермского академического театра оперы и балета .

В феврале 2022 года из-за вторжения России на Украину Лоран Илер оставил свой пост и экстренно покинул Россию до истечения контракта. В марте 2022 года новым художественным руководителем балетной труппы стал 24-летний артист и хореограф Максим Севагин .

В ноябре 2023 в фойе подготовлена выставка, на которой можно увидеть всех хормейстеров с момента образования театра.

Спектакли

Персоналии

Примечания

  1. Ольга Свистунова. . // ТАСС (30 ноября 2016). Дата обращения: 3 июня 2018. 11 декабря 2016 года.
  2. . // Московский комсомолец (28 апреля 2018). Дата обращения: 30 мая 2018. 11 июня 2018 года.
  3. .
  4. . // Официальный сайт театра. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано из 20 июня 2018 года.
  5. . // Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте. Дата обращения: 30 мая 2018. 19 мая 2018 года.
  6. .
  7. . // Культура.РФ. Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  8. . Национальный туристический портал. Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  9. . РИА Новости (30 октября 2008). Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  10. . Moscow-Live (30 октября 2008). Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  11. . Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано из 20 июня 2018 года.
  12. Юрий Димитрин. . Личности Санкт-Петербурга. Дата обращения: 30 мая 2018. 25 мая 2018 года.
  13. . Аргументы и Факты (6 декабря 1990). Дата обращения: 30 мая 2018. 17 мая 2018 года.
  14. . СlassicalMusicnews.Ru (19 ноября 2007). Дата обращения: 30 мая 2018. 18 мая 2018 года.
  15. . Московский комсомолец (2 декабря 2015). Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  16. . Lenta.Ru (27 мая 2005). Дата обращения: 30 мая 2018. 16 апреля 2021 года.
  17. (недоступная ссылка — ) . Российская газета (28 мая 2005). Дата обращения: 30 мая 2018.
  18. . РИА Новости (2 сентября 2006). Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  19. Майя Крылова. . Музыкальные сезоны (18 февраля 2018). Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  20. . ТАСС (24 ноября 2017). Дата обращения: 30 мая 2018. 18 мая 2018 года.
  21. . ТАСС . Дата обращения: 16 ноября 2020. 23 ноября 2020 года.
  22. . Газета.Ru . Дата обращения: 24 марта 2022. 24 марта 2022 года.
  23. . Московский академический Музыкальный театр. Дата обращения: 6 августа 2017. (недоступная ссылка)
  24. . Дата обращения: 17 апреля 2019. 25 апреля 2021 года.
  25. . Официальный сайт театра. Дата обращения: 30 мая 2018. 20 июня 2018 года.
  26. . Официальный сайт театра. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано из 20 июня 2018 года.

Литература

  • Беляев В. . — М. : Издательство Общества друзей оперной студии-театра им. К. С. Станиславского, 1928. — 58 с.
  • Орфёнов А. . — М. : Издательство Фонда Ирины Архиповой, 2004. — 384 с. — ISBN 5-901180-07-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко