Interested Article - Арабо-нормандский стиль

Арабо-нормандский (иногда арабо-греко-нормандский ) стиль — эклектичный архитектурный стиль, возникший на Сицилии после нормандского завоевания и вобравший в себя многочисленные арабские , романские , византийские , нормандские черты. Также носит названия норманно-сицилийский стиль или сицилийский романтизм . Стиль был вытеснен готикой . История возникновения и временные рамки

В 1061-1091 годах нормандцы под предводительством Роберта Гвискара и его младшего брата Рожера I завоевали Сицилию , находившуюся в течение двух предшествовавших веков под властью арабов . В 1072 году, после взятия Палермо , Роберт Гвискар, ранее получивший от папы титул герцога Сицилии, передал власть над островом Рожеру I с титулом великого графа. Сын и второй преемник Рожера I Рожер II , воспользовавшись ослаблением, а затем и вымиранием потомков Гвискара, сумел добиться полной независимости, а в 1127 году и поглотить континентальные владения нормандцев. В 1130 году Рожер II объединил Сицилию, Апулию и Калабрию в единое Сицилийское королевство . Несмотря на падение нескольких династий и внутренние перипетии, Сицилия вплоть до Сицилийской вечерни 1282 года являлась одним из сильнейших государств Италии и Средиземноморья.

К моменту завершения нормандского завоевания Сицилия являлась неоднородным с этноконфессиональной точки зрения государством. Преимущественную долю населения составляли греки - христиане византийского обряда и арабы- мусульмане . В последующие годы за счёт иммиграции появилась влиятельная прослойка христиан латинского обряда . Для сохранения стабильности королевства, нормандские правители ( Рожер I , Аделаида Савонская , Рожер II , Вильгельм I Злой , Вильгельм II Добрый ) сознательно придерживались политики религиозной и национальной терпимости, сохраняя и укрепляя сложившиеся традиции, права и привилегии различных общин. В результате такой политики Сицилийское королевство представляло собой редкий для средневековья пример толерантного общества.

Описанный политический строй нашёл своё отражение в многочисленных архитектурных сооружениях XI - XIII века , в которых причудливым образом соединились арабские, византийские , романские и нормандские черты. Сложившийся эклектический стиль, получивший название арабо-нормандского, является уникальным и свойственным исключительно Сицилии.

В последующие века большинство сооружений арабо-нормандского стиля были либо разрушены, либо перестроены, чаще в стиле барокко . В XIX - XX веках на фоне вспыхнувшего интереса к нормандскому наследию реставраторам удалось восстановить ряд сооружений арабо-нормандского стиля в облике, близком к первоначальному. В настоящее время памятники арабо-нормандского стиля, наряду с классическим античным наследием, являются основными туристическими достопримечательностями Сицилии.

Основные памятники

Сан-Джованни-дельи-Эремити
Сан-Джованни-дель-Леббрози

К числу основных памятников арабо-нормандского стиля относятся:

  • королевские дворцы в Палермо:
  • прочие церкви и соборы:

Основные черты

Арабское влияние

Апсида собора Монреале
Сан-Катальдо с арабскими куполами
Восточная колоннада клуатра Монреале

Среди характерных арабских черт нормандских построек наиболее общей является украшение стен в виде сложного каменного узора из переплетающихся ложных арок . В наиболее монументальных соборах ( Палермо и Монреале ) этот узор дополняется утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа , растительными орнаментами , зубцами.

Одной из самых заметных черт арабо-нормандского стиля являются бифоры — окна, разделённые пополам по вертикали узкой колонной. Окна-бифоры широко распространены как в духовных, так и в светских постройках.

Искусство арабских плотников также нашло отражение в памятниках арабо-нормандского стиля. В Палатинской капелле и соборе Монреале резной деревянный потолок напоминает свод пещеры со сталактитами , что свойственно фатимидским мечетям Египта и Северной Африки. Потолок покрыт геометрическим рисунком и куфическими надписями. Особенностью сицилийских резных потолков является наличие на них запрещённых Кораном изображений людей и животных, что может быть объяснено как удалённостью Сицилии от основных центров исламской культуры, так и влиянием христианского изобразительного искусства.

Очарованность нормандских королей и сеньоров арабскими традициями нашла своё отражение в светских постройках, в том числе королевских дворцах — Циза , Куба , Палаццо Норманни . Все они совершенно не похожи на современные им замки западноевропейских феодалов. В дворцовых помещениях и садах сохранились типично арабские фонтаны и бассейны . Мозаики Цисы и Нормандского дворца (зал Рожера) показывают светскую жизнь королевского двора, далёкую от традиционного христианского благочестия. В этих дворцах, по сообщениям хронистов, существовали гаремы, радостей которых не чуждались Рожер II , Вильгельм I Злой и Вильгельм II Добрый .

