America (песня из «Вестсайдской истории»)
- 1 year ago
- 0
- 0
«О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» — философско-естественнонаучный трактат советского историка Бориса Фёдоровича Поршнева , посвящённый проблемам антропогенеза . Первоначальный замысел книги о человеческой относился к 1924 году, хотя непосредственно к теме возникновения Homo sapiens Б. Поршнев обратился в 1950-е годы в связи с интересом к троглодитидам и проблеме « снежного человека ». После 1968 года работа исследователя была целиком посвящена написанию и публикации «О начале человеческой истории», которую он считал главным исследовательским трудом в своей жизни.
Книга содержит сложное междисциплинарное исследование на стыке физической антропологии , эволюционной психологии , социологии , философии истории и ряда других дисциплин. Вынесенное в заглавие «начало» в понимании автора являлось ключевым применительно ко всему комплексу наук о человеческом обществе и человеке в обществе, создавая исследовательскую программу. Для Б. Поршнева существовало принципиальное отличие человека от всех остальных животных («эволюционный разрыв»), различие коренится в творчестве , которое отсутствует у любого животного даже в зачаточной форме. В книге «О начале человеческой истории» автор специально анализировал проблемы, которые, по его мнению, большинство исследователей даже не считало нужным рассматривать:
Рассматривая переход от животного к человеку, Б. Поршнев поставил в центр своего анализа модель отношений «особь — особь», а не «особь — среда». Предпосылки особого механизма воздействия особей друг на друга заложены в физиологии животных. Автор реконструировал этот механизм вплоть до этапа возникновения человеческой речевой коммуникации, через которую рассматривал человеческую психику , социальность и способность к творчеству . Человеческий труд берёт начало в деятельности троглодитид третичного периода , главной экологической чертой которых было трупоядение и падальщичество . Освоение огня произошло случайно в ходе обработки каменных орудий , необходимых для разбивания толстых костей и извлечения головного и костного мозга — основной добычи троглодитов. Дальнейшее развитие привело к адельфофагии — охоте на представителей собственного вида. В ходе расхождения экологии и этологии палеоантропов произошло расщепление самого вида палеоантропов на два подвида . Так возник Homo sapiens — экологическая противоположность Homo neanderthalensis .
К 1972 году рукопись монографии была подготовлена к печати, но вызвала резкие возражения редакции, в первую очередь — из-за ревизии марксистских взглядов на антропогенез. Типографский набор был рассыпан; по одной из версий, это стало причиной смерти Б. Ф. Поршнева. Рукопись удалось опубликовать в 1974 году в московском издательстве « Мысль » в урезанном виде (по требованию редакции были элиминированы главы, посвящённые трупоядению, освоению огня и формированию человека разумного в среде неандертальцев ). С этого издания были осуществлены переводы на словацкий и болгарский языки. В 1990-х годах началась работа по восстановлению авторского текста по рукописям, хранившимся в Российской государственной библиотеке . В восстановленном виде монография публиковалась разными издательствами в 2006, 2007, 2013 и 2017 годах.
Гипотеза антропогенеза Б. Ф. Поршнева подверглась критике со стороны отдельных биологов, психологов и лингвистов. Она не является общепризнанной, Поршнева упрекают в том, что он пользовался неполной фактической информацией: в начале XXI века можно считать доказанным, что неандерталец не был прямым биологическим предком современного человека. Концепция суггестии Поршнева (как, впрочем, и аналогичные подходы западных учёных) является, по мнению современного специалиста по П. Куценкова, умозрительной в отсутствие фактических данных, которые вряд ли возможны в исследовании психологии первобытного человека . Вместе в тем, по оценке современного историка советской общественной мысли , философия истории Б. Поршнева являлась наиболее сложной и оригинальной концепцией в советском гуманитарном знании второй половины XX века . По мнению Г. Тиханова, Поршнев, объединив в своей книге историю и психологию, сумел историзировать основание истории — человека , который ранее в советской историографии рассматривался как неизменный .
Монография Б. Ф. Поршнева построена как «анфилада глав» , во вступлении которой автор характеризовал замысел своего труда и его место в собственном творчестве. Учёный обращал внимание на проблему нахождения «начала» человека и человеческой истории, поскольку неясно, что именно понимается под «началом» в общефилософском смысле . В отличие от подходов, анализирующих переход от животного к человеку в модели «особь—среда», Б. Поршнев поставил в центр своего исследования модель «особь—особь» . Главное место в книге заняло исследование трансформации животного в человека с точки зрения психологии и физиологии высшей нервной деятельности, опирающееся на переосмысление данных и выводов, полученных российскими и зарубежными учёными, принадлежащими к школам И. Павлова (теория второй сигнальной системы ) и А. Ухтомского ( учение о доминанте ), Л. Выготского (модель развития сознания ребёнка) и А. Валлона . Б. Поршнев также использовал идеи семантической палеонтологии Н. Я. Марра .
Подробное рассмотрение вопроса об антропогенезе в контексте складывания эволюционной теории служит отправной точкой для рассуждений. Исследователь прежде всего исходил из того, что человек не мог постепенно возникнуть непосредственно в природной среде — слишком велика разница между животным и человеком разумным . Поршнев утверждал наличие « декартовой пропасти», разрыва между гоминидами и Homo sapiens ; такой подход противостоял эволюционистским взглядам , согласно которым переход от животного к человеку проходил постепенно . Главной задачей автора было объяснение процесса возникновения человека и разрешение фундаментальной антиномии : несводимости социального к биологическому и, одновременно, того факта, что истоки социального находятся только в биологическом . Область своего исследования Поршнев назвал «палеопсихологией» .
Б. Ф. Поршнев, являясь последовательным марксистом , признавал научную правоту теории возникновения человека Ф. Энгельса и сосредоточился на вопросе, почему разделение функций передних и задних конечностей и функций человеческой деятельности вообще могло иметь столь значительные последствия. Ответом является исследование троглодитид , или древних гоминид, — высших прямостоящих приматов, которые определяются как «уже не животные, но ещё не люди, то есть антиживотные и антилюди одновременно» . Особенность положения троглодитид по отношению к человеку подчёркивается тем, что все живущие на Земле человеческие расы происходят не от разных высших обезьян и не являются различными видами Homo sapiens . По мнению Б. Поршнева, существование троглодитид значительно сокращает во времени историю вида Homo sapiens , которая начинается не позднее, чем за 40 000 лет до нашей эры .
