Interested Article - Палатинская капелла

О соименной капелле в Ахене см. капелла Карла Великого

Палати́нская капе́лла ( итал. Cappella Palatina — буквально, «дворцовая часовня») — капелла Норманнского дворца в Палермо , личная капелла сицилийских королей и вице-королей. Является одним из важнейших памятников арабо-норманнского стиля , содержит выполненные византийскими и местными мастерами мозаики XII века (дополнялись вплоть до конца XVIII века ), а также редчайший для Европы арабский резной потолок . 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия .

Расположение и режим работы

Палатинская капелла расположена на втором этаже Норманнского дворца , вход в неё организован с пьяцца Индепенденца. Является музеем , но с ежедневным совершением мессы . Поскольку в Норманнском дворце с 1947 года заседает — парламент автономной области Сицилия , часы работы музея являются неопределёнными, так что посетителям рекомендуют посещать капеллу в первой половине дня. В зависимости от времени заседаний Региональной ассамблеи посетителям Палатинской капеллы разрешают увидеть некоторые парадные залы двора, в том числе зал Рожера , содержащий редкие для норманнской Сицилии мозаики XII века на светские темы, и зал Геркулеса - место заседаний первого парламента королевства Сицилии в 1812 году .

История создания

Общий вид капеллы в XIX веке (Джузеппе Инкорпора)

Первый король Сицилии Рожер II начал строительство капеллы в своей резиденции в 1130 году . Палатинская капелла должна была стать вотивным храмом, в связи с получением Рожером II в 1130 году королевского титула от антипапы Анаклета II и последующей коронацией . Поскольку Рожер II получил корону от Анаклета II в обмен на признание папского сюзеренитета над Сицилией, капелла была посвящена апостолу Петру , ставшему в лице папы сеньором королевства. 28 апреля 1140 года , в праздник Входа Господня в Иерусалим , капелла была освящена в честь апостола Петра. В том же году Рожер II особой грамотой установил привилегии вновь построенной капеллы, в частности право богослужения передавалось настоятелю близлежащего монастыря Сан-Джованни-дельи-Эремити , которому ради этого даровался сан епископа . Грамота Рожера II дошла до наших дней, и сегодня хранится в крипте капеллы. О дате освящения капеллы свидетельствует также греческая надпись в основании купола .

Рожер II лично руководил строительством капеллы. В его царствование византийскими мастерами были созданы мозаики купола, триумфальной арки и трансепта . Специалисты по византийской мозаике (в частности, Отто Демус и Эрнст Китцингер ) утверждают, что указанные мозаики были выполнены теми же греческими мастерами, что и мозаики Мартораны и собора Чефалу . Можно твёрдо утверждать, что при Рожере II арабскими плотниками был выполнен резной сталактитовый потолок, характерный для мечетей фатимидского Египта и Магриба , так как об этом потолке упоминается в сохранившейся проповеди греческого монаха Филагата из Черами , датируемой около 1140 года .

Точная хронология последующего развития мозаичного оформления капеллы пока что не установлена. По одним предположениям, в царствование ( 1154 1166 ) Вильгельма I Злого , сына и преемника Рожера II, местные сицилийские мастера исполнили большой мозаичный цикл, посвящённый Книге Бытия , в центральном нефе , а при следующем короле Вильгельме II Добром (1166— 1189 ) в боковых нефах был исполнен малый цикл, повествующий о жизни апостолов Петра и Павла . По другим предположениям, мозаики главного и боковых нефов были последовательно выполнены одними и теми же мастерами в 1160—1170-е годы. Схожие композиции и последовательности сюжетов указанных мозаик и «повествовательных» циклов собора Монреале позволили Демусу и Китцингеру утверждать, что все эти работы были исполнены одними и теми же сицилийскими мастерами . К норманнской эпохе принадлежат резной амвон и пасхальный канделябр .

Дискутируется вопрос о времени создания большой мозаики на западной стене капеллы (над королевским местом). По одним предположениям, работа были исполнена одновременно с мозаиками главного и бокового нефов, то есть в 1160—1170-е годы . По другим версиям, отличия в манере исполнения данной мозаики позволяют отнести время её создания к следующему — XIII веку , то есть эпохе Гогенштауфенов . Несомненно, что эта мозаика и находящийся под ней королевское место подвергались реконструкции после восхождения на сицилийский престол королей из Арагонского дома (присутствуют соединённые гербы Арагона и Сицилии). Над троном и на стене северного нефа обозначен год завершения работ — 1460 , « в царствование Иоанна, короля Сицилии », то есть Хуана II Арагонского . Ещё раз западная часть капеллы реконструировалась в начале XVIII века , так как на стене присутствует и имя Филиппа V Бурбонского .

