Interested Article - Михайловский замок

Миха́йловский , или Инжене́рный , за́мок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул. , № 2, на рубеже XVIII—XIX веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века .

Название

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела , покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена , называть все свои дворцы «замками» ; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища .

Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок . По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок «Михайловским» сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого .

Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.

Строительство

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов . Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина . К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца .

Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября ( 9 декабря ) 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».

Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.

Коцебу А. Ф. Ф. фон . Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года.

Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли , где 20 сентября ( 1 октября ) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать .

Федор Алексеев . Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки

Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля ( 9 марта ) 1797 года. Первый проект дворца на основе рисунков императора, разработанных А. Ф. Г. Виолье был выполнен архитектором В. И. Баженовым . Но уже через две недели после закладки здания, Баженов из-за неосторожно высказанных критических замечаний о проекте Павла, был отстранён от всех работ. Дальнейшей разработкой проекта и строительством руководил архитектор В. Бренна .

Вид Михайловского замка в 1800—1801 годах.
Михайловский замок в 1850-х годах

Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него . В помощниках у Бренны также числились и Карл Росси . Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников , а ещё на стадии создания проекта Павел привлекал А. Ф. Г. Виолье . Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет .

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги , поляк Франциск Смуглевич , немец Иоганн Меттенлейтер . Интерьеры замка были украшены картинами крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова , А. Е. Мартынова , Г. И. Угрюмова , В. К. Шебуева , а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона . В художественную коллекцию Павла I, частично размещённую в замке, входили работы выдающихся художников: Рубенса , Грёза , Тьеполо и Маргариты Жерар . Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями (как оригиналами, так и копиями), скульптурами, созданными современниками императора Павла (в том числе, Гудоном ), огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами. По словам современника, драматурга Августа Коцебу , интерьеры дворца производили на посетителя несколько нескладное, но весьма торжественное впечатление .

По распоряжению императора строительство велось днём и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно .

8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила , замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года .

Обследование оснований фундаментов Михайловского замка было проведено в 2002 году под руководством профессора В. Н. Бронина. Замок стоит на бутовой кладке в виде сплошной плиты толщиной 2,1—3,9 м. Ростверк изготовлен из двух рядов стволов хвойных деревьев. Под плитой сплошное свайное поле. Сваи длиной 6,4—10,7 м . Рекомендовано не углублять окружающий замок канал, чтобы не понижать уровень грунтовых вод и чтобы сваи не сгнили.


Алексеев. Вид на Михайловский Замок и площадь Коннетабля в Петербурге

Архитектура Михайловского замка и её источники

Большой двор замка
Генеральный план Михайловского замка. Рисунок В. Бренны
План замка

В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по сторонам света квадрат со скруглёнными углами, внутри которого находится октогональный (восьмиугольный) парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью Коннетабля по образцу одноимённой площади в Шантийи , владении принцев Конде, которую будущий император Павел Петрович осматривал во время своего заграничного путешествия в июне 1782 года. В центре площади в Шантийи установлена конная статуя коннетабля Анри II Монморанси, а между павильонами — подъёмный мост. Эти особенности просматриваются в планировке усадьбы Павла в Гатчине и Михайловского замка в Санкт-Петербурге . Первый план петербургского замка, нарисованный рукой самого императора, а затем разработанный А. Ф. Г. Виолье , представляет собой как бы удвоенный треугольник плана дворца в Шантийи из альбома с видами Шантийи, подаренного Павлу принцем Конде в том же году .

Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с установленным распоряжением Павла I в 1800 году памятником Петру I , также был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. По кругу также находились бастионы с орудиями. За памятником, как в Шантийи, — ров и три моста, причём средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки . Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Воскресенский и Церковный (ныне засыпанный) отделяли замок от остального города, превращая территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Канал с южной стороны (воссоздан в 2003 году) подходит вплотную к цоколю, и возникает впечатление, что замок вырастает прямо из воды. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов-кордегардий , за которыми начинались предзамковые укрепления .