Введя семейство троглодитид, Поршнев полностью исключил из числа гоминид австралопитеков , архантропов ( человек прямоходящий ) и палеоантропов ( неандерталец ). Ко вполне сложившимся людям он не относил даже кроманьонцев — неоантропов позднего палеолита . По мнению Б. Поршнева, особо крупные размеры головного мозга палеоантропов не доказывают их принадлежности к людям, а напротив, привели его к выводу о ничтожной роли возрастания массы мозга в процессе антропогенеза .
В книге рассказывается, как качественные отличия троглодитид как вида проявляются прежде всего в гиперсуггестивности (сверхвнушаемости) , отсутствующей и у животных, и у человека. Научившись подражать звукам разных животных, троглодиты управляли их поведением; произошло это в ходе вступления приматов в сложные симбиотические отношения с хищниками — кошачьими и гиеновыми , которые часто убивают больше травоядных животных , чем требуется для пропитания. Гиперсуггестивность позволила небольшим сообществам троглодитид удовлетворять естественные потребности — прежде всего в белковой пище. Первоначальные орудия труда , обнаруженные в палеолитических отложениях, по Поршневу, свидетельствуют о том, что они являлись продуктом сложного инстинкта, и предназначались для разделки туш павших или зарезанных хищниками животных, то есть заменяли слабо развитые у гоминид зубы и когти. Питались троглодитиды преимущественно не мясом, а головным и костным мозгом; в утилизации этих продуктов у них не было конкурентов в тогдашнем животном мире. Возникшее позднее охотничье оружие предназначалось для охоты на представителей своего собственного вида — адельфофагии . Освоение огня произошло стихийно, в процессе обработки каменных орудий на растительной подстилке жилья, которая имеется у всех приматов, то есть раннему человеку пришлось «учиться» гасить огонь и впоследствии утилизировать его проявления . Ключевую роль в этих процессах сыграло отсутствие страха и чувства индивидуального, что было важно для видового самосохранения, позволило не зависеть от климатических условий и расселяться по планете .
к подражанию образовала социальную и биологическую основы возникновения речи, поскольку смещение сигналов привело к тому, что они стали, по крайней мере, удвоенными по отношению друг к другу — сделались сигналами сигналов. Появились две непосредственно сопряжённые и не вполне адекватные друг другу сигнальные системы , связанные с различными анализаторами . Видимые действия других особей, а также звуки извне, доминировали среди всех сигналов. Сигналы сигналов, или знаки сигналов, придают с этого момента статус жестов обычным совместным действиям, в том числе совместно слышимым и произносимым звукам. Так возникла знаковая, но ещё не символическая пра речь в её непосредственной, не отвлечённой ещё от ситуации совместной деятельности форме .
Формирующаяся речь приобрела новую функцию — интердиктивную, то есть тормозную в своей основе, запретительную по своему смыслу, тесно связанную с понятием приказа . Интердикция появилась в конце третичного периода , когда человеческому предку, обладающему сильно развитым имитативным рефлексом, в силу меняющейся экологической среды всё чаще приходилось скапливаться во всё более многочисленные и случайные по составу группы, где такой рефлекс не просто становился опасным — его неодолимая сила уже грозила «биологической катастрофой». Имитация играла в становлении интердикции двоякую роль. С одной стороны, развитый имитативный рефлекс предоставляет канал для передачи самого интердиктивного сигнала. С другой, этот же развитый имитативный рефлекс превращает интердиктивное сигнальное воздействие в необходимое условие выживания данного вида. Процесс взаимодействия объективно был направлен против гиперсуггестивности. Средством, противостоящим внушаемости, стала способность ей сопротивляться с помощью предельно возможного и запредельного охранительного торможения , возникающего в остром противостоянии подобных друг другу сообществ предков человека. Такое взаимодействие проявилось тогда, когда экстенсивное развитие вширь, расселение стало себя исчерпывать: свободных территорий для изолированного поселения обладающих гиперсуггестивностью сообществ более не оставалось .
Согласно теории Поршнева, в этот период взаимодействие сообществ гоминидов выразилось во взаимном ослаблении их видового качества гиперсуггестивности действиями, жестами, звуками — средствами, обеспечивающими защиту от внушающего воздействия извне. Появление речи было связано с механизмами воздействия индивидов друг на друга, а не с взаимодействием с природой; речь являлась средством и выражением формирующихся социальных отношений . Таким образом, речь возникла одновременно с появлением социального, будучи оборотной стороной процесса возникновения человеческого общества .
Только на этой стадии речь впервые приобрела своё значение. Отрицающая ситуацию речь отделилась от самой ситуации и стала, следовательно, переносимой в принципе из одной ситуации в другую. Так внутри сообщества гоминид возник человек с его символической смысловой речью и относительно невысокой внушаемостью, позволяющей, правда, достаточно интенсивно подражать другим (взрослым) до тех пор, пока не разовьются индивидуальные познавательные способности . Анализируя возникновение речи, Б. Поршнев обращал особое внимание на нарушения речевой деятельности — афазии , которые, с его точки зрения, являются функциональными системами, характерными для раннего этапа развития Homo sapiens . Изучение афазий, по мнению Поршнева, позволяло исследовать эволюцию второй сигнальной системы . Первой фазой развития мышления была простая реакция на человеческие взаимодействия, причём на данном этапе мышление никак не «отражало» материальный мир .
Второсигнальное взаимодействие людей по Поршневу складывается из двух главных уровней и в свою очередь делится на первичную фазу — интердиктивную — и вторичную — суггестивную . Раскрывая действие механизма суггестии, он по существу присоединяется к концепции социального происхождения высших психологических функций человека, развитой Л. С. Выготским применительно к психическому развитию ребёнка. Согласно Выготскому, все высшие психические функции суть интериоризованные социальные отношения. По мнению Б. Ф. Поршнева, человек в процессе суггестии (внушения) интериоризирует свои реальные отношения с другими индивидами, выступая как бы другим для себя самого, контролирующим, регулирующим и изменяющим благодаря этому собственную деятельность. Этот процесс, согласно автору, уже не может осуществляться в действиях с предметами, он протекает как речевое действие во внутреннем плане. Механизм «обращения к себе» оказывается элементарной ячейкой речи-мышления. Диспластия — элементарное противоречие мышления — анализировалась автором как выражение исходных для человека социальных отношений «мы — они» .
В книге развивается гипотеза о том, как дальнейшее взаимодействие вновь возникшего древнего человека и троглодитид в единой среде привело к усилению механизмов торможения и запрета — человек разумный и неандертальцы совместно существовали в рамках одного сообщества, причём особи первого вида служили основной пищей троглодитов. Впоследствии это привело к закреплению в человеческой культуре жертвоприношений и обрядов инициации , имитирующих смерть .
