Гийо́м Аполлине́р
(
фр.
Guillaume Apollinaire), настоящее имя —
Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий де Вонж-Костровицкий
(
польск.
Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowicki ;
26 августа
1880
,
Рим
—
9 ноября
1918
,
Париж
) —
французский
писатель
,
поэт
, литературный и художественный критик, журналист, один из наиболее влиятельных деятелей европейского
авангарда
начала XX века. Издал новаторские сборники стихов «
Алкоголи
» (1913) и «
Каллиграммы
» (1918), сборник новелл «Убитый поэт» (1916). Вокруг него сформировался кружок поэтов-сюрреалистов, причём именно Аполлинер стал автором термина «
сюрреализм
».
Биография и творчество
Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая
герба
Вонж
, родившаяся в
Великом княжестве Финляндском
, в
Гельсингфорсе
. Родовая усадьба Костровицких, как и
Мицкевича
, находилась в
Новогрудке
(ныне
Белоруссия
). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ или итальянский офицер
.
Детство Аполлинер провёл в
Италии
, учился в
коллежах
Монако
,
Канн
и
Ниццы
, в 1899 году переехал с матерью в
Париж
. Специального образования не получил
. В молодости Аполлинер некоторое время жил в Бельгии, где овладел валлонским языком достаточно хорошо, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.
В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). Основал ряд журналов, в том числе «Эзопов пир» (1904)
. В 1910-е активный
публицист
: хроникёр в «
Меркюр де Франс
», критик в «Пари-журналь» (
Paris-journal
); в 1912—1913 годах с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (
Soirées de Paris
), писал о современной живописи: «Художники-
кубисты
» (
Les peintres cubistes
, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками
Пабло Пикассо
,
Андре Дереном
,
Франсисом Пикабия
,
Морисом де Вламинком
и
Анри Руссо
. В 1907 году познакомился с художницей
Мари Лорансен
; до 1912 года состоял с ней в любовной связи.
Весной 1917 года по личной просьбе
Дягилева
и
Кокто
Аполлинер выступил с манифестом
искусства будущего
, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет
Эрика Сати
«
Парад
», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с
Пикассо
, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.
Его творчество оказало глубокое воздействие на формирование эстетики
авангардизма
.
21 августа
1911 года
«
Мона Лиза
» была похищена из
Лувра
. Главным подозреваемым стал Гийом Аполлинер, которого арестовали 7 сентября. Как выяснилось, любовник поэта
бельгиец
Жери Пьере, который жил с Гийомом в одной квартире, продолжительное время воровал из Лувра бесценные старинные иберийские статуэтки и продавал их
Пабло Пикассо
. Аполлинер успел отправить Пьере в
Марсель
, а оттуда в
Александрию
до того, как был арестован. Пикассо с двумя чемоданами, забитыми статуэтками, ночью бегал по Парижу, пытаясь сбросить краденое в
Сену
, но так и не решился (город был переполнен полицией). Поскольку скупщик краденого к тому моменту был уже знаменит, у него нашлись влиятельные покровители. Статуэтки по-тихому вернули в музей, Пикассо не тронули, а Аполлинера отпустили после пяти дней ареста за непричастностью к преступлению
.
Проза и антологии
Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством
и часто носит оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (
Onze mille verges
, 1907), повести «Рим под властью
Борджиа
» (
La Rome des Borgia
, 1913), «Конец Вавилона» (
La fin de Babylone
, 1914), «Три
Дон Жуана
» (
Les trois Don Juan
, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (
Les maitres de l’amour
, 1909—1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты
маркиза де Сада
,
Пьетро Аретино
и др.
; в 1913 году он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (
L’Enfer de la Bibliothèque nationale
).
Поэзия
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (
Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée
, 1911), где старинная поэтическая форма
катрена
и приемы
эмблематического
письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «
Алкоголи
» (
Alcools
). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие
пунктуации
, перепады тона,
барочные
образы)
. В 1916 году вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (
Le poéte assassiné
), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»
(Calligrammes
)
, отчасти предвосхищающий «
автоматическое письмо
» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом
Виктором Браунером
синтетический «Манифест пиктопоэзии».
