Interested Article - Эксцентрика

Чарли Чаплин ( 1889 1977 ) собирается поесть в фильме « Золотая лихорадка », 1925

Эксцéнтрика (от лат. excentricus — вне центра; отсюда — эксцентрический, эксцентричный ):

  1. жанр театрального, циркового, музыкального или эстрадного представления, построенный на использовании художественных эксцентрических приёмов ;
  2. в театре , цирке , кинематографе , на эстраде — художественный приём остро- комедийного и пародийного изображения действительности , основанный на умышленном нарушении логики и причинно-следственных связей в действиях или событиях , как бы причудливом смещении привычных понятий, а также использовании предметов в несвойственных им функциях (например, использование бутылок , кастрюль , сковородок , вилок , ложек , различных пил , вёдер и прочей хозяйственной утвари в качестве музыкальных инструментов ), в результате чего обыденные, привычные действия и жизненные явления получают неожиданное переосмысление.

Эксцентрика таким образом раскрывает мир в его новых качествах и по-своему участвует в процессе обновления «застарелых», привычных образов, понятий и представлений, выходя из пределов обычного, нормального и принимая порой крайне странные, нелепые, чудаковатые, смешные, саркастические и даже эпатажные формы выражения.

Истоки эксцентрики

«Медведь с козою прохлаждается», XIX в.

Первые признаки эксцентрики, как выразительного приёма, и эксцентрического мышления проявились преимущественно в устном народном творчестве задолго до появления самого понятия «эксцентрика» — в частушках , прибаутках , анекдотах , сказках , пословицах , поговорках , в хороводных песнях и танцах, в играх , ярмарочных представлениях, скоморошестве , шутовстве. Однако и в изобразительном искусстве — в лубочных картинках, встречаются красноречивые эксцентричные образы и сюжеты, например: «Бык не захотел быть быком, да и сделался мясником » , «Как мыши кота хоронили», «Медведь с козою прохлаждается», «Молодая немка кормит старого немца соской ».

«Как мыши кота хоронили», XVIII в.

Первые документальные свидетельства существования шутовства (наиболее близкого к жанру эксцентрики) относятся к ранней истории становления родоплеменных отношений . Так, упоминание о царском шутнике находим в главе «Царь Птолемей» из « Естественной истории » римского писателя I века н. э. Плиния Старшего , в которой он описывает визит Апеллеса во дворец Птолемея I — царя эллинистического Египта .

Во времена раннего европейского Средневековья присутствие шута в королевском (или аристократическом ) окружении становится традиционным явлением в придворной культуре. Шуты специально нанимались для разнообразных развлечений и увеселения своего господина, его семьи и двора. Круг умений и обязанностей шута был весьма широк — он должен был свободно музицировать, петь, танцевать, жонглировать , пародировать , обладать острым, ироничным и подвижным умом, чтобы сходу загадывать загадки и шарады , и придумывать невиданные поучительные или изобличающие истории. Кроме того, шуту более чем кому-либо было позволено говорить под видом шутки обо всём запрещённом и недозволенном.

… Эксцентрика отрицает всевозможные иерархические нормы и оценки, установившиеся привычки, инерцию и стереотипы мышления, устаревшие житейские формы поведения, при этом будоражит фантазию и мысль, не давая ей покрыться коростой благодушия.

В России периода Средневековья так же существовали свои традиции шутовства или ранней эксцентрики. Наиболее ярко эксцентрические элементы просматривались в уличных или ярмарочных представлениях скоморохов. Скоморохи, подобно европейским шутам, были не только музыкантами , танцорами и актёрами , но зачастую и авторами исполняемых музыкальных произведений и спектаклей .

Среди персонифицированных эксцентрических образов русского народного творчества можно выделить сказочного Ивана-дурака и балаганного потешника-пересмешника Петрушку . Если первому отводится роль доброго, мудрого, благородного героя-спасителя от разных враждебных напастей и жестоких правителей , то второй призван был высмеивать существующий порядок вещей, преувеличивая яркость изображаемых пороков остротами, дурачествами и кривляньями .