Дискуссии вызывает и вопрос о времени создания королевского места в западной части капеллы. Его расположение и оформление вполне соответствует известным представлениям Рожера II о Божественном происхождении своей власти, в связи с чем логично предполагать, что трон был установлен здесь при основателе часовни. С другой стороны, размещение мозаик в рукавах трансепта позволяет предположить, что Рожер II участвовал в Богослужениях, находясь на соединявшимся с дворцовыми покоями балконе на северной стене капеллы. Таким образом, время создания королевского места может быть отодвинуто на век позднее — в эпоху Гогештауфенов. Но существует и предположение, что указанный балкон появился лишь при вице-королях, после присоединения Сицилии к Арагонской короне. Есть и третья версия, согласно которой первоначально для Рожера II был воздвигнут трон в пресвитерии (как для его внука Вильгельма II Доброго в соборе Монреале) .

Последние крупные изменения в интерьере капеллы произошли при реставрации в конце XVIII века , в царствование Фердинанда III . Именно тогда на месте снесённого балкона на северной стене мастером Санти Кардини из Ареццо были вновь выполнены несколько мозаик из цикла Бытия (от беседы Каина с Богом до постройки Ноем ковчега ), а также созданы новые мозаики в трёх апсидах капеллы, разительно контрастирующие с окружающими византийскими мозаиками XII века .

Интерьер капеллы

Ступени к алтарю

Палатинская капелла представляет собой классическую трёхнефную базилику с тремя апсидами . Поскольку храм задумывался как частная капелла , предназначенная для узкого круга лиц, размеры его невелики: 33 метра в длину и 13 в ширину. Интерьер капеллы поражает не стремительностью пространственного размаха и многоплановостью замысла, а общей гармонией основных элементов, продуманностью целого и мелочей .

Каждый из боковых нефов отделен от широкого главного пятью колоннами из египетского гранита и зелёного мрамора с позолоченными коринфскими капителями . Заимствованные из арабской архитектуры широкие стрельчатые арки , покоящиеся на колоннах, не соединяются в непрерывный ряд, убегающий к алтарю : колонны далеко отстоят друг от друга, и их капители не образуют единой зрительной горизонтали. В свою очередь горизонталь стены над арками и в особенности чёткая линия карниза препятствуют развитию движения вверх. Таким образом, горизонтальные и вертикальные ритмы взаимно уравновешиваются .

Амвон и пасхальный канделябр

Пол капеллы, украшенный инкрустацией из мрамора, гранита и порфира , выполнен в стиле Космати , обогащённом местными арабскими мотивами. Это один из самых полно сохранившихся полов XII века, выполненных в технике штучной мозаики ( ). Работавший при дворе Рожера проповедник по имени Филагат сравнил его красочные мраморные плиты с «весенним лугом, с той разницей, что цветы вянут и умирают, а этот луг пребудет вечно» . Ещё более сложный рисунок имеет пол в пресвитерии: к порфировым дискам и сложным геометрически узорам добавлены изображения двух львов, "охраняющих" врата в алтарной перегородке, и двух змей по бокам "охраняемого" ими алтаря .

Потолок центрального нефа представляет собой редкий для Европы и свойственный мечетям фатимидского Египта и Магриба деревянный сталактитовый плафон . Он украшен надписями и фигурами пирующих, музыкантов и плясунов, которые воплощают относящиеся к царской власти понятия победы, власти и щедрости. Филагату этот плафон «с корзинками» напомнил сияющий золотом «звёздный хор». Потолки боковых нефов решены менее замысловато.

В капелле пространственно выделяются восточная ( пресвитерий и апсиды) и западная (королевское место) части. Они подняты над полом капеллы на пять ступеней и венчаются мозаикой с изображением Христа Пантократора . Таким образом, в капелле реализована классическая византийская концепция симфонии — согласия и взаимодополняемости духовной и царской властей .

