Interested Article - Православный календарь

Православный календарь — система счёта времени , употребляемая Православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений . Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.

Старый стиль

Сегодня

В своих календарях древние славяне , как и многие другие народы Европы, использовали мартовский стиль , когда новый год начинался с 1 марта. Наступление весны каждый раз символизировало собой рождение тёплого солнечного света и радостное пробуждение живой природы. После крещения Руси в 988 году отсчёт годов стал вестись от принятой в христианстве даты Сотворения мира 5508 году до н. э.

Перед наступлением 7000 года «от сотворения мира» (1492 года по современной хронологии) глубоко религиозные люди ожидали, что в такой символичный год произойдёт конец света . Чтобы умерить чрезмерные апокалиптические настроения, московский митрополит Зосима , соборно с другими русскими архиереями , утвердил пасхалию на следующую восьмую тысячу лет . При этом привёл бывший церковный календарь в полное соответствие с византийским календарём , поскольку тогдашний великий князь московский Иван III считал себя прямым преемником и наследником незадолго (в 1453 году) исчезнувшей Византии . По византийскому календарю, принятому до VII века , начало церковного года ( индикта ) было осенью — 1 сентября, в подражание предшествующему ветхозаветному еврейскому календарю , но фактический богослужебный год начинается с Пасхи — с весны.

Царь Пётр I , ориентируясь на западные традиции, когда по всей Европе торжественно отмечалась круглая дата — 1700 год от предполагаемого года рождения Иисуса Христа , издал указ « О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова , а не от сотворения мира ». Русская православная церковь в литургической жизни продолжает использовать частично реформированный Петром I прежний византийский календарь (так называемый старый стиль ). Так 14 сентября 2023 года по григорианскому календарю наступил новый, 7532 год .

Старообрядчество не приняло реформ императора Петра I и продолжает использовать византийский календарь, отсчёт лет в котором идёт от сотворения мира и началом года является 1 (14) сентября .

Наряду с византийским календарём для определения так называемых переходящих праздников используется исчисление по дате Пасхи , сделанное на основании лунного календаря . Дата Пасхи может находиться в пределах с 22 марта ( 4 апреля ) по 25 апреля ( 8 мая ). Согласно Иерусалимскому лекционарию , в древности церковный год начинался с Рождества Христова , согласно — с Благовещения , но затем следовало Рождество, поэтому Рождественский канон Космы Маиумского написан на первый глас .

Аналогичный календарь принят в Иерусалимской церкви , Грузинской церкви и Сербской церкви .

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь вернулась Польская православная церковь .

Русская православная церковь после 1917 года

Вопрос о календаре был поднят 27 января 1918 года на Всероссийском Поместном соборе , после принятия декрета о введении в Российской республике григорианского календаря . Дискуссия на совместном заседании отдела о богослужении и отдела о правовом положении Церкви в государстве 29 января 1918 года завершилась выступлением доктора богословия, профессора С. С. Глаголева , в котором он отметил что «стиль надлежит переменить, но в настоящее время практическая необходимость заставляет нас остановиться на юлианском календаре ». Обсуждение вопроса о календаре было продолжено 15 марта 1918 года на заседании отдела о богослужении, проповедничестве и храме, где было зачитано два доклада — профессора С. С. Глаголева и профессора И. И. Соколова . Было принято решение :

1) ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви византийский календарь во всей его полноте <…>

Вопрос о реформе календаря вновь был поднят в 1923 году на втором Всероссийском Поместном соборе (отмеченном Патриархом Тихоном как «самочинное собрание, так называемого обновленческого духовенства и мирян в г. Москве» ). В докладе о реформе календаря в заседании 5 мая 1923 года митрополит Антонин утверждал, что возможен безболезненный переход на григорианский календарь и что «бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо». В принятой без прений резолюции предписывался переход на григорианский календарь с 12 июня 1923 года .

В послании Патриарха Тихона к православному народу осенью 1923 года осуждалась поспешность исправления церковного календаря, да ещё и «введением западного григорианского календаря». Предлагалось исправить церковное времяисчисление в соответствии с решением прошедшего в мае 1923 года в Константинополе собора православных церквей . Переход на новый стиль (на новоюлианский календарь ) был запланирован на 2 октября 1923 года — после 1 октября старого стиля вместо 2-го должно было следовать 15 октября. Однако распоряжением Патриарха Тихона от 8 ноября 1923 года введение нового стиля было отложено . Несмотря на это, церковные даты в изданных в последующие годы российских календарях (1924—1929) были отмечены — согласно декрету президиума ВЦИК от 30 июля 1923 года — как будто переход на новый стиль произошёл, например, рождественские дни отмечены 25 и 26 декабря .

В последующий период вопрос о православном календаре поднимался на совещании глав и представителей автокефальных православных церквей в 1948 году (пленарное заседание 10 июля) . Резолюция по вопросу «О Церковном календаре» была принята 17 июля 1948 года. В ней предписывалось праздновать Пасху только по старому (юлианскому) стилю, а для неподвижных праздников допускалось использование существующего календаря .

Новый стиль

23 марта 1924 года Константинопольская православная церковь приняла к использованию новоюлианский календарь ; за ней последовали некоторые Поместные церкви, в том числе и Русская православная церковь, которая, однако, была вынуждена вскоре отказаться от него ввиду массового неприятия верующими.

В результате 11 из 15 автокефальных православных церквей неподвижные праздники стали праздновать по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским, Пасху же совершать, как и прежде, по юлианскому календарю. Автономная Финская православная церковь является единственной, которая все праздники, включая Пасху, совершает по григорианскому календарю.

На Афоне , находящемся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.

См. также

Примечания

  1. Православный церковный календарь // Мчедов М. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine М. : Республика, 2002
  2. . Дата обращения: 15 ноября 2022. 15 ноября 2022 года.
  3. с 1 января
  4. Дата обращения: 6 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  5. . Дата обращения: 6 декабря 2018. 6 декабря 2018 года.
  6. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (польск.)
  7. Дата обращения: 20 июня 2009. 17 сентября 2008 года.
  8. Цит. по: Православный календарь на 1922 г. — М.: Издание Е. Г. Парфенова. — Первый форзац.
  9. Губонин. . krotov.info. Дата обращения: 25 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  10. Поместный собор Российской Православной Церкви 1923 года. . krotov.info. Дата обращения: 25 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  11. . www.libussr.ru. Дата обращения: 25 декабря 2017. 1 января 2018 года.
  12. Дата обращения: 25 декабря 2017. 31 декабря 2017 года.
  13. Деяния совещания глав церквей. 1948 г. krotov.info. Дата обращения: 27 декабря 2017. 27 декабря 2017 года.
  14. . azbyka.ru. Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Православный календарь