Программа «Очищение»
- 1 year ago
- 0
- 0
Костобоки ( лат. Costoboci , Costobocae , Castaboci , Castabocae , Coisstoboci , др.-греч. Κοστωβῶκοι , Κοστουβῶκοι , Κοιστοβῶκοι ) — древний народ, обитавший, согласно античным авторам, в днестро-карпатском регионе. В 179 году костобоки вторглись в пределы римской провинции Дакия и прошли весь Балканский полуостров . Этническая принадлежность народа не ясна , ряд исследователей (Зеус [ уточнить ] , В. Томашек , , В. Пырван , Н. Йорга , , и др.) относят этот народ к фракийцам , другие ( П. Й. Шафарик , Л. Нидерле , Карличек [ уточнить ] , З. Р. Неедлы ,) к славянам, третьи к кельтам, а четвёртые к сарматам.
Название племени в разных источниках пишется по-разному: в латинских — Costoboci , Costobocae , Castaboci , Castabocae , Coisstoboci , в древнегреческих — Κοστωβῶκοι , Κοστουβῶκοι , Κοιστοβῶκοι .
Согласно , это фракийское сложное слово , означающее «сияющие» . Первая часть является причастием Cos-to- , образованным от праиндоевропейского корня *kʷek̂- , *kʷōk̂- — «кажущийся, выглядящий, видимый»; вторая часть образована от праиндоевропейского корня *bhā- , *bhō- — «сиять», расширенного суффиксом -k- . Иван Дуриданов считает название дакским с неясной этимологией .
Некоторые учёные утверждают, что «costoboci» обладает кельтской этимологией .
Владимир Георгиев считает все этимологические теории, основанные на индоевропейских корнях или словах (так называемые Wurzeletymologien ), «лишёнными научной ценности» : корни и слова сами по себе являются лишь реконструкцией, которая неизбежно является неполной; кроме того, от них может быть образовано множество слов сразу в нескольких индоевропейских языках. Таким образом, название Costoboci может означать «сияющие» и в языках, отличных от фракийского (например, в иранских или кельтских языках), или же вообще иметь отличный корень (или корни) от тех, что указал Руссу.
Основная современная научная теория гласит о том, что костобоки располагались на севере или северо-востоке Римской Дакии . Некоторые учёные утверждают, что самое раннее упоминание этого народа содержится в « Естественной истории » Плиния Старшего , опубликованной в 77 году нашей эры, где описывается сарматское племя, названное Cotobacchi , жившее в нижней части долины реки Дон . Другие учёные оспаривают это отождествление, считая, что Cotobacchi — это другое племя .
Аммиан Марцеллин располагает костобоков между Днестром и Дунаем , вероятно — на северо-востоке современной римской провинции Дакия . В своей « Географии », опубликованной между 135 и 143 годами нашей эры , греческий географ Птолемей , похоже, обозначил, что костобоки населяли северо-запад или северо-восток Дакии . Кроме того, некоторые учёные отождествляют людей, названных Птолемеем Transmontanoi (буквально — «люди за горами»), находящихся на севере Карпатских гор , с дакийскими костобоками .
Некоторые учёные связывают костобоков с липицкой культурой . Однако Роджер Бэтти, неохотно связывающий материальную культуру с групповой идентичностью, утверждает, что липицкая культура является либо подгруппой культуры костобоков, либо подгруппой культуры какого-то народа, которым правили костобоки .
Липицкая культура возникла в латенский период на севере Карпатских гор , в верхнем Днестровье и в бассейне реки Прут . Носители этой культуры вели малоподвижный образ жизни и занимались сельским хозяйством, животноводством, обработкой железа и гончарным делом . Их поселения не были укреплены и состояли из домов, частично врытых в землю или построенных прямо на поверхности, складских ям и печей . Археологами находится огромное число керамики различных видов (как созданных на гончарном кругу , так и ручной работы), которая по форме и оформлению схожа на керамику доримской Дакии . Недалеко от поселений находятся кладбища. Преобладающим обрядом погребения является кремация , а потому большая часть могил содержит урны с прахом, хотя есть и погребённые тела .
