Interested Article - Искусствоведение
- 2021-03-04
- 1
Искусствове́дение , искусствозна́ние — род гуманитарных наук , комплекс дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное , декоративно-прикладное и архитектуру ).
Искусствоведение и искусствознание
Многие специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. У этих понятий общая этимология (др.-рус. вѣдѣти — знать; греч. gnosis — знание), но разные, исторически сложившиеся оттенки смысла. В словаре В. И. Даля читаем: «Ведать — заведывать, или править, управлять, распоряжаться по праву». Отсюда: ведомство, управление, ведомость, ведение, заведование… «Знать», также по В. И. Далю, — это «ведать, разуметь, уметь, твердо помнить». Соответственно «первое понятие ассоциируется с накоплением изучением, учётом и классификацией фактов, второе — с теоретическим осмыслением и моделированием системы знаний» .
В западноевропейской традиции также прослеживается подобное разделение. В частности, в трудах Г. Зедльмайра это «первая» и «вторая» науки об искусстве (нем. Kunstgeschichte — история искусства; Kunstwissenschaft — знание искусства). Зедльмайр вводит это разделение «лишь в качестве фикции», подчеркивая, что «в практике исследования между ними нет резкой границы, но они перетекают друг в друга» . Первое из этих условно обозначенных направлений науки об искусстве собирает и классифицирует документальные и внешне-описательные сведения о произведениях, устанавливает исторические взаимосвязи, реконструирует объективную форму произведений, фиксирует внешние особенности различных иконографических типов , развивает методы атрибуции и экспертизы , но не углубляется в художественный смысл произведений , — этим занимается «вторая», столь же условно выделяемая Зедльмайром, наука об искусстве. Она исследует «особенности художественных созданий, их внутреннюю связь и строение, она может верно распределить их по естественным группам, может, исходя из свойств, установить генетические связи, может прийти к пониманию процесса, продукты которого она изучает» .
Сходную оппозицию выявляет Э. Панофский , сопоставляя две исторически сложившиеся группы искусствоведов: « знатоков » и «историков искусства» и противопоставляя им третью группу, «теоретиков искусства». Знаток, по его мнению, — «это коллекционер , музейный хранитель или эксперт, который сознательно ограничивает свой вклад в науку идентификацией таких признаков произведений искусства, как дата, место происхождения и авторство, а также оценкой их качества и степени сохранности. Различие между знатоком и историком искусства, которое можно уподобить различию между медиком-диагностом и медиком-исследователем, заключается не столько в самом принципе анализа, сколько в его направленности и степени его детализации». Согласно Панофскому, знатока «можно назвать скупым на слова историком, а историка — разговорчивым знатоком. <…> С другой стороны, теория искусства, которую следует отличать от философии искусства или эстетики , находится в таком отношении к истории искусств, как поэтика и риторика — к истории литературы » .
Ряд исследователей имеет иной взгляд на базовую структуру науки об искусстве: не отмечая существенных различий между терминами «искусствоведение» и «искусствознание», они рассматривают в качестве её главных направлений художественную критику и историю искусства. Наиболее радикальные сторонники этого противопоставления либо стремились представить всю историю искусства как форму художественно-критической деятельности ( А. А. Каменский ), либо разграничивали критику и историю по принципу использования критерия «ценности»: якобы имеющего значение только для художественного критика, но не для историка искусства ( Б. М. Бернштейн ). С этими крайними точками зрения полемизировал В. Н. Прокофьев , выявляя, в свою очередь, и третье направление в структуре науки об искусстве: «искусствоведение, как и любая дисциплина в пределах гуманитарных наук, имеет свою практическую и свою историческую, а кроме них еще и свою теоретическую стороны <…> Критика, история и теория — это составные части общего искусствоведения, это его сложившиеся или складывающиеся „субдисциплины“» . В работе историка искусства он отмечал три фазы: знаточески-фактографическую, реконструктивную и сравнительно-критическую. В этой последней фазе историк «уже не только познаёт, но и судит, то есть его путь именно тут и пересекается с художественной критикой. Однако не той, которая бытовала в изучаемой им эпохе, а той, чьим современником он сам является» . Здесь, по его мнению, историку не обойтись без критерия ценности, и в этом Прокофьев сближался с Зедльмайром, утверждавшим: «История стиля, будучи последовательной, не должна допускать ценностных суждений. Настоящая же история искусства не имеет права их исключать. Художественно ничтожные, плохие и неудавшиеся произведения ей надлежит отделять от значительных, совершенных и удавшихся. Она должна отметить и оценить художественные достижения (а не просто описать их как исторические явления)» .