Б. Ф. Поршнев объяснил гендерные отношения в среде неоантропов , в частности промискуитет , необходимостью кормить палеоантропов частью собственной популяции. Согласно его теории, самки-производительницы рожали многочисленное потомство, но значительная его часть — предположительно, мужского пола — умерщвлялась в пищу для палеоантропов. Уцелевшие мужские особи превращались в изолированные популяции «кормильцев», которые «выкупали» потомство своего вида охотничьей добычей. Различия в биологической ценности, которую представляли для отношений с палеоантропами мужские и женские особи неоантропов, на фоне развитого «искусственным» отбором инстинкта убивать обусловили появление чисто «мужского дела» — войны . Войны велись только между сообществами неоантропов, в отношении палеоантропов действовал строжайший запрет .
На основе собственных исследований в области экологии ближайших предков человека Б. Поршнев выдвинул гипотезу «тасующегося стада». В силу почти предельных требований к мобильности охотников произошёл отрыв самок и молодняка от взрослых самцов, причём не сезонно, а без возможности вновь соединиться. К самкам с молодняком периодически, по мере миграции присоединялись другие самцы. В отличие от поведения гиббонов и павианов , имеющих «семейные группы», неоантропы вообще не имели стойкого семейного ядра, примыкая периодически к разным группам самок в ходе пространственных перемещений .
С этим обстоятельством тесно связано появление запретов (интердикций). Б. Поршнев отметил, что все запреты в любой человеческой культуре сопряжены с исключениями. Происхождение специфической формулы культурных запретов — запретов через исключение — лежит в физиологической природе суггестии. Возникнув в качестве инструмента торможения всего, кроме чего-то одного, суггестия породила два различных социальных феномена: слово человеческой речи и культурную норму . Исследователь, проанализировав наиболее древние культурные запреты, выделил три важнейшие их группы .
По Поршневу, ранние религиозные представления о «хороших» и «плохих» божествах зарождались также в эпоху дивергенции — отбора неоантропов в среде палеоантропов. Образы божеств (протобожеств) и различных разновидностей « нечистой силы » являются отражением палеоантропа, с которым на протяжении длительного времени приходилось взаимодействовать человеку разумному, а также отражением конкретных особенностей этого взаимодействия. Чем более древними являются эти образы, тем больше в них буквальных физических черт и особенностей поведения реального «живого» палеоантропа .
Дивергенция неоантропов привела к чрезвычайно быстрому заселению всего земного шара, поскольку люди разумные стремились бежать либо от палеоантропов, потреблявших их в пищу, или от популяций неоантропов, которые вступили в симбиотические отношения с неандертальцами. Б. Поршнев считал причиной широкого расселения первых неоантропов по земному шару неспособность сосуществовать друг с другом, а не поиски лучших жизненных условий . По мере продвижения людей в самые отдалённые уголки Земли — вплоть до Америки и Австралии — началось наслаивание популяций друг на друга и возвращение неоантропов в уже обжитые территории. По мнению исследователя, среди людей продолжала действовать дивергенция, одним из механизмов которой была эндогамия . Существующая сеть рас и этносов — продолжение дивергенции, получившей новую функцию .
Многое в древнейшей истории человечества получит дополнительное освещение, если помнить, что люди развивались в противопоставлении себя живущим где-то на близкой или дальней периферии анти-людям — «нелюдям», «нежити». Это противоположение всё более осознавалось. Оно было оборотной стороной самосознания этнических групп.
Представляется вероятным, что расообразование, по крайней мере, образование первичных больших рас и их ранних подразделений — факт, относящийся к искусственному обособлению. А именно, из исходной формы неоантропов, расово ещё полиморфной, то есть содержавшей вместе, в смешении признаки позднейших рас, активным отбором расщепились монголоиды , европеоиды и негроиды , усматривавшие друг в друге некую причастность к анти-людям. Они устраняли путём искусственного отбора часть нежелательного в этом отношении потомства и пресекали скрещивание (вместе с всяким общением) с представителями формирующейся «противоположной» расы. Они особенно энергично отселялись друг от друга как можно дальше. Если это так, в этом случае дело идёт не о прямых контактах или антагонизмах с реликтовыми палеоантропами, но о воспроизведении этого отношения уже в мире самих людей .
По Поршневу, пережившие свой расцвет палеоантропы не исчезли полностью, о чём свидетельствуют не только данные мифологии, но и исторические источники. Он считал, что существовало большое число археологических находок, которые показывали, что неандерталоидные существа со своей каменной индустрией существовали на одних стоянках с кроманьонцами . Некоторое число палеоантропов сохранилось вплоть до неолита и бронзового века . Б. Поршнев считал, что сведения, приводимые у античных авторов ( Геродот , Плутарх , Помпоний Мела , Плиний Старший ) о редких встречах с « сатирами » и « фавнами » отражали факт существования палеоантропов на окраинах тогдашнего мира .
Особое внимание уделял Б. Поршнев представлениям зороастризма , которые рассматривал как пример источника, отражавшего память о древнейшем взаимодействии палео- и неоантропов. Он предлагал воспринимать буквально содержащиеся в Авесте сведения о дэвах , которые рассматривались зороастрийцами как живые существа. Возможно, что ещё к VI—V векам до н. э. осуществлялся постоянный контакт с реликтовыми палеоантропами-дэвами с помощью умерщвления для них огромных масс скота и приручения их «колдунами» (шаманами). Зороастрийский обычай оставлять тело покойного на растерзание птицами и зверями также связывается с древнейшими временами, в том числе и как средство подкармливания «своих» палеоантропов .
К последним представителям реликтовых палеоантропов Б. Поршнев относил существа, которые описывали естествоиспытатели XVII—XVIII веков, в том числе Николас Тульп . Карл Линней в первом издании своей « Системы природы » (1735, Лейден ) также предусмотрел место для Homo troglodytes , которого описывал по сообщениям голландских натуралистов .
К моменту написания книги «О начале человеческой истории» Б. Ф. Поршнев имел международное признание как специалист по французской истории XVII века ; в СССР многие из коллег, напротив, считали его догматичным последователем марксизма-ленинизма или даже высмеивали страсть учёного к поиску снежного человека . Сам Б. Поршнев, характеризуя свои исследовательские интересы, писал:
Многие годы я слышу кастовые упрёки: зачем занимаюсь этим кругом вопросов, если моя прямая специальность — история Европы XVII—XVIII веков. Пользуюсь случаем исправить недоразумение: наука о начале человеческой истории — и, в первую очередь, палеопсихология — является моей основной специальностью.