Во времена правления Марка Аврелия , Римская Империя вела Маркоманскую войну , в которой основная и наиболее протяжённая борьба велась против маркоманов , квадов и других народов, живших в середине Дуная . Со временем в анти-римскую коалицию были втянуты и костобоки .
В 167 году римский V Македонский легион , вернувшийся с римско-парфянской войны , был перемещён из Троэзмиса в Потаиссу , чтобы защитить Дакию от атак маркоманов . В кампаниях на среднем Дунае также участвовали вспомогательные отряды из Мёзии , что оставило нижнедунайские границы практически беззащитными . Перехватив инициативу в 170 или 171 году, костобоки вторглись на римские территории . Встретив слабое сопротивление, они прошлись по провинциям Мёзия , Фракия , Македония и Ахея , разграбив их .
Перейдя Дунай, костобоки сожгли район Гистрии , ставший после этого заброшенным . Их атаки также затронули Каллатис , после которых стены города потребовали серьёзного ремонта . Две погребальные надписи, найденные в в Мёзии, были оставлены в память о римлянах, убитых во время атак: Люции Фуфидии Юлиане ( лат. Lucius Fufidius Iulianus), дуумвире города, и мужчине по имени Даизий, сыне Комозоя ( лат. Daizus Comozoi) . Тем временем из солдат, отсоединённых от I Италийского и V Македонского легионов, была создана вексилляция , основной задачей которой была оборона от этих атак . Налётчики отправились на запад и достигли Дардании . В Мёзии было найдено надгробие, посвящённое Тимонию Дассу ( лат. Timonius Dassus), декуриону ауксилии , павшему в бою с костобоками . Агрессия костобоков далее продолжилась на юг, через Македонию в Грецию .
В своём описании города Элатея в центральной Греции, путешественник и писатель Павсаний упоминает столкновение местного сопротивления с костобоками
Армия бандитов, называющих себя костобоками, в моё время захватившие Грецию, посетили, помимо прочих городов, и Элатею. После чего некий Мнесибул собрал вокруг себя группу людей и предал мечу множество варваров, однако и сам пал в бою. Этот Мнесибул выиграл множество наград за бег, среди которых были награды за пешие гонки и двойные гонки с щитом на 235 Олимпийских играх . На улице Бегунов в Элатее стоит бронзовая статуя Мнесибула.
Далее варвары достигли Афин , где разграбили храмы, где проводились знаменитые элевсинские мистерии . В мае или июне 171, оратор Элий Аристид провёл публичную речь в Смирне , оплакивая урон, нанесённый святым местам .
Даже с учётом того, что нападающие несли огромные потери, местное сопротивление было неэффективным, поэтому для зачистки остатков нападающих был послан прокуратор ( лат. Lucius Iulius Vehilius Gratus Iulianus) с вексилляцией . Костобоки были повержены .
В это же время костобоки могли атаковать Дакию. В Залещицком районе западной Украины была найдена бронзовая рука, принадлежащая Юпитеру Долихену . Предполагается, что она могла быть захвачена костобоками из Дакии . Некоторые учёные предполагают, что это произошло в бурный период, когда члены семьи царя были высланы в Рим в качестве заложников .
Вскоре после 170 года , к южным границам прибыло вандальское племя и предложило римлянам свою помощь в освобождении захваченных земель. Секст Корнелий Клемент , наместник провинции, отклонил их предложение, однако поддержал их нападение на костобоков, пообещав во время него защищать их женщин и детей . Хасдинги оккупировали территорию костобоков, однако вскоре были атакованы другим племенем вандалов, . В конечном итоге оба племени стали союзниками Римской империи, что позволило римлянам сфокусироваться на среднем Дунае на маркоманской войне . Учёные расходятся во мнении, что в дальнейшем стало с оставшимися костобоками — возможно, они были покорены вандалами , или же они бежали в поисках убежища на прилегающую территорию карпов или в римскую провинцию Дакию .