Памятник Бартоломео Коллеони (Венеция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бартоломе́о Аммана́ти (Амманнати) ( итал. Bartolomeo Ammannati ; 18 июня, 1511 , Сеттиньяно, Тоскана — 13 апреля, 1592, Флоренция , Тоскана ) — один из самых известных скульпторов и архитекторов маньеризма флорентийской школы . Работал в Венеции , Падуе , Риме , Флоренции. Близкий друг и единомышленник Джорджо Вазари , вместе с которым организовал в 1561 году « Академию рисунка » во Флоренции.
Родившийся в Сеттиньяно близ Флоренции в 1511 году, Бартоломео в возрасте двенадцати лет осиротел и, чтобы выжить, поступил учеником в мастерскую скульптора и живописца Баччо Бандинелли . Около 1530 года он отправился в Венецию, привлечённый славой Якопо Сансовино , которому помогал в 1537 году при постройке библиотеки Сан-Марко . Он создал скульптуру Нептуна (разрушенную обрушением здания в 1750 году) и некоторые рельефы в арках .
В 1544 году Амманати переехал в Падую. В 1546 году он, вероятно, проектировал гробницу для Марко Мантуи Бенавидеса в церкви дельи Эремитани (Chiesa degli Eremitani). Возможно, дворец Тревизан-Мион (Trevisan-Mion) и выполнял многие другие работы . Тогда же он переехал в Рим и был представлен Дж. Вазари папе Юлию III .В 1550 году в Урбино Бартоломео женился на поэтессе Лауре Баттиферри , с которой у него не было детей, но всю жизнь супругов связывала искренняя любовь.
В 1555 году, после смерти Юлия III, Бартоломео Амманати вернулся вслед за Вазари во Флоренцию, ко двору великого герцога Тосканы Козимо I Медичи . Первой работой, которую он получил, был фонтан под названием «Юнона», который должен был находиться в Палаццо Веккьо , в Салоне деи Чинквеченто, напротив трибуны Бандинелли. Позднее эту работу Франческо I Медичи поместил в сад виллы Пратолино . Эта и другие произведения Амманати, созданные между 1555 и 1561 годами, Микеланджело назвал «прекрасными фантазиями»; со временем они стали экспонатами в музее Барджелло .
В 1561 году Амманати вместе с Джорджо Вазари и Аньоло Бронзино был в числе организаторов престижной « Академии рисунка » (Accademia del Disegno), созданной во Флоренции при поддержке великого герцога Козимо I .
В последние десятилетия жизни Амманати сблизился с миром иезуитов . С 1572 года задокументированы первые контакты художника с орденом в связи с проектом расширения флорентийского коллегиума (теперь Палаццо дельи Сколопи). В 1575 и 1576 годах Амманнати был в Риме, где подружился с отцом-генералом ордена Эверардо Меркуриано и с Антонио Поссевино , возможно, при посредничестве флорентийского патриция Лудовико Корбинелли, ставшего иезуитом в 1567 году. Под влиянием религиозно-моральных требований ордена художник пришёл к осуждению своих юношеских взглядов; восприняв дух контрреформации , он заклеймил воспроизведение в камне нагих тел как преступление против нравственности .
25 марта 1587 года Бартоломео Амманати, не имея детей, вместе с женой составил завещание, избрав иезуитский коллегиум Флоренции своим единственным наследником. В ноябре 1589 года он потерял жену. Последние годы его жизни были посвящены исключительно религиозному творчеству. Художник скончался 13 апреля 1592 года от паралича в своем доме на Виа делла Стуфа. Похоронен вместе с женой в церкви иезуитов Сан-Джованнино-дельи-Сколопи во Флоренции .
Многие из его рисунков хранятся в Кабинете рисунков и гравюр (Gabinetto dei Disegni e Stampe) галереи Уффици во Флоренции и в Библиотеке Риккардиана ( лат. Biblioteca Riccardiana ). Документы, оставленные Обществу Иисуса, ныне хранятся в Государственном архиве Флоренции.
«Один из самых беспокойных художников своего века, Амманати был типичным интерпретатором „интеллектуального маньеризма“, предназначенного для элиты утончённых княжеских дворов, и любителей итальянской „прекрасной манеры“, к которой он относился. Как скульптор он подражал Микеланджело» . На флорентийской площади Синьории возвышается самая известная из композиций Бартоломео Амманати — фонтан Нептуна ( итал. La Fontana del Nettuno ). Он работал над ней десять лет (1563—1577) вместе с учениками, среди которых был Джамболонья . В 1559 году Амманати пришлось столкнуться с конкурсом на создание главного общественного фонтана во Флоренции вместе с Бенвенуто Челлини , Винченцо Данти , Джамболоньей, Франческо Москино и Винченцо де Росси. Но после того, как его коллега и главный конкурент Баччо Бандинелли умер в 1560 году, заказ на строительство Фонтана Нептуна был передан Амманати, который пользовался покровительством жены герцога Козимо I Медичи Элеоноры ди Толедо .
Беломраморная скульптура Нептуна широко известна во Флоренции. Огромный размер, странные пропорции статуи, разномасштабность фигуры морского бога, тритонов и нимф дали флорентийцам повод именовать скульптуру иронично, но всё же любовно: «Бьянконе» ( итал. Il Biancone — Белый великан) . Гипертрофированные пропорции: огромная голова, широкие плечи, как и фигуры трубящих в раковины тритонов, буквально «застрявших» между ног «Белого великана», демонстрируют характерные особенности маньеристической скульптуры и архитектуры второй половины XVI века во Флоренции — «тенденцию смешения масштабов, несоразмерности и даже несуразности отношений величин». Это особенно заметно при сравнении «Бьянконе» с находящимся неподалёку, здесь же, на Пьяцца Синьория « Давидом » Микеланджело: две эпохи ( Высокое Возрождение и маньеризм ), два стиля и два по-своему выдающихся художника .
