Interested Article - Тсатхоггуа

Тсатхоггуа, иллюстрация Руда Дирвена

Тсатхоггуа ( англ . Tsathoggua), также существует вариант перевода Цатоггуа — вымышленное божество в « Мифах Ктулху », которое создал американский писатель в жанре ужасов Кларк Эштон Смит , а позже часто упоминал его в своём « Гиперборейском цикле» . Впервые был представлен в рассказе Смита «Повесть о Сатампре Зейросе» ( англ . The Tale of Satampra Zeiros), написанном в 1929 году и опубликованном в журнале « Weird Tales » за ноябрь 1931 года . Однако, его первое появление в печати происходит в повести « Шепчущий во тьме » (1930), американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , что была опубликована в августе 1931 года в журнале «Weird Tales».

Тсатхоггуа в творчестве Смита

У Смита Тсатхоггуа является бесформенным отродьем, имеет щупальца и описывается как богоподобное существо, его называют Спящий в Н'кай, он также известен под именем Зотаккуа. Тсатхоггуа часто находят спящим, он невероятно ленив и отказывается покидать свои покои, если ему не угрожает смертельная опасность. Если его потревожить, он съест этого человека либо другую жертву. Однако есть исключения: волшебник Эздагор послал гиперборейского лорда Ралибара Вооза в качестве жертвы в «Семь испытаний» Смита, но Тсатхоггуа отдал Ралибара на съедение другому обитателю горы Воормитадрет.

Тсатхоггуа впервые появляется в рассказе «Повесть о Сатампре Зейросе», в котором люди сталкиваются с одним из идолов Тсатхоггуа :

Он был очень приземистым и пузатым, его голова была больше похожа на чудовищную жабу, чем на божество, а всё его тело было покрыто имитацией короткой шерсти, что придавало ему какое-то смутное ощущение одновременно как летучей мыши, так и ленивца. Его сонные веки были наполовину опущены над шаровидными глазами; и кончик странного языка вылетел из его толстого рта

Позже, в рассказе Смита «Семь испытаний» ( англ . The Seven Geases) (1933), Тсатхоггуа вновь описывается:

В той тайной пещере в недрах Вурмитадрета… пребывает с древнейших времён бог Тсатхоггуа. Вы узнаете Тсатхоггуа по его огромному обхвату, меху, похожему на шерсть летучей мыши, и взгляду сонной чёрной жабы, который он носит вечно. Он не издаст звука из обители своей, даже при сильном голоде, но будет ждать в божественной лености жертвоприношения.

Смит вдохновлялся произведениями Лавкрафта и буквально соединил его творения со своими божествами. Но, кажется, божества Смита больше похожи на греческий пантеон , чем на космический божеств в « Мифах Ктулху » .

Родовое древо Тсатхоггуа

В письме Смита к Лавкрафту им была впервые описана схема родового древа божеств . Смит приписал богам семейные отношения — например, сделал Жиулкоигмнжаха ( англ . Hziulquoigmnzhah), божество на Сатурне , «дядей» Тсатхоггуа — и вписал это генеалогическое древо к его вымышленным «Пергаментам Пнома», что описывают «генеалогию и пророчества Гипербореи ». Тсатхоггуа является потомком божеств Наг и Йеб , которые породили Ктулху . В «Пергаментах Пнома» сказано, что Тсатхоггуа — порождение Гисгута ( англ . Ghisguth) и Зистулжемгни ( англ . Zystulzhemgni), а также супруг Шатака ( англ . Shathak) и родитель Звильпоггуа ( англ . Zvilpogghua). Ксаксалутх ( англ . Cxaxukluth) является дедушкой Тсатхоггуа.

Культ

У Тсатхоггуа находятся последователи среди других рас: существовал культ в Атлантиде и цивилизация Йота, известная как «дети Йига».

