Interested Article - Литература ужасов в России

Литература ужасов в России литература ужасов на русском языке .

XV—XVII века

Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного, появились на Руси ещё в XV веке . К их числу относится « Повесть о Дракуле », увидевшая свет в 1480-е годы . Как отмечал Я. С. Лурье , легенда о Дракуле - вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство русской «Повести о Дракуле» . В русской литературе XVII века появляются уже откровенно мистические « » и « Повесть о Савве Грудцыне ».

XIX век

Иллюстрация (1937—1940) Кравченко А. И. к повести А. С. Пушкина « Пиковая дама »

Начало века было отмечено созданием русских адаптаций баллады Готфрида Бюргера « Ленора », в трёх вариантах: « » ( В. А. Жуковский , 1808 ), « Светлана » (он же, 1812 ) и « » ( П. А. Катенин , 1816 ). В тот же период ( 1814 ) Жуковский переводит « » Роберта Саути . Первая за полтора века в русской литературе мистическая повесть чисто отечественного происхождения, « Лафертовская маковница », была написана А. Погорельским в 1825 году несомненно под влиянием Э. Т. А. Гофмана , хотя и получилась достаточно самобытной. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к демонологическим верованиям автор относится иронически (впоследствии сходное отношение будет отмечаться у А. Пушкина и Н. Гоголя ) .

— Батюшка! это бабушкин чёрный кот, — отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.
— С ума ты сошла! — вскричал Онуфрич с досадою. — Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.
А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».

« Уединённый домик на Васильевском » был написан в соавторстве В. П. Титовым и А. С. Пушкиным и опубликован в 1829 году . Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений Николая Васильевича Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки », вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение « Майская ночь, или утопленница ». В 1835 выходит вторая книга того же автора « Миргород », особую роль в котором для развития жанра играет повесть « Вий », которая не раз была экранизирована , в том числе легла в основу фильма итальянского кинорежиссёра Марио Бавы « Маска Сатаны ». В том же году А. С. Пушкин издаёт сборник « Песни западных славян », содержащий в том числе поэмы мистического характера.

Причудливый фантастизм таинственных повестей В. Ф. Одоевского и всем известный интерес автора к алхимии и сочинениям средневековых мистиков иногда заставляли забывать о весьма трезвом, реалистическом мышлении этого писателя с уникальными познаниями. Его духовидцы и призраки, характерные для романтической литературы, возникли и благодаря интересу Одоевского к гипнотизму и особого рода одержимости . Одни из малоизвестных его произведений такого плана — «Импровизатор», «Сильфида», «Орлахская крестьянка».

В 1827—1833 годах выходят «таинственные рассказы» О. Сомова («Приказ с того света», «Киевские ведьмы», «Кикимора»). В 1830-х годах выходит рассказ «Страшное гадание» А. Бестужева-Марлинского . Можно также вспомнить сборник «Вечера на Хопре» М. Загоскина .

В целом проза русского романтизма изобилует образцами «эстетики ужасного». Неплохое представление о ней можно получить по многочисленным антологиям ранней русской фантастики, издававшимся в 1980-е годы («Струна звенит в тумане» и др.). Такие произведения как « Пиковая дама » Пушкина , а также повести Гоголя « Страшная месть », « Портрет » (творчество Гоголя было значимым этапом на пути постепенного формирования жанра «ужасов») заложили основы и дали большой толчок развитию литературы ужасов в России.

В 1841 году выходит отдельной книгой повесть « Упырь » Алексея Константиновича Толстого . Повесть ввела в русскую литературу образ вампира (в Российской империи помещено действие вампирской новеллы Мериме « Локис »). Произведения А. К. Толстого « Семья вурдалака », «Амена» и « » также носят элементы ужасного, однако изначально были написаны на французском языке и не издавались при его жизни. В России эти произведения впервые были выпущены в 1884 («Семья вурдалака») и 1913 («Встреча через триста лет»). Позднее появляются «Мертвое озеро» Некрасова и Станицкого , «таинственные повести» Тургенева , «Бобок» Достоевского , «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова , но в целом во второй половине XIX века сверхъестественное было ограничено преимущественно святочными рассказами , не всегда серьёзными.

