Знаменное пение
- 1 year ago
- 0
- 0
Демественное пение — не осмогласное славянское пение православной русской церкви.
В другом источнике указано что Деме́ство ( ср. ), Деме́ственный напев — старинный , взятый с греческого, гнусливый и в один голос . Название, вероятно, происходит от позднегреческого δομέστικος — деместик , буквально — руководитель хора и его солист в Византийской империи ) . Согласно Чудинову от лат. domesticus — домашний .
Демественное пение означает домашнее пение, исполняемое вне храма . Обычай сопровождать домашние занятия священными песнопениями возник в Греции в V веке ; затем он перешел к славянам , которые передали его христианам русской церкви . По другим источникам, демественное пение занесено к нам греческими певцами при Ярославе , в первой половине XI века .
Демественное пение — пение мелодическое, то есть одноголосное. Певец, исполнявший такое пение, назывался демественником (деместиком или доместиком) .
История практически не знает примеров демественного пения вплоть до середины XVII века, когда оно находилось уже в цветущем состоянии, однако сохранилось упоминание о нём, относящееся к 1441 году, в Московском летописном своде конца XV века . Русские летописи называют доместиками русских певцов XI—XIII веков ; в их число выбирали наиболее искусных исполнителей .
Демественное пение, не подчиняясь уставным требованиям пения знаменного, характеризуется особой виртуозностью, торжественностью и заметной близостью к русской народной песне , почему не считалось собственно богослужебным , а скорее домашним (оттого некоторые, например Чудинов, сближают демественное пение с «домашним» и филологически ) .
Употреблялось демественное пение в торжественных случаях, например, при архиерейских службах, свадьбах (в частности, при бракосочетании царя Михаила Фёдоровича ), за царским столом, в великие праздники и т. п . В рукописях излагается или обычным знаменным письмом — даже с пометами, или чаще особой «демественной» азбукой (напечатана в приложении к труду Д. В. Разумовского «Церковное пение в России»), а иногда и нотами . Демественное пение встречается как в одноголосной, так и многоголосной форме, причём партитуры писались тем же «демеством». Рукописи демественного пения называются «демественниками» .
Демественное пение до сих пор сохраняется в живом употреблении у старообрядцев .
После Великой Отечественной войны на материале русского демественного пения в расшифровке В. М. Беляева Н. Я. Мясковский сочинил свою Двадцать шестую симфонию на русские темы (1948) .