Interested Article - Гамзат-бек

Гамзат-бек или Хамза-бек бин Искандар-бек ал-Хузади ( араб. حمزة بك الهوزادى ‎; 1789 , Гоцатль , Аварское ханство 19 сентября 1834 , Хунзах , Аварское ханство ) — северо-кавказский военно-политический и религиозный деятель, имам Дагестана и Чечни . Участник Кавказской войны .

Выходец из бекского сословия, приближенный к семье аварских ханов . Получил исламское образование, стал известен как учёный- арабист . Командовал отрядом войск Аварского ханства в восстании в Тарковском шамхальстве в 1829 году. Принимал активное участие в джихадистском движении первого имама Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада против России и её дагестанских сторонников. В 1830 годах поднял крупное антироссийское восстание в Джаро-Белоканах , в результате которого был арестован русскими властями, но усилиями кюринского хана был отпущен, вернулся к военным действиям. После смерти Гази-Мухаммада в 1832 году Гамзат-бек был избран новым лидером. В период своего имамства, не отвлекаясь на противостояние России, вёл борьбу с не подчинившимися ему дагестанскими правителями. В 1834 году захватил Аварское ханство и истребил ханскую семью. Убит в Хунзахе в результате кровной мести сторонниками ханов, среди которых были молочные братья ханов Осман и Хаджи-Мурат .

Биография

Становление

Родился в 1789 году в аварском ауле Гоцатль , принадлежал к роду Нуцаби . Отец Алискендер-бек был успешным военачальником Аварского ханства , он участвовал в набегах на Кахетию и борьбе против Российской империи , был визирем Умма-хана V и советником Султан-Ахмед-хана . Мать, в отличие от отца, не принадлежала к бекскому сословию , поэтому Гамзат-бек считался чанкой .

Первым учителем был Дибир-кади — секретарь Умма-хана . В 1801 году после окончания коранической школы , в двенадцатилетнем возрасте, был отправлен на воспитание в Чох к Махаду-эфенди, известному богослову, у которого Гамзат-бек получил исламское образование . В свободное время увлекался стрельбой из ружей . В возрасте 24 лет вернулся в Гоцатль . Затем продолжил обучение у Саида Араканского, популярного на тот момент алима . Следующим учителем стал Нурмухаммад-кади из Хунзаха . Изучил арабский язык , риторику , фикх и прочие науки , во время обучения жил в ханском доме . После завершения учёбы в Хунзахе вернулся в родной аул и женился на двоюродной сестре Патуч, дочери бека Имам-Али . После смерти отца Гамзат-бек раздал большую часть своего имущества нуждающимся .

По описанию исследователя Хаджи-Мурада Доного , Гамзат-бек обладал обаятельной внешностью, был молчалив, решителен, смел, на удивление окружающих фаталистически спокоен в опасные для жизни моменты . Согласно словам современника, он был высок ростом, строен, лицо его было приятным и красивым, также среди его качеств отмечались терпение, решительность и весёлость . По воспоминаниям сына и внука Хаджи-Мурата , Гамзат-бек был известен как хороший учёный- арабист . Он носил на голове белую, серую или чёрную чалму .

Движение Гази-Мухаммада

В 1828 году исламскими богословами Дагестана Гази-Мухаммад был избран имамом для ведения джихада против России и их местных подданных феодалов. В следующем году в Тарковском шамхальстве началась борьба за престол шамхала между братьями Сулейман-пашой и Абу-Муслимом . Абу-Муслим при помощи Гази-Мухаммада и дагестанских феодалов начал восстание. В конфликт вмешалась и аварская ханша Баху-Бике , которая отправила для поддержки Абу-Муслима отряд под командованием Гамзат-бека, её доверенного человека. Но восстание было подавлено русскими войсками .

