Interested Article - Фонда, Джейн

Дже́йн Се́ймур Фо́нда ( англ. Jane Seymour Fonda ; род. 21 декабря 1937 ) — американская актриса, общественная активистка и писательница. Лауреат двух премий « Оскар » (1972, 1979), пяти премий « Золотой глобус » (1962, 1972, 1978, 1979, 2021), двух премий BAFTA (1979, 1980) и премии « Эмми » (1984).

Ранние годы

Джейн Сеймур Фонда родилась 21 декабря 1937 года в Нью-Йорке, в семье актёра Генри Фонды и светской львицы . Джейн Фонду назвали в честь леди Джейн Сеймур , третьей жены короля Генриха VIII , являвшейся далёкой родственницей матери . Джейн Фонда обучалась в нью-йоркской Актёрской студии , после чего стала моделью и одновременно работала в театре. Позже она начала сниматься в кино, хотя режиссёры сперва не распознали в ней большого актёрского дарования и больше эксплуатировали её привлекательную внешность. Позже Джейн сыграла в вестерне « Кэт Баллу » (1965) режиссёра и « Барбарелле » (1968) Роже Вадима , спародировав свои роли тех лет.

Карьера

Фонда в роли Эйлин Тайлер в фильме «Воскресенье в Нью-Йорке»

Настоящая карьера в кино Джейн Фонды началась с « Большой истории » (1960) режиссёра Джошуа Логана, за ней последовали « Прогулки по дикой стороне » (1962), в том же году Джейн снялась в фильме режиссёра Д. Кьюкора « », потом в картине « Воскресенье в Нью-Йорке ». Только тогда Джейн заставила заговорить о себе по-настоящему, хотя критика оценила все эти её работы неоднозначно. Одни, не оспаривая способностей молодой актрисы, говорили о том, что сами фильмы не заслуживают внимания, другие, напротив, считали их интересными и отмечали успех Джейн Фонды, которого она достигла в этих фильмах. Все роли, которые Джейн Фонда сыграла в кино, можно разделить на две группы. В одних она представала в образе «сексуальной кошечки», в других, напротив, пыталась вырваться из навязываемого ей амплуа и проявиться прежде всего как драматическая актриса.

В поисках самостоятельности Джейн Фонда в середине 1960-х годов переезжает во Францию , где встречает французского режиссёра Роже Вадима , который вскоре становится её первым мужем (актрисе приписывают и другие многочисленные романы, но официально в брак она вступала трижды). Роже Вадим снимает Джейн в нашумевшей эротической картине « Барбарелла ». Как вспоминал режиссёр: «Снимать Джейн было истинным удовольствием. Она была внимательна к моим указаниям, дисциплинированна, пунктуальна, всегда стремилась сделать всё как можно лучше, словом, оказалась истинной профессионалкой» . Брак с Роже Вадимом длился с 1965 по 1973 год. 28 сентября 1968 года у них родилась дочь Ванесса. Её назвали в честь актрисы Ванессы Редгрейв .

Второй брак Джейн заключила с Томом Хайденом , студенческим и антивоенным активистом « новых левых ». Это знакомство вовлекло её в политическую деятельность, и благодаря ему Джейн стала участвовать в антивоенных демонстрациях. 7 июля 1973 года у них родился сын Трой О`Донован Хейден. Этот брак продлился с 1973 по 1990 год .

Третьим мужем в 1991 году стал Тед Тёрнер , киномагнат, владелец сети кабельного телевидения . Но в 2001 году этот брак завершился разводом, из-за измены Тёрнера.

Джейн проявила себя уже как блестящая драматическая актриса, снявшись в фильме режиссёра С. Поллака « Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? » (1969). Несмотря на то, что в этом фильме в полной мере раскрылся драматический талант Джейн Фонды, Американская академия киноискусства не удостоила её « Оскара ». Золотую статуэтку получил тогда другой актёр, Гиг Янг , сыгравший роль ведущего танцевального марафона.

Джейн Фонда с мужем Тедом Тёрнером в 1990 году

Хотя, может быть, именно благодаря Джейн Фонде фильм Сидни Поллака и попал в СССР , поскольку к тому времени под влиянием своего второго мужа Тома Хайдена она начала заниматься политикой.

Фонда многократно выступала с антивоенными речами в церквях и университетах, спонсировала организацию «Ветераны Вьетнама против войны» (которую некоторое время возглавлял Джон Керри ) и расследование «Зимние солдаты», в ходе которого американские военнослужащие рассказывали о преступлениях вооружённых сил США во Вьетнаме . В тот период она не скрывала своих левых взглядов, называя себя революционеркой. В одном из выступлений перед студентами она заявила: «Если бы вы понимали, что такое коммунизм , вы бы надеялись и молились, встав на колени, чтобы мы когда-нибудь стали коммунистами».

