Interested Article - Диомед

Диоме́д ( др.-греч. Διομήδης ) — в древнегреческой мифологии царь Аргоса из династии Биантидов, сын этолийского героя Тидея и дочери царя Аргоса Адраста Деипилы . В молодости участвовал в удачном походе эпигонов против Фив . Во время штурма города погиб его дядя, и Диомед стал наследником аргосского престола. Во время неудачного сватовства к Елене он наряду с другими женихами был вынужден дать клятву помогать её будущему супругу. После того как Елена сбежала с Парисом , Диомед присоединился к войскам греков, выступивших против Трои . Во время Троянской войны прославился своими храбростью и мужеством. Во время одной из битв ранил Энея , а затем и Афродиту , которая захотела спасти сына от неминуемой гибели. С помощью Афины нанёс также рану Аресу .

После окончания войны и разграбления Трои вернулся домой, однако был вынужден сбежать из Аргоса из-за происков своей неверной супруги Эгиалеи . Прибыл в Италию, где помог царю Давну в его войне с мессапами , но в дальнейшем, согласно « Энеиде », отказался от участия в войнах.

Согласно оценке современных антиковедов, Диомед, имя которого можно перевести как «принадлежащий богу», или «божественный», представлял собой древнейшее военное божество Арголиды . Учёные, которые предполагают, что изначально « Илиада » Гомера состояла из нескольких книг, собранных затем в единую поэму, приходят к выводу о параллельном существовании как минимум двух Илиад — «Ахиллеиды» и «Диомедии». При слиянии версий Ахилл возобладал, а Диомед остался хоть и важным, но второстепенным по отношению к нему персонажем. Греческие колонисты занесли культ Диомеда на Апеннинский полуостров , с чем и связано появление мифов об итальянских странствованиях героя.

Диомед в доархаические периоды истории Древней Греции. Создание Илиады

Диомед, согласно представлениям антиковеда В. Н. Ярхо , являлся древнейшим военным божеством Арголиды . В этой области располагались такие города, как Аргос , Микены , Тиринф и другие, которые на момент Троянской войны и разрушения Трои на рубеже XIII—XII веков до н. э. находились на пике своего могущества. Эта его функция прослеживается и в более поздние периоды, когда Диомеда почитают наравне с Афиной на Кипре , называют основателем её храмов в различных уголках Эллады, размещают связанные с ним артефакты в местах почитания данной богини .

Греческие колонисты занесли этот культ в Италию, где он трансформировался в сказания о скитаниях и смерти Диомеда за пределами своей родины на Апеннинском полуострове . Культ Диомеда получил развитие на Адриатическом побережье : посвящённые ему святилища, по-видимому, возникали в местах, где проходили торговые пути греческих мореплавателей начиная с VI в. до н. э. Хорватскими археологами подтверждено существование таких храмов на островах Палагружа (известных также как Диомедовы) и на мысе Диомеда (ныне Плоча), южнее Шибеника . По литературным источникам (в том числе Страбону ) известно о большом святилище Диомеда в устье реки Тимавы на севере Адриатики, на границе между землями венетов и истров . В жертву Диомеду, известному как «укротитель коней», венеты приносили лошадей. Культ Диомеда был распространён и среди умбров в Центральной Адриатике. Именем Диомеда прикрывались завоеватели и колонизаторы, стремившиеся утвердить свою власть в регионе — в частности, сиракузский тиран Дионисий Старший в конце V — начале IV в. до н. э. и Александр Молосский 70 годами позже .

« Илиада », в которой Диомед является одним из основных персонажей, по преданию была создана Гомером в VIII веке до н. э. Изначально она передавалась из уст в уста бродячими певцами. У исследователей данного памятника древнегреческого эпоса существуют различные мнения относительно её авторства, места и времени создания. Дошедшее до наших дней произведение было собрано из множества передаваемых в народном предании песен учёной комиссией, в которую входили Ономакрит , , , по указанию афинского тирана Писистрата (560—527 годы до н. э.), то есть почти через два столетия после предполагаемого времени жизни Гомера .