С другой стороны, теория искусства, если её выделять в отдельную дисциплину, что, как отмечал С. С. Ванеян, также проблематично, отличается от истории искусства большей умозрительностью, абстрагированием понятий, аналитичностью, стремлением к синтезу, созданию теоретических моделей, гипотез, концепций, поскольку непосредственно граничит с эстетикой и философией искусства. Однако, до настоящего времени «ни рецепция смежных методологий, ни опыт усвоения максимального числа концептуальных контекстов», по убеждению Ванеяна, — не позволили искусствознанию стать вполне самостоятельной наукой об искусстве. «Причина тому не только в специфике гуманитарного знания вообще, не предполагающего чрезмерной специализации отдельных наук внутри себя, так как предмет интереса един и неделим — сам человек… По всей видимости, само искусство, художественное творчество — творцы и их творения — по природе своей не есть что-то самостоятельное и независимое, как хотелось думать эстетизму XIX столетия. Присущий художественной деятельности символизм заставляет рассматривать продукт этой деятельности, то есть произведение искусства, при самом деликатном подходе как „систему отсылок“, как риторически-репрезентирующий дискурс, изобразительность которого выходит далеко за пределы визуального ряда» .
К области искусствознания относят морфологию искусства, философию, социологию и психологию искусства (в том числе психологию зрительного восприятия), иконологию, теорию композиции и формообразования в различных видах искусства, музеологию, методику композиции, проектирования и моделирования, теорию гармонии и пропорционирования, антропометрию. Отдельные области составляют художественная критика, эссеистика и публицистика, экскурсионная, лекционная и другая просветительская деятельность, популярная литература об искусстве, кураторство, арт-дилерская, аукционная и иная коммерческая деятельность. Соответственно морфологии искусствознания используется широкий спектр исследовательских методов и приемов. Важной проблемой остается определение границ философии, имплицитной и эксплицитной эстетики (как общей методологии искусствознания) и культурологии. В то же время очевидны тенденции к широким трансморфологическим концепциям и междисциплинарным знаниям. Основателю иконологического метода изучения искусства А. Варбургу принадлежит ключевое высказывание: «Изучение искусства начинается там, где кончаются атрибуции и датировки» («Kunststudium beginnt dort, wo das Endeder Zuschreibung und Datierung») .
К искусствоведению относятся следующие разновидности :
- история искусства как часть всеобщей истории; её предметом является «исторический фон»: выявление и изучение отдельных фактов и событий, обстоятельств создания произведений искусства, абстрагированных от общего духовного смысла художественного творчества и психологии творца;
- источниковедение и историография , библиография, биобиблиография, архивоведение ;
- хронология истории искусства;
- топография ( историческая география ) искусства;
- итерология (литературное описание путешествий и экскурсий);
- археология искусства;
- иконография ;
- теория и практика атрибуции произведений искусства, музейная экспертиза;
- техника искусства;
- технико-технологическая экспертиза произведений искусства;
- комплексные исследования, реставрация, реконструкция и реновация памятников;
- коллекционирование, музеефикация и хранение произведений искусства;
- музееведение ;
- художественная критика, эссеистика и публицистика, популярная литература;
- лекционная, экскурсионная и другая просветительская деятельность;
- кураторство музеев и выставок, арт-дилерская, арт-менеджерская, аукционная и другая коммерческая деятельность.
В разделе искусствознания окажутся следующие направления изучения искусства :
- философия искусства ;
- социология искусства ;
- психология искусства , в частности, психология зрительного восприятия;
- иконология ;
- общая и специальная морфология искусства;
- общая и специальная теория композиции и формообразования;
- музеология ;
- методика композиции, проектирования и моделирования;
- теория и методика преподавания искусства.