Вскоре Гамзат-бек под влиянием проповеди присоединился к Гази-Мухаммаду непосредственно и стал его ближайшим соратником . Он возглавил отряд гоцатлинцев . В феврале 1830 года участвовал в походе Гази-Мухаммада на Хунзах , столицу Аварского ханства . Штурмующее Хунзах войско было разделено на две части: одним руководил Гази-Мухаммад, другим — Шамиль и Гамзат-бек. Второй отряд штурмовал аул со стороны кладбища Гвандини. Им удалось пробиться внутрь, но пришлось укрепиться в домах и отстреливаться от хунзахцев. Тем временем в отряде Гази-Мухаммада начался беспорядок и ему пришлось отступить. Гамзат-бек и Шамиль продолжали отбиваться. При наступлении темноты они попытались прорваться, но их остановили и загнали в западню. Негодовавшая толпа угрожала жизни пойманных. Но за них заступился почётный местный житель Дарбиш Нур-Мухаммад из Инхо и их отпустили .

Весной атаковал русский отряд майора Корганова, шедший в Дженгутай , сам Корганов сумел выжить . В начале осени имам Гази-Мухаммад после жалоб джаро-белоканцев на русские власти отправил туда Гамзат-бека с отрядом. Гамзат-бек он занял село , конвой начальника Лезгинской линии Андронникова был разбит. Имам угрожал русской администрации в Грузии . 14 ноября русские под командованием генерала Сергеева атаковали и вернули укреплённое село. Вскоре восстание в Джаро-Белоканах было подавлено . Из-за зимних условий Гамзат-бек не смог отступить обратно к имаму и был вынужден вступить в переговоры с русскими, но вместе со своим братом попал под арест, под конвоем их доставили в Тифлис . В начале 1831 года благодаря заступничеству Аслан-хана Кюринского и даче аманатов был освобождён, после чего он вернулся к имаму .

В ноябре 1831 года был одним из руководителей обороны крепости Агач-Кала от русских войск . В июле 1832 года вёл боевые действия против русских в Джаро-Белоканах . 2—3 июля под Йол-Сус-Тавом был ранен в бою, но продолжил руководство операцией в июле—августе в Чартале .

В октябре 1832 года Гази-Мухаммад был осаждён в Гимры . Тем временем Гамзат-бек находился у Ирганая . Гази-Мухаммад надеялся, что на поддержку придёт Гамзат-бек, его отряд был единственной надеждой на выход из окружения. Благодаря деятельности русской пропаганды, которая рассылала поддельные обращения Гази-Мухаммада, Гамзат-бек был введён в заблуждение и не успел вовремя прийти на помощь имаму. Когда он дошёл, Гази-Мухаммад был уже убит .

Имамство

Копия знамени Гамзат-бека. Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи
Реконструкция знамени Гамзат-Бека. Трёхконцовое, зелёное. Арабоязычная надпись на знамени гласит. « Среди ужасов битвы не слабей духом ни одной минуты. Будь твёрд перед опасностями, смерть не приходит раньше часа, назначенного волей Всевышнего » .

После смерти Гази-Мухаммада встала необходимость избрать следующего имама. В январе 1833 года было решено избрать имамом Гамзат-бека . Были собраны народное совещание и совет алимов. Сведения о процессе избрания Гамзат-бека имамом Дагестана противоречивы: есть версии, что он был избран в Гоцатле, Ирганае , Короде . Разноречивость в источниках говорит о том, что избрание нового имама сопровождалось борьбой между различными силами. Часть присутствующих была недовольна назначением, но подчинилась. Другим главным кандидатом был Шамиль , но Гамзат-бек имел перед ним преимущества в соратниках, материальных средствах и был известным чанкой из ханского дома . Нового имама поздравила мать Гази-Мухаммада и передала ему казну её сына в 16 тысяч рублей серебром . Сначала имам имел поддержку только в некоторых аварских селениях . Он контролировал Гоцатль, Ашильта , Гимры , Телетль и Могох .