В конце 1798 года император Павел назначил себя гроссмейстером Мальтийского ордена . В облике Михайловского замка соединились романтические настроения и мальтийская символика. Замкнутый объём здания, скруглённые углы, ассоциирующиеся с круглыми угловыми башнями, создают суровый образ неприступной цитадели мальтийских рыцарей. Разработка композиции новой императорской резиденции через ряд вариантов привела к квадратному корпусу с восьмиугольным двором, который напоминает и круглый двор дворца Фарнезе в Капрароле , и его пятигранный внешний силуэт ( Джакомо да Виньола , 1559). Всего существовало 12 либо 13 проектов по 8 листов каждый. Бренна, вероятно, соединял разные варианты, условно называемые «западноевропейскими» и «баженовскими» . Ассоциацию с рыцарским замком усиливает золочёный шпиль церкви Св. Михаила, увенчанный мальтийским крестом. На флагштоке с противоположной стороны поднимали императорский штандарт. Полуротонда церкви, которая в замке Шантийи располагалась посередине фасада, отмечена полукруглым выступом апсиды в западной части здания и симметрично повторена на противоположной стороне петербургской постройки: тем самым зданию, не имевшему угловых башен, придано ещё большее сходство со средневековой крепостью.

Вероятны также влияния французской школы мегаломанов во главе с К.-Н. Леду через посредство В. И. Баженова, учившегося в Париже , а затем отстранённого Екатериной II от работ в Царицыне. Именно Баженову император Павел вначале поручил возглавить строительство, но уже через две недели после закладки здания, 4 марта 1797 года, отстранённого от всех работ.

Кордегардия Михайловского замка

В композиции главного, южного, фасада Михайловского замка угадываются очертания триумфальной арки Сен-Дени в Париже, возведённой в 1672 году по проекту Франсуа Блонделя Старшего , основоположника французского академического классицизма . Колоннада большого ордера боковых частей южного фасада напоминает « Колоннаду Лувра » — работу К. Перро в Париже. По сторонам портала, как и в арке Сен-Дени, к фасаду как бы прислонены два обелиска с римскими воинскими арматурами и вензелями Павла I. Такие же арматуры украшают внутренний октогональный двор — блестящую работу Винченцо Бренны .

Известно также, что в 1782 году, во время путешествия по странам Западной Европы, наследник Павел Петрович был в Парме (Эмилия-Романья, Северная Италия) и встречался там с французским архитектором Э.-А. Петито . Проект главного фасада дворца герцога Фердинанда I Бурбона (Palazzo Ducale) в Парме, созданный Петито, представляет собой оригинальное совмещение композиции арки Сен-Дени, с двумя обелисками и с арматурами по сторонам, и традиционного фасада городского палаццо с треугольным фронтоном. Фасады дворца в Парме и замка в Петербурге почти полностью совпадают .

Эффектный октогональный двор Михайловского замка в Петербурге имеет прототипы не только в классической архитектуре Италии (дворец в Капрароле), он восходит к октогональным раннехристианским баптистериям. Здесь, несмотря на кажущееся новаторство, прослеживаются глубокие христианские традиции петербургской постройки .

Восемь статуй, находящиеся в нишах южного фасада Михайловского замка: Сила, Изобилие, Победа, Слава и другие, вероятно, связанные с мальтийской символикой, олицетворяют добродетели идеального монарха. Архитектура колоннады парадного проезда через южные ворота и парадной лестницы Михайловского замка (В. Бренна) соотносится с аналогичными композициями западноевропейского барокко , например Королевского дворца в Казерте близ Неаполя (Л. Ванвителли, 1752—1774).

Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма. Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы Паоло Трискорни . В тимпане южного фронтона над обелисками помещён рельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Ч. Стаджи . На аттике здания две фигуры Славы держали щит с гербом Российской империи. На парапете кровли находились статуи, символизирующие российские губернии (не сохранились). Восемь статуй означали восемь главных губерний, это число соответствует восьми провинциям ордена иоаннитов.