«Нептуна» Амманати подвергали резкой критике, как со стороны соперников (комментарий Челлини, который в своей автобиографии охарактеризовал художника как «достойного» последователя ненавистного Баччо Бандинелли), так и со стороны интеллектуалов двора Медичи: «Амманати смог показать свои способности с большим трудом, поэтому простые люди придумали для статуи название „Бьянконе“, под которым она известна до сих пор, а это означает, что единственная поразительная вещь в этой скульптуре — белый мрамор, в дополнение к насмешливому рефрену „Амманато, Амманато, сколько мрамора ты испортил!“ (Ammanato, Ammanato, Quanto bel marmo t’hai sciupato!)». Фраза приписывается Бенвенуто Челлини, яростному конкуренту Амманати .
Несмотря на критику, Бартоломео Амманати продолжал работать над другими фонтанами и садовыми статуями, такими как группа «Геракл и Антей» для фонтана, созданного Никколо Триболо , и аллегорическая фигура Апеннин в садах Виллы Медичи в Кастелло близ Флоренции.
Папа Юлий III поручил Амманати создание скульптур в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме, над архитектурой которой работал Вазари. Амманати вошёл в круг сотрудников архитектора Джакомо да Виньола в Риме, с которым вместе с Вазари возводил по образцу древнеримских вилл в 1551—1555 годах Виллу Джулия .
В истории искусства Амманати остался прежде всего как умелый строитель. Во Флоренции он возвёл мост Санта-Тринита через реку Арно и довёл до конца крупнейший строительный проект чинквеченто — Палаццо Питти . В 1558 году начались работы по расширению главной резиденции влиятельной флорентийской семьи Питти . Главный фасад дворца, выходящий на площадь, оформлен типично флорентийским рустом , окна имеют характерную арочную форму. Вход во дворец ведёт в большой двор, иногда неверно называемый курдонёром («парадным двором»). Выступающие боковые корпуса главного фасада Палаццо Питти действительно создают впечатления полузакрытой площади, но, в отличие от французской традиции, в архитектуре итальянского ренессанс-маньеризма дворы (кортиле) всегда находятся внутри здания, за главным фасадом, и изолированы от улицы. Таков двор Палаццо Питти, великолепный образец флорентийской архитектуры, созданный Амманати в 1558—1560 годах. Двор образует «навесную» галерею, с которой, как с бельведера , открывается вид на сады Боболи.
Фасады внутреннего двора и садовые фасады дворца работы Амманати имеют рустику, пересекающую полуколонны ордерной суперпозиции наподобие «муфтированных колонн», зрительно обесценивающих тектоничность архитектурной композиции. Это черта характерная для искусства флорентийского маньеризма второй половины XVI века . Между 1558 и 1570 годами Амманати создал монументальную лестницу первого этажа Палаццо Питти и расширил боковые корпуса в сторону сада. На галерее (террасе) был установлен большой фонтан, позднее получивший прозвание «Артишок» (Fontana del Carciofo), спроектированный Джованни Франческо Сусини , помощником Джамболоньи.
Именно Амманати довелось воплотить в жизнь предложенный Микеланджело проект лестницы вестибюля библиотеки Лауренциана (1555—1571) — шедевра архитектуры переходного стиля от маньеризма к барокко. В 1528—1534 годах по заказу кардиналов Лоренцо и Роберто Пуччи Амманати построил Палаццо Пуччи на одноимённой улице и в 1577—1590 годах по заказу Франческо Пуччи перестроил фасад флорентийской церкви Сан-Микеле.
В качестве придворного художника семьи Медичи он работал для многих важных заказчиков: строил и перестраивал дворцы, оформлял интерьеры. В 1572 году папа Григорий XIII заказал надгробие со статуей Христа для своего племянника Джованни Бонкомпаньи в Кампосанто в Пизе . В Лукке Амманати реконструировал Палаццо дельи Анциани (1577—1581), в Вольтерре — двор аббатства Санти Джусто и Клементе и Палаццо Вити, в Ареццо — церковь Санта-Мария-ин-Гради, а в Серавецце дворец Медичи (1564).
Анализируя вклад Бартоломео Амманати в западноевропейскую архитектуру XVI века, Б. Р. Виппер писал:
Художник с широким кругозором, соединяющий таланты скульптора и архитектора, побывавший и в Венеции, и в Падуе, и в Урбино, Амманати развернул свою главную деятельность во Флоренции и Риме. В скульптуре — ученик Баччо Бандинелли и Якопо Сансовино, в архитектуре Амманати сложился в кругу Микеланджело и Вазари и испытал влияние Антонио да Сангалло младшего и Виньолы. Но стиль, который он в конце концов выработал, был вполне самостоятельным стилем, наиболее ярко выражавшим во флорентинской архитектуре придворно-аристократические тенденции эпохи. Среди флорентинских архитекторов XVI века Амманати выделялся богатой фантазией в области декора. Ему принадлежит наибольшее количество новых мотивов и деталей, часто странных и неоправданных, как многое в эту тревожную эпоху… Декоративная изобретательность Амманати проявляется как в малых, так и в больших формах, как в отдельных мотивах, так и в общих композиционных замыслах… Вместе с тем за этой, кажущейся произвольной, игрой воображения ясно чувствуется определённая последовательность принципов, отражающих противоречия эпохи. Так, например, бросается в глаза, что принципу расчленения стены в архитектуре Возрождения Амманати последовательно противопоставляет принцип обрамления, создавая на стене ордерные комбинации, помимо или вопреки её тектонике