Interested Article - Пирифой

Пирифой , также Пиритой , Перифой ( др.-греч. Πειρίθους, Περίθοος, Πειρίθοος — «сияющий» или «быстрый, как струя» ) — персонаж древнегреческой мифологии , царь фессалийского племени лапифов , сын Иксиона (по альтернативной версии — сын Зевса ). Именно на его свадьбе произошла кентавромахия — битва лапифов с кентаврами , ставшая началом долгой вражды между двумя народами. Пирифой был лучшим другом царя Афин Тесея , вместе с которым участвовал в походе на амазонок , в охоте на калидонского вепря в Этолии , в похищении Елены , а по некоторым данным — и в плавании аргонавтов в Колхиду . Чтобы найти Пирифою новую жену, друзья спустились в подземное царство и попытались похитить супругу Аида Персефону , но потерпели неудачу. Царь лапифов оказался в плену у Аида. Позже Геракл , спустившийся в загробный мир, освободил Тесея. Против оков Пирифоя он оказался бессилен, и тот так и не вернулся в мир живых.

Отношения между Пирифоем и Тесеем считались в античной и средневековой литературе одним из классических примеров идеальной мужской дружбы. Кентавромахия и поход в загробный мир стали популярным сюжетом античного изобразительного искусства. Пирифой упоминается в поэмах Гомера и Вергилия , он был персонажем нескольких античных пьес, ни одна из которых не сохранилась. Битву лапифов с кентаврами часто изображали художники Нового времени .

В мифологии

Происхождение

Равнина Фессалии . На заднем плане видны Пиндские горы, на переднем — река Пеней .

Греческие мифы гласят, что Пирифой родился в семье Иксиона , царя племени лапифов , которое обитало в северной части Фессалии — в районе гор Пелион и Осса , городов , Лариса и , в долине реки Пеней . Иксиона большинство источников называет сыном Флегия , царя Орхомена в Беотии и сына Ареса . В альтернативных генеалогиях фигурируют Антион (внук Лапифа , правнук Аполлона и потомок речного бога Пенея ) , Айтон, Пейсион, Леонтей , Арес или сам Зевс . Пирифой находился в близком родстве с кентаврами , полулюдьми-полулошадьми: по одной версии, это были его братья (сыновья Иксиона и богини Нефелы ), по другой — потомки Кентавра, сына Иксиона или брата Лапифа . В источниках упоминается сестра Пирифоя по имени Фисадия , взятая в плен Диоскурами вместе с матерью Тесея Эфрой и ставшая служанкой Елены (существует предположение , что это одно лицо с Клименой , упомянутой в « Илиаде » ).

Матерью Пирифоя античные авторы называют Дию , дочь Деионея , Эионея или Гесионея ; о последнем ничего не известно , кроме того, что он был убит собственным зятем. Имя Дия появляется в источниках не раньше V века до н. э. (у Гомера его нет) . Согласно Нонну Панополитанскому , жена Иксиона была родом из — региона в северной Фессалии . Гомер в «Илиаде» утверждает, что отцом Пирифоя был не Иксион, а Зевс . Того же мнения Гелланик Лесбосский , Платон , автор схолий к « Аргонавтике » Аполлония Родосского , Псевдо-Гигин , Лукиан Самосатский . По одной из версий, Зевс соблазнил Дию, превратившись в жеребца, чтобы отомстить Иксиону за его страсть по отношению к Гере . Соответственно имя Пирифой эллины связывали с др.-греч. περιθεῖν — «обегать», поскольку Дия пыталась ускользнуть от Зевса, а тот кружил вокруг неё .

Генеалогия Пирифоя согласно Диодору Сицилийскому :

Антион, сын Перифанта
Перимела, дочь Амифаона
Эионей
Нефела
Иксион
Дия
Бут, сын Борея
кентавры
Пирифой
Гипподамия
Полипет

Кентавромахия

«Битва кентавров с лапифами». Себастьяно Риччи .
Около 1715 года. Частное собрание.

После того, как боги покарали Иксиона за его дерзость, царём лапифов стал Пирифой. Самый известный эпизод в его мифологической биографии — битва с кентаврами , которая произошла на его свадьбе ( кентавромахия ). Пирифой решил жениться на Гипподамии и пригласил на праздник, в числе прочих, кентавров как родственников либо с его стороны, либо со стороны невесты. Те, попробовав вина, быстро опьянели. Один из кентавров, по имени Евритион или Еврит , внезапно воспылал страстью к Гипподамии и попытался её похитить; его сородичи, по данным некоторых авторов, тоже начали хватать лапифских девушек и мальчиков. Лапифы во главе с Пирифоем напали на буянов с оружием в руках, те оказали ожесточённое сопротивление, используя посуду со столов, скамьи и даже стволы деревьев. Во время битвы множество кентавров было убито, но были погибшие и среди лапифов; это стало началом смертельной вражды .

