Interested Article - Нжде, Гарегин

Гареги́н Нжде ( арм. Գարեգին Նժդեհ ) настоящее имя — Гареги́н Егише́вич Тер-Арутюня́н , ( арм. Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան ; 1 января 1886 21 декабря 1955 ) — армянский политический и военный деятель .

Основоположник цехакронизма — армянской националистической идеологии .

Во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистской Германией .

Личность Нжде остаётся предметом горячих дискуссий. В работах армянских исследователей указывается на его вклад в армянское национальное движение начала XX века. Другие исследователи подвергают критике его националистические идеи и связь с нацистской Германией . В современной Армении Нжде некоторыми политиками и политическими организациями считается национальным героем .

Молодость

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кузнут Нахичеванского уезда Эриванской губернии (ныне Бабекский район Азербайджана ). При крещении был наречён именем Аракел.

Псевдоним «Нжде» переводится с армянского как «скиталец», «вечный странник» .

Начальное образование получил в русской школе Нахичевани и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса . В 1902 году Тер-Арутюнян поступил на юридический факультет Петербургского университета . Из университета Нжде был отчислен за связи с революционерами. В этот же период он становится членом партии Дашнакцутюн .

В 1906 году Нжде перебрался в Болгарию . Там он поступает в нелегальное военное училище, которое было создано в 1907 году по предложению одного из лидеров партии Дашнакцутюн Ростома Зорьяна . В нём более 400 армян и болгар прошли обучение военному делу и подготовку к повстанческой деятельности на территории Турецкой Армении и Македонии .

По окончании этого учебного заведения вернулся на Кавказ, где присоединился к партизанскому отряду Мурада Себастаци и вступил в ряды АРФД .

В ноябре 1907 года в качестве офицера отправился в Персию и принял активное участие в персидской революции . В августе 1908 года вернулся в Кузнут.

В сентябре 1909 года Нжде был арестован царскими властями («Дело партии Дашнакцутюн», были арестованы 163 члена партии ) и помещён в тюрьму. Отсидел и был допрошен в 4-х тюрьмах: тюрьма в городе Джульфа , Нахичеванская тюрьма, Новочеркасская тюрьма , Петербургская тюрьма. В марте 1912 года он был освобождён из тюрьмы и переехал в Болгарию.

Участие в Балканской войне

Гарегин Нжде, 1913 год

В период 1-й Балканской войны армяне, проживающие в христианских странах на Балканах, поддержали их правительства в борьбе против Османской империи . Гарегин Нжде участвовал в войне с 16 сентября 1912 года . Андранику и Нжде удалось организовать военные отряды из нескольких сотен армянских добровольцев .

20 октября 1912 года Нжде назначается [ кем? ] командиром Второй армянской роты. В начале ноября он сражался в Узун-Хамидире.

В ноябре 1912 года у села на берегу реки Марицы в Беломорье в составе 3-й болгарской бригады Нжде и его рота участвовали в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-паши. Нжде получил болгарские (в том числе болгарский крест « За храбрость » IV степени) и греческие награды и звание «герой Балканских народов» .

18 июня 1913 года Нжде был ранен .

19 июля 1913 года газета « Киевская мысль » публикует очерк своего военного корреспондента Льва Троцкого об армянской добровольческой роте, принимавшей участие в первой Балканской войне против Турции за освобождение Македонии и Фракии :

Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто «товарищ Гарегин». Гарегин — бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому «лыженскому» процессу Дашнакцутюн и оправданный после трёхлетнего заключения. Он прошёл в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии.

Первая мировая война

Накануне Первой мировой войны Нжде, как и многие другие члены партии Дашнакцутюн , получил помилование от царского правительства и в начале октября 1914 года переехал в Тифлис . На первом этапе войны был заместителем командира 2-й армянской добровольческой дружины в составе Русской императорской армии (командиром полка был Дро ), в последующем командовал отдельной армяно-езидской частью. Кроме того, Нжде в должности заместителя командира воевал в составе сводной дружины Вардана Ханасори , входившей в Араратский отряд, а позднее — в 1-м Армянском полку.

С мая 1915 года по 25 июля 1916 года Нжде участвовал в боях на территории Западной Армении , за что был награждён орденами Св. Анны 4 степени и Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней .

В июле 1915 года получил чин поручика .

С мая 1917 года Нжде был городским комиссаром в Александрополе .

Деятельность в Зангезуре

При отступлении в мае 1918 года армянских добровольческих вооружённых формирований из Западной Армении с ними в Закавказье вышли до 30 тысяч армянских беженцев, которым грозило истребление от наступавшей турецкой армии. Часть из них была размещена в Зангезуре — регионе со смешанным армяно-мусульманским населением, который после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики оказался под управлением Азербайджанской Демократической Республики [ неавторитетный источник ] . Армянское население Зангезура и соседнего Карабаха отказывалось подчиняться властям Азербайджана, требуя, чтобы эти территории были присоединены к Армении. Правительство самой Армении при этом было неспособно оказывать им сколько-нибудь существенную помощь. Местным армянским ополчением руководили ветераны Первой мировой войны — генерал Андраник , Дро , Гарегин Нжде и другие.

