Interested Article - Производные киберпанка

Производные киберпанка — поджанры фантастической литературы , которые возникли в связи с киберпанком или вопреки ему . Они отражают подобный киберпанку или иной мир, ориентированный на различные временные периоды и социальное устройство. С возникновением термина «киберпанк» в 1980-е годы начали появляться слова с корнем «-панк-» для обозначения новых, возникших или возможных поджанров научной фантастики . Ключевыми для панковых жанров являются дегуманизация и классовая борьба на фоне рывка в развитии технологий .

Наиболее известная производная стимпанк определяется как «вид технологического фэнтези » , и все прочие в этой категории включают аспекты научной фантастики и . Понятием таймпанк (от англ. time — «время») объединяются те поджанры, которые моделируют мир максимального уровня развития технологий какой-либо реальной исторической эпохи и отличные от привычных законы социума . Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле альтернативно-исторической ; действие их, скорее, происходит в нашем мире, но с криптоисторическим допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.

Ретрофутуристические производные

Художественный фестиваль стимпанка в Германии 2014 года

Многие производные киберпанка ретрофутуристические, основанные либо на футуристических видениях прошлых эпох — особенно на технологиях первой и второй промышленной революций, либо на преувеличенных результатах существовавших в прошлом технологий.

Стоунпанк

Стоунпанк ( англ. stonepunk : stone — камень) описывает мир каменного века , где герои живут в период неолитической революции и сооружают функциональные изобретения из пригодных для своего времени материалов.

Примеры: мультсериал « Флинтстоуны » (1960—1966), фильм Роланда Эммериха « 10 000 лет до нашей эры » (2008); книги Эдгара Берроуза «Back to the Stone Age» и «The Land that Time Forgot», манга Риитиро Инагаки Dr. Stone , серия книг Джин М. Ауэл «Дети Земли» и экранизация одной из них « Клан пещерного медведя » .

Сандалпанк

Сандалпанк ( англ. sandalpunk : sandal — сандалий) — мир на технологиях Античности бронзового и железного веков. Могут фигурировать в произведении исторические или мифические изобретатели ( Архимед , Герон Александрийский , Гефест , Дедал ), аппараты и механизмы эпохи ( эолипил , антикитерский механизм ) .

Примеры: « 300 спартанцев » (2006), « Астерикс и Обеликс миссия „Клеопатра“ » (2002), мультфильмы « Геркулес » (1997) и « Атлантида: Затерянный мир » (2001), сериал « Зена — королева воинов », серия игр « God of War (исключая God of War (2018) .

Миддлпанк

Миддлпанк ( англ. middlepunk : Middle Ages — средние века) — мир на технологиях Средневековья . Также имеет названия Candlepunk ( англ. candle — подсвечник), Castlepunk ( англ. castle — за́мок), Dungeonpunk ( англ. dungeon — темница) с добавлением магии, Plaguepunk ( англ. plague чума ).

Примеры: Конни Уиллис « Книга Страшного суда », некоторые части видеоигры « Assassin’s Creed » , стелс-игра « Thief: The Dark Project » (1998).

Клокпанк

Клокпанк ( англ. clockpunk : clock — часы) основан на технологии, науке эпохи Возрождения и барокко (ок. 1400—1700 годы), когда вместо силы пара используются заводные механизмы. Вдохновением служат проекты Леонардо да Винчи . Главными героями выступают придворные инженеры, часовщики, куртизанки, гвардейцы, автоматоны . Термин предложен системой ролевых игр GURPS .

Примеры: книга «Whitechapel Gods» канадского писателя Шона Петерса (2008) , Джей Лейка , «Ангел Паскуале» Пола Дж. Макоули ; фильм 2011 года « Мушкетёры »; комикс Нила Геймана «1602» , серия игр « Syberia », аниме «Механическая Планета».

Fremont Solstice Parade, Сиэтл , штат Вашингтон , США . 22 июня 2013

Стимпанк

Стимпанк, паропанк (от англ. steampunk : steam — пар) основан на стилизации под индустриальный исторический мир XIX — начала XX веков (ок. 1820—1910 годов), преимущественно викторианскую Англию , где технология паровых машин доведена до совершенства и используется повсеместно.

