Interested Article - Названов, Михаил Михайлович

Михаи́л Миха́йлович Назва́нов ( 30 января ( 12 февраля ) 1914 , Москва 13 июня 1964 , там же) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР ( 1949 ), лауреат трёх Сталинских премий ( 1948 , 1949 , 1950 )

Биография

Михаил Названов родился в Москве в обеспеченной семье крупного техника- технолога М. К. Названова . Мать будущего актёра, Ольга Николаевна Бутомо-Названова, известная камерная певица, хотела, чтобы Михаил стал пианистом , и он окончил музыкальный техникум при Московской консерватории по классу фортепиано .

Тем не менее Названов предпочёл стать актёром: в 1931 году, в возрасте 17 лет, он пришёл в Малый театр и был зачислен во вспомогательный состав; в том же году поступил в студию Художественного театра . Свою «Работу актёра над собой» К. С. Станиславский написал в форме дневника молодого актёра, изучающего систему Станиславского в драматическом училище ; и, хотя в предисловии автор утверждал, что ни училище, ни его педагоги и ученики «не существуют в действительности» , по случайному или не случайному совпадению он дал автору дневника фамилию «Названов» .

Театральная карьера

Когда книга Станиславского вышла в свет, реальный актёр Названов, успев сыграть лишь несколько небольших ролей на прославленной сцене, уже находился в Ухтпечлаге : 30 апреля 1935 года по доносу коллеги он был арестован и в июле приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58.10 УК РСФСР . С 1936 года он был актёром лагерного театра в Ухте (ныне — Ухтинский филиал республиканского драматического театра Веры Гой ), выступал на этой универсальной сцене не только в драматических спектаклях, но и в опереттах и даже в опере . В лагере судьба свела молодого актёра с профессионалами, у которых было чему учиться .

В 1940 году Михаил Названов освободился с запретом на проживание в крупнейших городах; не имея возможности вернуться в Москву, служил в Симферопольском театре имени М. Горького ; после эвакуации Крыма недолгое время был актёром Русского драматического театра имени Н. К. Крупской во Фрунзе . В 1942 году в Чимкенте он был принят в труппу находившегося там в эвакуации Театра имени Моссовета . Театр вскоре переехал в Алма-Ату , где, к счастью для Названова, находилась в то время киностудия « Мосфильм ». Первая же большая роль — Олеко Дундич в одноимённой пьесе — обратила на молодого актёра внимание и критиков, и кинорежиссёров . Сергей Эйзенштейн пригласил его на роль Андрея Курбского в « Иване Грозном », Александр Столпер — на роль Андрея Панова в фильме « Жди меня » . Популярнейший в годы войны фильм Столпера стал кинодебютом Названова и принёс ему всесоюзную известность .

Послевоенные годы

В марте 1944 года актёр добился снятия судимости, получив таким образом право на проживание в столице (полностью он был реабилитирован Верховным Судом СССР лишь 30 декабря 1956 года) .

В мае 1944 года Михаил Названов вернулся в Москву, в Театр им. Моссовета, где вскоре стал одним из ведущих актёров. «…Он обладал, — вспоминал Ростислав Плятт , — всем, что требуется… для амплуа героя-любовника, любимца публики. Рост, голос, и не
 только драматический, но и вокальный, интересное лицо, осанка, пластичность» . Но Юрий Завадский не был склонен эксплуатировать эти качества актёра; Названов в его театре играл такие разноплановые роли, как лощёный садист Розенберг в пьесе К. Симонова «Русские люди», Тригорин в чеховской « Чайке », Кречинский в « Свадьбе Кречинского » А. Сухово-Кобылина , Гульд в «Русском вопросе» К. Симонова . В пьесе А. Софронова «Московский характер» Названов, по свидетельству Плятта, играл «этакого 
рассеянного увальня-очкарика, тихого, с затрудненной речью, нескладного, но крайне обаятельного» . И в то же время — полярный этому
 образу журналист Гульд: «Названов нашел в этой роли какой-то особый динамизм, можно сказать, "танковый" ход авантюриста, подминающего под себя
 все на своем пути» .
 В военные и в первые послевоенные годы Названову часто приходилось сталкиваться с драматургией К. Симонова — и в театре (кроме названных пьес — «Парень из нашего города» еще в Симферополе ), и в кино («Жди меня» и « Русский вопрос »); на подаренном актёру томе своих избранных сочинений Симонов написал: «...Дарю эти стихи как читателю, эти рассказы как не читавшему их и эти пьесы как игравшему их лучше, чем они написаны» .