В современной литературе существует несколько версий относительно происхождения поэмы. По мнению «унитариев», у Илиады был один автор и впоследствии в неё внесли лишь незначительные по сути дополнения . Другая группа учёных приходит к выводу, что книга состоит из нескольких частей, связанных воедино. Они доказывают существование как минимум двух Илиад — «Ахиллеиды» и «Диомедии». В составной книге явно присутствует скрытое соперничество и параллелизм между Ахиллом и Диомедом. Эти два героя никогда (за исключением одного эпизода) не появляются вместе: исчезает Ахилл — на первый план выходит Диомед, исчезает Диомед — начинается перечисление подвигов Ахилла . При слиянии версий Ахилл возобладал, а Диомед стал, хоть и важным, но второстепенным по отношению к нему персонажем. По мнению «унитариев» Диомед был введён в качестве контрастирующего Ахиллу героя .

Мифы

Происхождение. До начала Троянской войны

Диомед был сыном Тидея и дочери царя Аргоса Адраста Деипилы . Отец Диомеда погиб во время похода « семи героев против Фив ». Через десять лет дети погибших, включая Диомеда, вновь объявили войну Фивам , известную как « поход эпигонов » Город был разграблен. Во время битвы с фиванцами погиб дядя Диомеда по материнской линии Эгиалей , после чего он стал наследником царского престола Аргоса . По версии Павсания Диомед после смерти Эгиалея стал не царём, а опекуном и впоследствии регентом своего малолетнего двоюродного брата Кианиппа .

Диомед был одним из нескольких десятков женихов Елены . Приёмный отец невесты спартанский царь Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из множества знаменитых воинов, царей, сыновей богов он мог получить одного друга, ставшего мужем Елены, и несколько десятков рассерженных врагов. По совету Одиссея Тиндарей обязал всех женихов дать клятву признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь в случае опасности и обиды . В итоге супругом Елены стал Менелай , но Диомед оказался связанным на всю жизнь данной Тиндарею клятвой. Когда через десять лет троянский царевич Парис при содействии Афродиты похитил Елену, Диомед со своим войском был вынужден влиться в армию ахейцев, отправившуюся к стенам Трои .

На момент начала Троянской войны он предстаёт уже царём Аргоса, который имеет под своим началом от 30 до 80 кораблей с войсками из Аргоса, Тиринфа , Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды . По численности флота он уступает только Агамемнону и Нестору .

Троянская война

Диомед сражается с Аресом
Главк обменивается с Диомедом доспехами. Древнегреческая ваза 420-х годов до н. э.

Во время Троянской войны Диомед пользовался особым покровительством Афины и носил латы работы бога кузнечного мастерства Гефеста . Богиня мудрости и войны исцеляет его от ран и даёт наставление не сражаться с богами, делая исключение для Афродиты . Согласно Гигину убил 18 троянских воинов , а Гомеру — 17, названных по именам , и 12 безымянных фракийцев вместе с их царём .

В «Илиаде» Диомед сражается с Гектором и Энеем , которого от верной смерти спасает заступничество олимпийских богов . Во время битвы с Энеем владыка Аргоса ранил его в колено. От неизбежной смерти троянского героя спасла его мать Афродита. Заступничество богини не остановило Диомеда, который и её ранил в руку. Тогда в бой вмешался Аполлон , накрыв Энея и Афродиту чёрным облаком . Это также не остановило Диомеда, и он трижды шёл в атаку, желая убить раненого Энея. Аполлон трижды отразил его удары. Однако ярость Диомеда не была слепой. Он внял словам Аполлона «Вспомни себя, отступи и не мысли равняться с богами …» и отступил . Аполлон, однако, на этом не остановился и призвал на помощь троянцам бога войны Ареса . Тот под видом смертного вошёл в ряды троянцев. Подстрекаемый Афиной Диомед принял бой и ранил Ареса. Истекающий кровью бог войны был вынужден оставить поле битвы .