Некоторые античные авторы добавляли к этому рассказу свои детали. Так, Гомер пишет в « Одиссее », что Евритиону за его «зверское буйство» лапифы отрезали уши и нос , но другие подробности не приводит: его слушателям наверняка была хорошо известна тема кентавромахии, которая к тому же не была связана с основным сюжетом поэмы. В «Илиаде» царь Пилоса Нестор вспоминает, как рядом с Пирифоем сражался «с лютыми чадами гор» , и здесь, видимо, тоже имеется в виду кентавромахия . Пирифой прогнал кентавров с Пелиона к Пинду и решающую победу одержал в тот день, когда Гипподамия родила ему сына ; отсюда следует, что война продолжалась по крайней мере почти год .

Существенно позже появилась новая версия причин войны. Вергилий в « Энеиде » первым написал о мести Ареса . Этот бог, согласно Вергилию, стал единственным из олимпийцев, кого Пирифой не пригласил на свадьбу — либо по забывчивости, либо осознанно; поэтому Арес решил сгубить лапифов и сделал кентавров своим орудием .

По версии Диодора Сицилийского , было две войны. После смерти Иксиона кентавры потребовали от Пирифоя часть наследства, получили отказ, начали военные действия, но потом согласились на мир. Тогда-то они и были приглашены на свадьбу, во время которой началась новая ссора. Дальше Диодор пишет, что лапифы потерпели поражение и бежали сначала на гору в Аркадии , а потом в Лаконику ; однако уже в следующем предложении сообщается, что на Фолое оказались кентавры , так что в тексте появляется внутреннее противоречие. Все остальные античные авторы пишут о победе лапифов .

В деталях сражение на свадьбе описывает Овидий . Согласно этому поэту, на стороне Пирифоя сражались, в частности, Тесей , Пелей , Дриант и Кеней . Царь лапифов пронзил копьём кентавра Петрея, собиравшегося сражаться со стволом дуба в руках, потом убил Лика, Хромида, Гелопа и обратил в бегство Диктида, который, спасаясь, упал в пропасть . Далее Овидий переходит к описанию подвигов Тесея; в конце концов, по его словам, лапифы одержали полную победу .

Дружба с Тесеем

«Битва Тесея с кентавром».
Антонио Канова . 1805—1819 годы
Музей истории искусств в Вене .

Ещё один миф рассказывает о начале дружбы Пирифоя с царём Афин Тесеем, встреча с которым произошла во время разбойничьего набега. Как пишет Плутарх , узнав, что в Аттике появился новый могучий герой, славный своими подвигами, Пирифой решил испытать его. Он высадился у Марафона и угнал стадо царских коров; увидев, что Тесей преследует его, Пирифой не стал убегать. Когда «оба мужа завидели друг друга, каждый был восхищён красотою и отвагой противника». Они не начали сражаться: Пирифой объявил, что примет от Тесея любое наказание за угон скота, а тот простил его и тут же предложил дружбу. Герои на месте скрепили свои отношения клятвами (по альтернативной версии, Пирифой приехал в Аттику после убийства родича, чтобы очиститься ). В гомеровском эпосе этот эпизод не упоминается, и исследователи полагают, что данная часть традиции сформировалась позже, чем сказания о кентавромахии, — к V веку до н. э. Изначально она не была связана с мифом о войне лапифов с кентаврами, так что античным авторам пришлось поработать над этим. Согласно Плутарху, Пирифой пригласил своего нового друга на свадьбу, а потом Тесей задержался в Фессалии до окончания войны; Геродор пишет, что Тесей на свадьбе не присутствовал, но поспешил на помощь Пирифою, как только узнал о начале конфликта. Овидий в « Героидах » относит пребывание афинского царя в землях лапифов к тому времени, когда его жена Федра пыталась завязать любовную связь с его сыном от первого брака Ипполитом .

Отныне Тесей и Пирифой были неразлучны и всё делали сообща . По версии Пиндара , они вместе воевали с амазонками ; по версии Псевдо-Гигина, оба героя приняли участие в плавании аргонавтов в Колхиду за золотым руном под началом Ясона , а Овидий, Псевдо-Аполлодор и Стаций рассказывают об их участии в охоте на калидонского вепря в Этолии . Их совместным начинанием стала попытка насильно жениться на дочерях Зевса. В то время Тесей и Пирифой были уже пожилыми людьми: по данным Гелланика, Тесею было около пятидесяти лет .

«Тесей и Пирифой похищают Елену».
Франческо Приматиччо . 1530—1539 годы
Музей Боуз .

Друзья договорились, что совместными усилиями добудут по одной дочери бога на каждого. Сначала они отправились в Лакедемон за славившейся своей красотой Еленой — дочерью Зевса от местной царицы Леды (жены царя Тиндарея ). По данным Гелланика, девочке было тогда семь лет, согласно Диодору Сицилийскому — десять , а согласно Псевдо-Аполлодору — двенадцать . Герои похитили Елену, когда та приносила жертвы или танцевала в храме Артемиды , и увезли в Аттику, уйдя от погони (спартанцы гнались за ними до Тегеи ). В пути они бросили жребий, дав перед этим друг другу клятву, что похищенная девочка достанется в жёны победителю и что последний поможет другу обзавестись своей женой. Выпал жребий Тесея . По другим данным, изначально предполагалось, что Елена достанется именно ему .