Эксцéнтрик (от фр. excentrique ; ex — из, вне; centrum — центр ) — артист эксцентрического жанра, чаще всего эстрадного или циркового, номер которого строится на контрасте, парадоксе , алогизме , использовании разнообразных трюков и масок . Эксцентрика требует от актёра филигранного мастерства, высочайшего уровня профессионализма, особой выразительности пластики и мимики .

Своеобразной принципиальной противоположностью эксцентрики является эквилибристика (от лат. aequilibris — находящийся в равновесии ). Схожими по характеру и средствам выразительности с эксцентрикой можно считать клоунаду , шутовство , фиглярство , буффонаду , скоморошество , паясничанье , гаерство и проч.

Эксцентричным может быть не только жанр представления или артист, но и вообще человеческий характер , тип поведения или психики , в основе своей опирающийся на «отрыве от центра, или общепринятой нормы поведения» и желании не походить на всех. В основе желания «не быть как все» лежит противостояние (скрытое или явное) всему нормальному (то есть правилам, принятым обществом, большинством), которое выражается в несвойственном для нормального человека неадекватном, эпатажном поведении. В свою очередь эпатаж, как яркий приём выразительности, является основным свойством эксцентрики. :54-55

Эксцентрика в театре

Большой вклад в распространение и развитие жанров сценической эксцентрики внесли выступления гастролирующих артистов-эксцентриков . Между зарубежными артистами происходил не только взаимный обмен секретами мастерства, но и устанавливались творческие контакты, способствующие появлению новых самобытных , представлений и, конечно же, появлению новых актёров-эксцентриков. Так, например, в середине XIX века в Москве и Петербурге с большим успехом выступали пародист-эксцентрик Левассер и английские танцовщики Маджильтон.

С развитием парковой культуры развлечений в конце XIX века , в большом количестве стали появляться кафешантаны и открытые концертные площадки — эстрады , быстро приобретавшие популярность и у зрителей, и у исполнителей. Соответственно, возрастало число приезжих и гастролирующих артистов, среди которых были и эксцентрики — певцы, танцоры, мастера перевоплощения, комики , мимы , пародисты.

Михаил Савояров . Почтовая открытка . 1912

В 1891 году в Крестовском саду Петербурга , наряду с выступлениями английских, немецких и итальянских артистов, состоялся дебют знаменитого отечественного дуэта музыкальных эксцентриков « Бим-Бом » — Иван Радунский (Бим) и Феликс Кортези (Бом). Номера «Бим-Бома» были построены на разговоре , музыке и пении, и состояли в основном из комических сценок, злободневных репризных диалогов , акробатических трюков , музыкальных пародий и игры на музыкально-эксцентрических инструментах. Для своих выступлений артисты сами изобретали «музыкальные» инструменты: сковорода, метла, пила, пюпитр , визитные карточки и бутылки превращались в их руках в источник мелодичных звуков. Огромный успех дуэта способствовал появлению большого числа подражателей , многие пытались копировать их, но так и оставались всего лишь «копиями».

Также эксцентрические трюки использовали многие известные куплетисты — автор-исполнитель монологов, песен, куплетов Сергей Сокольский (Ершов), гротеск-комик В. Правдин, эксцентрик- юморист Николай Морской, певец, чтец , актёр Леонид Утёсов .

В первые десятилетия XX века значительным событием в искусстве эксцентрики становятся выступления М. Н. Савоярова . Именно он впервые в России вывел на эстраду авторский эксцентрический стиль исполнения, кардинально отличавшийся от циркового и театрального . Отличительной чертой артистического стиля Савоярова было обаяние живого исполнения, пластичность , тонкая нюансировка , природная музыкальность и гибкость, способность к мгновенному перевоплощению, умение дополнять пение танцем и мимической репризой. Творчество Савоярова высоко ценил Александр Блок , состоявший с ним в приятельских отношениях и часто бывавший на его представлениях. Из записных книжек Блока известно, что он специально водил свою жену Любовь Дмитриевну на выступления Савоярова для того, чтобы она поняла, каким образом и с какой интонацией следует читать поэму « Двенадцать ».

«Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских.

Шкловский В. Б. Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе. (1914—1933).

Манеру исполнения артиста высоко оценил и Всеволод Мейерхольд , несколько раз приходивший вместе с Блоком на концерты Савоярова в период работы над блоковской драмой «Балаганчик». Постановка Мейерхольда не до конца устраивала Блока, и он в очередной раз убеждался в том, что савояровский балаганчик был «куда лучше нашего».

Стиль и образ М. Н. Савоярова оказал большое влияние на следующие поколения артистов-эксцентриков. В 1930-е годы в Ленинграде и Москве многие артисты брали у него уроки. Среди известных учеников Савоярова тех лет можно назвать Аркадия Райкина . Райкин начинал именно как музыкальный эксцентрик и танцор-мим, а первая слава, признание и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады были завоёваны танцевально-мимическим номером « Чаплин ». В конце 1930-х годов Савояров дал несколько уроков Александру Менакеру .

В начале 1920-х годов в России приёмы и принципы эксцентрики стали активно использовать в своих театральных постановках режиссёры Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн , Григорий Козинцев , Леонид Трауберг , Николай Фореггер , Сергей Радлов , Евгений Вахтангов , Александр Таиров .

… Эксцентризм основан на выборе впечатляемых моментов и на новой, не автоматической их связи. Эксцентризм — это борьба с привычностью жизни, отказ в её традиционном восприятии и подаче".

Шкловский В. Б. О рождении и жизни фэксов // Недоброво В. ФЭКС. -- М.; Л., 1928. С. 5--6.

В это же время начинает формироваться сильная актёрская школа эксцентрического искусства, среди ярких представителей которой Сергей Мартинсон , Игорь Ильинский , Николай Черкасов , Борис Чирков , Эраст Гарин , Александр Бениаминов . Многие из актёров драматического театра выступали с эксцентрическими номерами и на эстраде. Например, эксцентрические танцы ставил в своей Мастерской ( Мастфоре ) Фореггер. На эксцентрике в чистом виде строилось всё творчество синеблузников , сформировавшее таких актёров, как Лев Миров и Борис Тенин .

Среди эстрадных артистов эксцентрика определяла искусство любимца ленинградской публики, клоуна, куплетиста и фельетониста Василия Гущинского, комика-эксцентрика Алексея Матова (Стрелкова). По совету Мейерхольда Игорь Ильинский брал у него уроки, работая над ролью Аркашки в комедии А. Н. Островского « Лес ».

К 1930-м годам, в связи с ориентацией на психологический театр, эксцентрика на эстраде за исключением музыкальных номеров джазовых коллективов (например, «Музыкальный магазин» в «Теаджазе» Утёсова и др.) была вытеснена с широкой сцены и осталась преимущественно в цирковых и оригинальных жанрах: акробатике, эквилибристике, жонглировании , иллюзии , пантомиме.

Эксцентрика в литературе и искусстве

Эксцентрика в литературе

Эксцентрика в музыке

Эксцентрика в кино

В СССР наиболее известным кинорежиссёром, успешно применявшим принципы эксцентрики в кинематографе был Леонид Гайдай . Его знаменитые эксцентрические комедии « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » ( 1965 ), « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » ( 1967 ), « Бриллиантовая рука » ( 1969 ) и другие пользуются успехом до сих пор. Видеоряд фильмов Гайдая строится на основе невероятных с точки здравого смысла эпизодов. В его фильмах эксцентрика создана благодаря таким актёрам, как Алексей Смирнов , Георгий Вицин , Юрий Никулин , Евгений Моргунов , Андрей Миронов , Анатолий Папанов , Наталья Селезнёва , Наталья Варлей , Владимир Этуш , Светлана Светличная , Фрунзик Мкртчян и другим известным артистам. Основополагающий принцип эксцентрики уже лежит в работе сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского и режиссуре Леонида Гайдая.