Северный фасад замка, обращённый к Летнему саду , выделен широкой лестницей, ведущей в лоджию входа с мраморной колоннадой тосканского ордера . На высоких постаментах по сторонам: бронзовые реплики статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских (император Павел распорядился перенести эти статуи с Камероновой галереи в Царском Селе). Смешение в архитектуре Михайловского замка классицистических и барочных мотивов относит это сооружение к переходному периоду в истории архитектурных стилей в России. Классицистические элементы рядом с романтическими образуют в Михайловском замке особенную «костюмированную архитектуру», предвосхищающую стиль ампир начала XIX века. Иногда рубеж XVIII—XIX веков в истории русского искусства именуют предромантизмом, однако в данном случае точнее будет сказать, что уникальный облик Михайловского замка представляет собой не только предромантическую или романтическую архитектуру, но, прежде всего, являет собой архитектурный портрет самого императора — трагической фигуры русской истории .

В комплекс сооружений замка входили:


Фасады замка
Западный фасад
с выступающей апсидой церкви
Южный (главный) фасад
Восточный фасад
Северный фасад
(вид со стороны Летнего сада)

Помещения замка

  • Анфилада парадных покоев императора Павла I
    • Воскресенский зал (другие названия Большой, Белый, Кавалергардский) был первым в анфиладе парадных покоев императора Павла I и предназначался для проведения официальных приемов, а также балов в дни праздников. С 20 до 23 марта 1801 года в Воскресенском зале было выставлено для прощания тело почившего императора Павла I:

      20 марта тело Павла было «с парадной на троне кровати положено во гроб, до того близ трона приготовленный» и перенесено «через парадные покои и большое аудиенц-зало в Траурный зал, на приуготовленный тут катафалк»; по сторонам были размещены императорские регалии и ордена. Семенов В. А. «Павел, бедный Павел, бедный князь!».