Бронзовые двери украшены узором в виде аканта , ручки выполнены в виде львиных голов . Особое место в капелле уделено мозаикам: они полностью покрывают поверхность апсид, заполняют место над колоннами, отделяющими боковые нефы от главного, верхний регистр стен боковых нефов и западной стены. Нижний регистр этих стен украшен сложными мраморными инкрустациями.

Отдельный интерес представляют амвон и пасхальный канделябр капеллы. Амвон поддерживается четырьмя мраморными колоннами с коринфскими капителями и завершается двумя парапетами . Первый, расположенный ближе к центру храма, парапет выполнен из красного порфира, заключённого в беломраморную окантовку с рельефными растительными орнаментами, подставкой для Писания служит фигура орла — символ евангелиста Иоанна Богослова . Второй, находящийся ближе к апсиде, парапет выполнен из белого мрамора с рельефными геометрическими орнаментами, подставкой здесь является фигура льва, символизирующего евангелиста Марка .

Рядом с амвоном расположен мраморный пасхальный канделябр — дар архиепископа в честь коронации Вильгельма I Злого . Основанием канделябра служат фигуры четырёх львов, пожирающих других животных и людей, тело колонны представляет собой сложную композицию из человеческих фигур, животных и растений. Венчают канделябр три полуобнажённых мужских фигуры, поддерживающих собственно подсвечник . Изображённые сюжеты и манера их исполнения позволяет отождествить автора канделябра с одним из мастеров, работавших над капителями клуатра Монреале , а именно с Мастером путти .

Мозаики

Иконография капеллы имеет поразительное сходство с расписанным в те же годы собором Мирожского монастыря в Пскове . Гарвардские византисты предполагают общий источник иконографической программы, наверняка являющийся византийским. В искусствоведческой литературе обращается внимание на то, что образы расходились веером вокруг несохранившегося балкона монарха, напоминая средневековый кинематограф .

Мозаики купола

Христос Пантократор в кругу архангелов и ангелов

Мозаики купола были выполнены приглашёнными греческими мастерами в царствование Рожера II и являются самыми древними в капелле . В центре купола изображён Христос Пантократор , правой рукой благословляющий молящихся, а в левой руке держащий закрытое Евангелие . Нимб вокруг головы Христа выполнен в форме греческого креста , одежды напоминают парадные одеяния византийских императоров. Христос помещён в центр круга из четырёх архангелов ( Михаил , Уриил , Гавриил и Рафаил ) и восьми ангелов . Архангелы изображены в царских одеяниях, со скипетром в правой руке и державой в левой. Ангелы представлены молящимися, с благоговейно сложенными руками. Сияние и великолепие небесной славы ещё более усиливается светом из восьми окон, пробитых у ног ангелов.

Нижняя часть купола

На следующем уровне мозаичисты изобразили четырёх пророков , предвозвестивших пришествие Спасителя, а именно Иоанна Крестителя , Соломона , Захарию и Давида , над головами которых помещены малые изображения ещё восьми пророков ( Исайя , Иезекииль , Иеремия , Иона , Даниил , Моисей , Илия и Елисей ). Все пророки держат в руках свитки с греческими цитатами, указывающими на грядущего Христа. В угловых нишах изображены четыре евангелиста, держащие в руках свитки с латинскими первыми словами своих Евангелий .

Из арабо-норманнских церквей Сицилии только Палатинская капелла и Марторана имеют классические купола. В отличие от аналогичной мозаики купола Мартораны, работавшие в Палатинской капелле мастера точно вписали фигуры в геометрию купола, так что все фигуры с учётом перспективы имеют правильное сложение и рост . Иконография мозаик купола Палатинской капеллы строго византийская, все персонажи размещены в соответствии с принятой иерархией . Золотой фон мозаики, парадные одежды Христа, ангелов и святых должны были наводить зрителей на мысли о неизречённой славе Царства Небесного .

Мозаики апсиды

Мозаики центральной апсиды Палатинской капеллы по замыслу и композиции напоминают мозаики соборов Чефалу и Монреале . В конхе апсиды вновь представлен образ Христа Пантократора . В отличие от изображения в куполе Христос здесь держит в левой руке Евангелие , открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. ), причём надпись сделана и на греческом (слева), и на латыни (справа). В нижнем ряду, напоминающем классический деисусный ряд византийского иконостаса , представлена сидящая на троне Богородица , по её левую руку — апостол Пётр и Мария Магдалина , по правую — Иоанн Креститель и апостол Иаков . Образ Христа Пантократора в конхе апсиды выполнен при Рожере II и сохранился в первозданном виде. Изображения же Марии и святых были заново выполнены в конце XVIII века , и поэтому фигура Богородицы приобрела не свойственную византийскому канону позу (сидит с полусклонённой налево головой), что придаёт этой части мозаики эклектический вид — сочетание византийской мозаики XII века и барочного изобразительного искусства XVIII века .