Соответственно жанровой структуре искусствоведческой работы используются различные методы, применяемые в смежных науках :
- описательный;
- историко-описательный (диахронный и синхронный);
- сравнительно-исторический;
- структурно-аналитический;
- системно-аналитический;
- формальный (описание и анализ)
- идиографический (описание индивидуальных, частных особенностей факта или явления);
- биографический;
- биобиблиографический (совмещение биографических сведений и библиографии о художнике);
- монографический;
- статистический (метод количественного анализа);
- метод ассоциативного анализа;
- семиотический (рассмотрение знаковой структуры произведения);
- семантической интерпретации (выявления скрытых смыслов);
- индуктивно-дедуктивный (изучение явления «наведением» от частного к общему или «выведением» из общего частного);
- психологических исследований личности;
- технико-технологических исследований;
- практически-экспериментальный;
- согистический (совместных исследований представителями разных наук)
Тем не менее, и у теоретического искусствознания есть свои слабые стороны. «Любая теория призвана быть автономной номотетикой (установлением собственных законов) и одновременно идиографией (описанием объекта как идиомы, в его субъективной данности, каким он предстает наблюдателю). Первое с достаточной точностью может сделать только сам художник, но он, как правило, этим не занимается, поскольку в таком случае, угнетая интуитивную сторону творчества, перестает быть в полной мере художником; второе делает зритель — критик, теоретик, эссеист, знаток и просто любитель искусства. Иначе говоря, искусство не может в полной мере исследовать самое себя, а определение „теория искусства“ с позиций строгой науки является противоречием в терминах» (орфография сохранена).
Становление, структура и методологические проблемы науки об искусстве
Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху , например, Платоном и Аристотелем . Среди трудов античных авторов имеются практические руководства по искусству, например архитектуре ( Витрувий ), описание путешествий (итерология) и художественных памятников ( Павсаний , Филострат Старший ). Обширный трактат по античному искусству (в широком значении этого слова)создал Плиний Старший . Ряд важнейших трудов появился в эпоху Возрождения . Вначале это были биографии художников. Наиболее яркий пример — « Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » (1550) Джорджо Вазари .
«Отцом искусствознания» называют И. И. Винкельмана , хотя его труд « История искусства древности » (1764) касается лишь описания отдельных произведений древнеримской скульптуры (искусство Древней Греции в то время оставалось неизученным). Ценный вклад в развитие науки об искусстве внесли западноевропейские просветители XVIII века Дени Дидро , Г. Э. Лессинг и другие. В отличие от историографического и биографического подхода к истории искусства, родоначальником которого является Дж. Вазари, историю искусства как историю стилей и школ , а также эволюцию художественных форм, первым стал рассматривать в конце XVIII века аббат Луиджи Ланци .
В XIX—XX веках искусствоведение получило широкое развитие, в науке об искусстве сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальную роль в образовании искусствоведения сыграл Пётр Гнедич ; позже значительные исследования в области искусствоведения были выполнены Якобом Буркхардтом ( Швейцария ), Вильгельмом Любке , Алоизом Риглем , Генрихом Вёльфлином , Антоном Шпрингером , Карлом Вёрманом ( Германия ), Эженом Виолле-ле-Дюком , Гастоном Масперо ( Франция ), Аби Варбургом , Гансом Зедльмайром и многими другими. Во второй половине XIX века в России сложилось историко-критическое направление, представители которого под воздействием революционно-демократической эстетики, считали важнейшим идейное содержание искусства. Другое направление в эстетике, публицистике и критике искусства было связано с русской религиозной философией. Таковы работы Ф. И. Буслаева , С. Н. Булгакова , П. А. Флоренского , Н. П. Кондакова . Становление российской школы атрибуции и реставрации произведений искусства связаны с именем И. Э. Грабаря
В результате интенсивного развития иконографического, иконологического, семиотического, психологического подходов к изучению искусства как художественного феномена в XX веке достаточно ясно определились основные разделы новейшего искусствознания. Онтология искусства изучает предметное бытование произведений, аксиология и феноменология искусства — специфику восприятия произведений, морфология — критерии и особенности подразделения художественной деятельности на роды, виды, разновидности и жанры. Отдельными темами являются возможности применения точных методов, междисциплинарная методология, например, при изучении новейших форм актуального искусства и дизайна, отношения традиционного искусствознания, современной философии искусства и культурологии.
