Interested Article - История курдов

Курды исторически населяли горные районы к югу от озера Ван и озера Урмия , географическую область, которую называют Курдистаном .

Имя

Согласно Шараф-хану Бидлиси , этноним kurd означает «наделенный мужеством», «герой» и «храбрец», т.к. большинство героев своего времени и славных богатырей вышло из этого народа . Производное от данного названия — слово xort , означающее «юноша», «парень».

На парфянском gurd (gwrt) означало «герой», а на персидском до сих пор существует слово kord ( گرد ) с таким же значением и также персоязычный город в центральноиранской провинции Чехармехаль и Бахтиария под названием Шахре-Корд ( перс. شهرکرد‎ ‎, латинизация : Shahr-e Kord ).

История

Курдский народ сформировался примерно от двух с половиной до полутора тысяч лет назад из множества племенных и этнических групп, населявших горы Загрос и Верхнюю Месопотамию ( куртии , кордейцы , хурриты , марды , бусы, будии, паретакены , луллубеи , гутии , эламиты ) . Курдские племена исторически населяли территории городов Экбатана , Керманшах , Аррапха , Хорремабад , Исфахан , Арбил , Тикрит , Амеди, Пинака , Сарейса , Саталка и так далее. Со временем курды стали расселяться на соседние территории, расширяя ареал распространения народа.

Согласно предположениям учёных (в частности О. Л. Вильчевского), территория Южного Курдистана (треугольник Эрбиль Киркук Сулеймания в горах Загроса) стали местом формирования современного курдского этноса из ряда живших здесь иранских ( мидийских ) племён. Под Сулейманией найден первый известный текст на курдском языке — так называемый «сулейманийский пергамент» VII века, с небольшим стихотворением, оплакивающим нашествие арабов и разрушение ими святынь зороастризма .

Одно из первых сохранившихся упоминаний о курдах датируется 520 г. до н. э. в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского , как о племенах, именуемых вместе «корди». Племена корду (кардухи, кордейцы) создали царство Кордуена , которое было независимо с 189 года до н. э. Предполагается, что кордейцы , жившие недалеко от границ Ассирии и Мидии в современном Курдистане , говорили на древнеиранском языке . Царство было документировано как плодородный горный район, богатый пастбищами. Известно, что жители поклонялись хурритскому богу неба Тешуб . Племена кордейцев (кардухов) были известны как воинственные и неукротимые горцы, не подчиняющиеся персидскому царю и постоянно устраивающие набеги на соседей- армян . Согласно многим источникам, современные курды — потомки жителей Кордуены, а сама область является древним лексическим эквивалентом слова Курдистан ( Кордэстан ) .

Позже курды упоминаются в 226 году н. э. в летописи основателя Сасанидской династии Ардашира Папакана . В 387 году н. э. формируются независимые курдские династии: Базикани, Дейсеми, Химдани. В Византии же курдские племена были южными соседями армян и населяли территории от современной Малатьи до восточных границ империи.

В тот момент, когда начались арабские завоевания (637 год), то арабским племенам пришлось столкнуться с курдскими. Курды поднимали множество восстаний против арабов в это время, например :

  • Восстание курдов в Динаваре (653 г.);
  • Восстание курдов в Хулване (685 г.);
  • Восстание курдов в Шапуре (700—705 гг.);
  • Восстание курдов в области Сабур и Фарсе (702 г.);
  • Восстание курдов в Хамадане (767 г.);

До середины 7 века большинство курдов были зороастрийцами и христианами . Многих арабы насильственно обращали в ислам . Те, кто не принял и остались христианами, бежали за защитой либо в Сирийское царство, либо в Армянское. После арабского нашествия многие вернулись, но утратили свою идентичность и те, кто пришёл из Сирийского царства, те называли себя сирийцами (ассирийцами), а кто из Армянского — армянами . Курды стали первым неарабским народом, принявшим ислам, а Джабан аль-Курди , родившийся в Урфе — первым мусульманским курдом.

Уже в 847 году была написана первая книга о курдах. Абу Ханифа ад-Динавари (828—896 гг.), курдский учёный, ботаник и историк, создал летопись «Происхождение курдов» («Ансаб-аль-Акрад») . Позже, в 1187 году происходит полный разгром крестоносцев курдским полководцем Салах-ад-Дином и захват города Иерусалим . К XII веку курды достигли своего максимального рассвета. Айюбиды — единственная известная империя в этом районе, которая, как известно, была терпима к религии езидов . Салах ад-Дин открыл медресе в Курдистане по своему особому приказу. Хотя курды были меньшинством в империи, курдский язык был хорошо известен. Курды переселялись в Дамаск , в Каир в территории нынешнего Судана и в другие земли. Общины потомков до сих пор остались, но значительная часть из них лингвистически арабизирована .