В 1914 году Аполлинер ушёл добровольцем на фронт
. 17 марта 1916 года был ранен в голову осколком снаряда, в мае перенёс
трепанацию черепа
. 2 мая 1918 года он женился на Эмме Луизе (Жаклин) Кольб. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от
испанского гриппа
во время эпидемии. Похоронен на кладбище
Пер-Лашез
в Париже.
Собрания сочинений
Œuvres poétiques. P., 1956 (имеется библ.)
Œuvres complètes, t. 1-4, P., 1965—1966
Œuvres en prose complètes. Vol.1-2. Paris: Gallimard, 1991 (Bibliothèque de la Pléiade)
Собрание сочинений в 3 т. М.: Книжный клуб Книговек [Терра], 2011.
Аполлинер Г.
Пикассо. О живописи // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. —
СПб.
: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005. — С. 19—26. — 304 с. — 3000 экз. —
ISBN 5-89059-064-2
.
Гелескул А.
Аполлинер Г. Стихи // Избранные переводы. —
М.
: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006. — С. 152—159.
Аполлинер Г.
Стихи / Пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова. —
М.
: Наука, 2018. — 335 с. — (Литературные памятники, изд. 2-е, стереотипное).
Аполлинер Г.
Стихи Пер. М Ваксмахера / Cтраницы европейской поэзии ХХ века. Переводы Мориса Ваксмахера—М Искусство и мода 1992 с.150-180
Аполлинер Г.
Стихи. Пер.Э Линецкой /Из французской лирики Переводы Э. Линецкой—Ленинград Художественная литература 1974 с.123-137
Библиография
Apollinaire par lui-même. Paris: Éditions du Seuil, 1954.
Steegmuller F.
Apollinaire, poet among the painters. New York: Farrar, Straus, 1963.
Buckley H.E.
Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor: UMI Research Press, 1981.
Caizergues P.
Apollinaire journaliste: les débuts et la formation du journaliste, 1900—1909. Paris: Minard, 1981.
Berry D.C.
The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga: Anma Libri, 1982.
Mathews T.
Reading Apollinaire: theories of poetic language. Manchester; Wolfeboro: Manchester UP, 1987.
Bohn W.
Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997.
Boschetti A
. La poésie partout: Apollinaire, homme-époque (1898—1918). Paris: Seuil, 2001.
Decaudin M.
Apollinaire et le portrait. Paris: Lettres modernes Minard, 2001.
Guillaume Apollinaire: les incertitudes de l’identité; suivi de À la découverte de Jacqueline Apollinaire/ Anne Clancier, Gilbert Boudar, eds. Paris: L’Harmattan, 2006.
Голенищев-Кутузов И. Н.
Гийом Аполлинер, его друзья и последователи // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы М.: Наука, 1975.
Иванов Вяч. Вс.
Маяковский, Ницше и Аполлинер // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000.
Швейбельман Н. Ф.
Формирование структуры повествования в Гниющем чародее Г.Аполлинера. — В кн.: Развитие повествовательных форм в зарубежной литературе XX века. Тюмень, 2000.
Алексеева А. В.
//
Актуальные проблемы теории и истории искусства
: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 625—632. — ISSN 2312—2129
Память
В шестом округе Парижа возле церкви
Святого Германа в Лугах
установлен бюст работы
Пабло Пикассо
. В 1951 году западная часть улицы
(фр.)
(была переименована в улицу Гийома Аполлинера.
Allorge H.
Apollinaire (Guillaume) / H. Allorge // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
] / sous la dir. de J. Balteau,... M. Barroux,... M. Prevost,... ; avec le concours de nombreux collaborateurs. — Paris : Letouzey et Ané, 1939. — T. 3 : Antoine — Aubermesnile. — Col. 122–124. — 1502 col. —
OCLC
.
Луков Вл. А.
(неопр.)
.
Электронная энциклопедия «Современная французская литература»
. modfrancelit.ru (2011).
Дата обращения: 5 ноября 2011.
5 февраля 2012 года.
Гальцева Е.
(неопр.)
.
Иностранная литература, 2002, №11
. magazines.russ.ru.
Дата обращения: 17 мая 2013.