В сентябре 1919 года после вывода британских войск из Закавказья Гарегин Нжде был назначен руководителем обороны Капанского района .

В апреле 1920 года после ввода на территорию Азербайджанской Демократической Республики 11-й Армии РККА в Баку была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика . 10 августа между Демократической Республикой Армения и РСФСР было заключено соглашение, по которому в спорные области (Карабах, Зангезур и Нахичевань) до мирного урегулирования территориальных споров между Арменией и Азербайджаном вводились советские войска . После подписания соглашения командовавший армянскими войсками в Зангезуре Драстамат Канаян (Дро) покинул Зангезур, но его помощники — командующий Кафанским районом Гарегин Нжде и командующий Сисианским районом — отказались признавать соглашение, опасаясь, что Зангезур будет отдан Советскому Азербайджану.

Нжде, впрочем, столкнулся с серьёзной проблемой: многие местные жители расценивали приход Красной Армии как восстановление российского правопорядка после нескольких лет политических смут. Армянские большевики убеждали местное население в том, что Красная Армия входит на территорию Зангезура для прекращения бессмысленного межнационального кровопролития, и призывали население не поддерживать «бандита Нжде» .

25 августа Нжде был провозглашён спарапетом (этот титул исторически носил главнокомандующий армянской армии) .

К 6 сентября 84-я бригада Красной Армии, наступавшая двумя колоннами, заняла населённые пункты Арцваник , Чапни , , Севакар , , Верхний и Нижний , Хорастан, , и . Контролируя стратегические высоты Инджабель и Гегвадзов, советские войска вынудили Нжде отступить к Хуступу . В Капане была провозглашена советская власть, а председателем районного ревкома был назначен Баграт Арутюнян. После потери Капана под контролем Нжде остался район Гендеваз — Аревик вокруг Мегри . Не имея возможности вести открытые бои с Красной Армией ввиду значительного численного превосходства последней, Нжде прибегал к ночным нападениям .

Уже в конце сентября Нжде послал своих доверенных людей для агитации в тылу Красной Армии, организации подпольных операций, а также саботажа и разведки. Ежедневные реквизиции продовольствия и скота, аресты жителей, а также противоречивые действия местных ревкомов привели к быстрому разочарованию крестьян в советской власти. Присутствие же в рядах Красной Армии азербайджанцев и других мусульман усугубило недовольство . 10 октября в Зангезуре вспыхнуло восстание, которое возглавил Нжде (Погос Тер-Давтян был убит в одном из боёв). Уже через 10 дней части Красной Армии бежали за пределы Зангезура. 30 октября армянские силы перешли в наступление по всей линии фронта и продвинулись до Герусов . К 20 ноября Нжде окончательно занял несколько раз переходивший из рук в руки населённый пункт Яйджи . По данным Нжде, в результате внезапного восстания им было взято в плен два пехотных и один кавалерийский полк общей численностью 400 человек, 200 лошадей, 16 пулемётов, одна полевая кухня с припасами и военный архив . Согласно материалам уголовного дела Нжде, которое велось в 1947 году, около четырёхсот пленных турецких красноармейцев вместе с русскими красноармейцами и армянами, поддерживавшими советскую власть, были казнены недалеко от села Татев .

Нжде взял под свой контроль Зангезур, изгнав оттуда остатки азербайджанского населения и добившись, по выражению Клода Мутафяна , «реарменизации» региона . После вытеснения частей Красной Армии из высокогорных районов Зангезура территорией управлял местный административный совет «Автономного Сюника », в последующем преобразованный в правительство «Горной Армении». Согласно декларации от 1 мая 1921 года правительства «Горной Армении», Нжде был назначен президентом и министром иностранных дел .

После того как Ленин подверг критике первый Ревком Армении, для подавления восстания в Зангезуре были направлены опытные кадры во главе с Александром Мясниковым . В боевых действиях принимали участие две группы войск — Эриванская и Карабахская. Эриванская группа войск, состоявшая из 2,3 и 4 армянских стрелковых полков, армянского кавполка и кавполка 20-й дивизии, а также ряда полевых и горных артиллерийских батарей, двигалась по нескольким направлениям — Мегри -Кормолиновка, Арпа, Кешишкенд, Нахичевань и Бичанак-Базарчай. Руководил этой группой Михаил Великанов . Карабахская, имевшая в своём составе 82-ю стрелковую и 124-ю отдельную бригаду, а также 188-й кавполк с 7 самолётами и артиллерией, наступала из Карабаха по направлению Герусов .