Примеры: « Машина различий » У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия Скотта Вестерфельда «Левиафан» , «Ночь Морлоков» Кевина Джетера, «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста , «Врата Анубиса» Тима Пауэрса , «Гомункулус» Джеймса Блейлока , «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона ; фильм 2003 года по комиксам « Лига выдающихся джентльменов » , « Хроники хищных городов » Кристиана Риверса (по книге « » Филипа Рива) .

Отдельными поджанрами стимпанка называют :

  • Романтизм газовых фонарей ( англ. Gaslight Romance ) — поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи . Пример: сборник « » (2003) Майкла Ривза и Джона Пелана .
  • Бойлерпанк ( англ. Boilerpunk ) — ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Маннерпанк ( англ. Mannerpunk ) — поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Теслапанк ( англ. Teslapunk ) описывает мир технологий, созданных на основе работ по электричеству Николы Тесла . Дополняет мир стимпанка, дизельпанка, атомпанка, эльфпанка или научной фантастики . Произведения: фильм « Престиж » (2006), телесериал « Хранилище 13 » (2009—2014), игры «Unhallowed Metropolis» и « Dishonored ».
  • Вестерн -стимпанк ( англ. Western steampunk ) использует паровые технологии в стилистике Дикого Запада . Примеры: « » (2010) , « Паровой человек в прериях » Эдварда Эллиса , фильм и сериал « Дикий, дикий Вест ».
  • Нерфпанк ( англ. Nerfpunk : от бластеров «Nerf») — поджанр стимпанка с характерными для стимпанка костюмами, но ярких, контрастных расцветок. Образ непременно дополняется игрушечными бластерами «Nerf» .
Whitby Gothic Weekend 2011 года

Дизельпанк

Дизельпанк опирается преимущественно на мир времён 1930—1940-х годов с основным источником энергии — дизельным двигателем , антуражем ар-деко и фильмов нуар . В ряде произведений временные границы дизельпанка могут охватывать 1920—1950-е годы .

Произведения: роман «Ghosts of Manhattan» Дугласа Бранта , серия книг «Mortal Engines» Филипа Рива, рассказ Михаила Харитонова «Конец прекрасной эпохи»; фильмы « Бразилия » (1985), « Небесный капитан и мир будущего » (2004), « Шпион » (2012) . Видеоигры « серия Wolfenstein » начиная с Wolfenstein: The New Order .

Атомпанк

Атомпанк ( англ. Atompunk, atomicpunk ) моделирует мир технологического развития 1945—1973 годов, атомного века, коммунизма , совершенствования летательных аппаратов, освоения космоса . Популярны сталинская архитектура , гуги , комиксы, независимый кинематограф , хиппи . Поднимаются вопросы противостояния сверхдержав , аварии на Чернобыльской АЭС , космической гонки .

Примеры: серия игр « Fallout» , фильм « Зомби по имени Фидо » (2006).

  • Советпанк , соцпанк изображает мир победившего/побеждающего коммунизма в антураже советской эпохи (преимущественно 1960—1970-х годов) с отрицательными или положительными последствиями развития по усмотрению автора. Типичными героями выступают работник, студент, учёный, добивающиеся всего собственными силами и знаниями , а также вымышленный супер-герой Красный Плащ . Примеры: телесериал « Чернобыль: Зона отчуждения » (2014—2019), игры « Atomic Heart» , S.T.A.L.K.E.R. , « Singularity » (2010), « Command & Conquer: Red Alert », «Communism Muscle Cars: Made in USSR» (2017) , «Красный космос» (2007); аниме « Первый отряд » ; работы участников проекта « СССР-2061 » .

Формикапанк (Кассетпанк, Кассетный футуризм)

Формикапанк ( англ. formicapunk, cassete futurism) показывает мир конца XX — начала XXI века (1973—2006), эпоху распространения цифровых технологий и формирования современной поп-культуры. Основные технологии: магнитные носители информации ( кассеты и дискеты ), примитивные цифровые технологии (8—32-х битные компьютеры малой мощности), лазерные технологии (от проигрывателей дисков до оружия и передачи информации), робототехника и кибернетика. Стилизован кассетный футуризм под эстетику технонеоновых восьмидесятых, иногда девяностых и начала нулевых, популярны синтвейв и ретровейв, культура аркадных автоматов , а также характерный дизайн техники (угловатость машин и компьютеров). В целом данный панк является устаревшей и наивной версией киберпанка, поэтому в нём поднимаются те же проблемы, что и в киберпанке, а также затрагивается тема стремительной цифровизации общества. Но в последнее время формикапанк позиционируется в качестве отдельного жанра панка .