Центральная апсида обрамлена триумфальной аркой, на той её стороне, что обращена к нефу, по византийскому обычаю представлена динамичная сцена Благовещения (схожую композицию можно видеть в Марторане и соборе Монреале). Фигуры архангела Гавриила (слева) и Богородицы (справа) представлены в полу-анфас, так что они обращены одновременно и к друг другу, и к молящимся. Гавриил простирает руку к небесной сфере, оттуда исходит ещё одна рука, от которой голубь в луче света летит к Марии. Эта мозаика была выполнена при Рожере II .

На противоположной стороне триумфальной арки (не доступна для мирян, так как доступ в пресбитерий для них по-прежнему закрыт) представлена не менее динамичная сцена Сретения , в которой Мария с Младенцем, с одной стороны, и Симеон Богоприимец , с другой, простирают руки друг к другу и находящемуся между ними Иерусалимскому храму . Эта сцена, как и Благовещение, также выполнена греческими мастерами при Рожере II. Их же работой, по всей видимости, является символическое изображение Престола уготованного в центре внутренней поверхности арки, а вот прочие мозаики здесь — архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа), а также святые папы Сильвестр и Григорий Великий — несут отчётливые следы реставрации конца XVIII века. Все действующие лица подписаны на греческом, а дополнительные поясняющие надписи выполнены на латыни .

Мозаика в конхе северной апсиды представляет апостола Андрея (по не совсем понятым соображениям сменившего в XVI веке ранее находившегося здесь Петра) ), в нижнем ряду представлены Иосиф с отроком Иисусом, слева от них — апостол Варнава , справа — первомученик Стефан . Мозаики нижнего ряда несут на себе отпечаток реставрации конца XVIII века, в результате которой изображения Иосифа и Иисуса скорее схожи с барочными, чем византийскими прототипами . Нетронутым последующими реставрациями остались мозаики ряда, расположенного над конхой апсиды. Здесь представлены Богородица с Младенцем и стоящий по её правую руку Иоанн Креститель . С этим рядом связан любопытный оптический эффект, отмеченный Отто Демусом . Для зрителя, находящегося в капелле, фигура Богородицы кажется смещённой относительно центра. Но если смотреть на эту мозаику из большого окна северной стены, образ Богородицы оказывается как раз в центре видимого пространства стены. Демус делает вывод, что указанное окно, сообщающееся с внутренним пространством Норманнского дворца , выполнено на месте балкона, с которого, предположительно, король в XII веке мог наблюдать за богослужением .

Мозаика в конхе южной апсиды представляет апостола Павла , в нижнем ряду представлены праведная Анна с отроковицей Марией, слева от них — апостол Филипп , справа — великомученик Себастьян . Мозаики нижнего ряда, также как и северной апсиде, были заново выполнены в конце XVIII века .

Мозаики трансепта (евангельский цикл и святые)

Южная апсида с мозаикой Рождества Христова

Мозаики южной ветви трансепта и часть мозаик южной апсиды образуют единый смысловой цикл, посвящённый евангельским событиям. Этот цикл был выполнен греческими мастерами в царствование Рожера II и относится, тем самым, к древнейшей части капеллы. Иконография этих мозаик безупречно византийская : надписи греческие, фигуры статичны, перспектива изображений и пейзажи достаточно условны .

Открывается цикл многоплановой мозаикой, представляющей Рождество Христово . В центре Богородица , полусклонённая к скале (характерная для иконы Рождества связь с пророчеством Даниила о «горе несекомой»), поддерживающая Младенца, лежащего в яслях . Прямо на Младенца падает луч от Вифлеемской звезды . Над яслями склонились бык и осёл . В нижнем левом углу за происходящим наблюдает Иосиф , а в верхнем левом — в Вифлеем направляются волхвы . Эти же волхвы в правой части мозаики поклоняются Младенцу . Верхнюю часть мозаики заполняют многочисленные ангелы, поющие «Слава в вышних Богу» .