  • Бесформенные отродья

Бесформенные отродья ( англ . Formless spawn) — приспешниками Тсатхоггуа, полиморфные существа, состоящие из чёрной сукровицы. Они чрезвычайно прочные и от них очень трудно отбиться. Бесформенное отродье может принимать любую форму и может атаковать свои цели немыслимыми способами. Они удивительно гибкие и похожие на пластик, и могут быстро проникнуть в комнату через мельчайшие щели. Они атакуют, кусая цели или раздавливая своей хваткой. Они могут растворять плоть при прикосновении. Они часто пребывают в бассейнах храмов Тсатхоггуа и защищают святилище от осквернения неверующими. Смит описывает в рассказе «Повесть о Сатампре Зейросе»:

Бассейн был наполнен каким-то вязким и полужидким веществом, совершенно непрозрачным и копчёного цвета... Центр вздымался, будто, от действия каких-то сильных дрожжей, и там постепенно поднималась неотесанная аморфная голова с тусклыми и выпученными глазами, на всё удлиняющейся шее... Потом две руки - если их можно было назвать руками - тоже поднимались дюйм за дюймом, и мы видели, что это не существо, погружённое в жидкость, а что сама жидкость произвела это отвратительную шею и голову, и теперь оно формировало руки, которые тянулись к нам с щупальцеподобными придатками вместо когтей или ладоней! Затем вся масса тёмной жидкости начала подниматься и разлилась по краю чаши, как поток чёрной ртути, а достигнув пола, оно приняло волнистую змеиную форму, у которой сразу же появилось более дюжины коротких ног.

В повести « Курган » Лавкрафт пишет, что научная экспедиция в Подземном мире К'нян наткнулась на храмы Тсатхоггуа, где Бесформенные отродья уничтожили многих учёных. После этого Культ Тсатхоггуа запретили.

В повести « Хребты Безумия » Лавкрафт утверждает, что «мистики указывают на доплейстоценовое происхождение " Пнакотических манускриптов " и считают, что приверженцы Тсатхоггуа были столь же чужды человеку, как и он сам».

  • Вурмис

Вурмис ( англ . Voormis) — раса пещерных гуманоидов, поклоняющихся Тсатхоггуа . Лин Картер после смерти Кларка Эштона Смита описывает их в рассказах «Свиток Морлока» ( англ. The Scroll of Morloc ) (1976) и «Затерянные миры» ( англ. Lost Worlds) (1980). Вурмис описываются как трёхпалые гуманоиды тёмно-коричневого цвета, покрытые мехом, они общаются собачим лаем и поклоняются Тсатхоггуа, а также сражаются с Гнопх-кехами (из рассказа « Полярная звезда » Лавкрафта) . Вурмис считали себя избранными приспешниками Тсатхоггуа и его прямыми потомками. Вурмис обитали в Гиперборее (из творчества Смита), в будущем известной как Мху Тулан: в частности, в пещерных системах под четырёхконусным потухшим вулканом, названным в их честь — горой Воормитадрет, самой высокой вершиной Эйглофианских гор. Их предки изначально были рабами змеелюдей (из творчества Роберта Говарда ), сбежавших после того, как континент последних погрузился в море. Они шаманисты и, по-видимому, начали жить под землёй, пытаясь подражать своему божеству, Тсатхоггуа. Вурмис создали процветающую культуру в Гиперборее до прихода людей, но их цивилизация в конце концов пришла в упадок. Из-за постоянной войны со своими заклятыми врагами, Гнопх-кехами, их число уменьшалось, пока их остатки не отступили на самые высокие склоны Эйглофианских гор. Более поздние поселенцы-люди охотились на них ради развлечения .

Тсатхоггуа в творчестве Лавкрафта

Рисунок Роланда Джерина

Роберт Прайс отмечает, что Лавкрафт позаимствовал у Смита и связал с сюжетом своих произведений, но «Тсатхоггуа Лавкрафта и Смита различаются практически в каждом случае». Лавкрафт отбрасывает сравнение летучей мыши и ленивца Смита, и описывает в повести « Шепчущий во тьме » «аморфного, похожего на жабу , Древнего бога , упомянутого в « Пнакотических рукописях» , « Некрономиконе» и тексте Комориома, который составил жрец атлантов — «Кларкаш-Тон» (имя является анаграммой на Кларк Эштон Смит).

