Памирские народы
- 1 year ago
- 0
- 0
Пами́рцы ( перс. پامیری; тадж. помирӣ; самоназвание: шугн. pōmērə, руш. pōməray, вах. pōmēri) — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро - Гиндукуша , разделённого между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем . Относятся к памиро-ферганской расе (ветвь европеоидной расы ). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи . Бо́льшая часть памирцев объединены на религиозной основе исповеданием исмаилизма .
Области расселения памирцев — западный, южный и восточный Памир , смыкающийся на юге с Гиндукушем — представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча , Пяндж , Памир , Вахандарья ). Восточные склоны Памира принадлежат бассейну реки Яркенд , к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда , представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит . Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделённой между Таджикистаном , Афганистаном , Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской , Британской и Китайской империй и их сателлитов ( Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.
Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан , Рушан , Ишкашим , Вахан , , Сарыкол — в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.
Бадахша́н ( перс. بدخشان / тадж. Бадахшон , кит . 巴達克山 — «Горы Бадах») — историческая область Памира , расположенная на территории юго-восточного Таджикистана — Горно-Бадахшанская автономная область , и северо-восточного Афганистана — провинция Бадахшан .
Площадь Бадахшана в целом — 108159 км², население 1,3 миллиона человек.
Афганская часть Бадахшана ( провинция Бадахшан ) — 44 059 км², 884 700 человек. Большая часть провинции занята горными хребтами Гиндукуша и Памира . Обычная для провинции растительность включает луга и берёзовые леса . Для более высокогорных районов характерны альпийские луга и горные пустыни. К югу от Файзабада территория представляет собой полупустыни , основной растительностью в которой являются колючие кустарники и акации .
Таджикская часть Бадахшана ( Горно-Бадахшанская автономная область ). — 64 100 км², 216 900 человек. Большую часть территории ГБАО занимает высокогорье Восточного Памира (высшая точка — Пик Исмоила Сомони , бывший пик Коммунизма (7495 м), из-за которого иногда называется «Крышей мира». На склонах горы имеются мощные фирновые поля и ледники общей площадью 136 км².
К западу и северо-западу от вершины расположено Памирское фирновое плато , одно из самых протяжённых высокогорных плато в мире. Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя — на высоте 6300 м.
Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу.
Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка ( дари ). Бадахшанцы- таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. В некоторых областях таджикский язык вытеснил местные памирские языки в историческое время:
Кроме того, в самом массиве памироязычных народов имеются таджикоязычные группы кишлаков:
Помимо таджиков , судьбы памирских народов оказались тесно связаны с дардами кхо — наиболее иранизированным дардским народом, населяющим верховья реки Читрал ( Кунар ), и буришами — неиндоевропейским изолированным народом бассейна р. Гилгит . Длительное соседство и воспринятие от памирцев исмаилизма сделало эти народы очень близкими в области духовной и материальной культуры. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши , проявляющееся в языке и культуре.
Центральный Памир (в основном в восточной части ГБАО ) представляет собой непригодное для земледелия высокогорье, заселённое кочевыми киргизами , с которыми памирцы также регулярно сталкиваются на высокогорных пастбищах. Киргизская этническая территория отделяет сарыкольцев от остальных памирцев.
Языком межнационального общения в Горно-Бадахшанской автономной области является таджикский. Как официально , так и по мнению экспертов-лингвистов .
Таджикский язык является для памирцев языком религии ( исмаилизма ), фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках .
Кроме таджикского языка, в общении между разными народностями распространены шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык .
Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами .
На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка (на нём ведётся обучение в государственных школах), которая, к примеру, активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения, включая семейную сферу .
Ваханский язык, как разговорный, занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязычным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведётся обычно на ваханском языке . На деньги фонда Ага-хана с начала XXI века в ГБАО кое-где строятся платные школы, в них изучают один из 2 европейских языков (на выбор), арабский и русский. Обучение в них ведётся с пятого класса .
Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский . В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту . Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков .
Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование .
Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона . Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины . В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы . Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту . Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев . Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане . Приблизительные сроки начала иранизации края (по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников) — VII—VI вв. до н. э . Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён .
Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. до н. э., когда с установлением среднеазиато-китайских связей через долину Пянджа была налажена караванная торговля, получившая название Великого Шёлкового пути (в виде южного его отрезка). Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями ( Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.) либо терпели крах, либо оканчивались лишь временными успехами и установлением номинальной зависимости от внешней власти. Фактически до XIX в. памирские области представляли собой независимые или полунезависимые княжества, которые в XVIII веке боролись против политической зависимости от Бадахшанского ханства и Дарваза. В середине XIX века Бадахшанское ханство было завоёвано Эмиратом Афганистан, княжества Вахан и Рушан платили дань Дарвазу, до его завоевания в 1878 году Бухарским эмиратом. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан .
В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. К Бухаре отошли правобережные земли Вахана, Рушана, Шугнана и Язгулем. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи . Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи.
В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия (наукяры), «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий (каумов): «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени .
Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Типичные для северных памирцев (кроме сарыкольцев), профили гаплогрупп мтДНК: HV (52 %), U (14 %), T (14 %), CZ (6 %), J (4 %) — репрезентативны для индоевропейских народов Западной Евразии. У сарыкольцев Синьцзяна встречаются следующие гаплогруппы мтДНК: D (3 %), HV (24 %), U (33 %), T (2 %), J (7 %), CZ (7 %), M (8 %) — помимо индоевропейских, отражает некоторое влияние восточно-азиатских народов, у ваханцев профиль мтДНК: HV (38 %), U (18 %), T (9 %), J (8 %), R (6 %), W (12 %) ещё более сложный, также характерен для индоевропейских народов, хотя гаплогруппа W3 (12 %) не типична для иранских народов . Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК . Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир .
С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм . Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда (*Ahura- Mazdā-). Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Легенды о предках-«огнепоклонниках» и « кафирах - сиявушах » (искажённое под влиянием имени иранского героя тадж. сиёпӯш «одетый в чёрное») до сих пор популярны на Памире.
Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.
Фатимидский - исмаилитский ислам был введён в Бадахшан и Памир Насир Хосровом аль-Кубадияни , который был назначен да’и аль-мутлаком и Худжат аль-исламом фатимидским халифом Абу Тамимом Маад ибн Али аль-Мустансир Биллахом для памирцев в Синьцзяне и Бадахшане в Афганистане . Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану . Фонд Ага-хана стал основной неправительственной организацией в ГБАО. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек . Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке .
Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм .
Исходя из сходства в обычаях и традициях (этнической общности) и из конфессиональной общности (то есть принадлежности к исмаилизму), все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. помирӣ . В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами . Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам .
Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области (ГБАО), представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» .
Касательно этнической самоидентификации вне ГБАО, к примеру в среде трудовых мигрантов в Российской Федерации , характерно два типа самоопределения :
Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками .
Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны.
Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик . В классический период этот этноним применялся как синоним слова иранец , особенно в поэзии, где понятие « турку тоҷик » означало не конкретный этнос в современном понятии, а представителей тюркских и иранских народов вообще. . Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии (за исключением пуштунов), что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» .
Ученые отмечают , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей.
Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами . Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность , поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса .
Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов . Никаких научных подтверждений этой легенде нет.
В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков.
С установлением ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало.
Исторические условия развития, экономическая отсталость, влияние исмаилитского духовенства и особенности исмаилитской идеологии обусловили сходство многих черт общественности и семейной жизни памирцев, в том числе значительных пережитков патронимии и сословного деления, более длительное бытование больших и неразделённых семей, патриархально-феодальных начал в семье, пережитков древних верований и т. п.
В связи с преобладанием земледелия над скотоводством, мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клёцки, болтушка, лепёшки), в дроблённом виде (для густой или жидкой каши), фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, «ширчой» (чай с молоком, с добавлением сливочного масла) — чай с молоком пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди [ когда? ] . Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причём горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. (Пещерева 1947: 48)
Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. (Кисляков 1949: 38-39) Области расселения памирцев отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли (ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. (Моногарова 1972: 52)