Первыми действиями Гамзат-бека в качестве имама было покорение неподконтрольных аулов. В начале августа 1833 года он взял Ирганай , далее — Аракани . С 21 по 25 августа под Аракани шло сражение между Гамзат-беком и войсками шамхала и мехтулинского хана . 25 августа ханы отступили и имам победил. Далее он двинулся на Унцукуль , который сдался 3 сентября. Имам покорил значительную часть Нагорного Дагестана и представлял угрозу выхода на равнину. Гамзат-бек пошёл покорять Андалальское общество для дальнейшего похода на Акушу . Необходимо было захватить стратегический пункт — большой аул Гергебиль . В начале 1834 года антиимамские силы в Дагестане, среди которых были феодалы и кадии, решили покончить с восстанием Гамзат-бека. Тарковский Абу-Муслим , мехтулинский Ахмед-хан III, акушинский Мухаммад-кади и другие сформировали коалицию. Но они потерпели от имама крупное поражение у Гергебиля . Гамзат-бек захватил Гергебиль, но двигаться на равнину он не стал, так как сил на такую крупную операцию было недостаточно .

За два года имамства он подчинил большинство аварских земель , непокорным оставался только Хунзах под руководством ханши Баху-Бике, которая надеялась помощь от русских . Он рассылал по Дагестану обращения с призывом к джихаду, в ответ на которые горцы массово стекались в Гоцатль. К 1834 году его войско, по русским данным, насчитывало более 20 тысяч солдат . В марте Баху-Бике пыталась отравить имама . При этом Гамзат-бек предпринимал попытки наладить отношения с ханшей, чтобы вместе с хунзахцами воевать с русскими .

Летом было решено брать Хунзах . В августе 1834 года имам подошёл к Хунзаху с 12-ти тысячным отрядом. Ханше Баху-Бике было предложено принять шариат , отказаться от связей с русскими и присоединиться к войне против них. В ином случае им грозил штурм. Первоначально она попробовала отбиться имевшимися у неё силами, но затем была вынуждена вступить переговоры. Она отправила кадия Нурмухаммада, чтобы тот передал, что она согласна ввести шариат, попросила отправить учёного, который их в этом проинструктирует. Но от ведения войны с русскими она отказалась, обещав, что в случае чего не будет помогать им против имама . Имам ответил, что отправит учёного-шариатиста, но предъявил требование выдать своего сына Булача аманатом . На следующий день она отправила Булача с почётными хунзахцами. Гамзат-бек отправил его в Гоцатль под надзор. Он приказал ханше отправить своих сыновей Нуцала и Умма-хана на переговоры с ним. Явился только Умма-хан. Так как Умма-хан долго не возвращался Баху-Бике отправила и Нуцала, чтобы тот передал имаму, чтобы он оставил их в покое. Когда Нуцал явился, 13 августа в лагере, когда в нём не было Гамзат-бека , начался конфликт между сторонами. Ссора переросла в резню . Братья-ханы и их сопровождение были убиты .

На следующий день имам вошёл и поселился в ханском дворце. Он приказал убить оставшихся членов ханской семьи, в том числе ханшу. Булач оставался в плену, но впоследствии и он был убит при имаме Шамиле. Кроме Булача в живых оставили беременную жену Нуцала . Имам истребил также ханов Чупановых и ругуджинских ханов Султаниловых . Жёсткие действия вызвали недовольство хунзахцев .

Рисунок великого князя Константина Николаевича «Клятва аварцев освободить отечество от Гамзат-Бека [в 1834 г.]»

Лидер чеченских повстанцев Ташев-Хаджи Эндиреевский признал власть имама Гамзат-бека над собой .

В сентябре с 15-тысячным отрядом имам занял село Куппа и потребовал от акушинцев и цудахарцев , которых возглавляли Мухаммад-кади Акушинский и Аслан-кади Цудаханский , присоединиться к нему под угрозой истребления . Они отказались. Произошло боестолкновение, в итоге которого Гамзат-бек, проиграв, вынужден был отступить в Хунзах . Против имама в Северный Дагестан была начата экспедиция русским генерал-майором Ланским . Вернувшись в Хунзах, имам начал планировать новые походы для подчинения оставшихся территорий Дагестана. Он рассылал в покорные ему области призыв собрать все силы в Хунзахе .

