Interested Article - Химическая фотография

Хими́ческая фотогра́фия — классическая фотография , основанная на использовании светочувствительных фотоматериалов с химическим способом записи изображения. После лабораторной обработки экспонированной в камере фотоэмульсии , содержащееся в ней скрытое изображение становится видимым, и пригодным для фотопечати или проекции на экран. Другое название аналоговая фотография появилось после 2000 года, как антоним понятию цифровая фотография и является не совсем корректным, поскольку не учитывает электронные видеофотоаппараты , использовавшие в конце 1980-х годов аналоговый способ хранения видеосигнала без каких-либо химических процессов . До широкого распространения цифровых фотоаппаратов , химическая фотография оставалась единственной технологией получения высококачественных неподвижных изображений как в бытовой, так и в профессиональных сферах.

Однообъективный зеркальный фотоаппарат « Praktica », заряженный 35-мм фотоплёнкой

В обиходе часто используется также термин плёночная фотография , поскольку большинство аналоговых фотоаппаратов использовали фотоплёнку . Однако, эта разновидность технологий фотографии допускает применение стеклянных и даже металлических пластинок вместо гибкой подложки . К химической также относят моментальную фотографию и ранние технологии, такие как дагеротипия , коллодионный процесс , тинтайп и амбротипия .

Достоинства и недостатки

Одним из главных достоинств химической фотографии в настоящее время считается сложность изменения изображения оригинального негатива или диапозитива , повышающая их документальную ценность . Кроме того, архивное хранение снимков, сделанных на плёнке или фотопластинках, не сопряжено с большими затратами, характерными для цифровой фотографии, требующей резервного копирования и регулярных проверок целостности данных . Проблема усугубляется частой сменой доминирующих стандартов цифровых устройств хранения, приводящей к необходимости переноса данных на новые носители . Химическая фотография не столь критична к смене стандартов, и любой негатив , сделанный за 170 лет существования технологии, может быть в любой момент напечатан на фотобумаге или отсканирован. Сохранность цифровых отпечатков, изготовленных большинством принтеров , также уступает долговечности чёрно-белых фотографий на качественных сортах фотобумаги . Это одна из причин более высокой аукционной и рыночной стоимости бромосеребряных фотоотпечатков с плёночного или стеклянного негатива .

Полный цикл получения конечного изображения в классической фотографии возможен без использования электричества: фотосъёмка, лабораторная обработка фотоплёнки и печать фотографий доступны без применения электроэнергии . Цифровой фотоаппарат полностью теряет работоспособность без источников питания , тогда как действие плёночных камер, особенно выпущенных до начала 1980-х годов, основано только на механической энергии пружин , которые взводятся самим фотографом. Это преимущество особенно актуально при съёмке на сильном морозе или в труднодоступных местностях, где невозможно перезарядить истощённые аккумуляторы . Фотографическая широта современных чёрно-белых и даже цветных негативных фотоматериалов долгое время была недостижима для фотоматриц , позволяя снимать высококонтрастные сцены в одну экспозицию . Так, чёрно-белая негативная фотоплёнка « Ilford HP5+» обеспечивает широту минимум в 14 экспозиционных ступеней . Классическая плёнка « Kodak Tri-X» с более толстой фотоэмульсией даёт до 18 ступеней широты . В то же время, по результатам тестов журнала «Digital Photography Review» фотоматрицы профессиональных фотоаппаратов, например Nikon D3 и Canon EOS-1Ds Mark III , в формате JPEG обеспечивают динамический диапазон не больше 8,5 ступеней . Согласно другим исследованиям, новейшие цифровые фотоаппараты могут обеспечивать динамический диапазон до 15 ступеней .

Главные недостатки традиционной химической фотографии заключаются в более высокой затратности из-за расходных материалов (светочувствительных желатиносеребряных фотоплёнок и фотобумаг), а также в сравнительно долгой и трудоёмкой технологии лабораторной обработки , тогда как цифровая технология требует (при отсутствии необходимости вывода изображения на печать) лишь устройств хранения данных с более низкой удельной стоимостью . Ещё одним принципиальным недостатком химической фотографии является неизбежное накопление искажений при копировании и трансформации изображения. Уже вторая копия снимка, выполненная контратипированием , заметно отличается от оригинала из-за потери полутонов . Цифровая фотография полностью свободна от накопления искажений, позволяя любые сложные трансформации и копирование без малейшей потери качества. В то же время, лёгкость копирования цифровых снимков без потери качества облегчает нарушение авторских прав и их незаконное использование.