В одном из эпизодов «Илиады» Диомед собирался вступить в бой с Главком , однако перед сражением они разговорились. Вспомнив истории о дружбе своих дедов Беллерофонта и калидонского царя Энея , связанных узами передаваемой по наследству потомкам проксении , персонажи помирились и даже обменялись доспехами .

Вместе с Одиссеем Диомед отправился на разведку в лагерь троянцев. По пути они захватили вражеского разведчика Долона , от которого узнали о ситуации в Трое, прибывшем на помощь осаждённому городу фракийском царе Ресе , после чего Диомед убил лазутчика. Используя полученные сведения, Одиссей и Диомед проникли в лагерь спящих фракийцев. Пока Одиссей отвязывал знаменитых царских коней, Диомед сразил 12 воинов и самого царя, после чего оба героя благополучно возвратились в свой лагерь . Впоследствии на добытых конях арголидец победил в скачках во время погребальных игр по Патроклу . Доставшийся в качестве победы треножник он отправил в Дельфы . На тех же играх Диомед, согласно Гомеру, с большим трудом победил в бою Аякса Теламонида . Квинт Смирнский переносит это противоборство с ничейным результатом на погребальные игры по Ахиллу , в которых, согласно Аполлодору , Диомед одержал также победу в беге . В ходе осады Трои Диомед также помог Одиссею в убийстве ещё одного греческого героя, Паламеда , к которому царь Итаки питал ненависть. Согласно Павсанию, Одиссей и Диомед убили Паламеда, заманив его в ловушку .

Диомед c Одиссеем похищают Палладиум . Античная ваза 360—350 гг. до н. э. Лувр. Париж.
Аргосская драхма с Диомедом с палладиумом в руках. 370—350 гг. до н. э.

Вместе с Одиссеем Диомед совершил два деяния, без которых, согласно пророчествам, Троя осталась бы неприступной. Согласно предсказателю Калханту , для взятия города были необходимы лук и стрелы Геракла . Оба героя отправились на Лемнос к Филоктету , хитростью овладели хранимыми у него вещами, а затем убедили отправиться с ними обратно под стены Трои. Второе пророчество, Гелена , гласило, что Троя будет неприступной, пока в её стенах хранится священная статуя-оберег « Палладиум ». Диомед с Одиссеем проникли в город и похитили артефакт, предрешив тем самым судьбу Трои. Существует две версии относительно того, как греки выкрали статую. Согласно Конону , в какой-то момент, чтобы преодолеть препятствие, Диомед стал на плечи Одиссея, перелез через стену и похитил Палладиум. Одиссей захотел самолично завладеть им, немного отстал и готов был убить Диомеда, но тот вовремя заметил отблеск клинка и остаток дороги заставил царя Итаки идти впереди. По другой версии, Одиссей под видом нищего проник в город, выкрал статую и вернулся к тому месту, где его дожидался Диомед. Затем они уже вместе доставили Палладиум в свой лагерь . Дальнейшую судьбу Палладиума в различных традициях описывают по-разному. Согласно одной из версий (излагаемой, в частности, Плутархом ) Палладиум был доставлен Диомедом в Аргос, где оставался на протяжении поколений, пока не был похищен одним из его потомков Эргиэем и лакедемонянином Леагром, перенёсшими его в Спарту. Вторая версия (поддерживаемая Павсанием) гласит, что статуя была похищена уже у Диомеда во время его возвращения на родину, когда тот высадился на землях Демофонта . Наконец, по третьей версии, приводимой в комментариях Сервия к « Энеиде », Диомед передал Энею Палладиум и останки его отца Анхиса после того, как оракул предсказал ему бесконечные страдания, если это не будет сделано .