Согласно классической версии мифа, друзья оставили похищенную девочку в аттическом селении Афидны под присмотром матери Тесея Эфры и сестры Пирифоя Фисадии (Тесей не захотел везти Елену в свою столицу, чтобы избежать недовольства афинян). Автор схолий к Аполлонию Родосскому пишет, что Елену оставили в Трезене , на родине Тесея. В надписи на одной античной вазе говорится, что девочку увезли в Коринф , а потом в Афины, а по данным она оказалась в Египте .

Поход в загробный мир

Теперь героям нужно было добыть ещё одну дочь Зевса — для Пирифоя. На земле они не нашли никого подходящего, и тогда Пирифой предложил отправиться в загробный мир, чтобы похитить Персефону — дочь Зевса от Деметры и жену Аида . Таким образом, он проявил такую же дерзость, что и его отец, воспылавший когда-то желанием к богине Гере (по версии Гигина, идею Пирифою подал во сне сам Зевс, чтобы герой погубил себя ). Тесей пытался разубедить друга, но был вынужден уступить, поскольку его связывал договор . Герои спустились в царство мёртвых либо в Аттике, у подножия одной скалы, либо у мыса Тенара в Лаконике , либо в Арголиде . Похищение не удалось: Аид обманул Пирифоя и Тесея, предложив им сесть на трон Леты , к которому они тут же приросли . Так, удерживаемые драконами, герои провели много времени (согласно Сенеке , четыре года ). Лапифы за это время успели избрать себе новых вождей, а Елену освободили её братья Диоскуры ; мать Тесея и сестру Пирифоя они сделали рабынями. По одной из версий, именно в те годы множество героев под началом Ясона отправилось на корабле « Арго » в Колхиду за золотым руном, так что Тесей и Пирифой не смогли принять участие в походе .

Друзья оставались в Аиде до прихода Геракла , которому нужно было по приказу Еврисфея вывести на землю Цербера . Увидев Геракла, Пирифой и Тесей протянули к нему руки с мольбой о помощи. Тот смог оторвать Тесея от скалы, но с Пирифоем, согласно большинству источников, ему это не удалось: Аид и Персефона не хотели прощать царя лапифов, так как именно он был инициатором дерзкого похода в загробное царство. Из-за усилий Геракла тряслась вся земля, но Пирифой оставался приросшим к камню. В результате герой остался в царстве мёртвых навечно . Впрочем, Диодор Сицилийский сообщает, что Геракл освободил и вывел в мир живых обоих друзей ; существовала и версия, согласно которой оба остались в Аиде навсегда .

Согласно одной из альтернативных версий мифа, изложенной, в частности, Исократом и Лукианом, никакой изначальной договорённости двух героев о похищении дочерей Зевса не было. Тесей случайно увидел Елену во время одной поездки в Лакедемон и влюбился в неё; понимая, что Тиндарей не согласится на брак из-за того, что царевна ещё слишком юна, он решил похитить девочку. Пирифой вызвался ему помочь. По данным Диодора Сицилийского, это происходило, когда оба героя овдовели: Пирифой после смерти Гипподамии приехал в Афины, там узнал о гибели Федры и убедил Тесея в том, что ему следует перейти к решительным действиям по отношению к Елене. Именно это стало началом дружбы героев, и Тесей согласился принять участие в похищении Персефоны не из-за клятвы, а в знак благодарности .

Некоторые античные авторы поздней эпохи пытались рационализировать миф о походе в загробное царство. Так, Павсаний локализует это событие в Феспротии , где протекает река Ахерон : по его данным, Тесей и Пирифой во главе армии вторглись в эту страну, чтобы захватить дочь местного царя (по-видимому, царевна должна была достаться Тесею), но были разбиты, попали в плен и долго содержались связанными в городе Кихир . По другой версии, описанной у Плутарха, герои отправились в земли молоссов похищать дочь местного царя Кору (это имя было одним из эпитетов Персефоны). У Аидонея был лютый пёс Кербер, с которым заставляли сражаться всех женихов царевны. Эта собака растерзала Пирифоя, а Тесей оказался в плену . По версии Филохора , Пирифой и Тесей с тем же результатом попытались похитить жену Аидонея по имени Персефона . Палефат пишет о царе молоссов Гадесе (это название загробного мира), в дочь которого Персефону влюбился благородный юноша по имени Пирифой. Узнав, что влюблённые намерены вместе бежать ночью, Гадес накануне привязал собаку Кербера у дверей спальни царевны. Пёс загрыз сначала Пирифоя, а потом и Персефону .