Затем повествование переносится в правую часть трансепта. Здесь последовательно изображены следующие события:

Верхний регистр : сон Иосифа с указанием бежать в Египет ; бегство в Египет (Богородица едет на осле, Иосиф несёт Иисуса на плечах, семейную сцену замыкает Иаков с узелком на плече);

Средний регистр : Крещение Господне ; Преображение ; воскрешение Лазаря ;

Нижний регистр посвящён большой мозаике, посвящённой Входу Господню в Иерусалим ;

Свод над трансептом : сошествие Святого Духа на апостолов .

Вход Господень в Иерусалим (южный трансепт)

Мозаики выдают византийское происхождение мастеров многочисленными иконографическими условностями. Так Иордан в сцене Крещения напоминает из-за отсутствия перспективы скорее водопад , чем реку; воскресший Лазарь выходит не из пещеры, а из саркофага в мавзолее , причём один из свидетелей сцены затыкает нос, не вынеся запаха тления. Впрочем, присутствуют и не свойственные Византии черты, например, подчёркивание особой роли Петра . Так в сцене Входа в Иерусалим Иисус отдельно беседует с идущим рядом Петром (преемник которого, папа , был сюзереном Сицилийского королевства ), в то время как прочие ученики почтительно следуют сзади, а при воскрешении Лазаря Пётр стоит непосредственно за Иисусом и объясняет прочим ученикам смысл происходящего.

Мозаики в верхней части северной части трансепта не сохранились, и поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что евангельский цикл продолжался дальше. Сравнение с аналогичным «праздничным» мозаичным циклом более позднего собора Монреале показывает, что в Палатинской капелле вполне могли быть изображены события Страстей Христовых и Воскресения . Подтверждением этой версии можно считать единственную сохранившуюся в этой части капеллы сюжетную мозаику - Вознесение Христово в своде .

Нижний регистр мозаик северного трансепта содержит галерею изображений восточных Отцов Церкви : Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , а также Николая Мирликийского . Над аркой, ведущей из трансепта в северный неф, изображены мученицы Агаты и Люсии , покровительницы Сицилии , а между ними - Екатерины Александрийской в парадных одеяниях византийской императрицы. Все эти мозаики уверено датируются временем Рожера II .

Цикл из Книги Бытия — мозаики главного нефа

Авраам и святая Троица
Бог заключает завет с Ноем
Жертвоприношение Авраама

Мозаики главного нефа представляют собой законченный цикл на сюжет книги Бытия . Эти мозаики были выполнены в царствование Вильгельма I Злого местными мастерами, следовавшими византийским образцам. Вместе с тем, в иконографии наблюдаются определённые вольности, привнесённые западной традицией, в сторону большей экспрессивности образов .

Мозаики главного нефа последовательно отображают следующие эпизоды Бытия:

Верхний ряд южной стены : Дух Божий носится над водами ( Быт. ); разделение вод, создание неба, земли и суши ( Быт. ); создание растений ( Быт. ); создание солнца, луны и звёзд ( Быт. ); создание птиц, рыб и пресмыкающихся ( Быт. ); создание животных ( Быт. ); Бог животворит созданного Адама ( Быт. ); Бог почивает в седьмой день ( Быт. ); Адам получает заповедь о запрете вкушать плоды с древа познания ( Быт. ); создание Евы ( Быт. );

Верхний ряд северной стены : грехопадение прародителей ( Быт. ); Бог обличает первородный грех ( Быт. ); изгнание Адама и Евы из рая ( Быт. ); Адам и Ева трудятся на земле; жертвоприношения Авеля и Каина ( Быт. ); убийство Авеля Каином ( Быт. ); Ламех рассказывает жёнам об убийстве им Каина ( апокрифический сюжет — намёк на Быт. , ); вознесение Еноха (апокрифический сюжет — намёк на Быт. ); Ной с тремя сыновьями; Ной строит ковчег ;

Нижний ряд южной стены : Ной выпускает голубя из ковчега ( Быт. ); Ной с семьёй и зверями выходит из ковчега ( Быт. ), Бог заключает завет с Ноем ( Быт. ); опьянение Ноя и грех Хама ( Быт. ); строительство Вавилонской башни ( Быт. ); Авраам поклоняется Троице и прислуживает на трапезе ангелов ( Быт. ); Лот защищает ангелов от нападения содомлян ( Быт. );

Нижний ряд северной стены : гибель Содома ( Быт. ); Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына ( Быт. ),; Авраам приносит в жертву Исаака , Ангел останавливает руку Авраама ( Быт. ); слуга Авраама встречает Ревекку у колодца ( Быт. ), Ревекка и раб Авраама едут навстречу Исааку ( Быт. ); Иаков во сне видит лестницу до неба и сооружает алтарь в Вефиле ( Быт. ), Иаков борется с Ангелом и получает имя Израиль ( Быт. ).