Одиссей пилосе ) уносит палладиум из Трои с помощью Диомеда, несмотря на сопротивление Кассандры и других троянцев. Античная фреска из Помпей .

После смерти Париса эта же пара героев, согласно « Дневнику Троянской войны », была отряжена ахейцами в Трою с тем, чтобы обсудить условия мира . Однако после того, как эта миссия окончилась неудачей, Диомед был одним из бойцов, скрытно проникших в Трою в деревянном коне , с помощью которого город был взят .

Параллели Диомеда с Ахиллом

Антиковеды отмечают явный параллелизм двух греческих героев. Это сходство находит отображение в множестве нюансов:

  1. Из всех греков Ахилл и Диомед наиболее страшны для троянцев с союзниками. В разных частях, в зависимости от того, какой герой там присутствует, их последовательно называют первыми по силе и храбрости ;
  2. Только им лично покровительствует Афина. Ахилла она удерживает за волосы, чтобы не дать совершить безрассудный поступок, а Диомеду подаёт советы и в одном из эпизодов занимает роль возничей на его колеснице ;
  3. Афина в различных частях книги зажигает вокруг их голов пламя ;
  4. Оба носят доспехи работы Гефеста ;
  5. Оба героя на словах послушны богам и в то же время сражаются с ними. И Ахилл, и Диомед начинают бой с Аполлоном, но отступают, узнав соперника ;
  6. Оба страдают от несправедливого гнева Агамемнона и оба же его срамят перед другими воинами ;
  7. Каждый из них уверен, что мог бы взять Трою всего лишь с одним другом ;
  8. И тот и другой вступает в бой с Энеем, ранив его. От неминуемой смерти троянского героя спасают олимпийские боги ;
  9. Каждого из них Гектор рассматривает как основного врага, а также считает, что бой с ним будет решающим ;
  10. Ахилл и Диомед сражаются с Гектором. Однако, так как Гектор мог погибнуть один раз, то в битве с Диомедом он получает лишь несмертельный удар копьём в шлем ;
  11. Обоих героев ранит в пятку Парис .

Возвращение в Аргос

После взятия Трои Диомед вернулся домой в Аргос . По одной версии (у Аполлодора), это возвращение происходило спокойно и без приключений ; по другой, излагаемой в «Малых сравнительных жизнеописаниях» Псевдо-Плутарха , буря забросила его корабль к берегам Ликии , где царь Лик собирался принести ахейского героя в жертву Аресу. Однако царская дочь Каллироя сжалилась над Диомедом и устроила ему побег . Согласно мифам, в честь удачного возвращения Диомед построил храм Аполлона Эпибатерия («Мореходного») в Трезене , а также учредил Пифийские игры . В трагедии Еврипида « Орест » он выступал в защиту Ореста на суде над последним за убийство матери Клитемнестры и Эгисфа , которые до этого убили его отца Агамемнона .

По ещё одной версии, после возвращения в Аргос Диомеду сумела отомстить за своё ранение под Троей Афродита. Она внушила жене Диомеда Эгиалее страсть к любовникам и ненависть к мужу. Эгиалея, заручившись поддержкой Эгисфа, который незадолго до этого убил Агамемнона и захватил царскую власть в Микенах, сумела свергнуть мужа. Диомеда обвинили в том, что он захотел изгнать из города знатных граждан и заселить на их место родичей своего отца — этолийцев. Этой клевете поверили и приговорили свергнутого царя к смерти. Диомед был вынужден бежать из родного города .

Диомед в Этолии и Италии

Отплыв из Арголиды с оставшимися преданными ему друзьями, Диомед отправился на родину своего отца в Этолию . Там он вернул царство своему деду или дяде, которых до этого сверг Агрий . По другой версии, Диомед совершил этот подвиг ранее — ещё в качестве царя Аргоса. У Страбона, со ссылкой на труды Эфора , приведена история, как во время этолийского похода Диомеда Агамемнон легко захватывает Аргос. Впоследствии он вынужден вернуть власть, дабы не потерять союзника в предстоящей Троянской войне .

