Interested Article - Золотой век голландской живописи

Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи , приходящаяся на XVII век . Известными представителями голландской живописи того времени были Рембрандт , Франс Халс , Ян Вермеер , Питер де Хох , Ян Хавикзоон Стен , Герард Терборх , Якоб ван Рёйсдал , Виллем Корнелис Дейстер , Паулюс Бор , Ян Ливенс , Якоб Дук и другие.

Живопись золотого века оказала влияние на многих художников от XVII века до современности. Она также служит источником вдохновения для писателей (от Марселя Пруста до Донны Тартт ) и фотографов различных направлений (от реалиста Билла Гекаса до сюрреалистки Эллен Коой ). Голландская живопись широко представлена в музейных собраниях мира, на арт-рынке и в частных коллекциях, является популярным объектом частного коллекционирования .

Исторические условия

Людолф Бакхёйзен . «Док Ост-Индской кампании в Амстердаме», 1696 год
Корнелис де Ман . Мануфактура по переработке китового жира
Гербранд ван ден Экхоут . Ботанический кружок за работой.

В 1579 году семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций . Во время войны с Испанией ей удалось отстоять свою независимость. Испанские захватчики отомстили убийством 10 000 граждан города Антверпен , что привело к массовой эмиграции в «Объединенные Провинции» с территорий Фландрии , контролируемых Испанией. Вестфальское мирное соглашение 1648 года признало независимость «Объединенных Провинций», которые стали известны как Голландия.

Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов XV—XVI веков, когда они были единым государством. С XVII века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничение внесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывало новый расцвет в XVII в.

В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённой благородства, широкого образования, утончённых вкусов и почитания многих традиций.

Но в начале XVII века тенденция переменилась. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, активно освобождавшемуся от религиозных ограничений, которые шли от католической Испании. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись, и, одновременно, к взрывному распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж , бытовой жанр , натюрморт , подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы.

Такое видение направило голландских живописцев к новой разновидности художественного реализма, который постепенно появился во всех художественных жанрах — портретах, интерьерах, пейзажах, натюрмортах. Мода на эти работы приобрела невиданный размах среди всех слоёв общества, что породило колоссальный спрос на картины. Именно эти события привели к тому, что XVII век стал «золотым» для голландского искусства.

Активное усвоение научных исследований, технических навыков, изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны — характерные признаки XVII века. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании . Если в XVI веке насмехались над алхимиками , в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы — теперь уже без едких намёков на насмешки. Получили распространение посещения анатомических театров . На все эти события откликнулась и голландская живопись. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира , заседания ботанических обществ. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт , Рембрандт , Корнелис Трост , Корнелис де Ман , Ян ван Нек .

Ян ван Нек создал серию портретов доктора и коллекционера анатомических препаратов Фредерика Рюйша . Его коллекция была хорошо известна в Голландии, которую посещали и местные жители, и иностранцы. За фантастическую цену в 30 000 гульденов эту коллекцию приобрёл для Санкт-Петербурга в 1717 году русский царь Пётр I . Коллекция попала в Кунсткамеру .

«Малые голландцы»

В Голландии XVII века жили и работали около 2000 художников . Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Малые голландцы работали преимущественно в трёх жанрах — пейзаж , натюрморт и бытовой жанр — причём для них была характерна узкая специализация.

Утрехтские караваджисты

Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые « утрехтские караваджисты ». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст , Дирк ван Бабюрен , Паулюс Бор , Тербрюгген . Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.

Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом , чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.

Офорт в XVII веке

Рембрандт . Матрица для офорта «Мадонна с младенцем и котом» (медь) и отпечаток офорта на бумаге. Музей Виктории и Альберта , Лондон
Питер Брейгель Старший . Катастрофа алхимика
Рембрандт (подражание Сегерсу ) . Отдых на пути в Египет

Развитие гравюры XVI века в Нидерландах ( Лука Лейденский , Иеронимус Виерикс, Питер Брейгель старший ) подготовило расцвет техники голландского офорта в XVII веке. Новичками на этом пути были художники Харлемской гильдии Св. Луки — Эсайас ван де Вельде , Виллем Бейтевег и Геркулес Сегерс (или Герард Сегерс).

Эсайас ван де Вельде основал в офорте тему голландского сельского пейзажа. Наивные виды уступали панорамным изображениям его соотечественников-последователей ( Ян ван Акен , Адриан Остаде , Антони Ватерлоо ), но были первыми по времени.

Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Значительная художественная одарённость сделала непохожими между собой как его картины и рисунки, так и офорты. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро . Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи, или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. Сюжеты простые, крестьянские — дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Настроение офортов Бейтевега — неторопливое, иногда с оттенком скуки. Однако картины Виллема Бейтевега станут шагом вперёд в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на офортах Эайаса ван де Вельде. Виллем Бейтевег умер в возрасте 30 лет, и в дальнейшем голландский офорт развивался без него. О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы — копировал их.

Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Никакого покоя, никакой неторопливости — он умел быть разным и неожиданным. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Простые мотивы офортов ван де Вельде или Бейтевега только на ощупь искали сюжеты и соответствие им технических возможностей самой офортной техники. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта»), и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и совершенно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Осталось примерно 50 его графических произведений, а некоторые — вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера, и на значительное количество уничтоженных произведений.