Ожесточённые боевые действия продолжались в период с 20 июня по 15 июля 1921 года. В результате наступления Красной Армии вооруженные формирования, возглавляемые Нжде, начали отход. 29 июня было занято Бичанакское ущелье, имевшее стратегическое значение для передвижения войск из Нахичевани-Базарчая, а также Ангехакот и Мазра, затем 30 июня Каракилиса, 2 июля Герусы , 4 июля Татев, 7 июля Катарские рудники, а 13 июля Мегри . Нжде вместе с некоторыми своими сторонниками 12 июля 1921 года, перейдя реку Аракс, скрылся в Иране .

Эмиграция

Памятная доска на доме Нжде в Софии, где он был арестован в 1944 г. Дата ареста и место смерти указаны ошибочно.

В Персии Нжде на некоторое время остановился в селе , а в августе 1921 года он перебрался в Тебриз .

К тому времени против Гарегина Нжде была начата пропагандистская кампания, в которой принимали участие члены объединённого правительства Республики Армения и Республики Горная Армения , которых Нжде неоднократно публично критиковал (вице-премьер Аршак Ованесян, министр по снабжению продовольствием Г. Тер-Акопян, Епрем Саргсян и др.) [ неавторитетный источник ] .

По инициативе председателя объединённого правительства Республики Армения и Республики Горная Армения Симона Врацяна от 19 июля 1921 года Высшей судебной инстанцией АРФД против Гарегина Нжде было возбуждено судебное дело. Ему было предъявлено обвинение в «споспешествовании падению Республики Горная Армения». Нжде дал суду и Центральному комитету АРФД Атрпатакана свою версию относительно причин падения Республики Горная Армения. 4 сентября 1921 года Нжде был допрошен в ходе судебного заседания; 29 сентября партийный суд постановил: «Исключить Нжде из рядов партии Дашнакцутюн и вынести его дело на рассмотрение предстоящего 10-го съезда партии» . Проведённый в Вене в апреле-мае 1923 года партийный конгресс, а затем и 10-й съезд (17 ноября 1924 года — 17 января 1925 года) восстановили Нжде в рядах партии.

С 1922 по 1944 годы Нжде проживал в Софии ( Болгария ), был членом Балканского комитета АРФД.

Нжде летом 1913 года в Софии обручился, а в 1935 году — женился на Эпиме Сукиасян. Весной 1945 года его жену и сына сослали в болгарский город Павликени , где 24 февраля 1958 года Сукиасян скончалась от туберкулёза. Сын, Сукиас-Вреж Тер-Арутюнян после демобилизации из армии в 1960 году поселился в Софии.

Создание Цегакрона

В 1933 году Нжде участвовал на 12-м Собрании Армянской Революционной Федерации , на котором присутствовали почти все известные армянские деятели в эмиграции. Нжде там представлял армянских эмигрантов Болгарии. Он внёс несколько предложений для организации армян в эмиграции с целью борьбы против Турции и большевиков. Основной задачей он считал организацию армянской молодёжи и с этой целью летом 1933 года поехал в США .

Гарегин Нжде c членами «Цегакрон» ( США , Бостон , 1933 год)

В рамках Дашнакцутюна Гарегином Нжде в том же году была создана молодёжная организация — группа «Цегакрон», характеризуемая политологом Волкером Якоби как «прото-фашистская», позже переименованная в . В США, в местах компактного проживания армян, им были созданы Клятвенные Союзы (Цегакрон Ухтер). В Болгарии, Германии, Румынии, в Греции и во Франции были открыты филиалы организации . При создании Цегакрона Нжде был в основном вдохновлён преобладающими в 1930-х годах расистскими теориями и идеологиями . Название «Цегакрон» происходит от слов «род» и «религия» . Противники дашнаков считают это «родовым поклонением» с чёткой коннотацией фашизма, сторонники переводят как «преданные роду», «последователи рода», «родовая вера». Его основной идеей было создать у североамериканской молодёжи связь с понятием национальной идентичности. Основная мысль заключалась в том, что прежде всего следует рассматривать нацию . Нжде пропагандировал «родовой патриотизм» как «естественную и логичную реакцию против чуждой среды, которая угрожает самому существованию нашего рода». Стиль и лозунги его движения вторили фашистским движениям Европы. В униформе использовались два из трёх цветов триколора Первой Республики Армения (являющегося флагом и современной Армении ) — синие рубашки и оранжевые платки. По словам Нжде, «отрицание флага означает отрицание нашей идентичности. Мы не можем быть нейтральными в этом вопросе. Ибо, если мы останемся нейтральными, то что станет с идентичностью армян за пределами родины» . По мнению Томаса де Ваала , Нжде имел подлинно фашистский уклон, создавая эту организацию . В Софии 1935 году Нжде опубликовал работу «Американское армянство — Род и его отребье», а также значительное количество статей, в одной из которых писал :

Если по сей день наш народ получает лишь удары и трагически неспособен дать отпор — причина в том, что он не живет как род… Цегакронство — вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества.