Серебряный век

Linda Maestro — офорт Ф. Гойи из серии «Каприччос».

На рубеже XX века сверхъестественное возвращается в массовую беллетристику («Жар-цвет» Александра Амфитеатрова , повести Веры Желиховской — сестры Елены Блаватской , романы Веры Крыжановской-Рочестер ). Русские символисты Валерий Брюсов , Фёдор Сологуб , Андрей Белый , Леонид Андреев , А. М. Ремизов — восприняли пропущенную через Бодлера традицию Эдгара По . У Белого мотивы мистического хоррора звучат в романе « Петербург », у Ремизова — в рассказах « Чёртик » и « Жертва ». Характерное произведение этого периода — «Стереоскоп» Александра Иванова .

Ближе к революции начинается писательская деятельность Александра Грина и Сигизмунда Кржижановского , последний из которых не был свободен от влияния немецкого экспрессионизма . В 1912 году вышла пародия [ уточнить ] на « Дракулу » — роман «Вампиры», подписанный псевдонимом «Барон Олшеври», сокращённо «Б. Олшеври», то есть «больше ври» . Роман представляет собой своего рода предысторию к «Дракуле», однако прямых отсылок к тексту Стокера нет [ уточнить ] . «Вампиры» напоминают, скорее, не пародию [ уточнить ] , а подражание Стокеру. Можно выделить несколько подражательных аспектов: повествование от первого лица, являющееся отличительной особенностью английской литературы (но есть также [ уточнить ] и повествование от третьего лица), множество писем и дневниковых записей героев, имена некоторых действующих лиц (Мина, Люси) совпадают с именами героев Стокера [ уточнить ] , начало действия обоих романов сопряжено с приездом в Карпаты иностранца и т. д. Полное оригинальное название романа звучит как «Вампиры. Фантастическая повесть барона Олшеври (из семейной хроники графов Дракула-Карди)». В 1901 году А. Куприн написал рассказ « Серебряный волк ».

Советская эпоха

Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и начало периода активных нарушений запрета на их использование относится уже к 1960-м годам, когда идеологический канон начал размываться. Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике («Последняя дверь!» Михаила Емцева и Еремея Парнова , «Фирма „Прощай, оружие!“» Александра и Сергея Абрамовых ). Особый случай — мистическая проза Абрама Терца и Юрия Мамлеева , которая до перестройки в СССР не печаталась.

В эмиграции А. Кондратьев написал роман «На берегах Ярыни» ( 1930 ), а А. Куприн — рассказ «Ночная фиалка» ( 1933 ).

Современный период

После перестройки в России появились несколько книжных серий, посвящённых литературе ужасов: «Пропасть страха» и «Тёмный город» издательства АСТ , серия «Мистика» издательства Эксмо , «Метагалактика» (мистика и фантастика), а также «Библиотека остросюжетной мистики» и «Мастера остросюжетной мистики». Однако после кратковременного бума в начале 90-х популярность их резко пошла на спад. Попытки создать серии российской мистики («Армагеддон» от « ОЛМА-ПРЕСС », «Азбука-триллер» от «Азбуки», «Мистический детектив» от « Эксмо », «Ночной дозор» от « АСТ », «Гарфанг. Литература беспокойного присутствия» — оригинальные авторские переводы ранее не издававшихся на русском языке произведений иностранных авторов) попросту провалились. Большая часть того, что написано российскими авторами в «мистическом» жанре, издается под маркой детектива или фантастики. Из отдельных произведений к жанру имеют отношение «Гулы» , сборники «Сибирская жуть», сочетающие художественные и документальные начала (но серия имеет лишь некоторые элементы жанра). Определённое отношение к жанру имеют некоторые произведения Алексея Атеева , Юрия Мамлеева , Владимира Сорокина и Виктора Пелевина . Больше всего известны «Дозоры» Сергея Лукьяненко . Популярны также сериалы Василия Головачёва , особенно « Запрещенная реальность ». Немногие писатели, которые специализируются на «ужастиках» — Алексей Атеев , Андрей Дашков , Максим Маскаль , Валерий Роньшин , , Виктор Точинов , а также Иван Карасев . Своеобразный российский автор в этом жанре Анна Старобинец .