Её поездка в Северный Вьетнам в 1972 году, в разгар войны, вызвала настоящую бурю в американской прессе. Американские правые консерваторы обрушились на неё во всех доступных средствах массовой информации. Актриса получила прозвище « ханойская Джейн ». Тогда же она впервые на несколько лет перестала сниматься. Благодаря указанному демаршу актриса вошла в неофициальный «Топ-10 американских предателей всех времён» , хотя разумеется, с юридической точки зрения, её поступок не может считаться актом государственной измены, поскольку она в отличие от военнослужащих и гражданских служащих не была связана присягой и никакими иными обязательствами перед федеральным правительством страны, а законодательство США не предусматривает наказания для рядовых граждан за выражение протеста таким образом .

Во второй половине 1970-х годов Джейн снова вернулась в кино и добилась успеха. В 1976 году снялась в « Синей птице » — советско-американском музыкальном фильме-сказке по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка . В 1978 году за роль американского драматурга Лилиан Хеллман в фильме « Джулия » (1977) она получает « Золотой глобус » как лучшая актриса.

Свой первый « Оскар » Джейн Фонда получила за роль проститутки в фильме « Клют » (1971). Второй раз она была удостоена этой премии за роль в фильме « Возвращение домой » (1978), где отразились её впечатления от пережитого во время войны во Вьетнаме.

В конце 1970-х годов Джейн основала собственную компанию «ИПС филмз». Её картины сразу же привлекли внимание критики. Это прежде всего триллер с элементами детектива « Китайский синдром » (1979), где рассказывается о замалчивании аварии на атомной станции, и « На золотом озере » (1981), где Фонда сыграла в дуэте вместе со своим отцом . Последними же её работами стали роли в фильмах « » (1989) и « Стэнли и Айрис » (1990).

Уход из кино

В 1990 году после провала в прокате фильма « Стэнли и Айрис » Фонда несколько лет не снималась, объявила, что решила окончательно уйти из кино. Как и некоторые другие актрисы, она хотела, чтобы зрители запомнили её молодой. Но тем не менее она продолжает свою общественную деятельность и постоянно мелькает на страницах светской хроники. Она демонстрирует активный образ жизни, даёт различные советы относительно здоровья и внешнего вида.

В ноябре 1993 Фонда побывала в Москве вместе с Тедом Тёрнером , которому была вручена .

Во время одного из приездов в Россию Джейн Фонда приняла участие в знаменитом пробеге вокруг Кремля . Фонда разработала известный комплекс упражнений по аэробике . Для этого она выпустила специальную книгу «Джейн Фонда. Упражнения» и простые инструкции к ней, записанные на видеокассетах , а затем организовала сеть спортивных залов по всей Америке.

Возвращение в кино и работы на телевидении

Фонда, Джейн, 2006

В 2005 году Фонда вернулась в кинематограф, сыграв в фильме « Если свекровь — монстр » в дуэте с Дженнифер Лопес . После она снялась в комедиях « Крутая Джорджия » и « Дальше живите сами ».

В 2012 году Фонда переместилась на телевидение, где взяла на себя второстепенную роль в сериале HBO « Новости », которая принесла ей две номинации на премию « Эмми ». Также в 2012 году она искала регулярную роль на телевидении, в итоге подписавшись на пилот ситкома «Что теперь?» для ABC . Шоу не было заказано каналом. В 2014 году она объединилась с Лили Томлин для ситкома « Грейс и Фрэнки », который заказал Netflix .

В 2015 году работа Фонды в драме итальянского режиссёра Паоло Соррентино « Молодость », в которой она, по мнению критиков, продемонстрировала гротескно-обобщённую пародию на саму себя, была высоко оценена и отмечена рядом наград, включая номинацию на « Золотой глобус ».

В 2017 году Фонда снялась в своей четвёртой совместной работе с Робертом Редфордом в романтической драме «Наши души ночью». Фильм и игра Фонда получили признание критиков после выхода. В 2018 году она снялась вместе с Дианой Китон, Мэри Стинберген и Кэндис Берген в фильме «Книжный клуб». Несмотря на неоднозначные отзывы, фильм имел большой кассовый успех, собрав 93,4 миллиона долларов при бюджете в 10 миллионов долларов, несмотря на то, что вышел в тот же день, что и « Дэдпул 2 ». Фонда является предметом оригинального документального фильма HBO под названием «Джейн Фонда в пяти действиях», снятого режиссёром-документалистом Сьюзан Лейси. Он охватывает жизнь Фонды с детства, её актёрскую карьеру и политическую активность . Премьера состоялась на канале HBO 24 сентября 2018 года .