Этим Нжде было положено начало теории «арменизма». Девиз организации — «Армению — армянам», а цель — «Воспитать родопочитающее поколение, представители которого жили и действовали бы как подданные и воины своего рода, где бы они ни были и какое бы социальное положение ни занимали» .

Печатным органом Цегакрона становится эмигрантская газета «Размик», которая начала издаваться Нжде вместе с Айком Асатряном в 1937 году .

Нжде противопоставил Цегакрон партии Дашнакцутюн, политика которой, по его мнению, была нерешительной . Начиная с середины 1935 года начинается обострение отношений между Цегакроном и Дашнакцутюном. По мнению лидеров Дашнакцутюна, Цегакрон являлся молодёжным крылом партии, что позволяло не считаться с его руководством. Обострение отношений имело место также между Нжде и руководителем Бюро АРФ Рубеном Тер-Минасяном . По мнению Тер-Минасяна, созданная Нжде организация опасна для армянства и может привести к расколу партии изнутри .

Согласно мнению многих исследователей , когда, по мнению Дашнакцутюна, взгляды Нжде стали экстремистскими, фашистскими и расистскими, он был исключён из партии . Это произошло в 1938 году на 13-м Собрании Дашнакцутюна. Позже со стороны Дашнакцутюна предпринимались попытки вернуть Нжде, как, например, в 1939 году, когда генерал Дро пытался убедить его вернуться и подчинить Цегакрон Дашнакцутюну, но Нжде отказался, при этом заявив о намерении сотрудничества с партией с целью решения общеармянских проблем .

Нжде содействовал Айку Асатряну при создании в конце 1937 года идеологии эмигрантской организации «Таронаканутюн» (Таронство), основывавшейся на идеях национализма, а также поддерживавшей и развивающей идеи арийского происхождения армян. Официальным печатным изданием организации являлся еженедельник «Таронский Орел» («Тарони Арцив»). По своей идеологии это движение мало чем отличалось от Цегакрона.

В начале Второй мировой войны началось формирование полувоенных разведывательно-диверсионных групп из членов Цегакрона и «Таронаканутюна», предварительно прошедших военно-психологическую подготовку. Позже их обучали в лагерях Абвера под руководством Нжде с целью переброски в дальнейшем на территорию Кавказа и Турции .

Период Второй мировой войны

Возвратившись в Болгарию, Нжде наладил связи с Берлином , имея целью убедить нацистов напасть на Турцию, а в начале 1940-х годов участвовал в создании армянских военизированных частей в составе Вермахта , прошедших обучение под руководством инструкторов СС .

Гарегин Нжде в 1940 году

В начале Второй мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями Германии, преследуя цель в случае захвата немцами Закавказья предотвратить возможное вторжение Турции в Советскую Армению и по возможности, при помощи Германии, восстановить независимость Армении . При этом, в период действия германо-советского договора о ненападении , Нжде также пытался установить отношения с советским посольством. Позже, находясь в советской тюрьме, он писал: «Мои попытки установить связь с советским посольством в Софии были про­дик­тованы моим единственным желанием расширить границы Советской Армении. Для этого я хотел целиком предоставить самого себя в распоряжение командования… С самого первого дня войны я предоставил себя в распоряжение командования военного министерства Болгарии, предложив использовать мои возможности в случае войны против Турции».

В 1942 году по инициативе нацистской военной администрации в Берлине был создан Армянский национальный совет ( Armenisches Nationales Gremium ), во главе с профессором Берлинского университета Арташесом Абегяном. Для участия в работе Совета Абегян пригласил Гарегина Нжде . В декабре 1942 Нжде стал одним из семи членов Армянского национального совета и заместителем редактора газеты Национального совета «Азат Айастан» («Свободная Армения», главный редактор — ).

Согласно документам ЦРУ , рассекреченным в соответствии с законом о раскрытии нацистских военных преступлений, 1 сентября 1945 года в армянском еженедельнике был опубликован перевод оригинального немецкого документа, из которого следовало, что Армянский национальный совет, в который входили дашнакские лидеры — председатель Арташес Абегян, заместитель Абрам Фулханданян, Арутюн Багдасарян, Давид Давидханян, Гарегин Нжде, Ваган Папазян, Дро Канаян и Дертовмасян, — в своё время обращался к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу с предложением о создании германской колонии на территории советской Армении . Нжде также упоминается среди прочих в рассекреченном документе о сотрудничестве СД и Абвера с армянской национальной партией .

Нжде и генерал Дро агитировали советских военнопленных-армян с целью набора добровольцев в так называемый Армянский легион вермахта , подразделения которого были задействованы в боях на Северном Кавказе , а позднее — на Западном фронте .

В «ориентировке Второго управления НКГБ СССР об антисоветской деятельности армянской националистической эмиграции и о созданной германской разведкой зондеркоманде „Дромедар“» под № 1459 от 5 июня 1943 года говорится: «Так, в Болгарии была создана армянская националистическая партия, наподобие гитлеровской, которую возглавил бывший поручик болгарской службы дашнак Нжде Гарегин» [ неавторитетный источник ] .

