Interested Article - Анхис

Ван Лоо Ш. А. Эней выносит Анхиса из горящей Трои. 1729. Холст, масло. Лувр, Париж

Анхи́с , Анхиз ( др.-греч. Ἀγχίσης ) — в древнегреческой мифологии — герой из рода дарданских царей, правнук легендарного Троса , сын Каписа и Фемисты (или сын Ассарака ). У Софокла он брат Лаокоонта .

Он скрещивал своих кобыл с божественными жеребцами, принадлежавшими царю Лаомедонту .

Был пастухом . Анхис — возлюбленный Афродиты . Афродита родила от него сыновей Энея и Лира (либо одного Энея ). Афродита велела ему не разглашать их связь, но он выпил вина и рассказал об этом товарищам. За это он был наказан Зевсом : громовержец ударил в героя молнией , но Афродита успела отклонить её своим волшебным поясом. Молния ударила рядом с Анхисом, но ослепила его. В другом варианте царю парализовало ноги.

Предание гласит, что Анхис был вынесен из горящей Трои своим сыном Энеем, так как был стар и немощен. Он умер и был похоронен на Сицилии многими годами позже. По разным версиям, либо умер и похоронен в Аркадии , где была гора Анхизия и памятник Анхису на её вершине , либо умер в Дрепанском заливе , либо похоронен на горе Эрик в Сицилии, где Эней построил храм Афродиты. Согласно же Катону, он достиг Италии и Лация .

Эней вновь увидел своего отца на Елисейских полях , когда посетил Аид .

Этимология имени

Имя Анхис не является греческим, а принадлежит к местному догреческому субстрату. Ряд лингвистов отождествляют его с филистимским именем Анхус , которое, в свою очередь, могло быть связано с хурритским akishimige .

В истории искусства

Существовали комедии Анаксандрида и Евбула «Анхис». Имя соотносится с названием городка Ангисс в Троаде (точно не локализуется) . В Италии греческие вазы с изображениями Энея, несущего Анхиса, датируются концом VI в. до н. э. . Фигуру Энея, выносящего на плечах старика-отца Анхиса из горящего дома изобразил Рафаэль Санти на фреске « Пожар в Борго », написанной в 1514 году в Апостольском дворце в Ватикане . Скульптурную группу на эту тему создал Джованни Лоренцо Бернини в 1618—1619 годах ( Галерея Боргезе в Риме).

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.90; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.103
  2. Гомер. Илиада XX 239
  3. Гигин. Мифы 94
  4. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т. 2. С. 238
  5. Гомер. Илиада V 313; Гимны Гомера IV 76
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 2 далее
  7. Гигин. Мифы 94; Софокл. Лаокоонт, фр.373 Радт
  8. Павсаний. Описание Эллады VIII 12, 8
  9. Вергилий. Энеида III 708—711
  10. Гигин. Мифы 260; Аврелий Виктор. Происхождение римского народа 11, 1
  11. Вергилий. Энеида VI 679—892
  12. . Дата обращения: 8 июня 2015. 16 июля 2015 года.
  13. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.192
  14. Маяк И. Л. Рим первых царей. М., 1983. С.52

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • См. Цымбурский В. Л. Анхиз-змей. К регенерации раннефракийского мотива в «Энеиде» Вергилия. // Вестник древней истории. 1996. № 4. С.29-42.
Источник —

Same as Анхис