      После отъезда из замка императорской семьи зал использовали под склад, здесь хранились «астрономические инструменты». Позже в зале размещалась канцелярия, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ. В 1820-х годах в зале размещалось Управление Инженерного департамента. В начале XX века зал использовали «для занятий юнкеров». В начале 1950-х годов в помещении устроили спортзал. В 1960-е годы, зал переоборудовали под книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки .
Огромный (348,5 м².) двусветный Воскресенский зал располагается над Воскресенскими воротами замка. Окна зала выходят на южный фасад замка и на южную сторону восьмиугольника большого двора. Интерьер зала создан по проекту Винченцо Бренны. Стены зала отделаны жёлтым с темными пятнами искусственным мрамором. в нижней части стен проходит лепная, со вставками искусственного мрамора, с ромбовидными филенками стеновая панель. Из натурального «серого сибирского мрамора» изготовлены два камина «на шести дорических колоннах», расположенные на торцевых стенах, профилированные дверные наличники, балконные проемы и наличники окон первого яруса. Камины были восстановлены при реставрации по обмерным чертежам начала 19 в. Плоский с падугой потолок зала оформлен полихромной живописью (темперно-клеевая по штукатурке) .
Первоначально на стенах зала размещались 6 картин на сюжеты из русской истории, сюжеты картин были определены лично императором Павлом I. После реставрации возвращены на свои исторические места в Воскресенский зал оригиналы двух полотен, написанных для Михайловского замка Григорием Угрюмовым : «Взятие Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного» (1797—1799 гг.) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800 г.). Написанные Дж. А. Аткинсоном полотна «Крещение князя Владимира», «Дмитрий Донской на поле Куликовом», хранящиеся в Третьяковской галерее (Москва), заменены полноразмерными фотокопиями. На месте висевших над каминами полотен «Полтавская баталия» В. К. Шебуева и «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» В. П. Причетникова , при выполнении реставрации размещены зеркала. Потолок зала украшал 8 угольный плафон, значившийся в описи 1822 года, как «Осьмигранный плафон аллегорический представляющий Ободрение наук и коммерции». Автором плафона считают Ф. С. Фонтебассо («господина Фондепаса») . При реставрации зала на потолке восстановлен поздний плафон (около 1910 года), с символикой Инженерного училища (изображение белого мальтийского креста с включенной в него короной, фортецией и вензелем императора Николая I) в лепной восьмиугольной раме. Зал освещался четырьмя большими бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами .
    • Большой Тронный зал императора Павла I предназначался для проведения официальных церемоний и парадных аудиенций. После отъезда из замка императорской семьи, зал вошёл в число помещений, занятых генералом П. К. Сухтеленом , в зале находилась библиотека генерала. В 1820-х годах в зале разместился Архив Инженерного департамента, вдоль северной стены помещения были размещены двухъярусные книжные шкафы (сохранились до настоящего времени). После 1957 года в помещении располагался читальный зал Центральной военно-морской библиотеки. .
Двусветный Тронный зал располагается в восточном крыле южного корпуса дворца, окна его выходят на Воскресенский канал. Интерьер зала создан по проекту Винченцо Бренны. В соответствии с первоначальным проектом стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём. В центре потолка, украшенного лепниной, находился написанный на холсте живописный плафон Дж. Валериани , состоящий из двух частей и представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы». Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен. У западной стены находилась печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. Трон императора располагался в глубине зала, у восточной стены, на возвышении из восьми ступенек под пунцовым балдахином. В процессе реставрации было воссоздано бархатное убранство стен, отреставрированы потолочные плафоны, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний и воссозданы недостающие, воссоздана печь, установлены копии бюстов императоров в нишах над дверями
    • Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Двусветный зал располагается в выступе восточного, обращенного к Фонтанке, фасада замка, рядом с Георгиевским залом. Два окна и балконная дверь выходят на набережную Фонтанки. Отделка зала была исполнена в по проекту архитектора Винченцо Бренны. Нижний ярус стен зала (в уровне бельэтажа) украшали 8 пар полуколонн ионического ордена искусственного мрамора. Над карнизом, разделяющим верхний и нижний ярусы стен размещаются восемь пар исполненных мастером К. Альбани кариатид, поддерживающих сводчатое перекрытие. Между ними находились пять лепных барельефов и три окна в одно зеркальное стекло. Перекрытие зала — уплощенный эллиптический купол с овальным панно в центральной части. На живописном плафоне работы А. Виги , были изображены боги Олимпа, остальная часть перекрытия кессонирована .
В середине XIX века, при устройстве модельных залов Инженерного училища, овальный зал был разделен на два этажа, был сбит карниз и десюдепорты , а также убран один из барельефов, на месте которого была сделана дверь. При реставрации в конце XIX века перекрытие было разобрано, декор зала восстановлен, на месте пятого барельефа, где при устройстве антресольного этажа был проделан дверной проем, была установлена памятная доска.
    • Георгиевский зал (другие названия Мраморная галерея, Мальтийская галерея) входил в анфиладу парадных покоев императора, примыкал к Мальтийской тронной императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал предназначался не только для орденских ритуалов, но и для светских праздников: 2 февраля 1801 года во время бала-маскарада в Мальтийской галерее были устроены танцы . Отделка галереи была исполнена в по проекту архитектора Винченцо Бренна. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены располагались три изготовленных из белого мрамора камина, инкрустированных лазуритом, яшмой, и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники. После отъезда из замка императорской семьи, камины, барельефы и колонны, паркетные полы, надкаминные зеркала и скульптуры были сняты и использованы для оформления интерьеров Павловского , Таврического и Мариинского дворцов . Была снята вся мраморная облицовка стен, цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж . Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX веках, при этом первоначальный вид зала был утерян. Наиболее существенные изменения произошли в 1843 году. В 1953 - 1954 годах в зале проводились реставрационные работы, был частично реконструирован его первоначальный облик, при этом воссоздав многие элементы исторического убранства. В 2007 году строители полностью реконструировали чердачное перекрытие. Работы, проведённые в рамках проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга», финансировались Министерством культуры при участии Международного банка реконструкции и развития. .
    • Малая тронная императора Павла I (другие названия «Мальтийская тронная», «Малиновая Тронная»(название связано с цветом обивки стен); «Круглая Тронная») предназначалась для проведения официальных церемоний и парадных аудиенций. В отделке зала, в оформлении предметов убранства, как следует из документов, мальтийской символики не было. Поэтому, название «Мальтийская тронная» связывают с указанием на то, на то, что в соседней Мраморной галерее, через которую проходили в Тронный зал, стоял «караул Мальтийских кавалеров». В Малой тронной состоялась единственная официальная аудиенция датскому министру генерал-майору 2-го ранга графу Левендалю 24 февраля 1801 года.
Круглая в плане Малая тронная располагается в северо-восточном углу дворца, рядом с Георгиевским залом ( кордегардией мальтийских кавалеров). Павел I задумал разместить Тронную в помещении, находящемся в противоположном углу здания от Парадной лестницы, так, что, прежде чем попасть на аудиенцию в этот зал, посетитель должен был совершить долгий путь и пройти целый ряд огромных и роскошно убранных апартаментов. Вход в торнную залу был оформлен величественной торцевой нишей, которой завершается вытянутая вдоль фасада обширная Мраморная галерея. Площадь зала — 115 м²., общая высота — 10.5 м.

