Interested Article - Опера в России

Опера в России театрально-музыкальный жанр , появившийся в России в первой половине XVIII века как заимствование итальянской , французской и немецкой практики публичных представлений и получивший развитие в национальной культуре драматургии , музыки и вокала . В российском театре жанр представлен национальной оперой и оперой зарубежных авторов.

Опера XVIII века

Опера в России появилась в XVIII столетии во времена царствования российской императрицы Анны Иоанновны . Первое представление оперы «Сила любви и ненависти» в исполнении итальянской труппы состоялось 29 января 1736 года в Санкт-Петербурге при дворе императрицы. Автор музыки — Франческо Арайя , перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский .

Позднее при дворе появилась и французская труппа. С середины XVIII столетия опера становится популярной и в России создаются частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: итальянская, русская, немецкая. При императрицах Анне Иоанновне , Елизавете Петровне , Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы , до этого исполнявшие только духовные песнопения.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — « Цефал и Прокрис » — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года (музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский . Нередко вместе с профессионалами на сцены исполняли арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России позднее появились комический театр и водевиль .

Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII веке оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин в труде «Известия о музыке в России».

Опера начала XIX века

Крупнейшие оперные композиторы:

Опера от Глинки до второго десятилетия XX века

Крупнейшие оперные композиторы:

Творчество композиторов-эмигрантов (1920—1940-е годы)

Крупнейшие авторы:

Опера советского времени

Крупнейшие оперные композиторы:

Новатором в области жанра был Д. Д. Шостакович . Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер.

В 1930—1932 годах Шостакович написал оперу « Леди Макбет Мценского уезда » по одноимённой повести Н. С. Лескова . В 1934 году опера была поставлена в Ленинграде и с успехом шла на сцене полтора сезона, но была снята с репертуара после публикации разгромной статьи « Сумбур вместо музыки » в газете «Правда» от 28 января 1936 года.

Позднее С. С. Прокофьев создал оперы « Семен Котко » (1940), « Война и мир », « Обручение в монастыре » (1946), «Повесть о настоящем человеке».

Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере.

В октябре 1935 года в Ленинградском Малом оперном театре была поставлена опера Ивана Дзержинского «Тихий Дон» (по роману М. Шолохова), которая вскоре вошла в репертуар музыкальных театров страны. В 1937 году Дзержинский написал оперу «Поднятая целина» (вторая часть — «Григорий Мелехов» написана композитором в 1967 году), а в 1939 году — оперу «Волочаевские дни».

В 1939 году Т. Хренников написал оперу « В бурю » (2-я редакция — 1952), в которой композитор впервые вывел в опере образ Владимира Ленина .

В 1941—1942 годы были поставлены две героико-исторические оперы — «Суворов» С. Василенко и «Емельян Пугачев» М. Коваля .

В 1943 году Ленинградский малый оперный театр в городе Чкалове, а затем театр имени Станиславского в Москве осуществили постановку оперы И. И. Дзержинского «Надежда Светлова», посвящённой обороне Ленинграда.

Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 1939 1941 годах пишет оперу « Скрипка Ротшильда », высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году ).

Постановление « Об опере „Великая дружба“ » привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.

Среди значительных образцов советской оперы 1940-х — 1950-х годов, поставленных на сцене, — « Повесть о настоящем человеке » ( 1948 ) С. С. Прокофьева , « Фрол Скобеев » Т. Н. Хренникова (1950), « » ( 1957 ) В. Я. Шебалина .

Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга « Пассажирка ».

Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. Чайковского , К. А. Молчанова , А. Н. Холминова , Г. С. Седельникова , Л. А. Десятникова , В. А. Кобекина , М. С. Вайнберга ). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. Буцко , Г. С. Фрида , М. Л. Таривердиева ).

Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы ( А. Б. Журбин , В. И. Мартынов , А. Л. Рыбников ).

Опера конца XX — начала XXI веков

После распада Советского Союза в первой половине 1990-х годов современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия « железного занавеса » некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и США проходят премьеры опер Р. К. Щедрина , А. Г. Шнитке , , В. И. Мартынова .

С конца 1990-х годов за постановку современных опер берутся многие известные театры России — Мариинский , Большой , Пермский , Самарский . Резонанс в прессе и интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского , Р. К. Щедрина , Л. А. Десятникова , В. А. Кобекина , А. В. Чайковского .

Новую музыкальную форму предлагает Р. К. Щедрин в сочинении « Очарованный странник », которая имеет подзаголовок «опера для концертного исполнения» и в жанровом отношении близка к кантате и оратории .

Литература

  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр XIX века. Тома 1-3. — Л., 1969—1973.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин. — Л., 1974.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр между двух революций, 1905—1917. — Л., 1975.
  • Ковалев К. . Глагол таинственный. Очерки о русской музыке XVIII века. — М., 1988.
  • Советская опера. Сборник критических статей. — М., 1953.
  • Советские оперы. Краткое содержание. / Составитель А. М. Гольцман. — М.: Советский композитор , 1988. — 672 с.
  • Современная советская опера. Сборник научных трудов. — Л.: ЛГИТМиК, 1985. — 160 с.
  • Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. — Л., 1952.
  • Комиссарская М. А. Современная советская опера. — М.: Знание, 1971. — 32 с.
  • Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Книга 1. — М., 1971.
  • Власова Е. С. Советская классическая опера: идеи и реалии // Научный вестник Московской консерватории. — 2020. — № 4 (43). — С. 102—131.
  • Науменко Т. И. Работа над советской оперой после 1936 года // Современные проблемы музыкознания. — 2017. — № 4. — С. 25-44.
  • Раку М. Г. Явная опала и тайные триумфы жанра «гранд опера» на советской сцене // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции. — 2016. — С. 136—147.
  • Павлюк Г. Ф. Оперы классического наследия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 320 с.
  • Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. Подгот. к печати и вступ. статья `А. С. Рабинович`, Е. Даттель; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. — М.: Изд. и типолит. Музгиза, 1948. — 271 с.
  • Frolova-Walker M. The Soviet Opera Project: Ivan Dzerzhinsky vs. Ivan Susanin // Cambridge Opera Journal. Vol. 18. No. 2 (July, 2006). Pp. 181—216.

См. также

Источник —

Same as Опера в России