Interested Article - Исламские течения

Исламское течение — одно из основных направлений в исламе .

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов , когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе ( суннизмом и шиизмом ) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий . Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Около 85% мусульман мира составляют сунниты , 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских течений ( ахмадиты , алавиты , друзы , ибадиты , исмаилиты и др.).

Сунниты

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. أهل السنة ‘ахлю ас-сунна ) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра , Умара , Усмана и Али — а также признают Коран и многочисленные предания ( сунну ) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании , и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые « мазхабами »: маликитский , шафиитский , ханафитский и ханбалитский . Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определённого мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Суфизм

Суфи (от араб. صوفية ‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха . Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев , молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге .

При всём этом существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены ( тарикаты ) и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

Салафия

Салафи́я ( араб. سلف ‎ — «предки, предшественники») — суннитское направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون ‎), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом .

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа , « ваххабиты », идеологии ассоциации « ал-Ихван ал-муслимун » . В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

В XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии сформировалось религиозно-политическое движение — ваххабизм . Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами . Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ( « Ас-Саляф ас-Салих » ), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида .

C точки зрения некоторых этнографов , ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей . Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции . Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом , впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953).

Суннитские организации

  • (араб. «срединность») — международный научно-исследовательский и образовательно-просветительский центр, занимающийся распространением умеренного пути в исламе.
  • Хабашиты — последователи шейха Абдуллаха аль-Харари . Возникли в Ливане, хотя истоки свои берут из Абиссинии. Представители этой школы являются ашаритами, шафиитами.
  • Братья-мусульмане ( араб. الإخوان المسلمون ‎, аль-Ихван аль-Муслимун , масри الاخوان المسلمين , эль-ихва́н эль-муслими́н ) — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 года учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). С 1933 года штаб-квартира организации была переведена в Каир. Хасан Аль-Банна охарактеризовал движение так: «салафийское движение, ортодоксальный путь, суфийская реальность, политическая организация, спортивная группа, научное и культурное общество, хозяйственная компания и социальная идея». После смерти Хасана аль-Банна в 1949 году, в 1950 году одним из идеологов движения стал литератор Сейид аль-Кутб, казнённый в 1966 году.
  • Джамаат Таблиг ( урду : تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ ‎) — аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом . Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом .
  • Нация ислама ( англ. Nation of Islam ) — политическое и религиозное движение американских негров, основанное в 1930 году в Детройте, штат Мичиган, Уоллесом Фардом Мухаммадом. Вероучение «Нации ислама» сильно отличается от традиционного ислама, хотя основано на его ценностях. Основная цель организации — улучшение духовного, социального и экономического положения негров в Соединённых Штатах и всего человечества.
  • Хизб ут-Тахрир аль-Ислами ( араб. حزب التحرير الإسلامي ‎ — «Исламская партия освобождения») — международная панисламистская политическая партия, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиюддином ан-Набхани.

Шииты

Схема основных течений в Исламе

Шииты (от араб. شيعة шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы , дочери Мухаммеда, и Али , его двоюродного брата) . По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением . Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке .

Шииты-двунадесятники

Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба .

Исмаилизм

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов , и карматов , считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара , и на мусталитов , признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали . Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины .

К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов .

Зейдиты

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена ; также одна из ветвей — , распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам.

Гулат

Гулат ( араб. غلاة ‎ ‘преувеличение’, мн. ч. араб. غلو гулув ) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности.

Хариджиты

Хариджизм (от араб. خوارج х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин . Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии , и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты , суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

Идейные течения в исламе

С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов:

  1. Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств (возможность толкований качеств сущности и качеств действия и др.). Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами , каррамитами , муджассимитами и мутазилитами .
  2. Вопросы связаные с предопределением , Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека (касб). По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты , кадариты , каррамиты и .
  3. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты , каррамиты , мурджииты и мутазилиты.
  4. Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата . Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты .

Исторически так сложилось, что большинство ашаритов являются последователями шафиитского ( Индонезия , часть Египта, Сирии, Ирака, респ. Дагестан , Чечня ) и маликитского (Северная Африка) мазхабов , а большинство матурдитов (взгляды которых близки к ашаритским ) — ханафитского (респ. Татарстан , Башкортостан , Средняя Азия , Турция , Южная Азия ).

Исламские течения в России

Карта распространения мазхабов.

Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов . К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов (при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба), а также исповедующих ислам осетин . К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии . Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин (с. Мискинджа ).