По пути Диомед убил дракона, опустошавшего землю феаков на острове Керкира . После корабль с Диомедом попал в бурю и был отнесён к берегам Италии в область Апулии . Там он становится союзником царя Давна и помогает ему победить мессапов . В благодарность за помощь ахеец получил в жёны царскую дочь Евиппу . У них родились сыновья Диомед и Амфином . В Италии, где привнесённый греческими колонистами культ Диомеда прижился, с его именем связывали основание ряда городов ( Ланувия , Брундизия , * , Беневента , Венузии , Канусия , Салапии и др.) и святилищ .

Утвердившись в Италии, Диомед избегал участия в войнах. Так, согласно « Энеиде » Вергилия , он отклонил предложение послов Латина присоединиться к их войне с Турном . Послы, ожидавшие увидеть неистового героя Троянской войны, сталкиваются с усталым человеком, для которого Золотой век — это прежде всего отсутствие трудов, в том числе и ратных . Согласно другим источникам периода Римской империи , Диомед посещал своего бывшего соперника Энея, с которым помирился .

Сведения о смерти Диомеда в мифах разнятся. Согласно древнегреческим представлениям, он получил бессмертие от Афины, либо перенесён вместе с Ахиллом на острова блаженных . В более поздней традиции, когда его культ прижился в Италии, получили распространение мифы о несправедливом отношении к нему со стороны тестя, гибели спутников Диомеда после его естественной смерти или убийства по приказу Давна , души которых Зевс превратил в птиц . В версиях, в которых Давн или его сын Юн подло убивают Диомеда, они предстают олицетворением коварства варваров .

Проклятие Диомеда

По одному из мифов, Диомед был обойдён своим союзником Давном при разделе добычи и не получил полагающейся ему земли. Тогда он проклял эту территорию . Именно на «Диомедовой равнине» и произошла в 216 году до н. э. битва при Каннах , где римляне потерпели наиболее сокрушительное поражение за всю историю от основания города .

Образ в искусстве

Одиссей и Диомед несут Ифигению к жертвеннику. Античная фреска из Помпей

Помимо упоминавшейся выше трагедии Еврипида «Орест», в античной литературе Диомед стал действующим лицом трагедии « Рес », долгое время ошибочно приписывающейся тому же автору . Он действует в « Аргонавтике » Аполлония Родосского — в части, посвящённой отрезку путешествия героев, проходившему по Адриатике .

Данте Алигьери в « Божественной комедии » поместил Диомеда вместе с Одиссеем в восьмой ров восьмого круга ада, в качестве наиболее ярких представителей лукавых советчиков. Двум персонажам античной мифологии вменили в вину хитрость, с помощью которой Ахилла увезли под стены Трои (к которой согласно мифам Диомед отношения не имел), неправедный гнев с которым оба друга шли в бой, похищение палладиума и др.

Диомед изображён в трагедиях Джефри Чосера и Уильяма Шекспира « Троил и Крессида » где авторы весьма вольно передаёт античные мифы, вводя в текст отсутствующие в них события. У Шекспира Диомед предстаёт воином, относящимся к судьбе Елены с точки зрения последствий её любви: « За каплю каждую её порочной крови / В её развратном теле отдал жизнь / Троянец или грек. Поверь царевич: / За жизнь свою произнесла едва ли / Блудница эта больше добрых слов / Чем пало добрых за неё голов! » Именно ему в конечном итоге достаётся Крессида. Женщина вынуждена подчиниться его силе не только физически, но и духовно, забыв о своей любви к Троилу . Ранение Диомедом богини любви Афродиты в западноевропейской литературе воспринимали аллегорией на целомудрие и религиозный фанатизм, отвергающих силу любви .

Ещё более вольно описывают Диомеда современные писатели-фантасты Андрей Валентинов и Олди в книгах «Диомед, сын Тидея» и « Одиссей, сын Лаэрта » соответственно.

