Interested Article - Отпуст
- 2020-08-07
- 1
Отпу́ст ( греч. ἀπόλυσις , лат. dismissio ) у христиан — заключительное благословение народа по окончании богослужения .
Отпуст у православных
Отпусты содержатся в Служебнике . Существует несколько видов отпуста:
- малый отпуст ( возглашается на повечерии , полунощнице , часах и малой вечерне ): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери , преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- великий отпуст (произносится на вседневной и великой вечерне , утрене и литургии ): «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…) , преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- праздничный отпуст (произносится на господские праздники и в воскресенье); различается в зависимости от праздника, например, на Рождество Христово — «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…», в праздник Святой Троицы — «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» , в воскресенье «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»
- отпусты Страстной Седмицы напоминают праздничные, но на них вспоминаются события, происходившие в соответствующий день земной жизни Спасителя. Например, в Великую Пятницу : «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В современной практике Русской православной церкви в Великую Субботу — отпуст обычный, не воскресный, а у старообрядцев особенный — «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, Истинный Бог наш…».
Совершается священником, стоящим в царских вратах лицом к народу (на запад).
Порядок совершения отпуста вседневной вечерни следующий. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певчие отвечают: «Честнейшую Херувим…». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе», после чего певчие: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Далее священник, выйдя из алтаря северными дверьми при закрытых царских вратах, становится на амвон, обратясь лицом к народу, произносит великий отпуст. После великого и праздничного отпуста певчие поют многолетие (в практике РПЦ: «Великаго Господина и Отца нашего ( имярек ) Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек) митрополита (или архиепископа или епископа ; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета» ).
Если сряду совершаются две службы, например, утреня и 1‑й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Типикон, гл. 2), конечным отпустом (Типикон, гл. 1). В приходской практике РПЦ принято обычно вместе с вечерней отправлять сряду и утреню, в каковом случае отпуст после вечерни не произносится. После отпуста по окончании литургии народу преподается напрестольный крест для целования.
Отпуст у католиков
В конце (дореформенной латинской) мессы предстоятель или клирик произносит «Ite missa est» ( Идите, месса совершилась ). В конце мессы без Gloria (например, во время поста) и больших служб оффиция формула отпуста включает речитационный возглас «Dominus vobiscum» ( Господь с вами ), версикул «Benedicamus Domino» ( Благословим Господа ; по стилю обычно — мелизматический распев ) и возглас «Deo gratias» ( Слава Богу ).
В пореформенной мессе формулы отпуста даны на современных языках.
Примечания
- После слов славных и всехвальных апостол следует тема дня седмицы (например, в среду и пятницу произносится „силою честнаго и животворящего Креста“ ), местночтимые и храмовые святые, святой дня и пр., на литургии поминается также и святой, составивший последование той литургии, которая служилась ( „иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского, Златоустаго “, „иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския“ или „иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы Римскаго“ ).
Литература
- Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Журнал Московской Патриархии. 1997. — № 7. — С. 40-55.
- Сахаров П. Д. Отпуст // Католическая энциклопедия . Т.1. М., 2007, стлб. 1145.
- Лукашевич А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIII : « Онуфрий — Павел ». — С. 526-527. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8 .
Ссылки
- 2020-08-07
- 1