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 годов», на территории Болгарии в период войны Нжде завербовал более 30 агентов армянского происхождения. Он участвовал в их диверсионной подготовке, а также в переброске в тыл Советской армии с целью ведения подрывной деятельности .

В то же время сам Нжде, обращаясь в своем письме к Сталину, пишет о мотивации начала переговоров с немцами для предотвращения «политики ненависти к армянам», изданной Герингом в 1941 году. В нём же, разъясняет, что не позволял армянским солдатам воевать на восточном фронте.

То обстоятельство, что в целях защиты армян в Болгарии мы обратились (не только я, но и болгарские деятели культуры) к германскому послу в Софии, само доказывает, насколько серьезна была грозившая армянам опасность. Будучи свидетелем антиеврейских гонений, я не мог оставаться безразличным к опасности, грозившей армянам на Балканах. Приказ Геринга от 1941г. германским войскам «учитывать вражду армян» неоднократно упоминается также и в литературных органах Советской Армении (журнал «Советская литература и искусство», N5 1945г.). Гарегин Нжде, Документ №1. Письмо Нжде Сталину

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию; свой поступок он мотивировал тем, что не желал подставлять под удар свою организацию и к тому же надеялся на то, что СССР вскоре объявит войну Турции, и Нжде сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск он написал письмо с этим предложением главнокомандующему советскими войсками в Болгарии генералу Фёдору Толбухину . В ожидании неминуемого ареста Нжде с горечью писал: «Знакомые, друзья, родственники — никто не откроет такому дверь, даже если он с крестом назаретянина на спине и в терновом венке на окровавленном челе будет искать у них прибежища. Забыли, все забыли, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Те, кто ещё вчера искали твоего взгляда и приветствия, сегодня бегут от одного твоего имени, даже от твоей тени… Красные ждут меня: во сто крат низок тот, кто при всех обстоятельствах предпочитает смерти жизнь. Пускай свершится неизбежное! Сегодня я связан с жизнью лишь в той степени, в которой я чувствую себя обязанным служить Армении ».

10 октября 1944 года Нжде был арестован болгарской полицией «по обвинению в связи с немецкими разведывательными органами» и передан советской контрразведке СМЕРШ . 31 октября было подписано постановление на арест на следующих основаниях: "Тер-Арутюнян, являясь одним из руководителей армянской партии «Дашнакцутюн» и генералом дашнакской армии, в 1921 г. из России эмигрировал за границу. Проживая в Болгарии Тер-Арутюнян как лидер указанной выше партии, проводил враждебную деятельность против Советского Союза. В 1941 г. Тер-Арутюнян установил связь с германской разведкой, по заданию последней на Балканах среди националистов вербовал новую агентуру, которую направлял в диверсионные школы германской разведки. Кроме того, Тер-Арутюнян германской разведкой был введён в Берлине в так называемый «Армянский комитет», организованный немцами, и как член этого комитета вёл среди армян, проживающих за границей, враждебную Советскому Союзу деятельность. " . Гарегин Нжде был выявлен и арестован контрразведчиками как часть агентурного дела абвергруппы-114 («Дромедар») . Арест Нжде предваряло задержание болгарской полицией, основанием для которого являлось обвинение о связях с немецкой разведкой . Сотрудниками СМЕРШ были задержаны 17 из 30 подготовленных им диверсантов, что предотвратило совершение диверсионно-террористических актов. Остальные были объявлены в розыск .

12 октября был арестован СМЕРШ и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке , откуда в 1946 году был переведён в Ереванскую тюрьму. Нжде был обвинён в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия ). К нему применяли пытки бессонницей, но не физическое воздействие. Главным пунктом обвинения был «расстрел в Татеве», ставший уже важной частью советской антидашнакской пропаганды — утверждалось, что после занятия Гориса Нжде расстрелял, а частью живыми сбросил с Татевской скалы до 500 пленных коммунистов и красноармейцев. Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, притом без его ведома, по инициативе местного населения .

16 декабря 1947 года в тюрьме Нжде написал письмо Сталину, где он подробно объясняет, что его действия всегда были направлены против Турции, а сопротивление советской армии в Зангезуре было организовано в контексте того, что советское правительство в то время сотрудничало с Турцией

Поскольку , 24 апреля 1948 года Нжде был приговорён к максимальному наказанию — 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму .

В марте 1952 года Гарегина Нжде второй раз привезли в Ереван. Летом 1953 года, перед тем как перевести Нжде во Владимирскую тюрьму, по распоряжению министра госбезопасности Армянской ССР Гарегина Нжде повезли на автомашине показывать Ереван, возведённые постройки, различные достопримечательности .

В разные периоды Нжде был заключён в московские тюрьмы: Бутырку, Лефортово, Красную Пресню; при переводе из Еревана во Владимирскую тюрьму на короткое время оставался в тюрьмах Баку , Саратова , Куйбышева , Ростова , до смерти Нжде продержали в течение года в тюрьме и больнице в Ташкенте (лето 1953 — сентябрь 1955).