Арабские внутренние дворы, окружённые колоннадой, стали частью и церковных строений. Клуатры в арабском стиле сохранились в Чефалу , Маджионе , Сан-Джованни-дельи-Эремити . Наиболее примечательным является клуатр монастыря Монреале. В плане он представляет собой правильный квадрат со стороной 47 метров, ограниченный арабской колоннадой. 104 узкие стрельчатые арки поддерживают 208 (104 пары) колонн с резными капителями . Все колонны клуатра Монреале разнятся по материалу, отделке и, главное, характеру капители. Тщательно продуманное исполнение мелких деталей в сочетании с гармонией всего ансамбля делают, по мнению специалистов, клуатр Монреале одним из самых выразительных в Италии.

Об арабском влиянии свидетельствуют и купола церквей Сан-Катальдо и Сан-Джованни-дельи-Эремити , по форме напоминающие традиционные купола мечетей Египта и Магриба .

Византийские мозаики

Христос Пантократор в апсиде собора Монреале
Христос Пантократор в апсиде собора Чефалу

Главным наследством, доставшимся арабо-норманнскому стилю от византийского искусства, стали мозаики . Мозаики комниновского периода ( XII век ) наилучшим образом сохранились именно на Сицилии. К ним относятся мозаики соборов Чефалу и Монреале , церкви Марторана и Палатинской капеллы .

Наиболее любимым сюжетом сицилийских мозаичистов стало изображение Христа Пантократора в небесной славе. При этом, хотя мозаичисты строго следовали византийским канонам, образы Пантократора в каждом из перечисленных храмов являются индивидуальными, наделёнными своими специфическими чертами и особенностями. Образы Христа Пантократора в Чефалу и Монреале стали признанными образцами византийской мозаики.

Не менее распространённым сюжетом для сицилийских мозаик стало изображение Богородицы и апостолов. Не удаляясь от традиционного для Византии деисусного ряда , сицилийские мозаичисты сумели добиться эффекта живого соучастия святых в молитве общины. На мозаиках Чефалу и Монреале особые позы апостолов создали иллюзию их беседы друг с другом, свидетелями и участниками которой становятся все молящиеся во храме.

Сицилийские мозаичисты создали один из самых больших в мире мозаичных циклов в соборе Монреале — около 10 000 м². площади. Мозаики Монреале распадаются на пять тематических циклов — Христос во славе, праздничный, чудеса Христовы , книга Бытия и жития апостолов Петра и Павла . Эти же циклы в меньшем, камерном варианте имеются и в Палатинской капелле.

Крупнейшим исследователем мозаик Сицилии был немецкий историк искусства Эрнст Китцингер .

Романское и норманнское влияние

Западный фасад собора Чефалу

Соборы и церкви, возведённые в арабо-норманнском стиле, несут на себе отпечаток романской архитектуры . Они представляют собой трёхнефные базилики , разделённые на нефы массивными арками , покоящимися на колоннах . Колонны в большинстве храмов взяты из античных построек, причём для собора Монреале колонны были привезены из материковой Италии. Колокольни многих арабо-норманнских церквей представляют собой типично романские кампанилы .

Лучше всех сохранившие первоначальный облик соборы Монреале и Чефалу напоминают своими фасадами соборы северной Европы, выдавая происхождение своих основателей. Внешний облик этих построек поражает одновременно аскетичностью и мощью, суровостью и торжеством. Западные фасады в Чефалу и Монреале ограничены массивными башнями, что усиливает их схожесть с замковой архитектурой.

Арабо-нормандский стиль за пределами Сицилии

Строго говоря, арабо-нормандский стиль всегда был эндемичным, присущим только сицилийской архитектуре. Тем не менее, строения в этом стиле встречаются и за пределами Сицилии — на других территориях, входивших в состав Сицилийского королевства . Так, на Мальте в городах Мдина и Витториоза , сохранивших историческую до-иоаннитскую застройку, можно видеть частные дома арабо-норманнского стиля. К их числу относится палаццо Санта-София и так называемый Норманнский дом на главной улице Мдины. Много арабо-норманнских черт сохранилось в многократно перестроенном соборе Салерно . Строения арабо-норманнского стиля следует отличать от многочисленных норманнских зданий чисто романской архитектуры (например, знаменитая базилика Святого Николая в Бари ).

Различные архитектурные влияния и элементы, напоминающие арабо-нормандский стиль, характерны для многих регионов Средиземноморья , население которого до арабских завоеваний VII века н.э. было преимущественно христианским. Затем население южной его части, а также Левант перешло в ислам . В ряде буферных регионов Южной Европы исламское и христианское население проживали бок о бок друг с другом длительное время ( Пиренейский полуостров , Балканы , острова Средиземного моря — Крит , Кипр и т.д.). Причём мусульманское население зачастую занимало ведущую роль в политике, религии, искусстве и других сферах. К примеру в Испании владычество мусульман продлилось до конца XV века, на Балканах — до начала XX века. Христиане и крипто-христиане региона были хорошо знакомы с культурой и искусством исламского мира и часто осознанно или неосознанно заимствовали его архитектурные элементы при воздвижении своих церквей и молелен. Многие изначально христианские церкви при этом были превращены в мечети, и наоборот.

См. также

Примечания

Литература

  • Норвич Дж. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии: 1130—1194. — М. , 2005. — ISBN 5-9524-1752-3 .
Источник —

Same as Арабо-нормандский стиль