Ещё в 1942 году Названов познакомился со своей будущей женой — коллегой по сцене Ольгой Викландт . В 1950 году вместе с ней последовал за своим другом Василием Ваниным (назначенным главным режиссёром) во вновь созданный Московский театр им. А. С. Пушкина . Здесь Ванин вновь поставил для Названова «Свадьбу Кречинского»; об этой работе актёра критик писал: «М.Названов играет Кречинского легко, с блеском, с той внутренней свободой, когда индивидуальность актёра полностью растворяется в создаваемом образе и забывается всякая условность сценических обстоятельств» .

После смерти Ванина, не сработавшись с новым главным режиссёром, Названов в 1957 году вернулся во МХАТ, где играл среди прочего Стиву Облонского в знаменитой « Анне Карениной » Вл. И. Немировича-Данченко . Но это был уже не МХАТ его юности; разочарованный, Названов в 1960 году покинул и МХАТ, и театр вообще, став актёром киностудии «Мосфильм» .

Кинематограф

Михаил Названов в роли Андрея Курбского («Иван Грозный»)

Роль Андрея Курбского в знаменитом фильме Эйзенштейна стала для Названова самой мучительной работой в кино. Почему — лучше, чем сам актёр в письмах к жене, объяснил много лет спустя Виктор Некрасов : «…Актёры (хотя все они первоклассные) — Черкасов , Жаров , Бирман , Бучма , Названов — не живут. […] Эйзенштейн, прекрасный художник, рисовал свои кадры. Актёр должен был выполнять рисунки. Это, конечно, пытка» . Тем не менее молодой актёр удостоился за эту работу высочайшей похвалы — в известной беседе с Эйзенштейном и Черкасовым в 1947 году по поводу второй серии «Ивана Грозного» Сталин сказал: «Курбский — великолепен» .

В целом же карьера Михаила Названова в кино складывалась вполне счастливо. Даже в трагическую для деятелей кинематографа эпоху « малокартинья », когда большинство актёров и режиссёров оказались без работы, Названов был востребован, снялся в том числе и в удостоенных Сталинских премий фильмах « Русский вопрос » и « Встреча на Эльбе » . Если оба фильма, вышедшие на экраны в первые годы холодной войны , должны были, с одной стороны, разоблачать «поджигателей войны», а с другой — проповедовать дружбу между народами, то Названов с равным успехом играл в «Русском вопросе» карьериста на службе у идеологов Третьей мировой , а во «Встрече на Эльбе» — бывшего школьного учителя, олицетворение дружеских чувств простых американцев к русским союзникам . Помимо Эйзенштейна, он сотрудничал с такими режиссёрами, как Всеволод Пудовкин , Михаил Ромм , Григорий Александров , Григорий Козинцев и молодой Сергей Параджанов Цветок на камне ») .

В роли майора Джеймса Хилла («Встреча на Эльбе»)

В кино диапазон ролей Названова был ещё шире, чем на театральной сцене, включал характерно-комедийные и гротесковые роли, как уездный гуляка Кляузов в « Шведской спичке » Константина Юдина или акробат Беккер в « Гуттаперчевом мальчике » Владимира Герасимова ; в то же время одной из лучших его работ в кино критики считают Семёна Вальгана в производственной драме Владимира Басова « Битва в пути » . Характер крупный, размашистый в проявлении чувств, равно способный и привлекать, и отталкивать, Вальган Названова оказался сложнее и драматичнее героя повести Галины Николаевой .