От множества болезней ( туберкулёз , гипертония ) в 1954 году здоровье Гарегина Нжде ухудшилось до такой степени, что руководство тюремной больницы приняло решение о его досрочном освобождении из тюрьмы, но Нжде не был освобождён .

В сентябре 1955 года его вновь отправили во Владимирскую тюрьму, где он умер 21 декабря того же года.

Могила Нжде

Могила Гарегина Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано в захоронении Нжде в Армении, а из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен на Князь-Владимирском кладбище рядом с Владимирским централом , на огороженной могиле была поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886—1955). В августе 1983 года прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению супругом внучки Нжде Павлом Ананяном (по предложению Гургена Армаганяна).

8 мая 1987 года усилиями Рафаэла Амбарцумяна прах был тайно захоронен в Вайке во дворе древней церкви Спитакаворе (до того прах хранился у разных людей) .

7 октября 1983 года часть останков (первый шейный позвонок) с помощью гориссца Андраника Карапетяна была захоронена на склоне горы Хуступ в Сюнике.

В апреле 2005 года две части останков захороненного в Спитакаворе Гарегина Нжде (правая рука и две косточки) были взяты и 26 апреля захоронены при построенном в Капане мемориале-памятнике (с ведома правительства Республики Армения).

Память

В современной Армении существует масштабный культ Нжде . Труды Нжде неоднократно переиздавались в Армении, чему также способствует националистическая идеология бывшей правящей Республиканской партии . В память о нём чеканятся монеты, снимаются документальные и художественные фильмы. Именем Гарегина Нжде в Ереване названа площадь и станция метро . Одной из наград Вооружённых сил Армении является медаль «Гарегин Нжде» .

28 января 2013 года в Ереване в кинотеатре «Москва» прошла премьера фильма « » (режиссёр ). Фильм был посвящён 21-й годовщине создания армянской армии. Съёмки проходили в Армении и Европе . В фильме снялись российские актёры Чулпан Хаматова и Михаил Ефремов .

В 2016 году в Ереване Гарегину Нжде был открыт бронзовый памятник высотой 5,7 м, на пандусе у подножия памятника выгравированы высказывания Нжде. В церемонии принимал участие президент Армении Серж Саргсян .

В июле 2020 года военный телевизионный канал министерства обороны Болгарии снял фильм, посвящённый Гарегину Нжде, который был назван в честь его прозвища «Скиталец» .

Идеи Нжде в современной Армении

В постсоветский период в Армении Нжде считается национальным героем , его расистские взгляды преуменьшаются, а национализм одобряется. Созданной им идеологии Цегакрона придерживаются крайние .

Политические партии и общественные организации

Начиная с 1990-х годов под влиянием идей Нжде был создан ряд партий .

В июле 1991 года была создана партия «Поклонники рода Армении». Устав партии носит название «Цегакрон». Члены партии следуют идеям Нжде и пропитаны, по мнению российского этнолога Виктора Шнирельмана, «зоологическим антисемитизмом ». Цель партии — создание национальной религии, которая основывалась бы на языческих верованиях. Сторонники этой партии принимали участие в Карабахской войне .
В июне 1991 года была зарегистрирована «Партия цегакрона Нжде», которая придерживается сходной идеологии с партией «Поклонники рода Армении», но здесь отсутствует антисемитизм .

Республиканская партия Армении поддерживает идеологию «Цегакрона» в своей платформе . Она была создана Ашотом Навасардяном , который являлся неоязычником. Позже неоязыческий национализм партии, уделявший значительное место идеям и образам Нжде, уступил место фундаментальному национализму, где Армянская Апостольская Церковь вновь возглавила список национальных ценностей. Однако Нжде продолжает существовать как канонический герой . С целью большего информирования молодёжи о таких понятиях, как «военно-патриотический и здоровый образ жизни», партия создала свою молодёжную организацию «Цегакрон», которая начиная с 2004 года сотрудничает с Армянской Апостольской Церковью в «борьбе» против религиозных меньшинств .

В школьных учебниках Армении деятельности Нжде даётся высокая оценка, а его сотрудничество с нацистами объясняется как попытка защиты от турецкой угрозы .

Нжде и армянское неоязычество

Корни армянского неоязычества связаны с Гарегином Нжде, который начинает пропагандировать его в 1930-х годах. В современной Армении неоязычество стало распространяться с конца 1989 года, когда ряд интеллектуалов предложил вернуться к армянской традиционной дохристианской вере .