Ещё одним рационализатором мифа стал Страбон . Он пишет в своей « Географии »: «Вероятно, что Тесей и Пирифой… решились на долгие путешествия и оставили о себе славу, будто совершили нисхождение в Аид» .

Семья

Кентаврица. Картина Джона Ла Фаржа , около 1887 года. Бруклинский музей .

Пирифой был женат на Гипподамии — по разным источникам, дочери фессалийца Бута (по одной из версий Бут был родом из Аттики ), Атрака или царя Аргоса Адраста . В альтернативных версиях она носит имена Деидамия , Гипподама , Гиппоботея , Гиппокатия , Меланиппа . Автор схолий к «Одиссее» утверждает, что эта женщина принадлежала к народу кентавров, другие источники — что она была из лапифов. Многие комментаторы полагают , что именно жену Пирифоя имел в виду Секст Проперций , говоря в одной из своих элегий об Исхомахе — «героине из рода лапифов, желанной добыче для кентавров в разгар пьяного пира» ; есть и мнение, что это могла быть жена какого-то другого лапифа . Сервий в комментарии к « Георгикам » Вергилия называет женой Пирифоя Деяниру , а автор схолий к Гесиоду — Дию, но эти писатели могли просто спутать Пирифоя с Гераклом и Иксионом соответственно .

Супруга родила Пирифою сына Полипета , которого античные авторы упоминают в числе женихов Елены Прекрасной и участников Троянской войны .

В культуре

В исторические времена в Греции существовал культ Пирифоя. В источниках упоминается его святилище в Аттике, недалеко от Колона и рядом со святилищами Тесея, Эдипа и Адраста . Предположительно Пирифой стал эпонимом одного из аттических демов . Путникам ещё во II веке н. э., во времена Павсания, показывали место в афинском серапеуме , где царь лапифов заключил договор с Тесеем о вечной дружбе .

Со времён античности Пирифой и Тесей стали таким же примером идеальной мужской дружбы, как Орест и Пилад , Ахилл и Патрокл , Евриал и Нис . Такие отношения, по мнению ряда исследователей, могли восприниматься в древности как однополая любовь .

Античное изобразительное искусство

Пирифой, Гипподамия, Кентавр и Тесей. Апулийский Краснофигурный кратер . 350—340 годы до н. э. Британский музей .

Битва лапифов с кентаврами стала с V века до н. э. одним из излюбленных сюжетов в античном изобразительном искусстве . На одной из фресок в Помпеях изображён момент, когда кентавры с подарками в руках входят во дворец Пирифоя перед началом свадьбы; хозяин их приветствует . На заднем фронтоне храма Зевса в Олимпии Алкамен , «человек, живший в одно время с Фидием и считавшийся вторым после него в ваянии», изобразил попытку похищения Гипподамии и битву кентавров с лапифами. По мнению Павсания, жених, замахивающийся на Евритиона/Еврита коротким мечом, занимает центральное место в композиции , но в действительности главным героем является скорее Аполлон . Та же битва была изображена на стамносе , сохранившиеся фрагменты которого хранятся в Берлине , на северном и западном фризах храма Аполлона в , на метопах афинского Парфенона , на одном из фризов гробницы Мавсола в Галикарнасе , на амфоре из Клазомен , от которой сохранились два фрагмента, на аттическом килике , хранящемся в Бостоне . На кратере , хранящемся в Вене , Пирифой освобождает невесту, на мраморном рельефе из Геркуланума держит кентавра левой рукой за волосы, одновременно вонзая меч ему в грудь .

Пирифой был изображён среди участников калидонской охоты на переднем фронтоне храма Афины Алеи в Тегее в Аркадии . Похищение Елены стало темой рельефа на троне Аполлона Амиклейского , краснофигурной росписи на протокоринфском лекифе VII века до н. э., росписи этрусской вазы из Вольсиний , которая хранится в Мюнхене (на ней Тесей несёт Елену, а Пирифой идёт сзади, оглядываясь на преследователей) . Согласно Павсанию, Пирифой и Тесей были изображены на картине в храме Зевса в Олимпии .

Тесей , Пирифой, Геракл , Гермес в Аиде. Краснофигурный кратер. 450—440 годы до н. э. Метрополитен-музей .

Тесей и Пирифой оказались в числе персонажей картины Полигнота , изображавшей загробное царство и находившейся в первые века н. э. в Дельфах . По словам Павсания, на этой картине «Тесей держит в руках мечи, свой и Пирифоя, а Пирифой только смотрит на эти мечи; можно подумать, что он негодует на эти мечи, оказавшиеся столь бесполезными им и ненужными в этом дерзком предприятии» . Сохранились апулийская ваза, на которой героев терзают эринии , и произведение этрусской стенной живописи из Корнето, на котором Пирифоя и Тесея обвили змеи. На аттическом кратере в Метрополитен-музее изображено появление в загробном царстве Геракла (Пирифой сидит на камне и смотрит на сидящего рядом Тесея). На лекифе, хранящемся в Берлине, Геракл пытается освободить Пирифоя. Единого типа внешности героя на всех этих изображениях нет: так, Пирифой то бородат, то не носит бороду .