О характерах, созданных актёром на сцене и на экране, критик писал: «Едва ли среди этих образов можно найти хоть один, который был бы похож на самого Михаила Михайловича, повторял бы его, как человека, как личность. […] Он любил преодолевать материал, ощущая его сопротивление, радовался победе над ним. Он стремился к решению сложных творческих задач, связанных с большой внутренней перестройкой. Искусством перевоплощения он владел в совершенстве…» . В созданные им образы Названов, как отмечали критики, наряду с характерностью и колоритностью, вносил романтическую окраску .

Незаурядные внешние данные побуждали режиссёров приглашать Названова на роли российских императоров — Александра I, Александра II, трижды Николая I . Роковой для него стала роль короля Клавдия в фильме Г. Козинцева « Гамлет »: преждевременное возвращение на съёмочную площадку после тяжёлой операции стоило актёру жизни .

Сцена из радиоспектакля «Дон Кихот»

Названов много работал и на радио, где дебютировал в 1945 году в радиоспектакле «Дон Кихот»; 31-летнему актёру, с его звучным басом, пришлось петь «Серенаду Дон Кихота» за 70-летнего Василия Качалова , под его далеко не молодой голос . Серенада обрела самостоятельную жизнь на концертной эстраде, вошла в репертуар многих исполнителей, однако и самому Названову вокальные данные позволяли петь не только на сцене и в музыкальных радиоспектаклях, но и выступать с успехом в концертах в качестве певца .

Михаил Названов умер 13 июня 1964 года в возрасте 50 лет в Москве. Ольга Викландт , исполняя последнюю волю мужа, развеяла его прах над Чёрным морем в Крыму .

Творчество

Театральные работы

Московский театр имени Моссовета

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

  • 1950 — «Из искры» Ш. Дадиани ; постановка В. Ванина (премьера — 21 октября 1950) — Датиэлэ
  • 1950 — «Джон — солдат мира» Г. Мдивани; постановка В. Ванина — Джон Робертсон
  • 1951 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина; постановка. В. Ванина (премьера — 9 марта 1951) — Кречинский
  • 1952 — «Украденное счастье» И. Франко ; постановка. В. Ванина — Гурман
  • 1952 — «На бойком месте» А. Островского; постановка О. Викландт (премьера — 21 октября 1952) — Миловидов
  • 1953 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Кавалер ди Риппафратта
  • 1955 — «Мария Тюдор» В. Гюго ; постановка И. М. Туманова — Джильберт

МХАТ

Фильмография

Актёр

Озвучивание мультфильмов

Режиссёр

Сценарист

Радиопостановки

  • 1945 — «Дон Кихот» по мотивам романа М. де Сервантеса : постановка О. Пыжовой и Б. Бибикова Герцог
  • 1948—1953 — « Клуб знаменитых капитанов » — капитан Немо
  • 1949 — «Дэвид Копперфилд» по мотивам одноимённого романа Чарльза Диккенса : постановка Р. М. Иоффе Моряк
  • 1952 — «Трубка» Ю. Нагибин, постановка О. Абдулова от автора
  • 1953 — «Приключения Чиполлино» по одноимённой повести Джанни Родари : постановка Н. В. Литвинова сеньор Помидор
  • 1955 — «Сильва», оперетта И Кальмана ; постановка Г. Ярона Ферри
  • 1955 — «Судьба барабанщика» по одноимённой повести А. Гайдара ; постановка Н. Литвинова и А. Столбова — Отец
  • 1955 — «Александр Алябьев» Н. Каспэ; постановка А. Антокольского — Александр Алябьев
  • 1955 — «Атлантическая повесть» М. Жулавского; постановка Н. Герман — Ведущий
  • 1956 — «Храбрый портняжка» по мотивам одноимённой сказки братьев Гримм; постановка Ф. Тобиаса — Великан
  • 1956 — «Доктор Айболит» по сказке К.И. Чуковского ; постановка Н. Александровича — Робинзон, Бармалей
  • 1958 — «Граф Люксембург» по мотивам одноимённой оперетты Ф. Легара ; постановка Г. Ярона — Ведущий
  • 1959 — «Дюймовочка» по одноимённой сказке Х.К. Андерсена Крот
  • 1960 — «Чехов и Левитан» В. Ильинского; постановка М. Турчиновича — Ведущий
  • 1962 — «Серебряный герб» К.И. Чуковского; постановка Н. Александровича— Иван Митрофанович