Если в дополнение к ней я в жизни немало занимался историей, а также и философией, и социологией, и политической экономией — это ничуть не дискредитирует меня в указанной главной области моих исследований. Но вопросы доистории встают передо мной в тех аспектах, в каких не изучают их мои коллеги смежных специальностей .
В опубликованном предисловии к своей книге, Б. Поршнев датировал первичный замысел труда «серединой 1920-х годов» и писал, что его целью было создание трилогии о человеческой праистории, в которой «О начале…» заняло бы среднее место . В рукописном варианте предисловия указана более точная дата — 1924 год. Однако по результатам исследования архива мыслителя и его научного дневника выясняется, что план работы в том виде, в каком он был представлен публике, относится к периоду не ранее середины 1960-х годов, когда у Поршнева уже было более десяти публикаций о древнем человеке, экологии его образа жизни и др.
Из неопубликованных рукописей 1930-х годов, однако, ясно, что общие контуры концепции сложились у Поршнева уже тогда. Это касается, прежде всего, определения «первобытного» как чуждого одновременно и инстинктивному поведению животных, так и сознательной человеческой деятельности. В «О начале…» это было описано как метод двух инверсий — сначала животная натура привела к состоянию, при котором люди стали делать свою историю, после чего первобытные черты перевернули исходное состояние . Однако достоянием гласности свою концепцию Б. Ф. Поршнев сделал только в 1956 году, прочитав доклад «Некоторые проблемы предыстории второй сигнальной системы» в Институте антропологии МГУ , который так и не был опубликован. Судя по стенограмме, это уже было не первое его выступление перед антропологами. По словам О. Вите, в этом тексте представлены все важнейшие моменты поршневской теории антропогенеза, опирающейся на достижения физиологии высшей нервной деятельности и психологии . Стимулом к изысканиям в этом направлении, по-видимому, послужило издание в 1952 году в Берне многотомной « Historia mundi. Ein Handbuch der Weltgeschichte », рецензию на которую писал Б. Поршнев (вместе с В. Струве ). Одновременно он же состоял в авторском коллективе советской «Всемирной истории», первый том которой готовился к печати в 1955 году. В своих публикациях в журналах « Коммунист » и « Вопросы философии » Борис Фёдорович противопоставлял концепции европейской «Всемирной истории» и собственный подход, основанный на теориях Ф. Энгельса .
В 1955 году Поршнев закончил исследование об источниках питания ископаемых палеоантропов, обитавших в пещере Тешик-Таш в Узбекистане. Согласно Поршневу, тешик-ташский палеоантроп не охотился на них, а лишь подбирал за барсом ту часть убитых им горных козлов , которую тот не съедал. Эта работа привела Бориса Фёдоровича к исследованию «снежного человека», который заинтересовал его по той причине, что опубликованные в 1957 году сообщения о реликтовых гоминоидах были привязаны к региону, где в изобилии водятся горные козлы. Это было фундаментом для предположения, что за совершенно случайным и неудачным названием « снежный человек » кроется реальный зоологический феномен — дожившие до современной эпохи реликтовые палеоантропы, неандертальцы . Попытка создать «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» при Президиуме АН СССР в 1958 году закончилась неудачей и создала напряжённые отношения между учёным и советскими антропологами .
В 1961 году Б. Поршнев выступил с докладом «Состояние пограничных проблем биологических и общественно-исторических наук» ; журнальная версия вышла в «Вопросах философии» в 1962 году. В своём докладе Поршнев обращал внимание на два обстоятельства: во-первых, отсутствие интереса специалистов по биологическим и психологическим наукам к « филогенетическим » аспектам своих дисциплин; во-вторых — на организационную разобщённость научных учреждений, в исследованиях которых затрагиваются вопросы антропогенеза .
В 1964 году, на VII в Москве, Поршнев сделал доклад «Принципы социально-этнической психологии», где сформулировал центральное понятие своей социально-психологической парадигмы. В том же году он опубликовал брошюру «От высших животных — к человеку», в которой прямо писал о дивергенции палеоантропов и неоантропов. Она послужила основной зарождения универсальной оппозиции «мы — они» .
В 1966 году Поршнев опубликовал книгу «Социальная психология и история» — развёрнутое изложение основ его социально-психологической концепции. Там же упоминалось о происхождении социальных отношений из отношений людей к окружавшим их троглодитам. Для автора книга была незавершённой концептуально, поэтому он обратился в редколлегию серии научно-популярных изданий АН СССР. Весной 1969 года было получено разрешение на увеличение объёма книги до 16 авторских листов . Была написана новая глава «Простейшее социально-психологическое явление и его осложнение в ходе истории», но она вышла как самостоятельное исследование и, как выяснилось позднее, — оказалась наброском новой книги . Переиздание «Социальной психологии» 1979 года не содержало сделанных позднее дополнений.
В 1967—1968 годах Б. Поршнев выступал с докладами в Московском обществе психологов и на VIII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Токио с материалами, представленными в статье «Антропогенетические аспекты физиологии высшей нервной деятельности и психологии». Это была единственная опубликованная работа Поршнева в области начала человеческой истории, которую он сам признавал обобщающей . Данная работа показывает, что именно в этот период окончательно оформилось понимание Поршневым начала истории как физиолого-психологического и социально-психологического процесса, а также окончательно оформилась трилогия «Критика человеческой истории». О. Вите так резюмирует изменения во взглядах Поршнева в 1967—1968 годах: открытие суггестивного (повелительного) этапа в процессе появления речи-мышления позволило разделить процесс на две фазы. На первой стадии интердикция трансформируется в суггестию (первая инверсия); данному явлению посвящена работа «О начале человеческой истории». На втором этапе суггестия превращается в контрсуггестию, механизмы сопротивления суггестии (вторая инверсия); этот этап должен был быть описан в третьей книге задуманной трилогии .