Античная литература

Самые ранние из сохранившихся литературных произведений, в которых фигурирует Пирифой, — это поэмы Гомера. В них несколько раз упоминается кентавромахия, а Одиссей, оказавшись в загробном мире, хочет увидеть Пирифоя и Тесея; при этом остаётся неясным, был ли знаком Гомеру миф о походе друзей в царство мёртвых за Персефоной . Существует мнение, что соответствующая строчка («славных, богами рождённых, Тесея царя, Пиритоя» ) была вставлена в « Одиссею » только в VI веке до н. э. по приказу афинского тирана Писистрата , желавшего угодить таким образом афинянам ; впрочем, исследователи допускают, что эта строка могла появиться в то время, когда складывался канонический текст поэм .

По словам Павсания, Гесиод написал поэму «о том, как Тесей сходил в подземное царство вместе с Пирифоем» . Этот же сюжет разрабатывали Паниасид в отдельной поэме и Пиндар в песне в честь Диоскуров (подробности неизвестны, так как текст не сохранился). Пиндар и Гелланик, по-видимому, первыми объединили два не связанных между собой мифа — о похищении Елены и походе за Персефоной . Сохранились две строки из поэмы неизвестного автора « », касающиеся Пирифоя и Тесея:

Лодки для мёртвых, которую водит Харон , перевозчик
Старый, прибывши туда, они не нашли у причала.

Павсаний. Описание Эллады, X, 28, 2.

В VI—V веках до н. э. Пирифой оказался настолько популярен, что писатели начали искусственным образом включать этого персонажа в новые для него мифологические циклы (так же, как Тесея и Геракла). В частности, Пиндар или один из его предшественников сделал Пирифоя участником войны с амазонками и пленения Антиопы . Детали этой версии остаются неясными: царь лапифов принял участие либо в походе Геракла на Фемискиру , либо в обороне Аттики от амазонок. Последний вариант подтверждается одним эпиграфическим источником. Более поздние авторы (Овидий , Стаций, Псевдо-Аполлодор) сделали Пирифоя участником охоты на калидонского вепря в Этолии, на которую собралось множество героев со всей Эллады .

В источниках упоминаются по крайней мере три античные трагедии под названием « Пирифой ». Одна из них была написана , другая — либо Еврипидом , либо Критием (она стала частью тетралогии наряду с трагедиями « Радамант » и « Тенн » и сатировской драмой «Сизиф») , третья — . Сюжет второй пьесы известен. Речь в ней идёт о походе в загробный мир, причём цепями там сковывают только Пирифоя; Тесей, оставшийся свободным, отказывается покинуть друга. Появившийся в Аиде Геракл выводит на поверхность земли обоих героев. В сохранившемся монологе Тесей объясняет Пирифою, что его сковывают узы стыда, которые сильнее бронзы . Возможно, царь лапифов действовал также в трагедии Эсхила « Перребиянки » .

Пирифой стал персонажем и римской литературы, в которой активно использовались сюжеты греческой мифологии. В «Энеиде» Вергилия Харон рассказывает Энею во время переправы через Стикс , что «был не рад, когда… на берег на тот перевёз Пирифоя с Тесеем, хоть от богов рождены и могучи были герои» . В отличие от классической версии мифа, в этой поэме Пирифой и его отец Иксион несут в загробном мире то же наказание, что и Тантал : они страдают от голода, хотя совсем рядом стоят роскошные яства, приготовленные для пира, а над их головами вечно висит огромный камень . Овидий в « Метаморфозах » первым дал пространное описание кентавромахии, причём назвал по имени 55 кентавров и 23 лапифов .

Средние века, Новое и Новейшее время

«Похищение Гипподамии». Питер Пауль Рубенс . 1636—1638 годы. Прадо .
Барельефы Пирифоя и Тесея в храме дружбы в парке Сан-Суси в Потсдаме . 1769—1770 гг.

В средневековой литературе мифы о Пирифое получили совершенно новое толкование. Так, в « Романе о Розе » (XIII век) эпизод с походом в загробный мир сближается с мифом об Орфее и Эвридике : Пирифой умирает, но Тесей так любит его, что отправляется за ним в царство мёртвых . Во французской поэме XIV века « » кентавромахия изображена в виде аллегории, где Пирифой ассоциируется с Иисусом Христом , его невеста Гипподамия с человеческой душой, а кентавры — с грехами или грешниками. В пьесе итальянца «Юдифь» проводится параллель между мифом и эпизодом из Ветхого Завета : ассирийские солдаты перед пиром, организованным Олоферном в честь победы над израильтянами, устраивают резню на свадьбе персонажа по имени Пирифой .