Картина Евгения Лансере «Схватка в мечети» , изображающая убийство имама

19 сентября 1834 года в пятницу в главной хунзахской мечети имама убили заговорщики , во главе которых были объявившие кровную месть имаму молочные братья ханов — Осман и Хаджи-Мурат , убийство совершил Осман ударом кинжала. Личная гвардия имама убила Османа и укрепилась в ханском доме , но были заживо сожжены . Гамзат-бека похоронили в Хунзахе, к власти в ханстве пришёл Хаджи-Мурат. Вскоре в новым имамом был избран Шамиль , как писал аль-Карахи , Гамзат-бек ещё при жизни выбрал его своим преемником .

Политика

Гамзат-беку были подконтрольны Нагорный Дагестан и юг Чечни, который ранее был под влиянием аварских ханов . Новый имам продолжил политику своего предшественника по распространению шариата , истреблению горской знати и конфискации их владений, а также его тактику быстрых набегов на общины и феодальные владения .

Продолжил начатое имамом Гази-Мухаммадом строительство исламского государства на Северном Кавказе. Он объявил столицей Гоцатль, там построили жильё для муртазеков , пороховой завод и прочие атрибуты столицы, с южной и северной сторон город начали укреплять . 14 августа 1834 года столицу перенесли в захваченный Хунзах, туда перевезли казну. Имам закончил формирование структуры управления в Имамате — разветвлённой сети заместителей- наибов , которые были наместниками и представителями имама в каждом из районов Имамата. Эту структуру использовал впоследствии и Шамиль . Помимо наибов назначались казначеи и другие сотрудники . По приказу имама в Хунзахе начали строить большую соборную мечеть . В областях создали воинские формирования ополчения, руководимые наибами . Как и во времена Гази-Мухаммада, при Гамзат-беке войско пополнялось по квотам. К примеру, Койсубулинское общество обязалось предоставлять одного вооружённого воина с 20 домов, в июле 1834 года дагестанским ханам имам приказал предоставить в ополчение одного человека с каждых десяти .

Гамзат-бек давал убежище русским солдатам-дезертирам, в том числе поляку-рядовому Брановскому . Существует распространённый исторический миф , что из этих дезертиров он сформировал отряд своих личных телохранителей , он не посягал на их религиозные и национальные права , отряд с такой важной функцией был поручен именно им, так как русские дезертиры не имели социальных корней в местном обществе и были зависимы только от имама, одеты они были как горцы и выглядели так же . Показания впоследствии пойманного русскими Брановского противоречат информации о подобной гвардии имама. В действительности его личной охраной занимались его солдаты-горцы . Перед битвой отряды имама распевали шахаду : «Ля́ Иля́ха илля Лла́х» ( араб. لا اله الا الله ‎) . Своим последователям Гамза-бек приказал стричь усы в уровень с верхней губой и оставлять бороду клином, нарушение каралось заключением в яме и 40 палочными ударами по пятам. Было также приказано поверх папахи надевать чалму .

В отличие от своего предшественника, имам Гамзат-бек решил сконцентрироваться на вопросе закрепления своей власти среди кавказцев, не отвлекаясь на походы против русских . Имам хотел закончить войну и установить с Россией мирные соседские отношения . Он переговаривался с русским командованием о перемирии, если русские не будут препятствовать шариату. Ему предлагали явиться лично в Темир-Хан-Шуру для обсуждения, но он отказался. Перестав получать ответы, имам попросил шамхала быть посредником между ними, не зная, что шамхал и был тем, кто подстрекал русских не церемониться с ним. Барон Розен передал Гамзат-беку, что если он хочет перемирия и отправиться в Мекку , то нужно отдать своего сына в качестве аманата. Он дал согласие, выставив требование отдать в ответ сына шамхала. Розен в ответил, что « слова русского офицера должно быть достаточно », на этом переписка закончилась .

В августе 1833 года из-за активности посланцев имама в Чечне русские были вынуждены отменить свои планы на поход против черкесов .