Религиозно-политические идеологии

  • Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население , а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата .
  • Панисламизм ( др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam ‎ — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности, и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы ( халифа ).

Различия между суннитами и шиитами

В данном разделе дана краткая характеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама. Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут — Коран . Сунниты отрицают посредничество между человеком и Господом.

Краткая характеристика разницы между шиитами и суннитами
Сунниты Шииты
Передача власти над мусульманской общиной ( имамат , халифат )
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра , Умара , Усмана и Али . Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты-имамиты не признают законность правления первых трёх праведных халифов. Зейдиты признают законность правления двух первых халифов.
Непогрешимость имамов
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере; двенадцать шиитских имамов превосходят в степени всех исламских пророков кроме пророка Мухаммеда.
«Скрытый имам» ( махди )
Последний преемник пророка Мухаммада , своего рода мессия ( масих ), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Шииты-двунадесятники связывают появление махди с восстановлением справедливости на земле перед концом света. Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом.
«Скрывание веры» ( такия )
Для суннитов такия имела, по существу, лишь теоретическое значение. Ханафиты считали, что мусульманин в случае смертельной опасности может прибегать к такии, сделав при этом мысленную оговорку. Средневековый исламский богослов Ибн Хазм допускал внешнее проявление неверия «ради предосторожности». Принцип такии получил особое место и практическое применение в шиизме. Шиитская такия может применяться как для обеспечения личной безопасности, так и во имя интересов общины. В отличие от суннитов, допускавших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали её как долг и обязанность общественного значения. В современном мире принцип такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство.
Юридические школы
Сунниты придерживаются четырёх общепризнанных мазхабов: ханафитский , шафиитский , маликитский , ханбалитский . Существовали также исчезнувшие правовые школы: аузаитский , джариритский , захиритский , лайситский и сауритский мазхаб У шиитов-двунадесятников в основном распространён джафаритский мазхаб . Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств. Есть также зейдитская , исмаилитская и др. малочисленные правовые школы.
Сборники хадисов
Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов ( Кутуб ас-ситта ), к которым относятся: Сахих аль-Бухари (ум. в 870 г.); Сахих Муслима (ум. в 875 г.); Сунан Ибн Маджа (ум. в 887 г.); Сунан Абу Давуда (ум. в 888 г.); Джами ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); Сунан ан-Насаи (ум. в 915 г.). У шиитов-двунадесятников общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: «аль-Кафи» Мухаммада аль-Кулайни (ум. в 941 г.); « Ман ля яхдурух аль-факих » Ибн Бабавайха ас-Садука (ум. в 991 г.); « Тахзиб аль-ахкам » и «аль-Истибсар» Абу Джафар ат-Туси (ум. в 1068 г.). Между тем, шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках.
Временный брак ( мута )
Запрещён. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят, на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака, большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр) Разрешён у имамитов . Запрещён у зейдитов и исмаилитов. Шииты-двунадесятники утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «… А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чём вы согласитесь между собой после установления.» ( Коран, 4 :24) и не был отменён никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день. Количество временных браков у шиитов-двунадесятников не ограничено.
Праздники и траурные дни
Сунниты, как и шииты, отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам . В день Ашура сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона . День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью Хусейна ибн Али . Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения.
Места паломничества ( зиярат )
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы . Шииты, помимо трёх мечетей (Запретная мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса), совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна для совершения обряда поминовения имама Хусейна .

См. также

Примечания

  1. Oxford University Press. . — Oxford University Press, USA, 2010-05-01. — С. 3. — ISBN 978-0-19-980429-0 .
  2. . BBC News (англ.) . 2011-12-06 . Дата обращения: 3 февраля 2024 .
  3. (англ.) . Pew Research Center's Religion & Public Life Project (7 октября 2009). Дата обращения: 3 февраля 2024.
  4. (англ.) . berkleycenter.georgetown.edu (15 декабря 2012). Архивировано из 21 декабря 2012 года.
  5. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.204.
  6. , с. 498—499.
  7. .
  8. Бибикова О. П. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  9. Крымский А. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. М. З. Мамиргов. Книга исламских сект и вероучений
  11. Игнатенко А. А. от 21 января 2012 на Wayback Machine // Независимая газета , 12.10.2000
  12. от 17 января 2012 на Wayback Machine // РИА Новости , 14.01.2012

Литература


Источник —

Same as Исламские течения