«Первичный эскиз» большой книги — под тем же названием «О начале человеческой истории» — Борис Фёдорович опубликовал в 1969 году в виде 31-страничной статьи-доклада в сборнике «Философские проблемы исторической науки» . Этот текст, однако, в первую очередь касался первой части задуманной трилогии; опубликованная позднее книга предполагалась как срединная её часть. Именно в статье 1969 года (по материалам выступления на семинаре по вопросам философии естествознания Института философии АН СССР ) Поршнев открытым текстом произвёл ревизию господствовавших в советской науке взглядов Ф. Энгельса. Исследователь нашёл у классика марксизма следующую логическую ошибку — смешение труда, который предшествовал появлению человека, с трудом, который присущ исключительно человеку и возник вместе с появлением человека. Такая ошибка лишала формулу «труд создал человека» всякого смысла . К началу 1969 года была написана важная глава, посвящённая суггестии (опубликована в 1971 году под названием «Контрсуггестия и история» в сборнике «История и психология») . В данном тексте содержалась одна из центральных идей будущей книги: рассмотрение суггестии как базовой «ячейки» психической деятельности, отличавшей человека от животного .
Согласно О. Вите, после 1968 года работа Поршнева в области антропогенеза свелась почти исключительно к подготовке монографии «О начале человеческой истории» . В начале 1970 года был заключён договор между автором и издательством « Мысль » об издании текста объёмом в 27 авторских листов. В конце года была представлена рукопись значительно бо́льшего объёма — 35 листов. В условиях советской плановой экономики это означало необходимость сокращения рукописи, на чём настаивал планово-финансовый отдел издательства. Лишённый трёх глав текст пошёл в набор в мае 1972 года . Возникли существенные сложности и с рецензированием готовящегося издания: специалисты, согласившиеся написать отзыв о рукописи, отмечали, что не в состоянии дать оценки концепции в целом, ограничиваясь пределами своей профессиональной компетенции .
В конце лета 1972 года сменился состав Главной редакции социально-экономической литературы издательства «Мысль», которую возглавил В. П. Копырин. В сентябре 1972 года в Академии общественных наук при ЦК КПСС было проведено обсуждение рукописи Поршнева. По воспоминаниям, председательствовавший на обсуждении В. П. Копырин разделил доску в аудитории на две половины, на которых выписывал трактовки антропогенеза у классиков марксизма и их трактовку у Поршнева. Издание было принято отменить, а типографский набор рассыпать . По мнению дочери исследователя — Е. Б. Поршневой, это решение стало тяжелейшим ударом, 26 ноября 1972 года Борис Фёдорович скончался .
Работа над книгой, тем не менее, продолжилась: в 1973 году корректура монографии Поршнева была направлена издательством в Институт психологии АН СССР на рецензию. Подготовка рецензии была поручена Л. И. Анцыферовой , лично знакомой с Поршневым и безусловной стороннице публикации. По её воспоминаниям, общение с Копыриным привело к конфликту, поскольку он рассматривал книгу как антимарксистскую . В результате была написана коллективная рецензия, в которой приняли участие Х. Н. Момджян (заведующий кафедрой философии Академии общественных наук при ЦК КПСС) и С. А. Токарев ( Кунсткамера ). Позднее она будет напечатана как предисловие к вышедшей книге. В. П. Копырин согласился на публикацию при условии, что будет радикально переделана глава 8 — «Споры о фундаментальных понятиях». Осенью 1974 года книга вышла в свет .
Подготовленное в 1972 году издание книги Б. Ф. Поршнева являлось сокращённым, поскольку в тексте отсутствовали три ключевые главы: Глава 6 («Плотоядение»), Глава 7 («Появление огня») и Глава 9 («Дивергенция троглодитид и гоминид»). Резюме удалённых глав автор включил во вторую главу — «Идея обезьяночеловека на протяжении ста лет». Из нескольких фрагментов исключённых глав была составлена новая глава 6 — «У порога неоантропов». Она включила одноимённый раздел первоначальной шестой главы, о сигнальном воздействии палеоантропов на диких животных, раздел Главы 9 о нейросигнальном взаимодействии между особями и популяциями палеоантропов и раздел из той же главы о времени дивергенции между палео- и неоантропами. Осенью 1972 года готовый набор был рассыпан, причём к печати книга так и не была подписана .
При типографском наборе 1974 года была исключена и Глава 8 («Споры о фундаментальных понятиях»), половина её текста была помещена в последнюю (седьмую) главу — «Генезис речи-мышления — суггестия и диспластия». Издание вышло в свет с предисловием, подписанным Л. И. Анцыферовой , Х. Н. Момджяном и С. А. Токаревым . В силу издательских перипетий форзацы книги были оформлены изображениями « палеолитических Венер », хотя текст, в котором объяснялось их значение в первобытном обществе, был элиминирован . Автор предпослал книге эпиграф из Евангелия от Иоанна — « В начале было Слово », который был снят редакцией ещё в 1972 году вместе с посвящением покойной сестре Б. Поршнева. Посвящение было возвращено в вышедшую в 1974 году книгу, а эпиграф в несколько десятков экземпляров был вписан от руки Е. Б. Поршневой — дочерью автора. Восстановлен эпиграф был в издании 2007 года .
С текста издания 1974 года были сделаны переводы на словацкий ( словацк. O začiatkoch ĺudských dejín: problémy paleopsychológie , 1979) и болгарский языки ( болг. За началото на човешката история (проблеми на палеопсихологията) , 1981) .
В 1990-е годы к научному наследию Б. Поршнева обратился О. Т. Вите , который занялся и восстановлением первоначального текста книги, как по двум корректурным экземплярам 1972 года с пометами автора, так и по первоначальным рукописям и черновикам, сохранившимся в РГБ , семье исследователя и других местах. В 2000 году публикацией рукописи занялся Г. Р. Контарев. После его кончины издательство «Фэри-В» (публиковавшее в том числе труды Б. Диденко ) в 2006 году напечатало восстановленную вчерне рукопись, которая отражала редакторскую работу Вите, Контарева и самого Диденко. В этом варианте текст был разделён на 4 части, как планировал Б. Поршнев в конце 1960-х годов, но при этом название второй части было дано издателями, поскольку О. Вите обнаружил авторский вариант уже позднее. Вариант 2006 года не использует авторские названия разделов и одной главы, в текст были внесены изменения, не оговорённые редакционными пояснениями . В предисловии редактора это издание именовалось третьим (первое — набор 1972 года, второе — вышедшее в 1974 году).
В 2007 году издательство « Алетейя » выпустило в свет текст книги Поршнева, восстановленный О. Т. Вите, с послесловием дочери автора и научного редактора, в которых изложена научная биография Бориса Фёдоровича и история формирования замысла и издания книги. Редактор и издатели отказались от четырёхчастного деления текста, который восстанавливался по двум вариантам корректуры 1972 года с авторской правкой, удалённые главы и части были восстановлены по автографам Б. Поршнева . Это издание готовилось ещё с 2005 года, причём параллельно осуществлялся полный перевод на болгарский язык , который вышел в том же году. Несмотря на длительный период подготовки рукописи, издание 2007 года изобиловало опечатками (возникшими, в том числе, при сканировании машинописных материалов 1970-х годов ), приложенный к книге их список включал 7 страниц.