Габриэль-Франсуа Дуайен . Венера, раненая Диомедом. 1761. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

В античном изобразительном искусстве похищение Диомедом Палладиума было представлено в росписи афинского Акрополя ; его изображение работы Полигнота украшало лесху (здание совета) в Дельфах . Известно о статуях Диомеда, воздвигнутых в Метапонте , Сибарисе , Аргириппе и других городах . В поздней Античности распространение получили геммы с сюжетом похищения Палладиума; широко известна одна из них, так называемая гемма Феликса, выполненная греческим мастером для римского заказчика в I в. до н. э. Её внешний облик — с Диомедом, покидающим Трою со скульптурой Афины в руках и встречающим его Одиссеем — был популярен в эпоху Возрождения и многократно воспроизводился разными авторами. Канону этой геммы следует, в частности, семейная гемма Медичи «Диомед и Палладиум», однако не исключено, что оба произведения имели общий образец — картину Полигнота в пропилеях афинского Акрополя или описанную у Плиния Старшего вазу работы Пифея . Мотив Диомеда использован в двух эскизах Леонардо да Винчи , ему же следуют позы обнажённых юношей с потолка Сикстинской капеллы .

Образ Диомеда как богоборца — в частности, эпизод его боя с Афродитой — нашёл широкое отражение в изобразительном искусстве начиная со второй половины XVIII века (до этого тема, по-видимому, считалась слишком смелой). Среди авторов, воспроизводивших этот сюжет — Габриэль-Франсуа Дуайен («Венера, раненая Диомедом», 1761) и . Часто картины изображают не сам бой, а бегство раненой Афродиты с поля боя на колеснице, управляемой Иридой .

В науке

Именем Диомеда назван крупный троянский астероид Юпитера (1437) Диомед , обнаруженный 3 августа 1937 года немецким астрономом Карлом Рейнмутом . Также Диомед стал эпонимом нескольких кораблей военно-морского флота Великобритании и США.

Комментарии

  1. Согласно Павсанию основал храм Афины «Остроглядящей» в Аргосе , храм Афины Анемотиды («Владычицы ветров») в Мофоне, Мессении . Источники упоминают также об основанных Диомедом храмах Афины на Кипре и в аттическом городе Прасии .
  2. , Астиноя , царя Гипенора , сыновей Евридама Абаса и Полиида , сыновей Фенопса Ксанфа и Фоона , сыновей Приама Хромия и Эхемона , Пандара , Аксила , Калезия , Долона , Фимбрея , двух сыновей Мерена
  3. Согласно некоторым источникам, убитое ахейцем чудовище было колхидским драконом, прежде охранявшим золотое руно и привезённым колхами к феакам .
  4. Это проклятие может быть и предсмертным - в этом случае Диомеда не только обделяют землёй, но и предательски убивают .