В историографии

Царская пропаганда преподносила Гамзат-бека как кровожадного убийцу, «дикаря-полузверя», «хитрого предателя» . Распространялась версия, что убийство ханов Гамзат-беком якобы было подстроено Аслан-ханом Кюринским , у которого были плохие отношения с Баху-Бике, но первые русские донесения о случившемся говорили о другом. Многие горцы поверили в это. Шамилю пришлось опровергать такие слухи, он поклялся, что у Гамзат-бека не было намерений убивать ханов, но ссору начали младшие ханы, первые схватившие оружие . Имперские исследователи публиковали выдуманные описания некоторых событий, которые якобы остались в памяти очевидцев . Так, царский историк Александр Неверовский писал, что во время встречи с переговорщиками от ханши имам приказал « подстричь усы присланным ханшей почётным жителям, проколоть им ноздри и продеть через них нитки с привязанными к ним кускам хлеба (чурека), запретив под смертной казнью вынимать их прежде прибытия в Хунзах. Поступок варварский, достойный сына дикой природы! ». Известный дагестанский историк Гасан Алкадари крайне негативно отзывался о Гамзат-беке и осуждал его за убийство « несовершеннолетнего мусульманина и слабой старухи » .

Западноевропейская историография XIX века содержит ряд мистификаций об Имамате. Так, немецкий писатель Фридрих Боденштедт утверждал о русских телохранителях имама, пересказывая с ошибками легенду, которую озвучил К. И. Прушановский .

Одним из главных трудов о Кавказской войне в советской историографии является книга Николая Покровского , где Гамзат-беку уделена глава с критическим анализом его жизнедеятельности, автор пересматривает царскую концепцию о вероломстве и кровожадности имама и показывает, что имам не был виновен в случившемся с ханами в его лагере . Покровский отмечает, что тот факт, что Булач, который оставался в плену у Гамзат-бека, так и не был убит при нём, не вяжется с версией о преднамеренном убийстве других ханов .

Кавказовед Владимир Дегоев в 2001 году издал книгу о событиях того периода и подвергся критике за её содержание. Так, автор без ссылки на источник заявил, что Баху-Бике была обезглавлена во время чтения Корана , или, что Шамиль был в Хунзахе во время убийства Гамзат-бека и смог незаметно ускользнуть, хотя известно, что его там не было. Опираясь на « мифологическое, а значит по-своему строго упорядоченное мышление горцев », Дегоев пишет о «варварских» мерах Гамзат-бека, его, как считает исследователь, « настолько одолевала жажда власти, что совладеть с ней было выше его сил » .

Несмотря на наличие множества трудов по теме Кавказской войны, исследований, касающихся конкретно Гамзат-бека почти нет. В 2012 году дагестанские исследователи Хаджи-Мурад Доного и Сергей Касумов выпустили книгу «Имам Гамзат» , а в 2016 году Касумов написал кандидатскую диссертацию на тему «Военно-политическая деятельность второго имама Гамзат-бека в Дагестане в 20-30-е гг. ХIХ века» .

В культуре

  • Сторонники Гамзат-бека в память об имаме поставили над его могилой каменную стелу, но хунзахцы сломали её. В 1856 году Хунзах ненадолго был захвачен силами имама Шамиля, его наиб приказал соорудить над могилой Гамзат-бека мавзолей, но скоро город вернулся к русским и сооружение было разрушено. После завершения Кавказской войны мавзолей был отреставрирован, но до начала XX века на него продолжались атаки вандалов. На стеле вырезан исторический панегирик в 21 строку о трёх имамах .
  • Установлена памятная доска в Гоцатле .
  • Художественный фильм « Рай под тенью сабель » (1992). Георгий (Гия) Дарчиашвили в роли Гамзат-бека .
  • Художественный фильм «Имам Шамиль. Последний бой имама» (2005). Магомедарипхаджи Дарбишев в роли Гамзат-бека .
  • Хореографическая драма «Имам Шамиль» включает ряд выступлений с Гамзат-беком .