В начале 2000-х годов популярность русскоязычного хоррора снова начинает возрастать. В связи с этим было образовано литературное общество «Тьма» , объединившее молодых и уже известных авторов русскоязычного хоррора.

Начиная с 2010-х годов века популярность русскоязычного хоррора постепенно увеличивается [ уточнить ] .

В 2012 году «Эксмо» выпускает серию «НЕРВ. Современный роман ужасов», в которой выходит три книги Алексея Шолохова (одного из авторов, пишущих под псевдонимом Александр Варго).

Электронный журнал Darker , посвященный хоррору, в 2014-м году получает престижную премию Еврокона, как лучший фензин Европы . В это же время выходит целый ряд антологий, посвященных непосредственно хоррору. Среди них наиболее популярные: «Самая страшная книга-2014» (премия журнала «Мир Фантастики» за лучшую антологию в жанре хоррора/мистики) , «Самая страшная книга-2015» — обе под редакцией создателя сообщества «Тьма» и журнала «Darker» Михаила Парфенова, серия «Темная сторона», составителем которой выступила популярный автор хоррора Мария Артемьева. Проект «Александр Варго» был расширен и часть книг стала выходить под заголовком: «Апостолы Тьмы», где отметились молодые авторы «новой волны хоррора».

С конца 2015 года начинается выпуск первого в России печатного издания «RedRum», в редакции которого хоррор-авторы Мария Артемьева и Алексей Шолохов [ значимость факта? ] .

Весной 2018 года, издательство «Эксмо» тоже запустило серию, но уже романов ужасов под названием «Русский хоррор». На текущий момент в ней вышли четыре книги: «Театр мистера Фэйса» , «Попрыгунчики на Рублёвке» Глеба Соколова, «Пастырь мертвецов» Антона Вильгоцкого и «Вверх по спирали» Светланы Даниловой .

На период 2014-2023 (и по настоящее время) отмечен всплеск популярности русского хоррора в литературе, в частности развитием серии "Самая Страшная Книга".

В серии вышло 11 ежегодных антологий (2014-2024), 2 подарочных антологии лучших рассказов авторов ужасов, запущена подсерия "13" (пять книг), несколько авторских романов, антологии ""Черный Новый год" и "Черные сказки" и т.д. Общий тираж серии, включая дополнительные тиражи и переиздания, превысил 218 000 экземпляров.

Примечания

Комментарии

  1. Вероятнее всего, автором была Екатерина Николаевна Молчанова-Хомзе , дочь кяхтинского купца Н. Л. Молчанова, бывшего «христом» местной хлыстовской общины .

Источники

  1. Лурье Я. С. Повесть XV в. и фильмы XX века // Русская литература . — 1962. — № 2. — С. 226—228.
  2. Долгих Т. Послесловие // Ярмарка колдовства: Страшные истории для детей и взрослых. Н. В. Гоголь, А. Погорельский и др. — Пермь, 1994.
  3. . Дата обращения: 18 февраля 2009. 5 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  5. . Дата обращения: 31 января 2022. 31 января 2022 года.
  6. . Дата обращения: 10 июня 2010. 23 мая 2010 года.
  7. . 16 октября 2019 года.
  8. . 16 марта 2015 года.
  9. Пастырь мертвецов.
  10. . eksmo.ru. Дата обращения: 19 июня 2018. 12 июня 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Литература ужасов в России