Interested Article - Каланча, Антонио де ла

Антонио де ла Каланча или отец Каланча ( исп. Antonio de la Calancha ; 1584 , Чукисака 1 марта 1654 , Лима ) — католический священник и хронист Перу и Боливии , описавший Завоевание Империи Инков , обычаи и традиции местных индейцев — кечуа , аймара и других.

Биография

Являлся сыном андалузского владельца энкомьенды , капитана Франсиско де ла Каланча и доньи Мария де Бенавидес. Отказался идти по стопам своего отца, чтобы поступить в религиозный Орден августинцев в городе Чукисака . Потом переехал учиться в Лиму , где получил степень Доктора Теологии в Университете Сан Маркос и стал одним из самых известных проповедников своего времени.

Был секретарём провинции, Ректором Коллегиума Сан Ильдефонсо. Во время разрушительного землетрясения в Трухильо 14 февраля 1619 года он возглавлял монастырь города, после этого стал приором .

Каланча об инкских кипу

Схема исторического (нарративного) кипу согласно сведениям хрониста Антонио де ла Каланча (реконструкция Карлоса Радикати ди Примельо; точное цветовое оформление — ) .

Антонио де ла Каланча написал в своей « Cronica moralizada » ( 1639 ), что кипу при помощи различных символов-определителей передавали имена собственные и названия провинций . Он привел также пример весьма сложного понятийного построения для фразы:

…Что до Манкокапака, являвшегося первым Королём Ингой, в этой земле не было ни Королей, и начальников, ни культа, ни поклонения, и что на четвёртый год своего Царствования он подчинил десять Провинций, и что он завоевал какую-то благодаря гибели своих врагов, в каковой войне погибло три тысячи своих, и что он в этих добычах захватил тысячу фунтов золота и тридцать тысяч — серебра, и что в благодарность за победу он устроил такой-то праздник Солнцу.

Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 1., стр. 176

Антонио де ла Каланча дал единственную известную дешифровку построения кипу именно по этой фразе, детально расписав, на каких нитях, какого цвета, какое количество узлов находилось.

Произведения

  • Crónica moralizada del Orden de San Agustin en el Peru", том 1 (1638)
  • Crónica moralizada del Orden de San Agustin en el Peru", том 2 (1653)
  • латинский перевод его Хроники (1651)
  • De los Varones ilustres del Orden de S. Agustin.
  • De Immaculatae Virginis Mariae Conceptionis Certitudine" (Лима, 1629)

Изучив Теологию, он добился того, что его отправили объехать (дважды за его жизнь) Верхнее Перу (нынешняя Боливия ) и Нижнее Перу, и это позволило ему собрать воедино огромное количество фактического материала для своей Моральной Хроники Ордена Сан Августина в Перу ( Crónica moralizada de la orden de San Agustín en el Perú ), первый том которой вышел в Барселоне в 1631 (или 1638 ) году, вскоре переведенного на латынь (Бруллиус в 1651 ) и на французский язык. Второй том, оставшийся незавершенным, появился в Лиме в 1663 году . Эта работа содержит много данных о религии, обычаях, нравах индейцев Перу и Боливии, о географии, теологии, и является одной из важнейших, касающихся происхождения индейцев, их истории. Правда, он не всегда критически относился к собранному материалу, следуя духу своего времени, хотя и тщательно и последовательно отбирал исторические сведения. Его произведение пропитано гонгоризмами .

Он хорошо знал кечуа , но его этимология многих слов этого языка довольно сомнительна. Он перечитал известные хроники ( Поло де Ондегардо , Бальбоа , Авенданьо , иезуитов , Васкеса и Арриага ), неизданные манускрипты , собрал народные суеверия и обычаи.

Каланча установил сходство индейцев и монголоидов (татар), но выводил миграцию азиатов сквозь призму библейских сведений, таких экстравагантных и наивных, равно как и Монтесинос . Как и другие авторы, начало истории индейцев он возводит к эпохе айлью и варварства, когда не было аристократии, а существовала демократия. В его хронике собраны многочисленные сказки и легенды, он тщательно изучал богов, религиозные традиции, языки, сообщения об идолах. Всё это представляет большой интерес, но все сведения разбросаны в беспорядке и очень часто переплетаются с религиозными наставления и отступлениями самого автора.

Умер отец Каланча в Лиме утром 1 марта 1654 года .

Примечания

  1. , с. 359.

Библиография

  • / Под ред. С.А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3 .
  • ANTONIO, Bibliotheca hispana nova (Madrid, 1733-38);
  • MENDIBURU, Dic. hist. biog. (Lima, 1876), II;
  • LEóN Y PINELO, Epítome etca (1737-38);
  • JIMÉNEZ DE LA ESPADA, Tres Relaciones peruanas (Madrid, 1880).

Ссылки

  • Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 1.
  • Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 2.
  • Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 3.
  • Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 4.
  • А. Скромницкий. Список историков и хронистов XVI—XVII веков по Южной Америке. Биография. Библиография. Источники.
Источник —

Same as Каланча, Антонио де ла