Признание и награды

Примечания

  1. , с. 287.
  2. Гаврилов И. // Искусство кино : журнал. — Май 2000. — № 5 . 17 марта 2013 года.
  3. Станиславский К.С. Работа акёра над соой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. — Собрание сочинений: В 9 т. Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. — М. : Искусство, 1989. — Т. 2. — С. 45.
  4. Станиславский К.С. Работа акёра над соой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. — Собрание сочинений: В 9 т. Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. — М. : Искусство, 1989. — Т. 2. — С. 43.
  5. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге. — Собрание сочинений: В 9 т. Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. — М. : Искусство, 1990. — Т. 3. — С. 491.
  6. . Люди театра . Сайт Театра имени Пушкина. Дата обращения: 1 сентября 2023. 15 июля 2023 года.
  7. от 6 января 2014 на Wayback Machine // Сайт Национальной библиотеки Республики Коми
  8. Гаврилов И. // Искусство кино : журнал. — Июнь 2000. — № 6 . 17 марта 2013 года.
  9. , с. 157.
  10. , с. 157—160.
  11. , с. 160.
  12. Плятт Р. Я. Без эпилога. — М. : Центрполиграф, 2000. — С. 156.
  13. Плятт Р. Я. Без эпилога. — М. : Центрполиграф, 2000. — С. 157.
  14. Плятт Р. Я. Без эпилога. — М. : Центрполиграф, 2000. — С. 157—158.
  15. . Спектакли . Сайт Театра имени Пушкина. Дата обращения: 1 сентября 2023. 31 августа 2023 года.
  16. В. Некрасов. . Произведения Виктора Некрасова . Виктор Некрасов. Сайт памяти писателя (16 ноября 1983). Дата обращения: 12 сентября 2023.
  17. Марьямов Г.Б. Кремлевский цензор. Сталин смотррит кино. — М. : Конфедерация союзов кинематографистов «Киноцентр», 1992. — С. 87.
  18. Кино. Энциклопедический словарь / под ред. С.И. Юткевича. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 17, 357 .
  19. , с. 166—167.
  20. , с. 162, 164—167.
  21. , с. 156.
  22. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 2 сентября 2023. 2 сентября 2023 года.
  23. . Онлайн-кинотеатр "Мосфильма" . Официальный сайт Киноконцерна "Мосфильм". Дата обращения: 6 февраля 2024.
  24. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / под редакцией А В. Мачерета . — М. : Искусство , 1961. — Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957). — С. 429, 456.
  25. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  26. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  27. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  28. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  29. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  30. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  31. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  32. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  33. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  34. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  35. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  36. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  37. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  38. . Коллекция . Старое радио. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  39. . Электронекрасовка . Сайт Библиотеки им. Н.А. Некрасова. Дата обращения: 6 февраля 2024.

Литература

  • Гаврилов И. // Искусство кино : журнал. — Май 2000. — № 5 .
  • Леонов В. Михаил Названов // Актёры советского кино. Выпуск 3 (сборник статей). — М. : Искусство, 1967. — С. 156—169 .
  • Названов Михаил Михайлович // Кино. Энциклопедический словарь / под ред. С.И. Юткевича . — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 287 .

Ссылки

Источник —

Same as Названов, Михаил Михайлович