Примеры: Трилогия « Назад в будущее » (особенно вторая часть), сериал «Маньяк», аниме « Евангелион », « Акира », « Ковбой Бибоп », игры « Alien: Isolation », « Cyberpunk 2077 », « Far Cry 3: Blood Dragon », « Yuppie Psycho ».

Наупанк

Наупанк ( англ. nowpunk : now — «сейчас», «сегодня») был создан для определения жанра книги Брюса Стерлинга «The Zenith Angle», в которой жизнь героя-хакера меняется после атак 11 сентября 2001 года . В данном поджанре моделируется мир, аналогичный современности по уровню развития. Ключевую роль в сюжете играют современные технологии и гик-культура и их влияние на жизнь персонажей произведения. Часто сюжет строится вокруг системы слежения. Яркие представители жанра: Watch Dogs , Person of Interest, APB, Lycoris Recoil, Battle Programmer Shirase. Брюс Стерлинг назвал жанр «Тенденцией, среди стареющих киберпанков»:

Моя следующая книга — технотриллер «Зенитный угол, ближайшее будущее». — это научно-фантастический роман, действие которого происходит не в будущем. Гибсон делает это тоже. Это тенденция среди стареющих киберпанков. Это не киберпанк, это не стимпанк, это NOWpunk .

Футуристические производные

Викторианский в Торонто , Канада

Представления о мире будущего могут строиться в его последовательном мирном развитии, либо вследствие войн и катастроф. Постапокалиптический мир выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка.

Биопанк

Биопанк ( англ. biopunk : biology — « биология ») или Генпанк ( англ. genepunk ) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия .

Примеры: « Священный огонь » (1996) Брюса Стерлинга , «Рибофанк» (1996) Пола Ди Филиппо , « Заводная » (2009) Паоло Бачигалупи , BioShock 1 и 2 , серия игр Resident Evil .

Нанопанк

Нанопанк ( англ. Nanopunk ) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий . Изображается возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии .

Примеры: « Алмазный век » (1995) Нила Стивенсона , «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема .

Посткиберпанк

Посткиберпанк ( англ. Postcyberpunk ) опровергает прежние представления об ужасах будущего , описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной сатирой , нередко высмеивает каноны самого киберпанка.

Примеры: японский аниме-сериал « Призрак в доспехах: Синдром одиночки » (2002) ; роман Владимира Войновича « Москва 2042 ».

  • Гринпанк ( англ. greenpunk : green — «зелёный») или Соларпанк (Solarpunk : лат. solar — «солнечный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой .
  • Киберпреп ( англ. cyberprep : «cyber-» — « кибернетика » и «preppy» — « преппи ») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка . Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга « Уродина » (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда , фильм « Она » (2013).
  • Бирчпанк, Берёзопанк ( англ. birchpunk : birch — берёза) — стиль созданный одноимённым каналом на YouTube , совмещающий в себе идеологию, ментальность и быт российской глубинки с высокими технологиями киберпанка.

Либерпанк

Либерпанк (от liberalism + punk ) описывает антиутопический мир гипертрофированного западного образа жизни с антиглобалистскими и антилиберальными настроениями .

Примеры: «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы , «На следующий год в Москве» (1993) Вячеслава Рыбакова , «Война за „Асгард“» Кирилла Бенедиктова , «Убить Миротворца» Дмитрия Володихина , «Московский лабиринт» Олега Кулагина, повести и рассказы Михаила Харитонова .

Утильпанк

Утильпанк ( англ. Salvagepunk ) показывает антиутопический, постапокалиптический мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. В этом поджанре отразились проблемы современности — перенаселение , общество потребления , социальное расслоение , экология и переработка отходов . Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы . Мир не оканчивается масштабной трагедией ( ядерным взрывом , вторжением инопланетян , природной катастрофой ), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается утопическая идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора .

Примеры: « GUNNM » (1991), «Рельсы» (2013) Чайны Мьевиля , « Пикник на обочине » братьев Стругацких ; трилогия « Безумный Макс », фильмы « Взлётная полоса » (1962), « 12 обезьян » (1995), « » (1969), « Судный день » (2008), « ВАЛЛ-И » (2008) , « Кин-дза-дза! »(1986) .