В 2013 году книга в редакции О. Вите и с его же предисловием была переиздана издательствами « Академический проект » и «Трикста» тиражом 2000 экземпляров .
По оценке историка общественной мысли Г. Тиханова, несмотря на сомнительность ряда антропологических гипотез, Б. Поршневу удалось в своей книге объединить историю и палеопсихологию и таким образом историзировать само основание истории — человека, который в советской историографии ранее рассматривался как неизменный . Его концепция, хотя формально и следовала советскому историческому материализму , вышла за границы марксистской догматики. Достижением Б. Поршнева как философа истории можно считать концепцию суггестии, которая в его понимании отличала человека от животного и фактически являлась внутренним движителем и механизмом истории. Человеческая история, следовательно, объяснялась не как процесс классовой борьбы , а как арена противостояния между последовательными сериями постоянно возникающих суггестий и контрсуггестий . Г. Тиханов очень высоко оценивал теоретическую систему Б. Поршнева и эмоционально писал:
…Пробиваясь сквозь обломки советского марксизма — или его незаконных отпрысков, подрывавших ортодоксию изнутри, — можно ещё натолкнуться на настоящие примеры высоко интеллектуальных попыток, которые заслуживают того, чтобы пережить тектонические сдвиги истории .
Оригинальный текст (англ.)...Sifting through the debris of Soviet Marxism — or its illicit hybrids that were undermining Marxist orthodoxy from within — one might still stumble upon veritable examples of high intellectual endeavour that deserve to survive the tectonic shifts of history.
Предисловие к посмертному изданию «О начале человеческой истории» 1974 года было сокращённой версией рецензии, подготовленной Х. Момджяном , С. Токаревым и Л. Анцыферовой перед его опубликованием. В краткой заметке «От издательства» констатировалось, что в книге излагаются взгляды, которые не являются общепринятыми в науке . В основной части рецензии описывался авторский метод, в частности, утверждалось, что «автор, увлёкшись новой и очень важной гипотезой, проявляет порой склонность к чрезмерной абсолютизации той или иной идеи, к превращению её в исходную, решающую в понимании рассматриваемого круга вопросов» . Рецензенты не оставили в стороне и генеральную попытку Б. Ф. Поршнева развить и конкретизировать мысли Энгельса о происхождении человека и человеческого общества, «расшифровать» их .
Особенностью данной работы является также то, что, включаясь в острые современные дискуссии по обсуждаемым проблемам, автор защищает с присущим ему научным темпераментом и решительностью лишь одну из имеющихся в нашей литературе точек зрения .
В 1975 году в журнале « Советская этнография » вышла рецензия профессионального психолога и лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева . С его точки зрения, достоинства и недостатки книги проистекали из-за её подчинённости единой авторской концепции. Последняя была аргументирована, прежде всего, философски и фундирована фактическим материалом из самых разных отраслей знания . Говоря о концепции антропогенеза Поршнева, рецензент особо остановился на двух моментах, соглашаясь с обоими. Во-первых, он признаёт правоту отказа от апелляции к «наличию или отсутствию орудий как противоречащей принципам морфологической систематики, но зато призывает учесть экологические критерии, так или иначе учитываемые при систематике других зоологических видов» . Концепция трупоядения ранних троглодитид, по А. Леонтьеву, едва ли будет приемлема для антропологов и археологов, но подтверждается археологическими данными. Рецензент соглашается с Б. Поршневым в том, что первобытные орудия возникли как орудия для разделки туши, как не существует прямых доказательств коллективной охотничьей деятельности археоантропов . Эта же гипотеза позволяет объяснить прямохождение как следствие появления у верхних конечностей функции ношения .
Серьёзные возражения рецензента вызвали рассуждения о возникновении общения и речи. А. Леонтьев отрицал отождествление общения и речи, ссылаясь на К. Маркса , трактовавшего первичность общения, вплетённого в практическую деятельность. Здесь Поршнев совершил ту же ошибку, против которой сам же и выступал, — перенеся в доисторическое прошлое данные современности . Автор явно переоценил роль общения в тезисе, что социальная природа деятельности человека осуществляется через речь; более адекватной в этом отношении рецензенту виделась концепция психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева . Упрощением назван тезис о сознательной цели как интериозированной форме побудительного речевого общения — команды и инструкции: «Это так, но у современного человека. Видимо, в филогенезе всё было значительно сложнее» . Признавая совершенно правильным положение, что человеческий язык не имеет ничего общего с животной сигнализацией, рецензент критикует предпринятый Б. Ф. Поршневым психологический анализ процесса интериоризации, поскольку там отождествляется язык, речевая функция и речевое общение. «Поэтому бессмысленна альтернатива: речь ли — орудие мышления или мышление — плод речи? Ни то, ни другое, — или, если угодно, и то, и другое» . Рассуждения о языковых знаках признаются более или менее верными, но они не могут абсолютизироваться, несмотря на то, что данные постулаты — одни из важнейших для концепции Поршнева . Профессиональный психолог-лингвист также критиковал Б. Поршнева за излишнюю увлечённость концепцией К. Абульхановой-Славской .
Выстроив триаду «деятельность — общение — сознание», Б. Поршнев допустил логический просчёт, признав исторически первичным общение и смешав понятия языка и общения. Поэтому не слишком убедительны параллели между реликтами первобытной психологии и психическими патологиями современного человека (в том числе контрсуггестия — невнушаемость), более того — автор допустил ошибку, рассуждая о природе афазии, не учитывая системного принципа локализации функций в коре головного мозга . Неубедителен и тезис о том, что вещи, ранее используемые в «первосигнальной жизни», приобрели знаковую — «второсигнальную функцию» .
В общем, А. Леонтьев резюмировал свои рассуждения так:
…Основной просчёт автора — в тезисе о первичности общения и в «потере» социальности, в излишней биологизации первобытного человека и первобытного стада, а отсюда — в биологизации и самого общения . <…> Б. Ф. Поршнев взял на себя неблагодарную, но необходимую задачу — взглянуть на генезис истории оком не узкого специалиста, а учёного, для которого та или иная трактовка отдельных вопросов предыстории человека и человеческого общества есть лишь часть философской концепции Человека .