В Новейшее время само существование науки об искусстве подвергается сомнению, поскольку применение точных методов, математических алгоритмов и формальной логики в этой области весьма ограничено. Так, С. С. Ванеян справедливо отмечал, что «История искусствознания в XX веке — это история не совсем удачной попытки рождения новой научной дисциплины… Ничто не позволило искусствознанию стать отдельной и самостоятельной наукой об искусстве… По всей видимости, само искусство, художественное творчество — творцы и их творения — по природе своей не есть что-то самостоятельное и независимое, как хотелось думать эстетизму XIX столетия». Автор делает вывод, что так называемая наука об искусстве представляет собой, скорее, не теорию, а методологию творчества . По мнению А. К. Якимовича «искусствоведение уже в первые десятилетия XX века стало все более настоятельным образом разворачиваться в сторону „культурологии“» . В. Г. Власов назвал постренессансное искусство и современное искусствознание диссипативной (открытой, неравновесной) системой . В этой системе по-прежнему важное значение имеют субъективные интерпретации и описательные приемы. Особенную актуальность приобретают проблемы иконического в искусстве, отношений профессионализма и дилетантизма, художественной критики, эксплицитной и имплицитной эстетики .
Российский Государственный образовательный стандарт
В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 — «Искусствоведение», квалификация — «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, основные виды профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.
Области искусствоведения и искусствознания
История искусств
История искусств является разделом искусствоведения, предметом которого является процесс и закономерности развития искусств со времён их зарождения и до наших дней. В основу истории искусства, как раздела всеобщей истории, положены ключевые понятия, выработанные античной культурой и христианской традицией западноевропейской цивилизации. Такой вынужденный европоцентризм обусловлен прежде всего тем, что в восточных культурах существуют иные представления об историческом времени и пространстве. К евронаучным ключевым понятиям относятся: представления о единой направленности исторического времени от Сотворения мира до Страшного суда (принцип историзма человеческого и, в частности, художественного мышления), понятия хронотопа (единства времени-места создания произведения искусства), сочетания точных и интуитивных методов познания, свободы творческого мышления, суждений и оценок и многое другое. В истории искусствознания разработано множество морфологических систем . В античности все искусства подразделялись на мусические (которым покровительствовали Аполлон и музы) и механические, или сервильные (рабские), связанные с презираемым древними греками физическим трудом. В поздней античности сформировалось понятие «Семи свободных искусств», подразделяемых на тривиум (грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Только в эпоху Возрождения сформировалось привычное нам понятие изобразительных искусств как «изящных» (включая архитектуру), а также музыки, поэзии, начался долгий процесс самоопределение разновидностей и жанров художественного творчества.
Морфологическая система родов, видов, разновидностей и жанров искусства имеет историческую динамику, различные авторские концепции, сложную и противоречивую структуру . В различных морфологических концепциях искусную деятельность подразделяют по способу восприятия произведений на «слуховые» и «зрительные» искусства (И. И. Иоффе), по онтологическому критерию на пространственные, временны́е и пространственно-временны́е (М. С. Каган), по функциональной структуре на «изобразительные» (живопись, графика, скульптура) и «неизобразительные» или бифункциональные (архитектура, прикладное искусство и дизайн; С. Х. Раппопорт), на «лингвистические» и «нелингвистические» (М. Ризер) по способам формообразования, техническим приемам и материалам, особенностям восприятия (феноменологический подход). Наиболее архаичный «предметный подход», отвергаемый ныне большинством специалистов, подразделяет искусства на изобразительные и неизобразительные, или абстрактные. Предметом отображения изобразительного искусства якобы является исключительно внешняя действительность , неизобразительные виды искусства воплощают внутренний мир человека (А. П. Мардер). Различным видам и смешанным разновидностям искусства присуща жанровая дифференциация.
Музыковедение
Музыковедение или музыкознание изучает музыку как особую форму художественного освоения мира в её конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфических особенностей и внутренних закономерностей, которыми определяется своеобразный характер отражения в ней действительности. В структуру музыковедения входит ряд взаимосвязанных дисциплин исторического ( всеобщая история музыки , музыкальная история отдельных национальных культур или их групп, история видов и жанров и т. д.) и теоретического ( гармония , полифония , ритмика , , мелодика, инструментовка ) направлений, музыкальная фольклористика, музыкальная социология, музыкальная эстетика , а также смежные науки музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).
Художественная критика
Художественная критика в отличие от теории и методологии искусства заключается в анализе, интерпретации и оценке произведений изобразительного искусства в актуальном контексте . Искусствоведы обычно критикуют искусство в контексте эстетики или теории красоты . Разнообразие художественных движений и направлений привело к разделению художественной критики на различные течения и жанры, которые применяют различные критерии для своих суждений . Наиболее распространенное разделение в области критики — историческая критика, актуальная интерпретация и оценка произведений классического искусства (своего рода форма истории искусства), критика современного искусства, произведений живущих художников , критические суждения самих художников (имплицитная эстетика), эссеистика (литература об искусстве), дидактический полилог (искусствоведческая дискуссия), биобиблиография, историографические и библиографические обзоры, рецензии искусствоведческих трудов и многое другое .