Фэнтезийные производные

Исчезающий Чеширский Кот из книги Кэролла « Алиса в стране чудес ». Рисунок Джона Тенниела .

Дримпанк

Дримпанк ( англ. dreampunk : dream — сон, мечта (фантазия)) концентрируется на алхимической силе сновидений и исследовании контркультур . Испытывает влияние классических литературных жанров (например, магический реализм ), мифологии , процесс-ориентированной психологии , архетипов Юнга и шаманизма . Дримпанк вдохновляется «логикой сновидений» или сказочной реальностью. Повествование многоуровневое, отчего может интерпретироваться поверхностно либо же пугать архетипическими ссылками на алхимию , оккультизм и психоанализ .

Примеры: фильмы Дэвида Линча .

Мифпанк

Мифпанк ( англ. mythpunk ) совмещает фольклорные, мифические штампы с постмодернистскими фантастическими особенностями . Термин в 2006 году предложила Кэтрин М. Валенте , выпустив цикл книг «Сказки сироты» . Автор использует мифологических персонажей для развития художественного замысла, а не пересказывает мифы. Выражается и в прозе и в поэзии.

Примеры: книги Екатерины Седиа, Нила Геймана , Адама Кристофера, Джона Кроули , Амаля Эль-Мохтара, Роуз Лемберг, Шветы Нараян .

Ститчпанк

Ститчпанк ( англ. Stitchpunk : stitch — стежок) показывает мир, где главными действующими лицами являются живые куклы. Жанр появился после выхода мультфильма «Девятый» (2009) Шейна Экера . Другие примеры: консольная игра « LittleBigPlanet », мультфильмы « Кошмар перед Рождеством » (1993), « Коралина в Стране Кошмаров » (2009), « Франкенвини » (2012) , аниме « Rozen Maiden », игра «Showdown Bandit» [ источник не указан 1471 день ] .

Эльфпанк

Эльфпанк ( англ. elfpunk : elf — эльф ) — поджанр городского фэнтези , где с паровой машиной и прочими технологиями Европы XIX века уживаются магия и фэнтезийные расы : гномы , орки , эльфы .

Примеры: игра Arcanum , роман Алексея Пехова «Пересмешник», повесть Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов», книги американской писательницы Холли Блэк .

Манапанк

Манапанк ( англ. Manapunk от « мана» ) — поджанр технофэнтези , в котором магия используется как вид топлива с высоким КПД , приводящим в движение различные механизмы.

Примеры: игра Аллоды Онлайн .