В 2021 году Фонда снялась в седьмом и последнем сезоне сериала « Грейс и Фрэнки », завершив производство в ноябре . Премьера первых 4 серий состоялась 14 августа 2021 года , а последние 12 ожидаются на Netflix в 2022 году.

В ноябре 2021 года было объявлено, что Фонда будет участвовать во второй части ежегодного выпуска Amazon Prime Video. Премьера состоялась 23 декабря 2021 года .

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1960 ф Большая история Tall Story Джун Райдер
1962 ф Period of Adjustment Изабель Хаверстик
1962 ф The Chapman Report Кэтлин Барклай
1962 ф Прогулка по беспутному кварталу Walk on the Wild Side Китти Твист
1963 ф Воскресенье в Нью-Йорке Sunday in New York Эйлин Тайлер
1963 ф In the Cool of the Day Кристин Боннер
1964 ф La Ronde Софи
1964 ф Хищники Les Félins Мелинда
1965 ф Кэт Баллу Cat Ballou Кэтрин Баллу
1966 ф Погоня The Chase Анна Ривз
1966 ф Any Wednesday Эллен Гордон
1966 ф La Curée Рене Саккард
1967 ф Босиком по парку Barefoot in the Park Кори Браттер
1967 ф Hurry Sundown Джули Энн Уорен
1968 ф Три шага в бреду (новелла «Метценгерштейн») Tre Passi Nel Delirio Федерика
1968 ф Барбарелла Barbarella Барбарелла
1969 ф Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? They Shoot Horses, Don`t They? Глория
1971 ф Клют Klute Бри
1972 ф Tout va bien
1973 ф Steelyard Blues
1973 ф (англ.) Maison de poupée (A Doll’s House) Нора
1976 ф Синяя птица The Blue Bird Ночь
1977 ф Джулия Julia Лилиан Хеллман
1977 ф Забавные приключения Дика и Джейн Fun With Dick And Jane Джейн
1978 ф Возвращение домой Coming Home Салли Хайд
1978 ф Приближается всадник Comes a Horseman Элла Коннорс
1978 ф Калифорнийский отель California Suite Ханна Уоррен
1979 ф Китайский синдром The China Syndrome Кимберли Уэллс
1979 ф Электрический всадник The Electric Horseman Хэлли
1980 ф С девяти до пяти Nine to Five Джуди Бернли
1981 ф Вся эта дребедень Rollover Ли Винтерс
1981 ф На золотом озере On Golden Pond Челси Тэйер Вэйн
1984 ф The Dollmaker Герти Невелс
1985 ф Агнесса божья Agnes of God доктор Марта Ливингстон
1986 ф На следующее утро The Morning After Алекс
1989 ф Old Gringo Хэрриет Уинслоу
1990 ф Стэнли и Айрис Stanley & Iris Айрис Кинг
2002 ф В поисках Дебры Уингер Searching for Debra Winger в роли самой себя
2005 ф Если свекровь — монстр Monster-in-Law Виола Филдс
2007 ф Крутая Джорджия Georgia Rule Джорджия Рэндалл
2011 ф All Together Джин
2011 ф Peace, Love, & Misunderstanding Грэйс
2012 2014 с Новости The Newsroom Леона Лэнсинг
2013 ф Дворецкий The Butler Нэнси Рейган
2013 ф Любовь по рецепту и без Better Living Through Chemistry рассказчик
2014 ф Дальше живите сами This Is Where I Leave You Хиллари
2015 2022 с Грейс и Фрэнки Grace and Frankie Грейс Хэнсон
2015 ф Молодость La giovinezza Бренда Морель
2015 ф Отцы и дочери Fathers and Daughters Тэнди Стэнтон
2017 ф Our Souls at Night Эдди
2018 ф Книжный клуб Book Club Вивиан
2018 док Jane Fonda in Five Acts она сама
2023 ф Книжный клуб: Новая глава Book Club 2 – The Next Chapter Вивиан

Награды и номинации

Оскар

  • Оскар-1987 (номинация) лучшая женская роль («На следующее утро»)
  • Оскар-1982 (номинация) лучшая женская роль второго плана («На золотом пруду»)
  • Оскар-1980 (номинация) лучшая женская роль («Китайский синдром»)
  • Оскар-1979 лучшая женская роль («Возвращение домой»)
  • Оскар-1978 (номинация) лучшая женская роль («Джулия»)
  • Оскар-1972 лучшая женская роль («Клют»)
  • Оскар-1970 (номинация) лучшая женская роль («Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»)