В связи с англоязычными изданиями статей Б. Ф. Поршнева, в 1976—1979 годах прошла небольшая дискуссия о некоторых постулатах его теории на страницах журнала ; впрочем, она, скорее, была связана с интересами Поршнева в отношении проблемы «снежного человека». В 1976 году увидела свет статья И. Бурцева и Д. Баянова «Неандертальцы против парантропов », в которой воспроизводились аргументы Б. Поршнева об отражении сосуществования людей и неандертальцев в исторические времена в археологических памятниках, предметах искусства и даже описаниях представителей зарождавшейся науки . В 1979 году Г. Страсенбург написал ответную статью, аргументы которой были обращены уже непосредственно к трудам Б. Поршнева, который характеризовался как «упорный и выдающийся» учёный в сфере изучения реликтовых гоминоидов . Далее исследователь последовательно опровергал ряд аргументов Поршнева, на которых строилась его теория сохранения неандертальцев в древней Европе, включая время существования приматов вообще и неандертальцев в частности. Много внимания было уделено рассмотрению исторических свидетельств, которые истолковывались как описания сохранившихся особей неандертальцев, последнее упоминание о которых произошло всего за 5 лет до начала Великой французской революции . Ни одно из этих свидетельств не признаётся соответствующим научным описаниям ископаемых видов древних людей . Г. Страсенбург не пытался критиковать теоретические постулаты концепции Поршнева, ограничившись указанием на неточности в интерпретации источников.
Некоторый резонанс вызвал словацкий перевод «О начале человеческой истории», выпущенный в 1979 году, однако рецензии преимущественно описывали содержание книги, как, например, опубликованная Ю. Швихраном в братиславском «Лингвистическом журнале» .
В 1980 году известный советский антрополог Я. Я. Рогинский опубликовал в журнале «Вопросы антропологии» статью о разногласиях в теории антропогенеза, две трети которой заняла рецензия на трактат «О начале человеческой истории». По утверждению О. Вите, Я. Рогинский оказался единственным советским исследователем антропогенеза и современником Поршнева, который публично высказался о его посмертной книге . Я. Рогинский был знаком и дискутировал с Поршневым, начиная с его первых публикаций в области антропогенеза в 1950-е годы. В своей рецензии он отмечал, что главное содержание книги относится к лингвистике, психологии и физиологии высшей нервной деятельности человека и животных, и останавливался только на собственно антропологических суждениях автора . Отдельного упоминания удостоился авторский стиль и умение Б. Поршнева увлекательно осветить даже самые сложные научные проблемы .
Говоря об антропологических идеях Б. Ф. Поршнева, ещё раз напомню о том, что мы никогда не расходились с ним в признании качественного отличия неоантропов от их предшественников. Но его книга не убедила меня в том, что архантропы и палеоантропы — животные .
Я. Рогинский начал свою критику положений теории Б. Поршнева с убеждения, что австралопитеки, архантропы и палеоантропы составляют особое семейство троглодитид. Построения Б. Поршнева основаны на допущении, что систематические категории у человека имеют принципиально иное значение, чем у животных. Однако эта логика ведёт (и привела науку XVIII—XIX веков) к выделению человека в особое царство природы . Иными словами, Б. Поршнев произвольно полностью поменял смысл биологической таксономии . Недоказанным осталось и предположение о полном отсутствии охоты у архантропов и палеоантропов. Ему противоречат данные современных приматологов о том, что шимпанзе и другие виды высших обезьян занимаются охотой на мелких млекопитающих, в том числе низших обезьян. Кроме того, питание падалью не было столь доступным и надёжным источником белковой пищи, как об этом писал исследователь . Я. Рогинский опроверг тезис Поршнева, что деревянное копьё из позднеашельской стоянки Леринген не предназначалось для охоты, а было рычагом для разделки туши древнего слона .
Я. Рогинский отметил, что Б. Поршнев оставил практически нерешённым вопрос о роли руки в эволюции человека и вообще скромное место в своём трактате отвёл эволюционной морфологии . По-видимому, это было связано с тем, что Б. Поршнев не считал себя специалистом в последней области, а также потому, что трудовая деятельность троглодитов была в его представлении сугубо животной. Между тем одобрительного замечания Я. Рогинского удостоились расчёты Поршнева, свидетельствующие о крайней замедленности прогрессивного развития орудий труда вплоть до неоантропа. Вместе с тем существует и теория Ф. Вейденрейха, которая объясняла эти факты тем, что жизнь древних предков человека была слишком короткой, чтобы интенсивно совершенствовать свою технику. Может быть опровергнут и тезис Б. Поршнева, что древнейшие люди изготавливали каменных орудий намного больше, чем требуется для непосредственного потребления .
В целом Я. Рогинский присоединялся к оценке труда Б. Поршнева, данной в рецензии-предисловии Л. Анцыферовой, С. Токарева и Х. Момджяна. Даже отмеченные фактические неточности и дискуссионные положения книги свидетельствуют о независимости поисков исследователя, который решился на «смелую попытку синтеза самых разнообразных областей знания для разрешения многих оставшихся в тени проблем антропогенеза» . Различия между палеоантропом и неоантропом представляют глубокий интерес для философа, так как именно на этом рубеже социальные закономерности в коллективной жизни людей сделались господствующими .
В начале 1990-х годов появились статьи и книги, авторы которых претендовали на развитие отдельных аспектов теории Б. Поршнева, прежде всего связанных с существованием реликтового гоминоида и его связью с постулатом о длительном сохранении неандертальских популяций. Речь идёт в первую очередь о книге Д. Ю. Баянова, вышедшей в 1991 году, но подготовленной к печати четырьмя годами ранее . В издании присутствовали многочисленные ссылки на Б. Ф. Поршнева, которому книга и посвящена . В тот же период появились публикации писателя Бориса Диденко , который предложил своё прочтение концепции адельфофагии . Б. Диденко выступил редактором издания «О начале человеческой истории» 2006 года.
В своей статье 2008 года специалист в области культурологии первобытных обществ П. А. Куценков рассмотрел основные постулаты работы Б. Ф. Поршнева; это было сделано в связи с переизданием «О начале человеческой истории» в 2007 году. П. Куценков признал, что полученные новые данные полностью опровергают отдельные положения концепции Поршнева, как она была изложена в его статьях и книгах 1960—1970-х годов.
Самое важное — то, что сейчас можно считать установленным очень давнее происхождение вида Homo sapiens sapiens : он появился в промежутке от 250 до 150 тыс. лет назад в Северо-Восточной Африке (в 70-х годах прошлого века считалось, что вид сформировался 60—40 тыс. лет назад). Второе важнейшее открытие — довольно убедительное установление генетикой того факта, что Homo sapiens neanderthalensis не был прямым биологическим предком современного человека. По Поршневу же, современный человек первоначально эволюционировал именно внутри сообществ неандертальцев .