Прочие производные

Косплей небесного пирата Lady Hawk
  • Скайпанк ( англ. Skypunk : sky — небо) — произведения, действие которых связано с приключениями в небе на различных воздушных судах, среди небесных островов. Примеры: аниме « Небесный замок Лапута », « Last Exile », мультфильмы « Планета сокровищ », Охотники на драконов , игры « Bioshock: Infinite », « », « Guns of Icarus Online », « Skies of Arcadia » циклы « Воздушные пираты » Криса Риделла и Пола Стюарта , книга «Смертные машины» Филипа Рива, истории «Кэтти Джей» Криса Вудинга , « » Кеннета Оппеля .
  • Oкеанпанк ( англ. Oceanpunk : ocean — океан) (не путать с Сипанк , эстетикой моды на морскую тему) — это жанр научной фантастики, основанный на технологиях, используемых для исследования, колонизации или освоения морских глубин, а также на отношениях человечества с морем, океаном. Примеры: « Водный мир » (1995), « Двадцать тысяч лье под водой » (1869).
  • Древопанк ( англ. Woodpunk : wood — дерево) — сеттинг где устройства и механизмы произведены почти целиком из дерева. Ярким представителем данного жанра является игра «Last Oasis», где шагуны вдохновлены кинетическими скульптурами от Янсен, Тео .
  • Силкпанк ( англ. Silkpunk : silk — шёлк) определяет альтернативный мир с уклоном в восточно-азиатскую культуру . Отличительными чертами являются боевые воздушные змеи , дирижабли из шёлка и бамбука с пернатыми пропеллерами, собиратели трав, боги и духи азиатского пантеона. Термин предложил Кен Лю . Примеры: «The Grace of Kings» Кена Лю, «The Red Threads of Fortune» и «The Black Tides of Heaven» Ю Янг, «Three Feet of Snow in Jinyang» Чжана Рана, « » .
  • Витпанк ( англ. Witpunk : wit — остроумие, юмор с ироническим оттенком) описывает фантастические произведения с юмористическим, сатирическим или ироническим уклоном. Термин предложен в сборнике «Витпанк» редакторами Клодом Лалюмьером и Марти Халперном в 2003 году . В предисловии авторы признались, что идея зародилась в июне 2001 года после замеченного на форуме восклицания «Когда чтение научно-фантастической литературы перестало быть забавным?». Чтобы доказать обратное, Лалюмьер и Халперн составили сборник из 26 произведений разных авторов .
  • Карнипанк ( англ. Carniepunk от « карнавал ») концентрируется на мире карнавалов, бродячих артистов, иллюзий на грани магии. Пример: сборник рассказов «Carniepunk» .
  • Сплаттерпанк ( англ. Splatterpunk : splatter — брызги) — вид литературы ужасов, где подчёркнуто гротескная фантазия соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия. Родоначальником жанра является Клайв Баркер . Примеры: «Ghoul» , «The Kill Riff» .
  • Царьпанк ( англ. Tsarpunk ) — фантазия, основанная на эстетике, культуре, политике и социальной структуре России и славянского мира, обычно периода царизма XVIII—XIX веков. Термин предложен писательницей Ли Бардуго для характеристики своих книг о вселенной Гришаверс . Примеры: романы Ли Бардуго и их экранизация « Тень и кость » 2021 года , советский фильм « Раз, два — горе не беда! (1988)».
  • Гибридпанк (англ. Gibridpunk ) — смесь двух или более производных киберпанка. То есть в мире одной составляющей культура и технологии развились до уровня другой составляющей (например: стимпанк на летающих островах аэропанка, киберпанк-технологии во снах или гринпанк с существами эльфпанка); Или же две (или больше) культуры разных производных существуют совместно (или изолированно), но никак не смешиваются. Примеры: игры The Longest Journey , Dreamfall: The Longest Journey , Dreamfall Chapters .
  • Мультивёрспанк (англ. Multyversepunk ) — произведение, в котором путешествия в другие миры являются нормой для главного героя. Способов развития событий бесконечно много от путешествия по вариантам одного мира с разными вмешательствами в его историю до миров с абсолютно разными условиями или пересечений со вселенными, в точности (или нет) пересказывающими какой-нибудь сюжет. Примеры: мультсериал «Рик и Морти», игры The Longest Journey , Dreamfall: The Longest Journey , Dreamfall Chapters .