Рембрандт. Автопортрет. Опираясь на каменный парапет , 1639

Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса, то художники, наоборот, и воспевали, и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Заинтересованный в повышении своего мастерства, Рембрандт, который не был на стажировке в Италии, приобрёл на аукционе доски-матрицы Геркулеса Сегерса, а матрицу «Побег Св. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Главный ценитель офортов Сегерса и талантливый пейзажист, Якоб ван Рёйсдал , тоже иногда обращался к технике офорта.

Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, отчаянных стремлений, пафос поисков и трагизм судьбы, даже героизм поступков, драму старости и прощание с миром. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник XVI века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников. К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. Поэтому его офорты вобрали и его сюжетные ходы, и рост технического мастерства, и художественную раскованность последних драматических лет жизни. По рембрандтовым офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников, если те обращались к этой технике.

Голландский офорт после Рембрандта — более разноцветный, широкий по сюжетам и более спокойный. Мастера охотно берутся за топографические карты, портреты, пейзажи разных городов, бытовой жанр . Тем не менее в конце XVII века офорт несколько потерял статус высокого искусства.

Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц ( фронтисписов ), которыми начинали издание. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы, или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом . Офорт идёт как в услужение аристократии, так и в практическое приспособление, далёкое от цели возвеличивания человеческого духа, главной цели искусства вообще. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).

Аристократизация искусства в конце XVII века

Корнелис Трост. Забавы в парке.
Саймон Питерс Верелст. «Принц Руперт».

Элементы аристократизации присутствовали в искусстве Голландии и раньше, но не доминировали. Эти черты присущи и ранним портретам Рембрандта и произведениям менее одарённых художников. Даже Франс Халс изображает обогатившихся предпринимателей и торгашей как аристократов. Особенно заметны тонкие, аристократические черты в портретах местных и иностранных вельмож (и новых богачей, что покупали себе дворянские титулы). Тип парадного, репрезентативного портрета стал складываться ещё в Италии XVI века — портреты римских пап, портреты правителей мелких итальянских княжеств, венецианских аристократов. Особенно заметными были черты аристократизма в искусстве Фландрии (герцогство Брабант), а художники-фламандцы Рубенс и Годфри Неллер, а особенно Антонис ван Дейк способствовали развитию и становлению репрезентативного портрета в Италии и Англии. Великобритания стремительно развивалась и становилась новой супердержавой Западной Европы, вытесняя из сфер влияния Нидерланды, Испанию, Францию. Антонис ван Дейк настолько повлиял на композиции и образный строй репрезентативного портрета, что те стали образцами. Над развитием находок ван Дейка стал работать и ряд голландских художников. Старую и новую аристократию в Голландии тоже обслуживают в основном портретисты, среди которых:

Богачи на портретах конца XVII века демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Голландец Адриан Ханнеман настолько совершенно подражает образам ван Дейка, что его портреты принимают за произведения самого фламандца. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца, игнорируя и его жестокость, и воинственность, и безнравственность. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже XVII XVIII веков , что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).

Примечания

  1. Boyd Tonkin. (англ.) . The Independent (2014). Дата обращения: 31 октября 2017. 7 ноября 2017 года.
  2. Затюпа С. В. От Средневековья до барокко. История западноевропейского искусства. Живопись и декоративно-прикладное искусство. По материалам частного собрания. — Москва: Центр Искусств. Москва, 2021. — ISBN 978-5-604-5971-3-2 .
  3. Геташвили Н. В. . — ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 170.

См. также

Источники

  • от 14 февраля 2009 на Wayback Machine
  • Очерки по истории и технике гравюры. — М. : Изобразительное искусство", 1987. — Раздел «Голландский офорт 17 века».
  • Русское искусство первой четверти 18 века: Материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. — М. : Наука, 1974. — Статья «Из истории гравюры петровского времени».
  • Декарг П. Рембрандт. — М. : Молодая гвардия, 2000.
  • Рикетс М. Рембрандт. — М. : Айрис-Пресс, 2006.
  • Фехнер Е. Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже. — Л. , 1958.
  • Сененко М. С. Франс Хальс. — М. , 1965.
  • Линник И. Франс Хальс. — Л. , 1967.
  • Лазарев В. Н. Франс Гальс // Старые европейские мастера. — М. , 1974. — С. 119—155.
  • Линник И. В. Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин. — Л. : Искусство, 1980.

Литература

  • Верижникова Т. Ф. Малые голландцы: Портрет, пейзаж, жанровая живопись, натюрморт. — СПб. : Аврора, 2004. — 256 с. — ISBN 5-7300-0718-3 .
  • Власов В. Г. Голландии искусство // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб. : Азбука-классика, 2010. — Т. 3. — С. 198—208.
  • Киселёв А. Голландская живопись XVII века. — М. : Белый город, 2008. — 127 с.
  • Renate Trnek. (нем.) . — Böhlau Verlag Wien, 1992. — 556 p. — ISBN 3205054083 .
  • Затюпа С. В. От Средневековья до барокко. История западноевропейского искусства. Живопись и декоративно-прикладное искусство. По материалам частного собрания. — М.: Центр Искусств. Москва, 2021. — ISBN 978-5-604-5971-3-2

Ссылки

  • (англ.) . National Gallery of Art, Washington (2007). Дата обращения: 17 февраля 2017. 31 января 2017 года.
  • (англ.) . EssentialVermeer.com . Дата обращения: 12 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  • (англ.) . EssentialVermeer.com . Дата обращения: 12 февраля 2017. 17 марта 2015 года.
Источник —

Same as Золотой век голландской живописи