Золотой глобус

  • Золотой глобус-2016 (номинация) лучшая женская роль второго плана («Молодость»)
  • Золотой глобус-1985 (номинация) лучшая женская роль в телефильме («Кукольный мастер»)
  • Золотой глобус-1982 (номинация) лучшая женская роль второго плана («На золотом пруду»)
  • Золотой глобус-1980 (номинация) лучшая женская роль в драме («Китайский синдром»), мировая кинозвезда
  • Золотой глобус-1979 лучшая женская роль в драме («Возвращение домой»), мировая кинозвезда
  • Золотой глобус-1978 лучшая женская роль в драме («Джулия»)
  • Золотой глобус-1972 лучшая женская роль в драме («Клют»)
  • Золотой глобус-1970 (номинация) лучшая женская роль в драме («Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»)
  • Золотой глобус-1967 (номинация) лучшая женская роль в комедии или мюзикле («Каждую среду»)
  • Золотой глобус-1966 (номинация) лучшая женская роль в комедии или мюзикле («Кэт Бэллу»)
  • Золотой глобус-1963 (номинация) лучшая женская роль в комедии или мюзикле («Период регулировки»)
  • Золотой глобус-1962 многообещающий новичок (с Кристиной Кауфман и Энн-Маргрет)

BAFTA

  • BAFTA-1983 (номинация) лучшая женская роль второго плана(«На золотом пруду»)
  • BAFTA-1980 лучшая женская роль («Китайский синдром»)
  • BAFTA-1979 лучшая женская роль («Джулия»)
  • BAFTA-1972 (номинация) лучшая женская роль («Клют»)
  • BAFTA-1971 (номинация) лучшая женская роль («Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»)
  • BAFTA-1968 (номинация) лучшая иностранная актриса («Босиком в парке»)

Эмми

  • Эмми-2017 (номинация) лучшая актриса в комедийном телесериале («Грейс и Фрэнки»)
  • Эмми-2014 (номинация) лучшая приглашённая актриса в драматическом телесериале («Новости»)
  • Эмми-2013 (номинация) лучшая приглашённая актриса в драматическом телесериале («Новости»)
  • Эмми-1995 (номинация) лучший телесериал («Женское столетие»)
  • Эмми-1984 лучшая женская роль в телефильме («Кукольный мастер»)

Прочее

  • Лауреат французской кинопремии « Люмьер » «за заметный вклад в развитие мирового кино», 2018 год .

Библиография

  • Фонда Д. Прайм-тайм: После 50 жизнь только начинается / Пер. с англ. — М. : Эксмо, 2012. — 448 с., ил. — (Секреты модного стиля от успешных журналов). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-57595-4
  • Фонда, Джейн. Вся моя жизнь = My Life So Far / Пер. с англ. Ю. Плискиной. — М. : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. — 614 с. — (На последнем дыхании). — ISBN 978-5-17-102999-9 .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . The New York Times (11 января 1931). Дата обращения: 2 августа 2008. 22 октября 2012 года.
  2. . Электронная библиотека книг iknigi.net . из оригинала 3 августа 2017 . Дата обращения: 3 августа 2017 .
  3. Книга Fonda, 2005, p. 203.
  4. Книга Fonda, 2005, p. 342.
  5. от 31 августа 2017 на Wayback Machine . Listverse. July 4, 2010.
  6. Tischler, Barbara L. от 31 августа 2017 на Wayback Machine . / Impossible to Hold: Women and Culture in the 1960s. — N.Y.: New York Univeristy Press, 2005. — P. 254—342 p. — (American History and Culture) — ISBN 0-8147-9910-8 .
  7. . TV Guide (24 октября 2012). Дата обращения: 14 апреля 2015. 10 октября 2015 года.
  8. Lesley Goldberg. . The Hollywood Reporter (19 марта 2014). Дата обращения: 14 апреля 2015. 8 апреля 2015 года.
  9. Sheri Linden (January 20, 2018). . Hollywood Reporter . из оригинала 3 марта 2021 . Дата обращения: 21 сентября 2018 .
  10. . www.hbo.com. Дата обращения: 20 сентября 2018. 11 октября 2018 года.
  11. . (19 марта 2014). Дата обращения: 30 августа 2014.
  12. Strause, Jackie . The Hollywood Reporter (13 августа 2021). Дата обращения: 24 ноября 2021. 15 апреля 2023 года.
  13. . Дата обращения: 14 ноября 2021. Архивировано из 14 ноября 2021 года.
  14. (фр.) . Festival Lumière. Дата обращения: 20 июля 2020. 1 июня 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Фонда, Джейн