Interested Article - Пуни, Цезарь

Сергей Легат и Мария Петипа в балете Ц. Пуни «Наяда и рыбак»

Це́зарь Пуни́ (при рождении Че́заре Пу́ньи итал. Cesare Pugni ; 31 мая 1802 , Генуя , Сардинское королевство 14 [26] января 1870 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — итальянский композитор , работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор 312 балетов , 10 опер , 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.

Биография

В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по классу композиции. В 1825—1834 годах работал в театре « Ла Скала », где были поставлены такие его балеты, как «Осада Кале» ( 1827 ), «Агамемнон» ( 1828 ), «Аделаида Французская» ( 1829 ), «Макбет» ( 1830 ).

С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 год — в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при Королевском театре в Хеймаркете . Здесь были поставлены такие его балеты, как «Аврора», « Ундина » (впоследствии ставившаяся как « »; оба — 1843 ), « Эсмеральда » (по роману Виктора Гюго « Собор Парижской богоматери »), «Маркитантка» (оба — 1844 ), «Розида, или Сиракузские рудокопы» ( 1845 ), « » ( 1846 ), «Метаморфозы» ( 1850 ). В этот же период ряд его балетов был поставлен в Париже, а некоторые — в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге.

Пуни сотрудничал с хореографами Жюлем Перро , Артуром Сен-Леоном , Полем Тальони , которые создавали свои балеты специально для таких звёзд того времени, как Карлотта Гризи , Мария Тальони , Фанни Черрито , Фанни Эльслер , Люсиль Гран .

Начиная с 1851 года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах . Здесь он сотрудничал, в первую очередь, с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа , также недолгое время имел дело с братом последнего, Люсьеном , работавшим преимущественно в Париже . В петербургском Большом театре были поставлены его балеты « » ( 1852 ), «Армида» ( 1855 ), « » ( 1859 ), « Дочь фараона » ( 1862 , балетмейстер Мариус Петипа), « », « », « » (все — 1862 , балетмейстер Артур Сен-Леон), « Царь Кандавл » ( 1868 ) и другие.

В 1864 году в сотрудничестве с Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему — « Конёк-Горбунок » по сказке П. П. Ершова , где использовал популярные русские мелодии.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище .

Творческое наследие

Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью.

Благодаря этим и многим другим качествам некоторые балеты композитора до сих присутствуют в репертуаре балетных театров. Так, « Эсмеральда » если не целиком, то во фрагментах продолжала существовать в советское время и на московской, и на ленинградской сценах (возобновление соответственно Василия Тихомирова , 1926 и Агриппины Вагановой , 1935 и 1948). В качестве примера классического балетного наследия сохранился pas de quatre «Фрески» из балета « Конёк-Горбунок ». Уже в XXI веке были заново поставлены « Дочь фараона » ( Большой театр , 2000 , балетмейстер Пьер Лакотт ; Мариинский театр , 2023 , балетмейстер ) и « Ундина » ( Мариинский театр , 2006 , балетмейстер Пьер Лакотт ).

Семья

  • Сыновья:
    • Цезарь Цезаревич Пуни (по семейной традиции старших сыновей на протяжении ряда поколений нарекали именем Цезарь) жил в одной из белорусских губерний, служил на железной дороге; у него с женой Констанцией Людвиговной было двое сыновей и восемь дочерей, одна из которых, Леонтина (Леонтида?) Цезаревна, стала балериной Мариинского театра, ещё до Октябрьской революции вышла замуж за графа М. В. Скарятина , исследователя древних цивилизаций, египтолога и каббалиста, и уехала в Париж. Старший сын Цезаря и Констанции — Цезарь Цезаревич Пуни (1868–1951) — учился в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, однако, будучи на 4-м курсе, за участие в нелегальном студенческом кружке был выслан в Малмыжский уезд Вятской губернии . Вскоре ему разрешили переехать в Вятку , где он и остался, работал стоматологом. В 1897 году женился на Александре Дмитриевне Шеломенцевой, у них было пятеро детей, из которых старший —
      • Авксентий Цезаревич Пуни (1898—1985), советский психолог, один из основоположников спортивной психологии в СССР, доктор педагогических наук, профессор.
    • Альберт Цезаревич Пуни (в православии — Андрей, потому некоторые из его детей зарегистрированы как Альбертовичи, а другие как Андреевичи) был виолончелистом Мариинского театра . В 1910-е годы владел дачей в Куоккале . Его дети:
      • художник-авангардист Иван Альбертович Пуни , родившийся на семейной даче в Куоккале, в 1920 году эмигрировал во Францию;
      • Юлия (Джульетта) Андреевна Пуни (1903? — ?) вместе с младшей сестрой Ольгой выступали (рояль, пение, виолончель) на традиционных репинских «средах» в усадьбе художника «Пенаты» в Куоккале, сохранился портрет Юлии — рисунок И. Е. Репина , датированный 7.09.1913 ; по воспоминаниям Д. С. Лихачёва , Репин создал также акварельный портрет Марии Альбертовны (уехала во Францию еще до революции), который впоследствии подарил её отцу.
    • Гектор (Виктор) Цезаревич Пуни (умер в 1889 году) был учеником итальянского флейтиста -виртуоза, композитора Цезаря (Чезаре) Чиарди , одного из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России, и служил солистом-флейтистом в оркестре Большого театра. Его сын:
      • Александр Викторович Ширяев , артист балета, танцевавший в балетах своего деда, а также возобновивший некоторые из них (совместно с Мариусом Петипа ) на сцене Мариинского театра, балетмейстер, педагог, соавтор первого учебника по характерному танцу, пионер кино и мультипликации.

Литература

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  • Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1. — М., 1938.
  • Guest I. The romantic ballet in England. — London, 1934.
  • Edgecombe, R. S. Cesare Pugni, Marius Petipa, and 19th Century Ballet Music // Musical Times , Summer 2006.
  • Petipa, Marius. The Diaries of Marius Petipa . Trans. and Ed. Lynn Garafola // Studies in Dance History — 3.1 (Spring 1992).
  • Guest, I. F. Cesare Pugni: A Plea For Justice // Dance Research , 1993, Vol. 1, no. 1, pp. 30—38.

Примечания

  1. Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. — С. 23.
  2. . xn--e1agkgcdeg.xn--p1ai . Дата обращения: 28 апреля 2022.
  3. . lib.sportedu.ru . Дата обращения: 27 апреля 2022. 22 сентября 2016 года.
  4. . www.citywalls.ru . Дата обращения: 27 апреля 2022.
  5. Илья Репин. Каталог выставки в Третьяковской галерее. — М., 2019. — С. 503.

Ссылки

Источник —

Same as Пуни, Цезарь