Interested Article - Среда
- 2020-08-15
- 2
Среда́ (от средина , середина ) — день недели между вторником и четвергом .
Этимология и место в календаре
Согласно международному стандарту ISO 8601 , это — третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым.
К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвёртый день»), также среда — «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке, Τετάρτη , означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי — ревии ) названия. С армянского (Չորեքշաբթի — чорекшабти́ ), грузинского (ოთხშაბათი — отхшабати ), казахского ( сәрсенбі ), башкирского ( шаршамбы ), таджикского ( чоршанбе ), узбекского ( chorshanba / чоршанба ) и татарского ( чәршәмбе ) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».
Однако в эстонском языке название среды kolmapäev — «третий день» — подразумевает первым днём недели понедельник. В северных диалектах китайского языка , 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.
Среда находится в середине славянской пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название [ источник не указан 1271 день ] . Существует предположение, что у предков восточных славян вся неделя состояла из пяти дней, и среда была её серединой. И лишь позднее у евреев через греков они заимствовали субботу, а с распространением христианства в их языке появилось и воскресенье . Большинство славянских языков следует общему сходному образцу ( болгарский : сряда , хорватский : srijeda , чешский : středa , македонский : среда , польский : środa , сербский : среда или сриједа , словацкий : streda , словенский : sreda , украинский : середа , а также неславянский венгерский : szerda — заимствовано у славянских языков).
На финском языке среда называется Keskiviikko («середина недели»), на исландском : Miðvikudagur , на фарерском : Mikudagur («день — середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur , который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды.
На хинди среда именуется Будхвар .
«Среда», в буквальном переводе с японского , — «день воды» (水曜日).
В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию . Семидневная неделя установилась в Риме в конце II — начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с древнегреческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou , «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Веттия Валента (около 170 года).
Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков : mercredi ( французский язык ), mercoledì ( итальянский язык ), miércoles ( испанский язык ), miercuri ( румынский язык ), dimecres ( каталанский язык ), Marcuri или Mercuri ( корсиканский язык ).
В северной Европе Меркурию соответствовал Один (Вотан), от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».
Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei , на древнеанглийском среда — wōdnesdæg . Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвёртым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.
В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана »), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке , как и в норвежском и шведском, сохранилось название среды как дня Одина — Onsdag .
Религиозное соблюдение
Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост , соединённый с молитвой . Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечёт за собой воздержание от мясных , яичных и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа . Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году , особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления . В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию , а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов , которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают .
На вседневных службах среды и пятницы гимны Октоиха и некоторых других Богослужебных книг повествуют о страдании Спасителя и о Его Крестной смерти . В среду, а также в пятницу, в воскресенье и в понедельник, может совершаться православное венчание , если сразу после этих дней не следуют большие церковные праздники и посты .
В православном богослужении имеются особые среды:
- среду и пятницу на Сырной седмице совершается Аллилуйная служба без Литургии ;
- в период Великого поста по средам — Литургия преждеосвященных Даров ;
- на Страстной седмице — Великая среда ;
- в среду Светлой седмицы : Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся, а также Касперовская икона Божией Матери ;
- в среду четвёртой седмицы после Пасхи совершается праздник Преполовения . В Преполовение может совершаться переходящее празднование Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII век) икон Божией Матери;
- в среду пятой седмицы — отдание Преполовения;
- в среду шестой — отдание праздника Пасхи и предпразднство Вознесения Господня ;
- среда по Вознесении преподобного Додо Давидо-Гареджийского (596 г., Грузия).
На ирландском и кельтско-шотландском языках, имя среды напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гэльском) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском); aoine означает «пост», céad — «первый» (пятница называется просто «пост», Aoine). В католических странах первый день Великого поста известен как « пепельная среда » (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.
В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.
Культурные традиции
В испанском слово «среда», miércoles используется в качестве эвфемизма для созвучного ругательства mierda «дерьмо!».
Согласно тайскому солнечному календарю , со средой связан зелёный цвет .
В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан . После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху ( Раху ).
Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней .
C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок « Среда », который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев , Александр Куприн , Иван Бунин , Максим Горький и др. После революции 1905—1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников — Иван Шмелёв , Борис Пильняк , художник Аполлинарий Васнецов .
В 1905 — 1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени .
Среда как мифический персонаж
В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ .
В русском языке существует распространённое выражение: «Среда — это маленькая пятница».
События, связанные со средой
В среду 16 сентября 1992 года произошёл резкий обвал курса британского фунта стерлингов . Это событие получило известность как « Чёрная среда ».
В Польше в среду произошли террористический акт (15 августа 1906 г.) и акция пацификации в городе Олькуш (31 июля 1940 г.), впоследствии названные «Кровавой средой».
Среда в именах и названиях
- Трек под именем Wednesday’s Song («Песня в среду»), находится в альбоме 2004 года « » Джона Фрушанте , Wednesday («Среда») — название песни пианистки Тори Эймос из альбома « Scarlet's Walk ».
- Среда включена в название профессионального английского футбольного клуба из Йоркшира — Шеффилд Уэнсдей (Среда Шеффилда ).
- Уэнсди («Среда») Аддамс является членом вымышленной семьи из телесериала Семейка Аддамс .
- Мистер Среда является одним из главных персонажей романа Нила Геймана Американские боги .
Примечания
- Русинов Н. Д. Древнерусский язык. Учеб. пособие для студентов филолог. и истор. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. — М. : Высшая школа , 1977. — С. 15. — 30 000 экз.
- ↑ ЭСБЕ , статья «Среда»
- Николай Бердяев от 30 июня 2017 на Wayback Machine
- 2020-08-15
- 2