Interested Article - Пасха мёртвых

Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной , Пасхальной или Радоницкой неделях .

Согласно славянским поверьям , перед Пасхой или после неё, усопшие возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы .

Поминание предков на Пасху
Могила на Пасху в с. Солдатское

Другие названия

рус. Навьи проводы , Навий день ; укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень ; белор. Жыльнік, Наўскi вялікдзень, Нябожчыцкі вялікдзень, Пасха памерлых ; полес. Намска Паска, Мерцов Пасха, Наўски Великдэнь, Ўмэрших Великдэнь .

Народные представления

Данный обычай поминовения усопших предков возник как результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны и преображены основным богословским смыслом Воскресения Иисуса Христа и освобождении душ из ада, совпавших с этим календарным периодом .

Считалось, что с Пасхи до Радуницы души умерших выпускаются на землю; мёртвые отмечают свою Пасху через некоторое время после живых: в эту ночь покойники встают из могил и приходят в храмы, где пасхальную службу служат умершие священники, при жизни служившие в данных храмах. Живым людям находиться в храме в это время опасно — покойники их могут разорвать .

У русских сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают яйцо, приговаривая «Христос воскрес!» .

У украинцев на мотив Пасхи мёртвых наложилось представление о блаженном народе рахманов , живущих под землёй. Рахманы не могут следить за временем и не знают, когда наступает Пасха. Поэтому для них бросают скорлупу пасхальных яиц в реку. Когда эти скорлупки доплывут до рахманов (на Фомино воскресенье или на Преполовение ) — те справляют «рахманьский Вэликдэнь» .

В большинстве случаев восточные славяне под Пасхой мёртвых понимают четверг Светлой недели. Также она могла проводиться в день Пасхи, во вторник или субботу Светлой недели, в воскресенье, понедельник или вторник Радуницкой недели — осмысление Радуницы как Пасхи мёртвых. В отдельных случаях под Пасхой мёртвых понимался последний день масленичной недели — Прощальное воскресенье .

На страстной неделе

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня на Страстной неделе .

«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».

Стоглав , 1863, 41 гл., вопр. 26

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень ( др.-рус. навь — неупокоенный мертвец, потусторонний мир). По славянским поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно, на Семик ), и третий раз — на Спас . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских лемков ) материалах .

В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовился большой ужин из 12 постных блюд, во время которого поминали умерших родичей .

В Чистый четверг, как и в « родительский день » на Фоминой неделе , русские варили овсяную кашу .

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого» . В Польше и на Западной Украине обряд обливания практикуется также в Пасхальный понедельник .

На светлой неделе

В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после пасхальной литургии и «христосовались с покойными» . Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай .

После утренней службы в первый день Пасхи ходят «христосоваться с усопшими» на кладбище . Там трижды перекатывают через могилки яйца, говоря: «Христос воскрес», «Воистину воскрес!» , зарывают яйцо в могилу . Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковной практике (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая .

Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового .

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг . На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщинам на кресты повязывают передники, мужчинам — рушники .

На радоницкой неделе

См. также

Примечания

  1. , с. 642.
  2. , с. 267.
  3. , с. 351.
  4. Афанасий (Сахаров) от 28 марта 2018 на Wayback Machine — с. 34
  5. , с. 598.
  6. , с. 92.
  7. , с. 339.
  8. , с. 161.
  9. , с. 161.
  10. , с. 25.
  11. , с. 162.
  12. , с. 256.
  13. .
  14. .
  15. , с. 486.
  16. , с. 747.
  17. , с. 566.
  18. .
  19. . Дата обращения: 27 июня 2016. 15 августа 2016 года.
  20. , с. 5.
  21. .
  22. , с. 122.
  23. , с. 47.
  24. , с. 149.

Литература

Источник —

Same as Пасха мёртвых