Цифровая цветная фотография обладает значительно большей гибкостью, чем химическая. В доцифровую эпоху единственным носителем изображения, пригодным для полноцветной полиграфии, были цветные слайды , которые требовали чрезвычайно высокой точности экспонирования и сложной лабораторной обработки. Кроме того, было необходимо тщательное соблюдение спектрального состава освещения, поскольку цветовой баланс плёнки не поддаётся регулировке . Цифровая съёмка позволяет получить более качественную цветопередачу, обеспечивая непрерывный контроль на жидкокристаллическом дисплее или мониторе компьютера непосредственно в процессе съёмки. В таких отраслях, как фотожурналистика и криминалистика , требующих быстрого получения готового снимка и передачи его на расстояние, химическая фотография абсолютно неконкурентоспособна по сравнению с цифровой.

Дополнительным достоинством цифровой фотографии считается удобство и скорость поиска нужного снимка в объёмных фотоархивах: в настоящее время крупные массивы аналоговых фотографий обязательно оцифровываются для ускорения доступа или поиска оригинала. Кроме того, неограниченные возможности трансформации цифрового изображения, его цветокоррекции и ретуши заставили пересмотреть технологию химической фотографии ещё до появления массовых цифровых камер. С начала 1990-х годов получила распространение гибридная технология, совмещающая аналоговый негативный процесс и цифровые обработку и печать фотоснимков минифотолабораториями соответствующего типа . Такой способ позволяет объединить часть достоинств химической фотографии (например, огромную фотографическую широту) с преимуществами цифровой цветокоррекции .

Использование

Аналоговый серебряный отпечаток в экспозиции музея

В настоящее время (2024 год) роль классической фотографии неуклонно снижается, а в профессиональной сфере она фактически полностью вытеснена более технологичными цифровыми решениями, не требующими расхода дефицитного серебра . Фотожурналистика стала одной из первых отраслей, полностью отказавшихся от химических фотопроцессов в пользу цифровой регистрации, начав переход уже в первой половине 1990-х годов , и окончательно завершив его к середине 2000-х . Вслед за ней последовали студийная, судебная и техническая фотография. Дополнительную роль в постепенном вытеснении технологии играет неуклонное снижение мирового производства киноплёнки , ключевые стадии выпуска которой тесно взаимосвязаны с изготовлением всех остальных фотоматериалов . Отказ от традиционных плёнок коснулся также областей рентгенографии , дефектоскопии , фотограмметрии , аэрофотографии и астрономии , в которых активно внедряются цифровые методы регистрации. Всё это приводит к удорожанию фотоплёнок и их лабораторной обработки .

Однако, среди фотолюбителей и фотохудожников с начала 2010 годов в мире наблюдается тенденция возобновления интереса к традиционной технологии фотографии . Съёмка на фотоплёнку получает популярность среди фотографов, пресыщенных возможностями цифровой фотографии . Некоторые профессиональные фотодокументалисты до сих пор снимают на чёрно-белую фотоплёнку, считая её единственным достоверным носителем. После входа компании Eastman Kodak в процедуру банкротства в 2012 году, некоторые из них поспешили запастись привычным фотоматериалом. Так, Антон Корбейн закупил 2500 роликов плёнки «Kodak Tri-X», заняв ей несколько холодильников в своём офисе . Тем не менее, ряд производителей фотоматериалов в 2016 году зафиксировали возрастание спроса на свою продукцию, достигшее по отдельным позициям 30 % . В 2017 году Eastman Kodak решил возобновить выпуск популярной обращаемой фотоплёнки Kodak Ektachrome, прекращённый в 2013 году .

При этом, современная химическая фотография чаще всего представлена только в первой фазе процесса, предусматривая оцифровку негатива или слайда при помощи фильм-сканера и последующую публикацию на фотохостингах или в социальных сетях , а также цифровую печать. Это обусловлено технологической сложностью позитивного фотопроцесса , требующего специализированного затемнённого помещения с водопроводом и канализацией . Многие фотолюбители начинают снимать на плёнку для лучшего понимания технологий фотографии и обучения её тонкостям . Кроме традиционного негативно-позитивного фотопроцесса вновь возрастает интерес к одноступенным фотоматериалам, лишь ничтожная часть форматов которых остаётся в производстве после закрытия в 2008 году большинства заводов компании Polaroid . Коллективы энтузиастов возобновляют выпуск по краудфандинговым схемам, например «Impossible Project» и «New 55 film» .

Отдельная тенденция обнаружилась для уникальных фотопроцессов XIX века, таких как амбротипия , тинтайп , коллодионный процесс и другие. Несмотря на их технологическую сложность, фотографов привлекает возможность съёмки крупноформатными камерами с небольшой глубиной резкости и специфическим оптическим рисунком, подходящим для портретной съёмки . Получаемые по этим технологиям фотографии обладают недостижимым для цифрового фотоаппарата богатством полутонов. Нередко использование для портретной съёмки ортохроматических фотоматериалов, искажающих тональное воспроизведение окрашенных объектов, и дающих необычный художественный эффект. Некоторые классические технологии позволяют получать единственный экземпляр снимка, делая результат съёмки уникальным .