Примечания

  1. David Seed. . — John Wiley & Sons, 2008. — С. 217. — 631 с. — ISBN 9781405144582 . 22 декабря 2016 года.
  2. Frauke Matz. / Anne E. Duggan Ph.D, Donald Haase Ph.D, Helen J. Callow. — Folktales and Fairy Tales: Traditions and Texts from around the World, 2nd Edition [4 volumes]: Traditions and Texts from around the World. — ABC-CLIO, 2016. — С. 834—835. — 1751 с. — ISBN 9781610692540 . 1 декабря 2017 года.
  3. Nader Elhefnawy. . — Nader Elhefnawy, 2015. — 218 с. 1 декабря 2017 года.
  4. Jay Barrell. . — Lulu.com, 2013. — С. 224. — 364 с. — ISBN 9780988368934 . 2 декабря 2017 года.
  5. Brian Stableford. . — Scarecrow Press, 2009. — С. 7—8. — 568 с. — ISBN 9780810863453 . 1 декабря 2017 года.
  6. Борис Невский. . МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ . old.mirf.ru. Дата обращения: 8 июля 2017. 28 марта 2016 года.
  7. Josef Xaver Daller. . — GRIN Verlag, 2011. — С. 29. — 119 с. — ISBN 9783640917839 . 8 января 2018 года.
  8. . Die Wachen (13 июня 2012). Архивировано из 13 июня 2012 года.
  9. . Мир фантастики . 2016-03-16. из оригинала 18 октября 2017 . Дата обращения: 8 июля 2017 .
  10. . www.wattpad.com. Дата обращения: 1 декабря 2017.
  11. . tvtropes.org. Дата обращения: 10 декабря 2017. 25 декабря 2017 года.
  12. Daniel Schwabauer. (англ.) // Writing Curriculum Programs. — 2016. — 15 December. 29 ноября 2021 года.
  13. . Siliconera (31 августа 2015). Дата обращения: 16 февраля 2019. 16 февраля 2019 года.
  14. Stoddard, William H. Gurps Steampunk. — Steve Jackson Games, 2000. — ISBN 1556344198 .
  15. Heller, Jason. . AV Club (16 июля 2009). Дата обращения: 1 декабря 2017. 21 февраля 2017 года.
  16. Johnson, Andrea. . Sfrevu.com. (5 февраля 2008). Дата обращения: 1 декабря 2017. 17 октября 2017 года.
  17. Sawicki, Steve. . Sfrevu.com. (12 июня 2007). Дата обращения: 1 декабря 2017. 17 октября 2017 года.
  18. Борис Невский. // Мир Фантастики. — 2016. — 11 апреля ( № 151 ). 1 декабря 2017 года.
  19. М. Попов, Б. Невский. // Журнал «Мир Фантастики». — М. , 2006. — Март ( № 3(31) ). — С. 84—92 . 26 октября 2013 года.
  20. Борис Невский и Михаил Попов (2006-03-18). . Мир фантастики . из оригинала 21 февраля 2018 . Дата обращения: 17 октября 2017 .
  21. Bradshaw, Peter (2018-12-05). . The Guardian (англ.) . из оригинала 27 января 2019 . Дата обращения: 17 февраля 2019 .
  22. Jeff VanderMeer, S. J. Chambers. . — Abrams, 2012. — С. 58—59. — 232 с. — ISBN 9781613121665 . 23 марта 2018 года.
  23. Mark J. Boone, Kevin C. Neece. . — Wipf and Stock Publishers, 2016. — С. 170. — 357 с. — ISBN 9781498232357 . 23 марта 2018 года.
  24. Paul Roland. . — Oldcastle Books, 2014. — 140 с. — ISBN 9781843442509 . 3 октября 2018 года.
  25. Rob Latham. (англ.) . — Oxford University Press, 2014. — P. 65. — 641 p. — ISBN 9780199838851 . 8 января 2018 года.
  26. Alex Jahnke, Marcus Rauchfuß. Steampunk kurz & geek. — O'Reilly Germany, 2012. — С. 18. — 198 с. — ISBN 9783868993684 .
  27. . www.wattpad.com. Дата обращения: 1 декабря 2017.
  28. Вита Рамм. . Профисинема . www.proficinema.ru (5 апреля 2012). Дата обращения: 19 октября 2019. 23 января 2021 года.
  29. (брит. англ.) . Gemma Thomson (1 июня 2010). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
  30. Lee Konstantinou. (англ.) . Slate Magazine (15 января 2019). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
  31. CORY DOCTOROW. . Boing Boing (3 декабря 2008). Дата обращения: 1 декабря 2017. 8 сентября 2017 года.
  32. Илья Кощеев. // kanobu.ru. — 2015. — 16 апреля. 3 октября 2018 года.
  33. lomasm (Андрей Степнёв). // ВиФиАй. — 2015. — 8 июня. 17 апреля 2021 года.
  34. . wfi.lomasm.ru. Дата обращения: 2 октября 2018. 16 декабря 2018 года.
  35. warlera. // LiveJournal. — 2013. — 7 августа. 19 декабря 2017 года. [ неавторитетный источник ]
  36. . СССР-2061 . 2061.su (2011). Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
  37. . wikitropes.ru . Дата обращения: 1 февраля 2021. 17 февраля 2020 года.