У Лавкрафта Тсатхоггуа внешне напоминает огромную чёрную жабу, которая сидит на троне в темноте глубочайших подземных пещер и окружена свитой аморфных существ. Лавкрафт описывает божеств, восседающих на троне в рассказах « Карающий Рок над Сарнатом », « Селефаис », « Ужас в Ред Хуке » и повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата ». Название «Черная жаба» отсылает к черной магии . По другим источникам, Тсатхоггуа не правит в бездне, а скован и ждёт своего часа, чтобы выбраться оттуда. Лавкрафт основывался на широко распространенных в мифологии Европы легенды о колдунах, которые вызывают на ритуалах чудовищ «Иных миров». Тсатхоггуа обитает глубоко под землей в Н'кай, но когда-то жил внутри горы Воормитадрет в Гиберборее (из творчества Смита), но покинул ее после того, как континент покрылся льдом.

Лавкрафт впервые описывает Тсатхоггуа в повести « Шепчущий во тьме » (1930):

Именно из Н'кая явился ужасающий Тсатхоггуа — это бесформенное, жабоподобное божье создание, упоминающееся в "Некрономиконе" и цикле легенд "Комморион", сохранённым для нас первосвященником Атлантиды по имени Кларкаш-Тон. Г. Ф. Лавкрафт. «Шепчущий во тьме».

В повести « Курган » (1930) Лавкрафт ставит Тсатхоггуа в один ряд с космическими божествами. Жители поземного мира К'нан говорят, что Тсатхоггуа пришёл из бездны, где нет света, а также им известно, что ему поклонялись в Гиперборее . Культ Тсатхоггуа в одно время был распространён в К’нан и в честь него назвали город Тсат. В древности в Н'кай обитала раса жаб, которые, вероятно, выглядели как Тсатхоггуа. Однако, позже Н'кай заполонили ужасные аморфные черные существа, а все тоннели, ведущие туда, замуровали и культ запретили.

В повести « Хребты безумия » (1931) также упоминается Тсатхоггуа, среди прочих названий:

Первобытные мифы описывают демоническое плато Ленг, Ми-Го, снежного человека Гималаев, «Пнакотические рукописи», с их до-человеческими последствиями, культом Ктулху, «Некрономиконом» и гиперборейскими легендами о бесформенном Тсатхоггуа, и еще более аморфных звёздных отродий, связанных с этой полусущностью. Г. Ф. Лавкрафт. «Хребты безумия».

Позже, Лавкрафт опишет чудовищного Тсатхоггуа в рассказе « Ужас в музее » (1932):

Чёрный Тсатхоггуа превратился из жабоподобной гаргульи в извилистую черту с сотнями рудиментарных ног. Г. Ф. Лавкрафт. «Ужас в музее».

В рассказе « Врата серебряного ключа » (1933) говорится, что в Гиперборее говорили в доисторические времена на языке тсат-йо ( англ. Tsat-yo).

Тсатхоггуа в произведениях других авторов

В романе «Паразиты разума» (1967) Колина Уилсона Паразиты разума называются тсатогуанами. Роман основан на «Мифах Ктулху».

В романе «Конан-буканьер» (1971), книге 6 серии «Конан», идол Тсатхоггуа, который ожил и напал на Конана. Книга написана Спрэг де Кампом и Лин Картером, основанным на персонаже Конана Роберта Говарда .

В романе «Золотое яблоко» (1975), второй книге «Иллюминатуса» Роберта Ши и Роберта Антона Уилсона Тсатхоггуа появляется в эпизодической роли, где его также называли Святой Жабой.

В рассказе «Свиток Морлока» (1976) Лин Картера описана раса существ Вурмис, которые общаются собачим лаем и поклоняются Тсатхоггуа,

В рассказе «Древний» (2002) Джона Гласби говорится, что Тсатхоггуа живет в разрушенном подводном городе Ют недалеко от Багамских островов, хотя это явно противоречит исходному материалу.

В рассказе «Тсатхоггуа» (2008) Майкла Ши появляется Тсатхоггуа. Впервые опубликован в журнале «Вскрытие и другие рассказы».

В романе «Серой магии: Эпизод Эйбона» Гари Майерса (2013) Тсатхоггуа играет ключевую роль. Роман основанна персонаже Эйбона и гиперборейском цикле Кларка Эштона Смита .