Ещё одной тенденцией стало возобновление разработки фотоаппаратов для 35-мм фотоплёнки. В 2017 году запущены краудфандинговые проекты «Elbaflex» и «Reflex», нацеленные на выпуск зеркальных фотоаппаратов, разработанных с учётом современных особенностей фотографических технологий .

См. также

Примечания

  1. А. В. Редько. . Научные статьи . Официальный сайт профессора Редько. Дата обращения: 16 февраля 2016. 23 февраля 2016 года.
  2. Дмитрий Новокрещёнов. . Уроки фотографии . Sony Fototips (30 июля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2016. 21 апреля 2016 года.
  3. , с. 6.
  4. Ian Wong. (англ.) . Photojournalism . Bokeh by Digital Review (30 ноября 2015). Дата обращения: 11 февраля 2016. 16 февраля 2016 года.
  5. , с. 14.
  6. , с. 220.
  7. , с. 113.
  8. Алексей Шадрин. . Персональный сайт. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из 14 февраля 2016 года.
  9. Gisle Hannemyr. (англ.) . Adapting the Zone System to Digital Photography . DPanswers. Дата обращения: 29 января 2016. Архивировано из 21 февраля 2016 года.
  10. (англ.) . Photo.net. Дата обращения: 9 февраля 2016. Архивировано из 16 февраля 2016 года.
  11. Simon Joinson. (англ.) . Photographic tests . Digital Photography Review (18 апреля 2008). Дата обращения: 9 февраля 2016. 15 февраля 2016 года.
  12. Michael Archambault. (англ.) . Reviews . «PetaPixel» (26 мая 2015). Дата обращения: 12 июня 2016. 17 июня 2016 года.
  13. Benjamin Kanarek. (англ.) . Features . Format Magazine (26 августа 2016). Дата обращения: 30 августа 2016. 11 сентября 2016 года.
  14. . «Будущее сейчас». Дата обращения: 21 сентября 2015. Архивировано из 11 ноября 2014 года.
  15. Елена Ханина. . В мире . газета РБК (13 сентября 2012). Дата обращения: 17 сентября 2015. 24 ноября 2015 года.
  16. Олег Березин. . журнал «Искусство кино» (август 2013). Дата обращения: 17 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  17. Юлия Стародубцева, Полина Малкивайте. . Тренды . Lenta.ru (1 октября 2014). Дата обращения: 4 февраля 2016. 3 февраля 2016 года.
  18. Павел Косенко. LiveJournal (12 июля 2016). Дата обращения: 2 апреля 2017. 24 февраля 2017 года.
  19. (англ.) . Internet . CNET (16 мая 2011). Дата обращения: 1 февраля 2016. 15 февраля 2016 года.
  20. Bryan Appleyard. (англ.) . Intelligent Life . The Economist (апрель 2014). Дата обращения: 11 февраля 2016. 16 февраля 2016 года.
  21. PABLO RAMIRO CARRERA. (исп.) . Fotografia . El País (19 августа 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
  22. (англ.) . «Finegrain» (16 ноября 2017). Дата обращения: 17 ноября 2017. 17 ноября 2017 года.
  23. . Новости . Вести.ру (19 декабря 2008). Дата обращения: 23 марта 2014. 15 февраля 2016 года.
  24. JENNA WORTHAM. (англ.) . Bits blog. Дата обращения: 10 марта 2014.
  25. Bob Crowley. (англ.) . News . New55 Film (1 января 2014). Дата обращения: 10 марта 2014. Архивировано из 10 марта 2014 года.
  26. . Портфолио . журнал Rusphoto (22 июля 2013). Дата обращения: 4 февраля 2016. 2 августа 2016 года.
  27. . Статьи . FotoMTV. Дата обращения: 4 февраля 2016. 31 августа 2015 года.
  28. (англ.) . «Kickstarter». Дата обращения: 14 ноября 2017.
  29. Michael Zhang. (англ.) . «PetaPixel» (7 ноября 2017). Дата обращения: 14 ноября 2017. 15 ноября 2017 года.

Литература

  • Юрий Ревич. // «Вокруг света» : журнал. — 2011. — № 10 (2853) . — ISSN .
  • Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М. : «Мир», 1986. — С. 56—65. — 280 с. — 50 000 экз.
  • А. В. Шеклеин. // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 3/111 . — С. 3—19 .
  • Сергей Щербаков. // «Foto&video» : журнал. — 2005. — № 12 . — С. 112—117 .

Ссылки

  • Camera Ventures. Дата обращения: 10 апреля 2017.
  • Michael Zhang. (англ.) . News . «PetaPixel» (4 февраля 2015). Дата обращения: 12 июня 2016.
Источник —

Same as Химическая фотография