Кентавромахия стала популярным сюжетом европейской живописи эпохи барокко . Эту сцену изображали Питер Пауль Рубенс (1637/38 год), Лука Джордано , Карел Дюжарден (1667 год), (1705 год), Франческо Солимена (1735/40 год) и другие художники. Микеланджело Буонарроти в 1492 году создал рельеф на этот сюжет .

Пирифой не становился центральным героем крупных литературных или живописных произведений. Даже его более известный друг Тесей чаще появлялся в книгах и на картинах в качестве героя второго плана, и это были эпизоды, не связанные с Пирифоем. Последний действует только в двух романах, где Тесей является заглавным героем, — у Андре Жида («Тесей», 1946 год) и Мэри Рено (дилогия «Тесей», 1958—1962 годы) . В романе Жида Пирифой сопровождает Тесея начиная с его плавания на Крит и, в частности, спускается вместе с другом в Лабиринт ; в изображении Рено герои встречаются, как у античных авторов, у Марафона, где Пирифой пытается угнать принадлежащее Тесею стадо коров. Главный герой в этой книге так описывает свои впечатления от знакомства:

Я чувствовал — как это бывает иногда, — что встретил демона своей судьбы. Я не знал, что принесет он — добро или зло, — но сам по себе он был хорош. Так лев хорош своей красотой и доблестью, хоть он и пожирает твое стадо; он рычит на копья над оградой, и факелы высекают искры из его золотых глаз, — и ты любишь его, хочешь того или нет.

Мэри Рено. Бык из моря, V.

По мнению ряда исследователей, отношения Пирифоя и Тесея могли также рассматриваться как гомосексуальные. Такие трактовки имеют место при рассмотрении, например, поэмы « Королева фей » Эдмунда Спенсера , пьесы «Эдуард II» Кристофера Марло , пьесы « Два знатных родича » (1613—1614) Уильяма Шекспира , произведений Уильяма Годвина , а также барельефных изображений Пирифоя и Тесея в Храме дружбы в парке Сан-Суси под Берлином , в резиденции короля Пруссии Фридриха Великого .

Интерпретация мифа в науке

«Борьба Пирифоя за Елену». Ксилография скульптурной группы Йозефа Эхтелера . 1880

Антиковеды полагают, что во II тысячелетии до н. э. в северной Фессалии, в районе Пелиона и Оссы, и в самом деле существовало племя лапифов, принадлежавшее к постпеласгическому населению Греции и вытесненное в какой-то момент пришедшими с севера дорийцами . Судя по мифологической традиции, лапифы отличались воинственностью и независимым характером . В соответствии с этим Пирифой имеет в античных текстах репутацию безрассудно храброго человека, который никогда не отступает и готов даже оскорбить богов. Этот персонаж имеет черты архаического героя: он занят только войнами, набегами, охотой и похищением женщин .

Существует гипотеза о том, что Пирифой и Тесей изначально оба принадлежали к фессалийскому мифологическому циклу. Оба могли считаться сыновьями сразу двух отцов — земного и божественного. Приблизительно в VII веке до н. э. предания о Тесее укоренились на северо-востоке Аттики (в районе Марафона), а вслед за этим начали появляться и крепнуть связи с Аттикой мифов о Пирифое. Согласно этой гипотезе, изначально битва лапифов с кентаврами не имела никакого отношения к свадьбе Пирифоя и Гипподамии: Гомер сообщает о победе над кентаврами, одержанной в тот день, когда родился Полипет, и это была та самая кентавромахия, которую позже описали многие авторы. Именно Тесей мог быть предводителем лапифов в этой битве, их царём и легендарным прародителем; но, поскольку более поздняя мифологическая традиция сделала его царём Афин, роль Пирифоя в фессалийском цикле мифов стала более заметной .

Согласно ещё одной версии, Иксион был солнечным богом у эолийцев , а вслед за ним и Пирифой был либо божеством, либо связанным с Солнцем героем .