Сравнение мозаик главного нефа Палатинской капеллы и собора Монреале , построенного в царствование следующего короля Вильгельма II Доброго , показывают схожесть, а местами и полное тождество сюжетов. Вероятно, при выборе сюжетов для собора Монреале мозаичисты сознательно подражали образцу, уже сложившемуся в Палатинской капелле. Вместе с тем, гораздо большие размеры собора Монреале по сравнению с камерной Палатинской капеллой позволили мозаичистам расширить повествование .

Жития апостолов Петра и Павла — мозаики боковых нефов

Мозаики боковых нефов выполнены сицилийскими мастерами в царствование Вильгельма II Доброго в 1166 1189 годах . Сюжеты для этого цикла заимствованы из Деяний святых апостолов и легендарных житий апостолов Петра и Павла . Мозаики последовательно изображают следующие сцены:

южный неф : Савл преследует христиан ( Деян. ); Христос является Савлу на пути в Дамаск , ослепшего Савла ведут в Дамаск ( Деян. ; ; )); крещение Савла Ананией ( Деян. ); Савл проповедует в дамасских синагогах ( Деян. ); христиане спускают Савла с дамасской стены в корзине ( Деян. ); Ангел освобождает Петра из темницы ( Деян. );

северный неф : Пётр исцеляет хромого в Иерусалимском храме ( Деян. ); Пётр исцеляет расслабленного Енея ( Деян. ); Пётр воскрешает Тавифу ( Деян. ); встреча Петра и Павла в Риме; Пётр и Павел противостоят Симону Волхву перед Нероном ; по молитве Петра и Павла Симон Волхв низвергнут с неба.

Мозаики боковых нефов Палатинской капеллы и собора Монреале , исполненные в одно и то же время, схожи по сюжету и технике исполнения. Это может указывать на, как минимум, общность замысла (в числе вдохновителей называют Вильгельма II, палермского архиепископа Уолтера Милля и вице-канцлера Маттео д'Аджелло ), а также на возможное исполнение обоих циклов одними и теми же мастерами .

Королевский трон и западная стена

Королевский трон капеллы
Христос с апостолами Петром и Павлом на западной стене капеллы

Время оформления западной, противоположной апсиде , стены капеллы является предметом дискуссий: различными специалистами предлагаются XII век , эпоха Гогенштауфенов ( XIII век ), время правления Арагонской династии XIV веке . Надпись на тронном месте свидетельствует, что работы были завершены уже после присоединения Сицилии к владениям Арагона — в 1460 году , при « Иоанне, короле Сицилии », то есть Хуане II Арагонском , а ещё одна реставрация имела место в начале XVIII века, при Филиппе V Бурбонском .

Центральное пространство западной стены занимает королевское или тронное место. Собственно размеры этого сооружения таковы, что можно говорить о целой королевской ложе — ширина тронного места соответствует ширине центрального нефа капеллы, а высота — высоте колонн , разделяющих пространство капеллы на нефы. Пол, ступени, «спинка» и «подлокотники» трона богато отделаны мраморной инкрустацией и мозаикой , в которых традиционный римский стиль Космати переплетается с арабскими геометрическими и растительными мотивами. О власти монарха напоминают мозаики с гербом королей Арагона и Сицилии (в четырёхчастном щите две четверти выделены для арагонского герба, а две оставшиеся — для сицилийского) и двумя львами .

Королевское место поднято над основным пространством капеллы на пять ступеней, расположено прямо напротив главного алтаря и по высоте уровнено с пространством пресбитерия . Такое положение трона и его нарочитое великолепие соответствует скорее византийской , чем западной традиции. Таким образом, даже в XV веке был жив обычай видеть в сицилийских королях законных преемников византийских императоров. Арагонские монархи, хоть и не обладавшие властью Отвилей и Гогенштауфенов, считали необходимым поддерживать традицию и всячески подчёркивали особое сакральное понимание своей власти .