«Цикл Тсатхоггуа»

В 2005 году Chaosium опубликовал антологию « Мифы Ктулху » под редакцией Роберта Прайса под названием «Цикл Тсатхоггуа», в которую вошли оригинальные рассказы Кларка Эштона Смита с участием Тсатхоггуа, а также рассказы других авторов, в которых это существо играет главную роль. В сборник рассказов вошли:

  • «Из пергамента Пнома» Кларка Эштона Смита
  • «Семь испытаний» Кларка Эштона Смита
  • «Завещание Атаммая» Кларка Эштона Смита
  • «Повесть о Сатампе Зейросе» Кларка Эштона Смита
  • «Кража тридцати девяти поясов» Кларка Эштона Смита
  • «Тень спящего бога» Джеймса Амбуэля
  • «Проклятие жабы» Лоэя Холла и Терри Дейла
  • «Темное болото» Джеймса Андерсона
  • «Древний» Джона Гласби
  • «Оракул Садокуа» Рона Хилгера Шоу ужасов Гэри Майерса
  • «Сказка о жабьей петле» Стэнли С. Сарджента
  • «Ползущее королевство» Рода Хизер
  • «Воскресение Кзадул-Ра» Генри Дж. Вестера III

Ссылка

Источники

  1. Joshi, S.T.; Schultz, David E. (2004). An H.P. Lovecraft Encyclopedia . Hippocampus Press. p. 247. ISBN 978-0974878911 .
  2. Robert M. Price, "About 'The Tale of Satampra Zeiros'", The Tsathoggua Cycle , p. 56.
  3. Clark Ashton Smith, "The Tale of Satampra Zeiros", The Tsathoggua Cycle , p. 65.
  4. Robert M. Price, recognizing that Smith's gods dwell beneath Mount Voormithadreth, remarked that is fitting that Smith's "Hyperborean Olymp[ians] should be under a mountain rather than atop one!" (Price, "About 'The Seven Geases'", The Tsathoggua Cycle , p. 8).
  5. Clark Ashton Smith, "From the Parchments of Pnom", The Tsathoggua Cycle , pp. 2–7. Originally published as "The Family Tree of the Gods" in The Acolyte (Summer 1934). URL accessed on April 29, 2006.
  6. " Lin Carter and Clark Ashton Smith By Stephen J. Servello © Nov. 2007 Archived 2011-07-06 at the Wayback Machine"
  7. Lin Carter 1976
  8. "A Hyperborean Glossary by Laurence J. Cornford"
  9. "Cthulhu Mythos Timeline by James "JEB" Bowman Archived 2010-10-18 at the Wayback Machine"
  • Harms, Daniel. The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror. Chaosium, Inc.; 2nd edition (July 1998). — 426 p.
  • Carter, Lin; Clark Ashton Smith (2002) [1984]. "The Feaster from the Stars". In Robert M. Price (ed.). The Book of Eibon (1st ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-129-8.
  • Harms, Daniel (1998). The Encyclopedia Cthulhiana (2nd ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-119-0.
  • Lovecraft, Howard P.; Zealia Bishop (1989) [1940]. "The Mound". In S.T. Joshi (ed.). The Horror in the Museum and Other Revisions. Sauk City, WI: Arkham House. ISBN 0-87054-040-8.
  • Lovecraft, Howard P. (1984) [1931]. "The Whisperer in Darkness". In S. T. Joshi (ed.). The Dunwich Horror and Others (9th corrected printing ed.). Sauk City, WI: Arkham House. ISBN 0-87054-037-8.
  • Smith, Clark Ashton (1996). Will Murray (ed.). The Book of Hyperborea. West Warwick, RI: Necronomicon Press. ISBN 0-940884-87-9.
  • Price, Robert M., ed. (2005). The Tsathoggua Cycle (1st ed.). Oakland, CA: Chaosium. ISBN 1-56882-131-X.
  • Carter, Lin; Clark Ashton Smith (1976). The Year's Best Fantasy Stories 2. United States: DAW Books. ISBN 978-4-511-24812-0.
  • de Camp, L.Sprague; Lin Carter (1971). Conan The Buccaneer. New York, New York, United States: Ace Books. ISBN 0-441-11585-3.
Источник —

Same as Тсатхоггуа