Нжде является культовым символом в среде армянских неоязычников (см. этанизм ), вокруг которого складываются неомифологические тексты и легенды. К местам его ритуальных захоронений организуются паломничества (его прах, привезённый в Армению, захоронен в трёх местах — в области Вайоцдзор в монастыре Спитакавор, частично в городе Капане, где выстроен мемориал, и на горе Хуступ). Примерно в середине июля — начале августа, начиная с 2008 года, неоязычниками организуется паломничество на гору Хуступ, чтобы провести там ночь: согласно жрецам , паломники надеются, что их посетит видение божества Ваагна , как оно посетило Нжде. На второй из могил Нжде дважды совершается обряд. Жрецы утверждают, что Нжде был пророком. Его известная фотография в военной форме ставится на плакатах, календарях неоязычников в контекст пантеона языческих божеств .

Скандалы

В связи с открытием в 2016 году в Ереване памятника Гарегину Нжде официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила: «Наше отношение к каким-либо формам возрождений, героизации любых проявлений нацизма , неонацизма , экстремизма, тоже все хорошо знают… Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о подвиге армянского народа, это бессмертный подвиг армянского народа времён Великой Отечественной войны, Второй мировой войны» .

После этого последовала ответная реакция официальных представителей армянского правительства [ кто? ] , которые осудили слова Захаровой . Вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов отметил, что Гарегин Нжде всю жизнь боролся за свободу Армении, заметив, что «памятник Гарегину Нжде в Ереване был установлен потому, что Нжде является национальным героем армянского народа, так же как Александр Невский, Александр Суворов, маршал Кутузов, Багратион — являются национальными героями братского российского народа». Позднее Мария Захарова заявила, что её комментарии были извращены, при этом добавив, что установка памятника Нжде — внутреннее дело Армении .

В 2012 году на территории храма Успения Пресвятой Богородицы Армянской апостольской церкви в Армавире была установлена мемориальная табличка в память о Гарегине Нжде , что привело к скандалу , и в конце 2019 года мемориальная табличка была демонтирована .

Произведения Гарегина Нжде

  • «Открытые письма к армянской интеллигенции» (София, 1926 г.)
  • «Борьба сынов против отцов» (Салоники, 1927 г.)
  • «Семь заветов моим соратникам»
  • «Автобиография» (1944 г.)
  • «Этновера»
  • «Народ, исповедующий мужество-арийство»
  • «Мое кредо»
  • «Заветы и кредо Этноверы» (1933 г.)
  • «Творец нашей революции» (статья)
  • «Открытое письмо Майклу Арлену»
  • «Цитаты». от 11 января 2022 на Wayback Machine .
  • «Род наша опора» (2018)