Такое понимание природы королевской власти на Сицилии ещё более подчёркивается мозаикой над королевским местом. На ней в третий раз в капелле (предыдущие два — в куполе и конхе главной апсиды) изображён Христос Пантократор , с нимбом в виде греческого креста , в царских одеждах, благословляющий правой рукой, а в левой — держащий закрытое Евангелие . Христу предстоят апостолы Пётр и Павел (по правую и левую руку соответственно), а в воздухе парят архангелы Михаил и Гавриил . Размещение образа Христа Пантократора не в алтарной части и не в куполе, а над троном не встречается ни в одном другом сицилийском храме. Палатинская капелла, в качестве личной часовни сицилийских монархов, показывает, насколько живучей оказалась византийская государственная традиция на Сицилии. Именно здесь с наибольшей силой воплощена идея особой связи монарха с Богом, короля с Царём царей .

Резной потолок с росписями

Фрагмент резного потолка (над мозаикой, иллюстрирующей творение Господом человека по образу и подобию своему)

Помимо византийских мозаик, Палатинская капелла славится резным арабским потолком , выполненным мастерами эпохи Фатимидов и характерным для Египта и Магриба . Мукарны (специфические «соты» потолка) расписаны уникальными изображениями и куфическими надписями . Помимо растительных орнаментов (традиционных для мусульманской архитектуры), в росписях отмечаются сюжеты откровенно «светского» содержания, изображающие досуг (охота, пир, игра в шахматы, и т.д.) и профессиональную деятельность людей (музыканты, танцоры, военные), немыслимые для позднейшей мусульманской традиции:

Там, наверху, среди деревянных розеток остались следы живописи — фигурки в восточных одеждах, сидящие по-турецки, играющие на гитарах и других инструментах. Как странно мирится их неслышная музыка с громким латинским пением совершающих службу священников и неподвижным ликом византийского Христа в алтарной апсиде!

Павел Муратов. «Образы Италии» (1911).

Появление таких «запретных» образов связывается с персидским влиянием, сумевшим закрепиться на «окраинах» мусульманского мира, к которым можно отнести и завоёванный норманнами Палермо . Помимо мукарн на потолке можно видеть и так называемые «лакуны» — восьмиугольные ячейки- звёзды с геометрическим узором внутри и арабскими надписями по периметру .

Кроме Палатинской капеллы, резной арабский потолок теперь можно увидеть только в одной сицилийской церкви — соборе Монреале . Потолок в Монреале погиб во время пожара 1811 года и был впоследствии восстановлен по эскизам . В отличие от Монреале, потолок Палатинской капеллы сохранился в первозданном виде.

Фреска в крипте: Богородица с Младенцем

Крипта

Под пресвитерием капеллы находится квадратная крипта , вход в которую организован по обе стороны от главного алтаря . Первоначально крипта была личной молельней Рожера II , собственно из неё и выросла Палатинская капелла . В 1166 году здесь из-за страха перед возможными народными волнениями был погребён его сын Вильгельм I Злой (впоследствии тело было перенесено в собор Монреале ). В 1624 году здесь был похоронен ( 17 апреля 1588 3 августа 1624 года ), внук Филиппа II и Елизаветы Валуа , испанский вице-король Сицилии . К святыням крипты относится византийская фреска XII века Богородицы с Младенцем и большой деревянный крест , перенесённый сюда из . В музейной экспозиции центральное место занимает подлинная грамота Рожера II 1140 года , утверждавшая порядок Богослужений и состав клира капеллы .

Внешний вид капеллы

Дворовый фасад капеллы

Первоначально Палатинская капелла представляла собой отдельное здание, но по мере перестроек Норманнского дворца она была включена в общий объём здания. В результате три из четырёх наружных стен капеллы находятся внутри здания Дворца. Только один южный фасад капеллы выходит во внутренний Двор Македы , образуя его северную сторону. Этот фасад представляет собой лоджию XVI века , арки которой покоятся на шести колоннах с резными коринфскими капителями . Пять колонн выполнены из египетского гранита , шестая — из зелёного мрамора . В лоджии сохранились две реликвии XII века :

мозаика , на которой Рожер II вручает папскую буллу певцу Симону;

— каменная плита в честь установки Рожером II в 1142 году водяных часов (сами часы не сохранились), соответствующие надписи вырезаны на греческом , латинском и арабском языках.