Примечания

Комментарии

  1. Чанки — феодальное сословие, у представителей которого один родитель принадлежит к привилегированному классу, а второй — нет. Такие дети имеют меньше прав на наследство
  2. Нурмухаммад-кади был сторонником ханской власти и, впоследствии, активным противником имамов Гази-Мухаммада и Гамзат-бека. Он был убит во время правления Гамзат-бека в 1834 году
  3. другое название — «Хаджи-Мурат с братом Османом ведут бой с Гамзатом и его мюридами в мечети»
  4. Станислав Брановский (или Броновский , Броневич ) — рядовой 43-го егерского полка 22-й дивизии. Дезертировал в 1833 году и присоединился к Гамзат-беку, 8 месяцев был с ним, воевал, получил ранение под Гергебилем, строил укрепления, возможно был начальником личной стражи имама. Впоследствии был пойман русскими в 1834 году и сослан в Сибирь в 1836

Источники

  1. / Муханов В. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. , с. 54.
  3. Доного Х.М. , Касумов C. . gazavat.ru (17 января 2013). 6 апреля 2020 года.
  4. , с. 88.
  5. , с. 47.
  6. , с. 88, 95.
  7. , с. 124.
  8. , с. 49.
  9. , с. 50.
  10. , с. 54.
  11. , Примечания.
  12. , с. 45.
  13. , Мюридизм.
  14. , с. 51, 52.
  15. , с. 52, 54.
  16. , Поход на Аварское ханство.
  17. , Первая осада Гимры. Триумфальное шествие по Чечне.
  18. , с. 55.
  19. , Волнения в Джаро-Белоканской области.
  20. , Взятие Чумкескента.
  21. Магомедов Р. М. . — Мх. : Эпоха, 2012. — С. 43. — 71 с. — ISBN 978-5-98390-111-7 . 9 июля 2021 года.
  22. , Глава седьмая. Второй имам.
  23. , Смерть мученика.
  24. Х. Мусаясула, М. Коркмасов, Г. Балиев, З. Арухов на основании материалов Дагестанского краеведческого музея «Знамёна горских воинов» // Родина, М., 1994, № 3-4. С. 76.
  25. , с. 223.
  26. , с. 102.
  27. Федосов Д. А. // Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона : материалы V Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 03–08 апреля 2017 года. — Славянск-на-Кубани, 2017. — С. 105-109 .
  28. Дадаев Ю. У. // История, археология и этнография Кавказа. — 2016. — № 1 (45) . — С. 36-46 . 16 января 2023 года.
  29. , с. 227.
  30. , с. 56.
  31. , с. 236.
  32. , с. 57.
  33. , с. 242.
  34. Касумов С. М. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2014. — № 4 . 16 января 2023 года.
  35. , с. 58.
  36. , с. 104.
  37. , с. 60.
  38. , Глава восьмая. Третий имам.
  39. , с. 287.
  40. Бобровников В. О. . Исламология . Дата обращения: 16 января 2023. 16 января 2023 года.
  41. , Ополчение.
  42. , Армии первых двух имамов.
  43. , с. 105.
  44. , с. 55-56.
  45. , Организация и воинская дисциплина.
  46. , с. 107.
  47. , с. 5.
  48. , с. 5-6.
  49. , с. 8.
  50. Доного Х. М., Касумов С. М. Имам Гамзат / Дагестанский центр гуманитарных исслед. им. имама Шамиля. — Махачкала: МавраевЪ, 2012. — 335 с. — ISBN 978-5-906124-01-2 .
  51. .
  52. // Известные аулы Дагестана. — Вып. Гоцатль . — С. 16 .
  53. Логотип YouTube . Star Media
  54. Логотип YouTube . Леко Эхо.
  55. Кажлаев Мурад. . gazavat.ru (14 апреля 2011). Дата обращения: 12 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
  56. . Коммерсантъ (31 августа 1999). Дата обращения: 16 января 2023. 16 июня 2023 года.

Литература

Источник —

Same as Гамзат-бек