Interested Article - Колокольня

Колокольня Ивана Великого в Москве , XVI—XVII вв.

Колоко́льня башня с открытым ярусом для подвешивания одного или нескольких колоколов . Может быть частью здания церкви или отдельностоящим строением рядом с ней .

Итальянские колокольни эпохи Средних веков и Возрождения назывались кампанилами .

Назначение

Как правило, в колокола звонят для призыва на богослужение , отмечания времени и особых событий, таких как свадьба ( венчание ), похороны ( отпевание ), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре .

Особенности

Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон , особенно в Европе . В современных постройках вместо тяжёлых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами .

История

Колокольня (1245 год) в монастырском ансамбле Ахпат , входящем в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Теруэль

Первые колокольни представляли собой круглые башни , стоявшие отдельно от здания храма . Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме .

В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни- ротонды . Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.

C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве , с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.

Романская архитектура

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов , примыкающих к трансепту . Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом , а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии , где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.

Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастными и трёхлопастными арками и создавался трифорий , что было обычным явлением в романской архитектуре .

Крыши башен часто покрывались свинцом , но иногда каменными плитами и черепицей . Формой покрытия башен был остроконечный конус , но чаще форма была четырёхгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина .

Готика

Кампанила собора Святого Марка выстроена в стиле, переходном от готики к ренессансу. 1514 год

При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.

Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом , либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом .

Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.

Возрождение

В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам . Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.

Самые высокие колокольни

Русь

На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века. Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными.

Типичная псковская звонничка — предок русской колокольни

Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц . Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является псковская звонница , выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии. Небольшие звонницы распространены в церквях Новгорода и Пскова .

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире , по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».

До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Московское зодчество

На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- или восьмигранную пирамиду. Но всегда здание колокольни возводилось отдельно стоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. К исключениям можно отнести колокольню Ивана Великого в Московском Кремле , семиярусную колокольню Новоиерусалимского монастыря , 72-метровую колокольню Новодевичьего монастыря .

Беффруа

Беффруа Антверпенского собора

В Брюгге , Ипре , Генте , Лилле , Турне и Дуэ стоят знаменитые беффруа — высокие колокольни, которые доминировали в панораме средневековых фландрских городов и служили символами городского благосостояния и независимости. В 1999 тридцать две бельгийские беффруа были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО . В 2005 в список добавлены ещё одна бельгийская и 23 французских звонницы. Большинство из них прикреплены к гражданским постройкам, в основном к городским ратушам, лишь несколько из них стоят при церквях.

См. также

Примечания

  1. .

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 14. — М. , 2009. — С. 513.
  • Яковлев А. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXVI : « Клотильда Константин ». — С. 380—390. — 752 с. — 29 000 экз. ISBN 978-5-89572-041-7 .
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XVa. — С. 725—727.
  • Кавельмахер В. В. // Колокола: История и современность. — М., 1985. — С. 39-78.
  • / Ред.-сост. А.Г. Мельник. — Ярославль: Содействие, 1995.
Источник —

Same as Колокольня