Стены лоджии украшены шестью мозаиками конца XVIII века , четыре из которых выполнены , а последние две — . По своему замыслу и выполнению эти мозаики не выдерживают сравнения с мозаиками самой капеллы, но представляют интерес с точки зрения сюжета. На них представлена история Давида и Авессалома :

— Давид оплакивает гибель Авессалома ( 2Цар. — );

— Авессалом поражён Иоавом ( 2Цар. , ),

— Авессалом запутался волосами в ветвях дерева ( 2Цар. , ),

— воины Давида атакуют мятежных израильтян ( 2Цар. ),

— Давид прощает ( 2Цар. );

— триумф Давида и его верноподданных иудеев.

Над дверью, ведущей в притвор капеллы, в конце XVIII века Пьетро Казамассима поместил ещё одну мозаику, на которой мифический гений Палермо, изображённый в виде закованного в латы и увенчанного короной старца, держит в руках медальон с лицами тогдашней правящей королевской четы Фердинанда III и Марии Каролины . Все вместе мозаики, помещённые на наружной стене капеллы, отражают драматическую историю Неаполитанского и Сицилийского королевств в конце XVIII века: вторжение французских революционных войск, бегство королевской семьи из Неаполя в Палермо, создание в Неаполе Партенопейской республики , войну между республиканским правительством и санфедистами , последующую реставрацию Бурбонов .

В мировой культуре

С изучением Палатинской капеллы связана жизнь русского архитектора Александра Никаноровича Померанцева . Звание академика архитектуры в 1887 году он получил за монументальное исследование капеллы. Работа состояла в изготовлении точных чертежей , написании 172 рисунков с мозаиками капеллы и альбома с 181 рисунком арабской монументальной живописи потолка капеллы .

Из известных литераторов Палатинскую капеллу посетил и восторженно описал в «Бродячей жизни» Ги де Мопассан .

В Палатинской капелле находится самое раннее изображение шахматной игры в европейской живописи.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 июля 2015. 12 июля 2015 года.
  2. Искусство и история Палермо и Монреале. — Флоренция: Bonechi, 2007. — С. 15-22. — 128 с. — ISBN 88-476-0207-6 .
  3. Норвич Джон. Расцвет и закат Сицилийского королевства. — Москва: Центрполиграф, 2005. — С. 79—82. — 399 с. — ISBN 5-9524-1752-3 .
  4. Rodo Santoro. The Palatine Chapel and Royal Palace. — Palermo: Armone Editore, 2010. — 144 с. — ISBN 978-88-87663-80-8 .
  5. The Palatine Chapel. The Palace of Normans. — Palermo: Promo Libri, 2008. — 64 с. — ISBN 978-88-7508-020-8 .
  6. . Дата обращения: 18 марта 2009. 4 марта 2009 года.
  7. William Tronzo. The Cultures of His Kingdom: Roger II and the Cappella Palatina in Palermo . Princeton University Press, 1997. ISBN 0691025800 . Pages 10, 16, 29-30, 77.
  8. Byzantine Court Culture, from 829 to 1204 (ed. by Henry Maguire). Dumbarton Oaks, 2004. ISBN 0884023087 . Pages 104—107.
  9. . Дата обращения: 18 марта 2009. 22 ноября 2011 года.
  10. Schiro, Giuseppe «The Cathedral of Monreale — City of the Golden Temple»
  11. Олег Грабарь. Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture . Brill Academic Publishers, 1985. ISBN 9004076115 . Page 73.
  12. . Дата обращения: 18 марта 2009. 17 февраля 2010 года.
  13. . Дата обращения: 18 марта 2009. 8 декабря 2007 года.

Литература

  1. The Palatine Chapel. The Palace of Normans. — Palermo: Promo Libri, 2008. — С. 12-63. — 64 с. — ISBN 978-88-7508-020-8 .
  2. Rodo Santoro. The Palatine Chapel and Royal Palace. — Palermo: Armone Editore, 2010. — 144 с. — ISBN 978-88-87663-80-8 .
  3. Норвич, Джон . Расцвет и закат Сицилийского королевства. — Москва: Центрполиграф, 2005. — С. 79-82. — 399 с. — ISBN 5-9524-1752-3 .
  4. Искусство и история Палермо и Монреале. — Флоренция: Bonechi, 2007. — С. 15-22. — 128 с. — ISBN 88-476-0207-6 .
Источник —

Same as Палатинская капелла