См. также

Примечания

Комментарии
  1. «Дромедар» было условным названием зондеркоманды, первоначально действовавшей в подчинении абвергруппы-101, а впоследствии ставший самостоятельным разведорганом — абвергруппой-114
Источники
  1. Bibliothèque nationale de France Garegin Njdeh // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Органы Государственной Безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Из ориентировки Второго управления НКГБ СССР об антисоветской деятельности армянской националистической эмиграции и о созданной германской разведкой зондеркоманде «Дромедар». — Русь, 2008. — P. 564.
  3. Мелкумян Л. Е. Гарегин Нжде и его учение об армянском роде между Востоком и Западом. — Воронеж: Факультет международных отношений. Центр восточных исследований, 2017. — С. 136—143 .
  4. Агоп Гарабедян. Сотрудничество и совместные действия армянского и болгарского освободительных движений в конце XIX и начале XX века. — Регнум, 2011. — Т. X . — С. 67—87 .
  5. . Дата обращения: 2 апреля 2015. 3 апреля 2015 года.
  6. Ronald Grigor Suny. . — Princeton University Press, 2015. — С. .
  7. 25 августа 2017 года.
  8. Михайлов, Иван . Карекин Нъждех. // Македонска трибуна, г. 31, бр. 1601, 21 ноември 1957
  9. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine № 05 (152) Май 2010 года, НОЕВ КОВЧЕГ
  10. (рус.) (13 июня 2016). Дата обращения: 9 мая 2021. 22 апреля 2021 года.
  11. Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 10
  12. . Дата обращения: 16 ноября 2010. 9 октября 2007 года.
  13. Гаджиев К. С. . — Логос, 2017. — 718 с. — ISBN 9785457145672 .
  14. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 108—109.
  15. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 110.
  16. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 111.
  17. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 115.
  18. Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
  19. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 117.
  20. Claude Mutafian . Karabagh in the Twentieth Century (англ.) // The Caucasian Knot: The History & Geopolitics of Nagorno-Karabagh : сборник. — London & New Jersey: Zed Books, 1994. — P. 134 . — ISBN 9781856492874 .
  21. Том де Ваал. // Русская служба Би-би-си. — 2005. — Т. Глава 9. Противоречия. Сюжет двадцатого века . 8 марта 2016 года.
  22. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 405.
  23. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia. — University of California Press. — 1996. — Т. IV. — С. 406.
  24. С. Карапетян. К истории освобождения Зангезура от дашнакских банд // Известия Академии Наук Армянской ССР. — 1955.
  25. Абрамян Э. А. Взаимоотношения армянских эмигрантских организаций с аналогичными объединениями из Кавказа в 1924–1940 годах. — МГИМО, 2009. — С. 66 .
  26. Volker Jacoby. Die Konturen der innenpolitischen Konflikte in Armenien. — Johann Wolfgang Goethe-Universität, 1998. — С. 148.
  27. Vahe Sahakyan. Between Host-Countries and Homeland: Institutions, Politics and Identities in the Post-Genocide Armenian Diaspora (1920s to 1980s). — University of Michigan, 2015. — С. 271.
  28. Razmik Panossian. The Armenians From Kings and Priests to Merchants and Commissars. — C. Hurst & Co., 2006. — С. 301.
  29. Thomas de Waal. . — Oxford University Press, 2015. — С. .
  30. Thomas de Waal. . — Oxford University Press, 2015. — С. .
  31. Абрамян Э. А. Взаимоотношения армянских эмигрантских организаций с аналогичными объединениями из Кавказа в 1924–1940 годах. — МГИМО, 2009. — С. 67 .
  32. Vahe Sahakyan. Between Host-Countries and Homeland: Institutions, Politics and Identities in the Post-Genocide Armenian Diaspora (1920s to 1980s). — University of Michigan, 2015. — С. 271.
  33. . Дата обращения: 8 марта 2022. 3 марта 2022 года.
  34. Sahakyan V. Between Host-Countries and Homeland: Institutions, Politics and Identities in the Post-Genocide Armenian Diaspora (1920s to 1980s). — University of Michigan, 2015. — P. 255.
  35. от 7 марта 2016 на Wayback Machine
  36. . Дата обращения: 28 декабря 2019. 13 августа 2020 года.
  37. Auron Y. The banality of denial : Israel and the Armenian genocide. — Transaction Publishers, 2003. — P. 238.
  38. Деятельность военной контрразведки в завершающий период войны. // Великая Отечественная война 1941—1945 годов. — Воениздат, 2011—2015. — Т. VI. — С. 546.
  39. . Константин Затулин - официальный сайт . 2019-12-06. из оригинала 9 декабря 2019 . Дата обращения: 9 декабря 2019 .
  40. . Дата обращения: 22 декабря 2020. 27 ноября 2019 года.
  41. Овсепян В. Гарегин Нжде и КГБ. Воспоминания разведчика. — Нораванк, 2007. — С. 92.
  42. Овсепян В. от 27 мая 2016 на Wayback Machine — Ереван: Изд-во Научно-образовательного фонда Нораванк, 2007. — С. 172.
  43. . Дата обращения: 22 июня 2020. 25 июня 2020 года.
  44. от 13 декабря 2019 на Wayback Machine (арм.)
  45. Марченко С. М. Реализация в воспитательном процессе в военных вузах Внутренних войск МВД России анализа современных тенденций героизации нацистских преступников и их пособников // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 11 (129) . — С. 157—160 .
  46. Антонян Ю. ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ: НОВЫЕ КУЛЬТЫ «ДРЕВНЕЙ» РЕЛИГИИ. — COLLOQUIUM HEPTAPLOMERES, 2014. — С. 126—135 . — ISBN 2312-1696 .
  47. Искандарян А. Армения: удревнение модерна. — 2009.
  48. . Дата обращения: 15 июня 2014. 31 января 2013 года.
  49. Дата обращения: 12 июля 2016. 7 июля 2016 года.
  50. . Дата обращения: 21 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  51. . Sputnik Армения . Дата обращения: 27 июля 2020. 27 июля 2020 года.
  52. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал). — Исследования по прикладной и неотложной этнологии, 1998 № 114. — ISBN 1-25 .
  53. . Дата обращения: 26 ноября 2017. 2 сентября 2016 года.
  54. Иван Курилла . . 22 сентября 2020 года.
  55. Марутян А. Как помнят Великую Отечественную в Армении: некоторые наблюдения. — PLURAL, 2016. — Т. 4 , № 2 .
  56. . tert.am (10 июня 2016). Дата обращения: 23 ноября 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  57. . Радио Свобода (4 июля 2016). 23 ноября 2017 года.
  58. . Дата обращения: 23 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  59. Дата обращения: 22 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  60. . Дата обращения: 22 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
  61. . Интерфакс (12 ноября 2019). Дата обращения: 13 ноября 2019. 19 ноября 2019 года.
  62. . Дата обращения: 2 апреля 2020. 22 декабря 2019 года.
  63. . Журнал "Анив". Дата обращения: 27 мая 2019. 27 мая 2019 года.
  64. от 7 марта 2016 на Wayback Machine (арм.)
  65. . aniv.fund . Дата обращения: 15 февраля 2024.
  66. . Дата обращения: 26 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  67. . aniv.fund . Дата обращения: 15 февраля 2024.
  68. (рус.) (28 августа 2022). Дата обращения: 15 февраля 2024.

Ссылки

Источник —

Same as Нжде, Гарегин