Эксцентрика в изобразительном искусстве

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Пластика в танце и в сценическом искусстве — общая гармония, согласованность движений и жестов; одна из обязательных дисциплин в театральных вузах.
  2. Радунский Иван Семенович (1872—1955) — музыкальный клоун, заслуженный артист РСФСР (1939). Создатель и участник знаменитого дуэта Бим-Бом, просуществовавшего (с перерывами) с 1891 по 1946 (партнёры Ф. Кортези, М. А. Станевский и др.). Номера состояли из комических сценок, диалогов на злободневные темы, игры на музыкально-эксцентрических инструментах, акробатических трюков, музыкальных пародий.
  3. Матов (Стрелков) Алексей Михайлович (1883—1942, Ленинград) — эстрадный артист, куплетист, эксцентрик. Его эксцентрическая природа комедийного дарования находила выражение в оригинальных номерах: обладая вокальными данными широкого диапазона от нижнего « ля » до « ми » третьей октавы , Матов имитировал женский голос ; выходя на эстраду в женском костюме и парике , исполнял партии колоратурного сопрано Соловей » А. А. Алябьева ), трюк разоблачался только в конце; изображал уличную певицу и под шарманку пел женским голосом «Пой, ласточка, пой»; выступал с пародиями, в частности на оперу « Кармен ». Владел также художественным свистом , звукоподражанием , танцевал, руководил «комическим хором», исполнял злободневные монологи и сатирические куплеты. Во время исполнения номера мог неожиданно с визгом промчаться по сцене, прокукарекать, сохраняя при этом полнейшую невозмутимость.

Сноски

  1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 1998.
  3. под ред. Уваровой. Энциклопедия Эстрада России. XX век. Лексикон. — М. : РОСПЭН, 2000. — С. 759—760. — 10 000 экз.
  4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978.
  5. Современная энциклопедия. 2000.
  6. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : В 4 т. М., 2000.
  7. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. — СПБ, 1881.
  8. Плиний Старший. Естественная история. Гл. XXXV—XXXVI; Лукиан , 9; Страбон , 14.2.19
  9. Шуты и скоморохи в древности и в новейшее время // Исторический вестник, 1888.
  10. Дугин А. Г. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine // Дугин А. Г. Философия Политики, М., 2002.
  11. Смирнова Н. И. Советский театр кукол 1918—1932. — М., 1963.
  12. Горький М. Собрание сочинений. т. 24, 1953, с. 494.
  13. Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка. — М.: Искусство, 1984.
  14. Цирковое искусство России. Энциклопедия. Сост.: В. В. Кошкин, М. С. Рудина, Р. Е. Славский. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 479 с.
  15. Юрий Ханон . Альфонс , которого не было». — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-87417-421-7 . 18 июля 2021 года.
  16. Альперов Д. С. На арене старого цирка. Записки клоуна (на основе материалов Сергея Альперова). — М.: Художественная литература,1936. — 404 с.
  17. Д. Губин. Игра в дни затмения // «Огонёк» № 26, июнь 1990 г., с. 26—27.
  18. . Дата обращения: 13 июня 2013. 24 сентября 2015 года.
  19. Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. дополнительный (записные книжки). — С. 260. — 310 с.
  20. // Шкловский В. Б. Гамбургский счёт: Статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). -- М.: Советский писатель, 1990. -- ISBN 5-265-00951-5 .
  21. Юрий Ханон : «Не современная не музыка» // «Современная музыка», № 1, 2011, с. 6.
  22. Мастера Эстрады. — Л., М.: «Искусство», 1964 г. — С. 30—36.

Литература

  • Добин Е. Эксцентризм и эксцентрика // Искусство кино. — 1940. — №. 10. — С. 35.
  • Ерофеев В. Глазами эксцентрика. — Serebrianyi Vek, 1982.
Источник —

Same as Эксцентрика