Тем не менее, П. Куценков заявил, что «несмотря на несоответствие отдельных положений (в том числе и очень важных) гипотезы антропогенеза Поршнева некоторым теперь уже прочно установленным фактам, основная идея осталась неопровергнутой. Больше того — в некоторых пунктах Борис Фёдорович оказался прав даже более, чем думал он сам» . П. Куценков отмечает, что концепция суггестии Поршнева (как, впрочем, и аналогичные подходы зарубежных исследователей) является умозрительной в отсутствие фактических данных; при этом в принципе трудно говорить о возможности каких-либо доказательств в данном вопросе . По оценке П. Куценкова, палеопсихологические идеи Б. Поршнева продолжают игнорироваться историками, этнографами и археологами, несмотря на новое издание книги. Дополнительным поводом к «замалчиванию», по мнению Куценкова, является негативная репутация учёного из-за его чрезмерного интереса к проблеме «снежного человека», хотя лишь некоторые работы Поршнева рассматривают «реликтовых гоминидов» .
Предполагая длительность существования человека разумного в 40 000 лет, Б. Поршнев доказывал, что малейший сдвиг в каменных технологиях и т. д. требовал порядка 200—300 поколений, что несоизмеримо с процессами индивидуального сознания и информационной коммуникации . В начале XXI века оказалось, что время существования Homo sapiens sapiens сопоставимо с целыми эпохами палеолита, и, следовательно, его поведение по меньшей мере на протяжении 100 000 лет тоже следует отнести к «явлениям этологического порядка» . Иными словами, обозначенные Поршневым явления первобытной психики оказываются применимыми не к неандертальцам, а к ранним неоантропам. К началу XXI века выяснилось, что множество черт поведения, которые в 1970-е годы считались только человеческим достоянием, фиксируются в поведении шимпанзе , которые устраивают загонные охоты, применяют некие подобия копий; орудия труда шимпанзе разные в разных популяциях и эволюционировали на протяжении последних 4000 лет . «Тем самым оказывается, что резко сокращается дистанция между архантропом , палеоантропом и палеолитическим неоантропом , но при этом всё более явственно обозначается настоящая пропасть, отделяющая человека мезолита от палеолитического кроманьонца . Соответственно в словах Поршнева о психической патологии как воспроизведении „в определённом маленьком проценте человеческих особей отдельных черт предкового вида — палеоантропов“ последних смело можно заменить на „ранних неоантропов“» .
Несмотря на ошибочность постулата Поршнева о возникновении неоантропов из неандертальцев, П. Куценков утверждает, что явления дивергенции были реконструированы верно, но происходили внутри одного — нового вида, который состоял из нескольких типов по степени сапиентизации . Огромной заслугой Б. Поршнева называет то, что занимаясь проблемами возникновения речи — единственного средства регуляции человеческого поведения — и исследуя механизмы афазий, он практически стал основателем отечественной исторической психологии и, в частности, эволюционной патопсихологии, хотя в настоящее время его труды мало известны .
Более развёрнутая аргументация к тем же тезисам была представлена П. Куценковым в монографии, вышедшей годом ранее; книга «О начале человеческой истории» там цитировалась в издании 1974 года . Рассматривая истоки первобытного искусства в возникновении сознания и речи, П. Куценков подверг критике концепцию суггестии, описываемую Б. Поршневым, поскольку суггестия не является единственным основополагающим свойством человеческой речи и мышления . Идея о суггестивных комплексах как основе возникновения речи и мышления привела лишь к большому набору нерешаемых проблем. В частности, Поршнев не смог осветить причины, по которым у кроманьонцев потребность «в различении звуковых суггестивных комплексов» начала «обгонять наличные речевые средства». Точно так же недоказуем тезис, что кроманьонцы были способны различать объекты манипулирования или оперирования. П. Куценков отмечает, что в данных тезисах происходит перенесение психических свойств современного человека в прачеловеческую древность. По мнению Куценкова, описанный Поршневым механизм запредельного торможения, вызываемый стадом у своего вожака, действиями которого они недовольны, не нужен в реальных условиях первобытного общества .
Похожие взгляды на концепцию антропогенеза Поршнева продемонстрировал Валерий Луков . Отмечая, что концепция Бориса Поршнева «обозначает перспективный путь соединения социально-психологического исследования с исследованием историческим, который может усилить свою эвристичность при его дополнении другими подходами к решению аналогичных исследовательских задач», он, тем не менее критикует его за нераскрытие вопроса о том, почему одно и то же суггестивное воздействие вызывает разную реакцию, даже когда речь идет о внушениях, идущих в толпу или от толпы. Контрсуггестивный механизм недоверия также не вполне прояснён .
В 2020 году вышла книга «Рождение человечества. Начало человеческой истории как предмет социально-философского исследования», автор которой рассматривал философские основы концепции Б. Ф. Поршнева и перспективы её развития. Виталий Глущенко отметил, что Поршнев являлся советским марксистом, которого заинтересовал момент качественного перехода биологического в социальное; он перенёс вопрос на конкретную почву действительной истории человечества. Представление о существовавшем исторически «античеловеке» даёт основание для нового развития этики как научной дисциплины. Одновременно концепция Поршнева окончательно устраняет предпосылку идеи « золотого века »: « Не разумный, а безумный вышел человек из природы и лишь по мере социально-исторического развития завоевывал себе разум » .
Б. Ф. Поршнев работал в магистральном русле развития психологической науки, одновременно с ним разрабатывались теории « когнитивного диссонанса » Леона Фестингера и « двойного послания » Грегори Бейтсона . Согласно В. Глущенко, открытие в 1990-е годы зеркальных нейронов позволяет прояснить важный для концепции Поршнева нейрофизиологический механизм подражания, и, по-видимому, экспериментально подтверждает предложенную Поршневым теорию тормозной доминанты и построенную на её основе бидоминантной модели высшей нервной деятельности. Равным образом, открытое у африканских охотников и собирателей хадза случайных перемещений по принципу « » как поисковой стратегии может служить дополнительным подкреплением теории инстинктивного труда в начале человеческой истории. Результаты исследований доместикации растений позволяют утверждать, что этот процесс не был сознательным актом, и таким образом также может служить косвенным свидетельством в пользу теории инстинктивного труда .
Эта статья входит в число
избранных статей
русскоязычного раздела Википедии.
|