Примечания

  1. , Лапифы.
  2. , IV, 63, 1; 69, 3.
  3. , Мифы, 14; 79; 257.
  4. , I, 8, 2.
  5. , s. 116.
  6. , VII, фрагмент 14.
  7. , IV, 69, 1—3.
  8. , Мифы, 62.
  9. , s. 115.
  10. , Мифы, 79; 92.
  11. , s. 115—116.
  12. , s. 1760.
  13. .
  14. , Илиада, III, 144.
  15. , Мифы, 155.
  16. , IV, 69, 3.
  17. .
  18. , IV, 69, прим.
  19. , s. 1758.
  20. , VII, 125.
  21. , Илиада, XIV, 317—318; II, 741.
  22. , Разговоры богов, 6, 3.
  23. , Иксион.
  24. , p. 361.
  25. , IV, 63,1; 69, 3; 69, 5; 70, 3.
  26. , Мифы, 33.
  27. , Метаморфозы, XII, 210—535.
  28. , IV, 70.
  29. , Эпитома I, 21.
  30. , Одиссея, XXI, 295—304.
  31. , Илиада, I, 262—268.
  32. , Илиада, II, 742—744.
  33. , s. 116—117.
  34. , Энеида, VII, 304—305.
  35. , II, 60, 1.
  36. , s. 117.
  37. , s. 117—118.
  38. , Метаморфозы, XII, 330—340.
  39. , s. 118—119.
  40. , Тесей, 30.
  41. , s. 1765.
  42. , Героиды, IV, 109—112.
  43. , s. 120—121.
  44. , Пирифой.
  45. , I, 2, 1.
  46. , s. 1759—1760.
  47. , Мифы, 14.
  48. , s. 1766.
  49. , s. 129.
  50. , Калидонская охота.
  51. , s. 1765—1766.
  52. , Тесей, 31.
  53. , s. 122.
  54. , IV, 63, 2.
  55. , Эпитома, I, 23.
  56. , Мифы, 79.
  57. , IV, 63.
  58. , s. 123.
  59. , s. 1763.
  60. , Эпитома, I, 24.
  61. , X, 29, 9.
  62. , s. 1767.
  63. , Федра, 838—841.
  64. , I, 101—104.
  65. , s. 130.
  66. , Тесей.
  67. , II, V, 12.
  68. , IV, 26, 1.
  69. , X, 16, 11—13.
  70. , s. 126—127.
  71. , s. 1767—1768.
  72. , s. 122—123.
  73. , I, 17, 4—5.
  74. , p. 109.
  75. , s. 127—128.
  76. , s. 128.
  77. , I, 3, 2.
  78. , s. 1761—1762.
  79. , II, 68, 1.
  80. , II, 2, 9.
  81. , Мифы, 97.
  82. , III, 10, 8.
  83. , I, 30, 4.
  84. , s. 131.
  85. , s. 1761.
  86. , I, 18, 4.
  87. , с. 141.
  88. , Часть II, Глава V, II, 8.
  89. Poole, W. // Euripides, Women and Sexuality (англ.) / Edited by Anton Powell. — Abingdon: Routledge , 2003. — 200 p. — ISBN 1134983743 , ISBN 9781134983742 .
  90. , s. 670.
  91. , Кентавры.
  92. , s. 132.
  93. , V, 10, 8.
  94. , с. 169.
  95. , с. 242.
  96. , s. 132—134.
  97. , s. 1772—1781.
  98. , VIII, 45, 7.
  99. , III, 18, 15.
  100. , s. 137—138.
  101. , s. 1785—1786.
  102. , V, 11, 5.
  103. , s. 138—139.
  104. , s. 124.
  105. , Одиссея, XI, 631.
  106. , Тесей, 20.
  107. , с. 83.
  108. , IX, 31, 5.
  109. , s. 1759.
  110. , s. 124—125.
  111. , X, 28, 2.
  112. , Метаморфозы, VIII, 303.
  113. , XI, 93.
  114. , с. 271.
  115. , с. 255.
  116. , s. 126.
  117. , s. 125.
  118. , s. 1772.
  119. , VI, 392—394.
  120. , VI, 601—607.
  121. , s. 127.
  122. , s. 118.
  123. , Роман о Розе, 8142—8146.
  124. , s. 389.
  125. , с. 291.
  126. , s. 672.
  127. Жид А. Тесей, IX.
  128. Рено М. Тесей. Бык из моря, V.
  129. // Encyclopedia of Gay Histories and Cultures (англ.) / George E. Haggerty. — New York ; London: Garland ; Taylor & Francis, 2012. — Vol. 2. — P. 283. — 986 p. — ISBN 0815319207 , ISBN 9780815319207 , ISBN 0815318804 , ISBN 9780815318804 .
  130. (англ.) . The homosexual literary tradition: an interpretation (англ.) . — Revisionist Press, 1974. — P. 288—289, 294. — 399 p. — ISBN 0877002045 , ISBN 9780877002048 .
  131. Alan Sinfield. Cultural Materialism and Intertextuality: The Limits of Queer Reading in A Midsummer Night's Dream and The Two Noble Kinsmen // Shakespeare Survey: Volume 56, Shakespeare and Comedy: An Annual Survey of Shakespeare Studies and Production (англ.) / Peter Holland. — Cambridge: Cambridge University Press , 2003. — Vol. 56. — P. 70. — 370 p. — ISBN 0521827272 , ISBN 9780521827270 .
  132. Bruce R. Smith. Homosexual Desire in Shakespeare's England: A Cultural Poetics (англ.) . — Chicago: University of Chicago Press, 1994. — P. 29—33, 59,77. — 329 p. — ISBN 0226763668 0877002045, 9780877002048 9780226763668.
  133. Markley A. A.. (англ.) // Romanticism on the Net. — 2004—2005. — Iss. 36–37 . — ISSN . 8 февраля 2020 года.
  134. , p. 168.
  135. , s. 1761—1763.
  136. , s. 1768.