  38. Bruce Sterling. (англ.) (2004). Дата обращения: 5 сентября 2023. 5 сентября 2023 года.
  39. Laura Lambert; Hilary W. Poole; Chris Woodford; Christos J. P. Moschovitis. Internet: A Historical Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2005. — 767 с. — ISBN 1851096590 .
  40. Geeksquirrel. Playground.ru (2020). Дата обращения: 5 сентября 2023. 5 сентября 2023 года.
  41. Bruce Sterling. ( en ). — 2004. 5 сентября 2023 года.
  42. Л. М. Рылищикова. . — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. — Т. 13 , № 2 . — С. 195 . 21 октября 2013 года.
  43. Huereca, Rafael Miranda. (англ.) // Universitat Autònoma de Barcelona. Departament de Filologia Anglesa i de Germanística : диссертация. — 2011. — 16 September. — P. 392 . — ISBN 978-8-449052958 . 30 апреля 2016 года.
  44. (англ.) . Locus . Дата обращения: 1 декабря 2017. 11 февраля 2021 года.
  45. Gerson Lodi-Ribeiro. Solarpunk (англ.) . — Editora Draco, 2014. — 272 p. — (Mundo Punk). — ISBN 8562942693 .
  46. (англ.) . Wattpad . Дата обращения: 1 декабря 2017.
  47. Blankenship, Loyd. GURPS Cyberpunk: High-Tech Low-Life Rolepaying Sourcebook (англ.) . — Steve Jackson Games, 1995. — 128 p. — ISBN 1-55634-168-7 .
  48. birchpunk. . YouTube (18 ноября 2020). — « Березопанк — смелый футуристический проект-антиутопия, который иронично показывает российское будущее. ». Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  49. . — Фонд "Общественное мнение", 2007. — С. 88. — 128 с. 7 марта 2016 года.
  50. Сергей Чупринин. . — 2014. — С. 401. — 1104 с. — ISBN 9785425090003 . 23 февраля 2018 года.
  51. KRYLOV. // livejournal. — 2005. — 10 февраля. 23 сентября 2016 года.
  52. Rhys Tranter. (англ.) // RHYSTRANTER.COM. — 2016. — 14 February. 27 сентября 2018 года.
  53. Megen de Bruin-Molé. (англ.) // Frankenfiction. — 2016. — 29 June. 27 сентября 2018 года.
  54. Anita Tarr, Donna R. White. . — Univ. Press of Mississippi, 2018. — 355 с. — ISBN 9781496816702 . 27 сентября 2018 года.
  55. Evan Calder Williams. . — John Hunt Publishing, 2011. — С. 20. — 262 с. — ISBN 9781846947735 . 27 сентября 2018 года.
  56. JOEL BLACKLEDGE. // Little White Lies. — 2016. — 17 июля. 20 августа 2018 года.
  57. (англ.) . dreampunk.me. Дата обращения: 21 июня 2017. 9 марта 2014 года.
  58. . Strange Horizons (англ.) . 2011-01-24. из оригинала 25 сентября 2020 . Дата обращения: 17 июня 2017 .
  59. . www.wattpad.com. Дата обращения: 1 декабря 2017.
  60. Sarah Hope Williams. (англ.) // GIZMODO. — 2009. — 13 сентября. 13 октября 2017 года.
  61. Stehlik, Lucy (2012-12-14). . The Guardian (англ.) . из оригинала 12 октября 2014 . Дата обращения: 18 декабря 2017 .
  62. Roger Whitson. . — Routledge, 2016. — 274 с. — ISBN 9781317509103 . 22 января 2018 года.
  63. Misra, Ria. . io9 (англ.) . из оригинала 9 января 2018 . Дата обращения: 18 декабря 2017 .
  64. Николай Калиниченко. . МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ . old.mirf.ru (2 июня 2007). Дата обращения: 8 января 2018. 9 января 2018 года.
  65. Craig Clarke. . thegreenmanreview.com. Дата обращения: 8 января 2018. 9 января 2018 года.
  66. Rachel Caine, Jennifer Estep, Kevin Hearne, Delilah S. Dawson, Kelly Gay. . — Simon and Schuster, 2013. — 449 с. — ISBN 9781476714158 . 14 декабря 2018 года.
  67. Xavier Aldana Reyes. . — University of Wales Press, 2014. — С. 33. — 243 с. — ISBN 9781783160938 . 22 января 2018 года.
  68. (амер. англ.) . Urban Dictionary (27 апреля 2021). Дата обращения: 3 мая 2021. 8 сентября 2021 года.
  69. TheBookAddictedGirl (2013-06-20). . The Guardian . из оригинала 22 апреля 2021 . Дата обращения: 19 января 2020 .

Литература

  • David Seed. A Companion to Science Fiction. — John Wiley & Sons, 2008. — 632 с. — ISBN 0470797010 .
  • Edward James, Farah Mendlesohn. The Cambridge Companion to Science Fiction. — Cambridge University Press, 2003. — 295 с. — ISBN 0521016576 .
  • Brooks Landon. Science Fiction After 1900: From the Steam Man to the Stars. — Routledge, 2014. — 286 с. — ISBN 1136761187 .
Источник —

Same as Производные киберпанка