См. также
Примечания
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — C. 20
- , с. 67—74.
- , с. 67.
- , с. 67—71.
- , с. 72.
- , с. 436—437.
- Каменский А. А. Апология критики / Вернисажи. — М.: Советский художник, 1974. — 528 с.
- Бернштейн Б. М. История искусств и художественная критика // Советское искусствознание `73. — М.: Советский художник, 1974. — 432 с.
- , с. 261.
- , с. 272—273.
- , с. 150.
- ↑ Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — С. 4-5
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — C. 20—21
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб. : СПбГУ, 2017. — C. 21—23
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — C. 23
- Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 68—69
- Капица Ф. С. История мировой культуры. — АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4 .
- Якимович А. К. Генрих Вёльфлин и другие. О классическом искусствознании неклассического века // Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С. 20
- Власов В. Г. . от 27 сентября 2020 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник научных статей VI Международной конференции. 2015. Москва-Санкт-Петербург. — СПб., 2016. — С. 733—740
- Власов В. Г. от 8 ноября 2019 на Wayback Machine // «Архитектон: Известия вузов»: Электронный научный журнал, УрГАХУ . — 2016. — № 3 (55).
- Власов В. Г. Морфология как историческое структурообразование искусства //Теория формообразования в изобразительном искусстве: Учебник для вузов. — СПб. : СПбГУ, 2017. — C. 155—227.
- Каган М. С. . Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972
- от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // mesotes.narod.ru
- ↑ . Comprehensive Art Education . North Texas Institute For Educators on the Visual Arts. Дата обращения: 12 декабря 2013. 2 января 2022 года.
- ↑ Gemtou, Eleni. (неопр.) // Т. 2 , № 1 . — С. 2—13 . 28 сентября 2021 года. . — 2010. —
- ↑ Elkins, James (1996). . In Jane Turner (ed.). Grove Dictionary of Art . Oxford University Press. . Дата обращения: 27 октября 2019. Архивировано 14 мая 2019 года.
- Deniz; Tekiner. Formalist Art Criticism and the Politics of Meaning (англ.) // Social Justice : journal. — 2006. — Vol. 33 , no. 2 (104) — Art, Power, and Social Change . — P. 31—44 .
- Верещагина А. Г. Критики и искусство: Очерки истории русской художественной критики середины XVIII — первой трети XIX века. — М. : Прогресс-Традиция, 2004.
- Власов В. Г. от 8 ноября 2019 на Wayback Machine // «Архитектон: Известия вузов»: Электронный научный журнал, УрГАХУ . — 2016. — № 3 (55).
- Власов В. Г. от 8 ноября 2019 на Wayback Machine // «Архитектон: Известия вузов»: Электронный научный журнал, УрГАХУ . — 2017. — № 4 (60).
Литература
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. — Издательство В. Шевчук, 2013. — 330 с. — ISBN 978-5-94232-062-1 .
- Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. — Издательство В. Шевчук, 2010. — 368 с. — ISBN 5-94232-029-2 .
- Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — СПб. : СПбГУ, 2017. — 264 с. — ISBN 978-5-288.
- Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. Посл. В. В. Бибихина . — СПб. : Axiōma, 2000. — 272 с. — (Классики искусствознания). — ISBN 5-901410-03-3 .
- Каган М. С. Морфология искусства. — Л. : Искусство , 1972. — 440 с. — 20 000 экз.
- Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина / Пер. с англ. М. Н. Соколова // Советское искусствознание . Вып. 23. — М. , 1988. — С. 420—445 .
- Прокофьев В. Н. Художественная критика — история искусства — теория общего художественного процесса: их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения // Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. — М. : Советский художник , 1985. — С. 260—287. — 304 с. — (Библиотека искусствознания).
- // Структура литературного произведения. — Л. : Наука , 1984. — С. 179—205.
- Сапаров М. А. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л. : Наука , 1974. — С. 85—103.
- Рыков А. В. // Классика в искусстве сквозь века: Сборник научных статей (Труды исторического факультета СПбГУ . — Т. 22). — СПб. , 2015. — С. 155—160.
Ссылки
- 2021-03-04
- 1