Примечания

  1. , "Описание Эллады. Книга II. Глава 24 (2)".
  2. , "Описание Эллады. Книга IV. Глава 35 (8)".
  3. Королёв К., Лактионов А. Диомед // Античная мифология. Энциклопедия. — М. : Мидгард, 2004.
  4. , "Диомед", с. 314.
  5. Maria Cecilia d’Ercole. // Mediterranean Myths from Classical Antiquity to the Eighteenth Century (англ.) / Edited by Metoda Kokole, Barbara Murovec, Marjeta Šašel Kos, Michael Talbot. — Znanstvenoraziskovalni center SAZU, 2010. — P. 23—35. — ISBN 978-961-254-178-1 .
  6. : [ 3 января 2023 ] / В. В. Файер // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 96. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
  7. , с. 110.
  8. , с. 8—14.
  9. , с. 125—126.
  10. , "Мифологическая библиотека. Книга III. VII (2)".
  11. , "Адраст", с. 39.
  12. , "Описание Эллады. Книга II. Глава 30 (10)".
  13. , "Мифологическая библиотека. Книга III. X (8)".
  14. , "81. Женихи Елены".
  15. , "Мифологическая библиотека. Книга III. X (9)".
  16. , "Описание Эллады. Книга III. Глава 20 (9)".
  17. , "Елена", с. 356—358.
  18. , "Троянская война", с. 999.
  19. Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 567—568
  20. , "Мифологическая библиотека. Эпитома III (12)".
  21. , "97. Кто пошёл воевать под Трою и на скольких кораблях".
  22. , с. 74.
  23. , "Диомед", с. 189.
  24. Гомер . Песнь восьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 194—195
  25. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 121—132
  26. , "114. Кто сколько убил, ахейцы".
  27. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 15—19
  28. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 144
  29. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 148—151
  30. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 152—158
  31. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 159—165
  32. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 291
  33. Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 12
  34. Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 18
  35. Гомер . Песнь десятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 446—457
  36. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 316—320
  37. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 329—333
  38. Гомер . Песнь десятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 475—553
  39. Гомер . Песнь восьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 117—119
  40. Louden Bruce. (англ.) // 102nd Annual Meeting of the Classical Association of the Middle West and South. — Gainesville, Florida, 2006. — 6—8 April. 24 февраля 2021 года.
  41. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 311—415
  42. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 431—444
  43. Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 814—887
  44. Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 144—236
  45. , "Главк", с. 253.
  46. Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 509—514
  47. , "Книга VI. 21 (232d)".
  48. Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 820—825
  49. , "После Гомера IV. 100—101", с. 230.
  50. , "Мифологическая библиотека. Эпитома V (5)".
  51. , "Паламед", с. 274.
  52. Конон . . Дата обращения: 20 июля 2019. 17 августа 2019 года.
  53. , "Мифологическая библиотека. Эпитома V (8, 13)".
  54. , Оракулы Трои (l), с. 434.
  55. Schmitz L. // A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology (англ.) / William Smith (Ed.). — Boston: Little, Brown and co., 1867. — P. 1024—1026.
  56. , "После Гомера XII. 316", с. 230.
  57. , "108. Троянский конь".
  58. , с. 121.
  59. , с. 122.
  60. , с. 123.
  61. , с. 123—124.
  62. , "Мифологическая библиотека. Эпитома VI (1)".
  63. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  64. , "Описание Эллады. Книга II. Глава 32 (2)".
  65. , "Орест. 898—901".
  66. , "Книга VII. Фрагмент 3".
  67. , "Книга X. II. 25".
  68. , "Мифологическая библиотека. Книга I. VIII (6)".
  69. , "175. Fuhbq".
  70. , с. 268.
  71. , "Метаморфозы. XXXVII".
  72. , "Римская история. Книга XIV. Гражданские войны. (Книга II) 20".
  73. , "Книга XII. 20".
  74. , "Александра. 592—593".
  75. , "Энеида. Книга XI. 238—295".
  76. Papaioannou S. (англ.) // Mnemosyne. — 2000. — Vol. 53, no. 2 . — P. 209—212. 14 августа 2019 года.
  77. Плутарх. Римские вопросы 10; Дион. Троянская речь 143
  78. , "Немейские песни. X. 5—10".
  79. , "Александра. 597—621".
  80. , "Книга VI. III. 9".
  81. , "Александра. 620".
  82. , с. 413.
  83. , с. 400.
  84. , "комментарии к 26-й песне "Ада"", с. 571—573.
  85. .
  86. Brumble David. // (англ.) . — Chicago: Fitzroy Dearborn publishers, 1998. — ISBN 1-57958-020-3 .
  87. Милованов В. В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 10 / том 54. — ISSN .
  88. Riddick M. (англ.) . Renaissance Bronze . Дата обращения: 14 августа 2019. 12 августа 2019 года.
  89. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 115. — ISBN 3-540-00238-3 .

Литература

Античная литература

Литература XIX—XXI веков

Источник —

Same as Диомед