Interested Article - Маргиналии

Кодекс Aemilianensis 60 с пометами на полях

Маргиналии ( позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем , содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.

Маргиналии на полях древних книг

«Кодекс Дурлах» с полями, обильно украшенными растительным орнаментом
Рисунок и надпись: «увы мне грешному увы мне скве…», оставленные писцом рядом с допущенной им опиской. Требник , первая пол. XV в.

Первоначально «маргинал» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи , а подчас даже надписи на них или рядом с ними, которые могли совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Это могут быть записи, связанные с усталостью переписчика, или заметки о событиях, произошедших в его личной жизни, а также извинения за допущенные в тексте ошибки (пример — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу»). Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии . В Ирмологии , список которого датируется 1343/44 годом, переписчик, Филипп Михалев сын Морозович, оставил следующую заметку: «О господи, помози, о господи, посмеши: дремота неприменьная и в сем рядке помешахся» .

Лист рукописи «Сокращения хроник» Радульфа де Дисето с таблицей условных значков
Хлудовская псалтырь , псалом « На реках Вавилонских » с маргинальными иллюстрациями, изображающими иудеев

В средневековой историографии отметки на полях рукописей могли использоваться вместо ссылок . Первым стал использовать их ещё в эпоху Каролингов архиепископ Реймский Гинкмар . В XII веке английский хронист Радульф де Дисето разработал для своего «Сокращения хроник» целую систему из двенадцати подобных символических значков, сведя их в помещённую в предисловии таблицу. Так, выборы архиепископов Кентерберийских отмечались у него на полях рисунком жезла , коронование английских королей — изображением короны , правление герцогов Нормандских мечом , а графов Анжуйских копьём . В XIII столетии его примеру последовал хронист из Сент-Олбанса Матвей Парижский , а в XV-м историк и агиограф Джон Капгрейв использовал для отметок на полях маленькие трилистники .

С течением времени рисунки-маргиналии выделились в отдельный вид иллюстрирования рукописей — дролери́ ( фр. drôlerie , англ. drollerie , от фр. drôle забавный ), получившие распространение в эпоху готики . Как и и другие виды маргиналий, дролери представляли собой иллюстрации на полях рукописей, но практически никогда не имели ничего общего с содержанием текста, нося прежде всего развлекательный (реже — поучительный) характер. Изображения на них могли быть юмористическими и фантастическими , содержа отсылки на некоторые литературные произведения (например, на сатирический « Роман о Лисе » ), нередко туалетный и скабрёзный юмор (в частности, многие из персонажей портят воздух , также могут присутствовать изображения гениталий ). Фантазийный характер дролери выражается в изображении «химер» из различных частей тел животных и людей, а также антропоморфных животных, в том числе носящих человеческую одежду. Нередко в дролери обыгрывался сюжет т. н. «перевёрнутого мира», где привычное мироустройство выворачивалось наизнанку. Дролери стали одним из источников появления в Рунете мемов, объединённых под общим названием « Страдающее Средневековье ».

Маргиналия с двумя рыбаками из Фроловской Псалтири

Одной из самых известных маргиналий древнерусских рукописей является буквица «М», открывающая 128-й псалом т. н. Фроловской псалтири, датирующейся XIV веком. Она представляет собой изображение двух бранящихся рыбаков, тянущих одну сеть. Сопровождающие надписи располагаются над их головами: первый рыбак говорит второму: «Потяни, корвин сын!» ( др.-рус. Потѧни корвин снъ ), на что тот отвечает: «Сам еси таков!» ( др.-рус. Самъ еси таковъ ). Предположительно, обращение «корвин сын» надо интерпретировать как «курвин сын», то есть сын курвы , шлюхи, распутной женщины. В берестяной грамоте № 531, представляющем собой письмо некой Анне к своему брату Климяте, говорится, что её муж оскорбил её и её же сестру: «назовало еси сьтроу мою коровою и доцере блѧдею». По мнению видного советского археолога Бориса Рыбакова , эта маргиналия с бранной подписью является свидетельством утраты древнерусским обществом XIV века благоговейного отношения к предметам церковного обихода. Маргиналии схожего характера встречались и в буквицах других древнерусских рукописей: так, на буквице «Р» в Евангелии 1355 года изображён человек, опрокидывающий на себя большой ушат, рядом дописка — «обливается водою» .

Маргиналии известных читателей

Историки, занимавшиеся изучением творческого наследия классиков марксизма-ленинизма , свидетельствуют, что в книгах из личных библиотек В. И. Ленина и И. В. Сталина имеется множество пометок, комментариев, автографов, сделанных чернильными ручками и карандашами красного и синего цвета.

Огромное количество пометок сохранилось на полях книг из личной библиотеки Вольтера . Эти записи были изданы в нескольких томах под названием «Корпус читательских помет Вольтера» .

Маргиналии как литературный жанр

В литературе XX века функциональные особенности маргиналий подталкивают разных авторов к использованию термина в качестве определения их произведений — преимущественно лирических, своего рода «записок на полях» или «мыслей вслух».

Маргиналии в типографике

В современной типографике маргиналией или «фонариком» называется заголовок, расположенный на поле страницы. Обычно такие заголовки применяются в учебных или справочных изданиях, чтобы облегчить поиск по справочным сведениям или не разрывать изложение материала. В большинстве случаев рекомендуется избегать применения заголовков-маргиналий, так как они снижают размер области листа, отведённой под основной текст.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Маргиналия // Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.] / А. Э. Мильчин . — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ОЛМА-Пресс, 2006.
  2. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 266.
  3. / // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. , с. 33—35.
  5. , с. 33.
  6. .
  7. . Дата обращения: 24 ноября 2013. 10 ноября 2013 года.
  8. , с. 34.

Литература

Ссылки

  • — попытка составить обобщённый портрет читателя-старшеклассника
Источник —

Same as Маргиналии