В VIII—X веках начинается активное распространение ислама среди курдов (до этого они были преимущественно зороастрийцами и христианами ). Распространение ислама среди курдов привело к тому, что большая их часть постепенно (в основном насильственно ) стали мусульманами. В XII веке формируется шарфадин (езидизм) , которую основал Ади ибн Мусафир . Суфийский тарикат проповедовал её среди центральнокурдских племен. Шейх Ади после обучения в Багдаде основал собственный орден под названием «адавийя» («адабийа»), упоминаемый в средневековых арабских источниках как «акрад адавийя» (« курды адавийя »). Окончательно религия сформировалась спустя несколько сотен лет, включив в себя элементы христианства, зороастризма и иудаизма. Во многих княжествах, основанных курдами из мусульманских племен, езидизм становился основной религией. Например, в XIV веке религией Бохтана стал езидизм, откуда он позднее стал распространяться в соседние от него регионы .

После того как султан Османской империи Селим I победил персидского шаха Исмаила I в 1514 году и аннексировал Западную Армению и Курдистан , он доверил управление новыми территориями историку Идрису, который был курдом из Битлиса . Идрис разделил земли на санджаки и управлял ими на основании старинных обычаев. При нём курды заселили территории между Ереваном и Эрзрумом , которые пустовали после набегов Тамерлана . Важную роль в регионе играл курдский клан Янпулатов . В 1606 году Али Паша Янпулат поднял восстание, которое получило большую поддержку от герцога Тосканы Фердинанда I . Восставшим удалось взять под контроль земли от Хамы до Адана, однако затем оно было подавлено турецкими силами. Сам Али Паша был прощён и назначен наместником провинции Темешвар в Венгрии. Он был казнён в Белграде в 1610 году. . Особую враждебность османские власти испытывали к курдам-езидам. В 1640 году турки под руководством Фирари Мустафа Паши напали на курдов у горы Синджар . Произошла большая битва, которая окончилась поражением курдов .

См. также

Примечания

  1. Лятиф Маммад. . kurdist.ru (27 марта 2011).
  2. / Коллектив авторов. — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 7. — 456 с. 9 ноября 2021 года.
  3. . Дата обращения: 31 января 2006. Архивировано из 18 октября 2006 года.
  4. A.D. Lee, The Role of Hostages in Roman Diplomacy with Sasanian Persia , Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Vol. 40, No. 3 (1991), pp. 366—374 (see p.371)
  5. Коллектив авторов. . — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 13. — 456 с. 9 ноября 2021 года.
  6. / Коллектив авторов. — Санкт-петербург: Газпром нефть, 2020. — С. 14—15. — 456 с. 9 ноября 2021 года.
  7. Шакро Мгои. . /kurdist.ru (10 февраля 2008). Дата обращения: 9 июля 2022. 11 января 2022 года.
  8. . eziin.org . Дата обращения: 7 ноября 2021. 7 ноября 2021 года.
  9. Nelida Fuccaro, The other Kurds: Yazidis in colonial Iraq , 256 pp., Palgrave Macmillan, 1999. ( см. стр.10 )
  10. Heghnar Zeitlian Watenpaugh, The Image Of An Ottoman City: Imperial Architecture And Urban Experience In Aleppo In The 16th And 17th Centuries , BRILL, 2004, ISBN 9789004124547 , p.123
  11. Bruce Masters, The Arabs of the Ottoman Empire, 1516—1918: A Social and Cultural History , Cambridge University Press, 2013, ISBN 1-107-06779-0 , p.38
  12. Caroline Finkel, Osman’s Dream: The History of the Ottoman Empire , Basic Books, 2007, ISBN 978-0-465-00850-6 , p.179
  13. Evliya Çelebi, The Intimate Life of an Ottoman Statesman: Melek Ahmed Pasha (1588—1662) , Translated by Robert Dankoff, 304 pp., SUNY Press, 1991, ISBN 0-7914-0640-7 , pp.169-171
Источник —

Same as История курдов