Источники и литература

Источники

  1. Луций Анней Сенека . . Дата обращения: 5 октября 2019. 19 октября 2019 года.
  2. Псевдо-Аполлодор . . — Л. : Наука, 1972.
  3. Аполлоний Родосский . Аргонавтика. — М. : Ладомир, 2001. — 237 с. — ISBN 5-86218-288-8 .
  4. Афиней . . — М. : Наука, 2010. — 597 с. — ISBN 978-5-02-037384-6 .
  5. Публий Вергилий Марон . . — М. : Лабиринт, 2001. — 288 с. — ISBN 5-87604-127-0 .
  6. Авл Геллий . . — СПб. : Издательский центр «Гуманитарная академия», 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93762-027-9 .
  7. Гигин. . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  8. Гомер . . — М. : Наука, 2008. — 572 с. — ISBN 978-5-02-025210-3 .
  9. Гомер. Одиссея. — М. : Наука, 2000. — 488 с. — ISBN 5-02-011652-1 .
  10. Диодор Сицилийский . . — М. : Лабиринт, 2000.
  11. Гийом де Лоррис , Жан де Мён . Роман о Розе . — М. : ГИС, 2007. — 671 с. — ISBN 5-8330-0239-7 .
  12. Лукиан Самосатский . . — СПб. : Алетейя, 2001. — Т. 1. — 480 с. — ISBN 5-89329-314-2 .
  13. Нонн Панополитанский . Деяния Диониса. — СПб. : Алетейя, 1997. — 554 с. — ISBN 5-89329-033-X .
  14. Публий Овидий Назон . . Дата обращения: 1 сентября 2019. 28 ноября 2012 года.
  15. Павсаний . Описание Эллады. — М. : Ладомир, 2002. — ISBN 5-86218-298-5 .
  16. . — Алетейя, 2000. — 304 с. — ISBN 5-89329-210-3 .
  17. Пиндар . Вакхилид . . — М. : Наука, 1980. — 504 с.
  18. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — М. : Наука, 1994. — Т. 2.
  19. Секст Проперций . Элегии в четырёх книгах. — М. : Греко-латинский кабинет, 2004. — 272 с. — ISBN 5-87245-112-1 .
  20. Страбон . . — М. : Ладомир, 1994.

Литература

  1. Ботвинник М. // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 615—616 .
  2. Виппер Б. Искусство Древней Греции. — М. : Наука, 1972. — 272 с.
  3. Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. — М. : Наука, 1966. — 318 с.
  4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с. — ISBN 5-9709-0136-9 .
  5. Змитрякова Ю. // Учёные записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2011. — Т. 153, кн. 3 . — С. 80—86 .
  6. Кон И. . — М. : АСТ, 2003. — 574 с. — ISBN 5-17-015194-2 .
  7. Кондрашов А. Иксион // Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов. — М. : РИПОЛ классик, 2016. — С. 217—218. — 704 с. — ISBN 978-5-386-09554-3 .
  8. (нем.) . Сексуальная жизнь в Древней Греции / Перевод с английского В. Федорина. — М. : КРОН-ПРЕСС, 1995. — 400 с. — ISBN 5-232-00146-9 .
  9. Лосев А. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 38 .
  10. Тахо-Годи А. // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 638—639 .
  11. Тахо-Годи А. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 313—314 .
  12. Тахо-Годи А. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 502—504 .
  13. Фролов Э. Парадоксы истории. Парадоксы античности. — СПб. : Издательский дом СПбГУ, 2004. — 420 с. — ISBN 5-288-03475-3 .
  14. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М. : Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — ISBN 5-232-00326-7 .
  15. Eitrem S. Phisadie : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1941. — Bd. XX, 1. — Kol. 255.
  16. Fontenrose J. Peiriphoos 1 : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1937. — Bd. XIX, 1. — Kol. 115—139.
  17. Harst J. Theseus : [ нем. ] // Maria Moog-Grünewald (Hrsg.): Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (= Der Neue Pauly. Supplemente). — 2008. — Bd. 5. — Kol. 669—673.
  18. Leuker T. Kentauren : [ нем. ] // Maria Moog-Grünewald (Hrsg.): Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (= Der Neue Pauly. Supplemente). — 2008. — Bd. 5. — Kol. 388—390.
  19. Ogden D. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2013. — ISBN 978-0-19-955732-5 .
  20. Snodgrass M. E. Voyages in Classical Mythology (англ.) . — Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 1994. — ISBN 0-87436-734-4 .
  21. Steakley James. Sodomy in Enlightenment Prussia. — Journal of Homosexuality, 1989. — Vol. 16, № 1—2 . — С. 163—175 . — doi : .
  22. Weizsäcker. // (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1894. — Bd. II. — 766—772.
  23. Weizsäcker. Peirithoos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1909. — Bd. III. — 1758—1790.
Источник —

Same as Пирифой