Interested Article - Государственный музей нового западного искусства

Музей нового западного искусства (также ГМНЗИ ; 1923 — 6 марта 1948 года) возник в Москве в результате объединения 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи. Основу музея составили знаменитые коллекции картин купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова .

История

Основание

Первый Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Сергея Щукина и был открыт в ноябре 1918 года в бывшем доме коллекционера ( Большой Знаменский переулок , № 8) . Его собрания составляли произведения западноевропейской, преимущественно французской, живописи и скульптуры начиная с 1860-х годов, куда входили Эдуард Мане , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Клод Моне , Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Камиль Писарро , Анри де Тулуз-Лотрек , Поль Сезанн , Анри Матисс , Пабло Пикассо , Огюст Роден .

Второй Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Ивана Морозова и был открыт 1 мая 1919 года в здании его городской усадьбы (улица Пречистенка , 21) .

Ни один из музеев, ни одна из частных галерей, кроме, может быть, Музея-института Барнса в Филадельфии , не дает столь разнообразной и богатой картины развития французской живописи за последние 50 лет. Значение музея не только в полноте его коллекций, но и в необычайно высоком их уровне; большинство ведущих мастеров XIX и XX столетий, как Моне, Ренуар, Гоген, Сезанн, Ван Гог, Матисс, Пикассо, Дерен и другие, представлены в музее первоклассными, порою даже центральными в их творчестве работами; отсюда та яркость, та концентрированность впечатлений, которая охватывает посетителя и держит его в неослабевающем художественно-эстетическом напряжении.

В 1923 Первый и второй музеи новой западной живописи были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства , который в 1925 стал филиалом Музея изящных искусств . В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании на улице Пречистенке, 21. С этого времени до своей смерти в 1941 году бессменным руководителем музея был Борис Терновец . Вокруг ГМНЗИ сложилась уникальная ситуация: он стал одним из первых музеев современного искусства в мире, появившись на пять лет раньше Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА). Это стало возможным благодаря тому, что Морозов и Щукин проявили интерес и по достоинству оценили работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо раньше, чем это сделали музеи других стран .

Кризисное время

На заре своего существования ГМНЗИ получал высокую оценку и поддержку власти, связанную с общим революционном подъёмом, когда приветствовался эксперимент и новаторство во всех сферах общественной жизни, в том числе и в искусстве. В 1930-е годы происходит резкая смена политики в отношении искусства и музейного дела. Новая официальная позиция власти была сформулирована в 1930 году на Первом всероссийском музейном съезде, затронула все музеи и поставила под угрозу факт существования ГМНЗИ, из-за чего концепция музея претерпела существенные изменения .

В 1932 году на страницах журнала «Советский музей» директор музея Борис Терновец представил иную программу, соответствующую новому этапу советской истории: «Москва… цитадель мировой революции, столица мирового пролетариата. В её стенах должен находиться музей, где в противоположность мощному строительству, грандиозным успехам социалистического государства, должны быть показаны упадок, кризис, разложение, безысходные тупики буржуазного общества» . Однако это не спасло музей от ликвидации.

В 1933 году американец Стивен Кларк приобрёл «Мадам Сезанн в оранжерее» Сезанна и « Ночное кафе » Ван Гога из коллекции Морозова, а также Ренуара и Дега. Сделка, принёсшая СССР 260 тысяч долларов, была заключена до официального установления дипломатических отношений с США во избежание исков бывших владельцев и их наследников . Остальную часть коллекции в ходе распродаж художественных ценностей спасло то, что цены на импрессионистов во время Великой депрессии были на Западе невелики.

В январе 1936 года в газете « Правда » была опубликована статья « Сумбур вместо музыки » . В ней подвергся критике композитор Дмитрий Шостакович , что стало началом борьбы с формализмом в искусстве. В изобразительном искусстве в число формалистских направлений зачислили импрессионизм , и существование ГМНЗИ оказалось под вопросом. Великая Отечественная война отсрочила ликвидацию музея. Экспонаты эвакуировали в Свердловск , а когда в 1944 году картины вернулись обратно, их даже не стали распаковывать.

Ликвидация

Кампания против « космополитизма » и «низкопоклонства перед Западом» поставила точку в истории музея: главный «рассадник формалистических взглядов», Музей нового западного искусства, решено было ликвидировать в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 6 марта 1948 года за подписью председателя Совета министров СССР И. В. Сталина и управляющего делами Совета министров Союза ССР Я. Чадаева . Экспонаты музея были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем .

Наталья Семёнова, историк искусства и биограф Сергея Щукина, пишет: «В 1930—1931 годах в качестве первой „порции“ нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не волновало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград . Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля » .

Идея воссоздания

Воссозданный в 2019 году в Эрмитаже в здании Главного штаба ансамбль «История Психеи» Мориса Дени , находившийся в бывшем особняке И. А. Морозова .

Бывший директор Пушкинского музея Ирина Антонова представила проект воссоздания ГМНЗИ в Москве и предложила использовать для него здание усадьбы Голицыных , принадлежащее ГМИИ .

Воссоздание музея предполагало возвращение в Москву части коллекции ГМНЗИ, переданной Эрмитажу. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с резкой критикой этого проекта . Жители Петербурга поддержали Пиотровского и организовали сбор подписей против передачи части эрмитажной коллекции в Москву.

В апреле 2013 года по итогам «прямой линии» Владимир Путин передал Правительству предложение рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания музея Москве . Через несколько месяцев Антонова ввиду преклонных лет уступила директорское кресло Марине Лошак , которая уже не лоббировала идею возврата из Эрмитажа части коллекции.

Это не частный музей И. А. Антоновой или М. Б. Пиотровского — это должен быть филиал двух государственных музеев, Эрмитажа и ГМИИ. Последнее соображение позволяет не только не нарушать действие закона о неделимости музейных коллекций, но и сохранить финансовый контроль над оборотом известных произведений, ведь не секрет, что шедевры позволяют музею-оператору зарабатывать не только привлекая туристов, но и перемещаясь по миру, когда их сдают в аренду на другие выставки.

В мае 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что коллекцию не передадут, однако будет создан виртуальный музей . В апреле 2014 года Мединский анонсировал открытие музея в ноябре того же года . Но официально он стал функционировать в 2017 году

Примечания

  1. Жуков Ю. Н. Сохранённые революцией. — 1985. — С. 120-123. — 206 с.
  2. . Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано из 23 января 2013 года.
  3. . Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано из 13 октября 2014 года.
  4. . NeWestMuseum. Дата обращения: 6 июня 2017. 26 мая 2017 года.
  5. А. И. Карлова. . КиберЛенинка (2009). Дата обращения: 6 июня 2017. 16 июля 2020 года.
  6. Терновец Б. Н. Очередные задачи Государственного музея нового западного искусства // Советский музей : журнал. — 1932. — № 5 . — С. 73 .
  7. Наталья Семенова. . Сноб (21 мая 2013). Дата обращения: 23 июня 2017. 8 мая 2014 года.
  8. . Дата обращения: 26 мая 2022. 26 мая 2022 года.
  9. . газета “Правда” (28 января 1936). Дата обращения: 25 июня 2017. Архивировано из 14 августа 2017 года.
  10. . Дата обращения: 6 мая 2013. 17 мая 2013 года.
  11. . Дата обращения: 6 мая 2013. Архивировано из 14 июня 2013 года.
  12. Алексей Никольский. . РИА Новости (3 апреля 2013). Дата обращения: 6 июня 2017. 13 марта 2016 года.
  13. Юрий Аввакумов. . Сноб (30 мая 2013). Дата обращения: 23 июня 2017. 29 марта 2015 года.
  14. Владимир Песня. . РИА Новости (22 мая 2013). Дата обращения: 6 июня 2017.
  15. Алексей Дружинин. . РИА Новости (30 апреля 2014). Дата обращения: 6 июня 2017. 5 марта 2016 года.
  16. (3 февраля 2017). Дата обращения: 25 июня 2017. 28 июня 2017 года.

Литература

  • К истории международных связей Государственного музея нового западного искусства (1922—1939) / Авт.-сост. Н. В. Яворская ; Под ред. И. Е. Даниловой . — М., 1978 (Из архива ГМИИ / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. — Вып. 2). — 475 с.
  • Н. В. Яворская . История Государственного музея нового западного искусства (по документам и воспоминаниям) // . — 1/02. — М., 2002. — С. 595—603.
  • Н. В. Яворская . История Государственного музея нового западного искусства. Москва. 1918—1948. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2012. — 480 с.: ил., портр. — ISBN 978-5-903190-50-8 Текст книги был завершён в 1989 году, издан по авторской рукописи при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Ссылки

  • ГМИИ с реконструкцией обоих собраний
Источник —

Same as Государственный музей нового западного искусства