Это было двусветное помещение, круглое в плане, перекрытое сводом, расписанным гризайлью «с золотом и арабесками» художником Карло Скотти . Свод поддерживали восемь пар «колоссальных» атлантов, между которыми находились четыре барельефа и четыре круглых окна с зеркальными стеклами. Карниз и фриз были лепными и частично позолоченными. Освещался зал серебряной люстрой на 32 подсвечника и восемью серебряными бра на стенах, украшенных изображениями орлов и вензелем Павла I, исполненных мастером И. В. Бухом. Стены зала были затянуты бархатными малиновыми обоями с золотым «гасом» по краям и обрамлены резным золоченым багетом. Таким же малиновым бархатом был отделан трон императора, стоявший на возвышении из трех ступеней, и балдахин над ним с вышитыми золотом гербами, а также шторы у окон. Восемь пилястр и нижняя часть стен были сделаны из искусственного светлокрасного с белым мрамора.

У восточной стены, напротив входа в Мраморную галерею, стоял императорский трон. Следует уточнить, что в описях троном называется не само кресло, а все сооружение, включая стену (задник), балдахин и ступени. Трон представлял собой обитый малиновым бархатом задник с таким же бархатным балдахином, «обложенные золотым гасом с золотою же бахрамою и с 14 -ю на шнурах кистями». На стенке трона золотом были вышиты гербы. Кресла и подножки, стоящие на троне, были резные, позолоченные, обиты малиновым бархатом и «обложенные золотым гасом; у коих на отвале Герб Российской вышитый золотом».

На окнах Малого тронного зала, согласно «Описи художественного убранства замка» И. Тизенгаузена 1801 года, были бархатные малиновые шторы с драпировками, подложенные малиновой тафтой и обшитые золотым гасом и шелковыми с золотом бахромой и аграмантом, «с такими же при каждом окошке 12-тью на шнурах кистями»

АКТ по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Замок» .
Большая серебряная люстра на 32 свечи и восемь серебряных настенных кронштейнов с царскими вензелями и орлами в настоящее время находятся в Петровском зале Зимнего дворца ). .
С 17 до 20 марта 1801 года в Малом тронном зале было выставлено для прощания тело почившего императора Павла I:

В 7 часов император Александр Павловичи возложили корону на голову покойного императора. После литии тело было перенесено в аудиенц-камеру и поставлено на трон под балдахином. В этот день, в виду церемонии, было допущено к поклонению всего 72 человека утром и 171 человек вечером, которые "подходили к руке покойного". В следующее два дня, 18-го и 19-го марта, было "допущено к руке" 11118 и 19600 человек, "в том числе воспитанницы благородного общества". 20-го марта тело покойного императора было "с парадной на троне кровати положено во гроб, до того близ трона приготовленный» Семенов В. А. «Павел, бедный Павел, бедный князь!».

.
  • Анфилада парадных покоев императрицы Марии Федоровны
    • Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Фёдоровны. Зал располагается в центральной части северного фасада. Пять балконных дверей ведут на открытую террасу, обращенную в сторону Летнего сада. В зале проходили обеды и ужины императорской семьи. В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками. Вечерами здесь устраивались камерные концерты. Последний концерт в Общем Столовом зале, на котором выступала Мадам Шевалье состоялся 10 марта 1801 года . А 11 марта 1801 г. в этом зале состоялся последний ужин императора Павла I, после которого в ночь с понедельника 11 (23) марта на вторник 12 (24) марта 1801 года он был убит в своей спальне .
Отделка зала была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. В центре торцевых стен помещались два камина из сибирского порфира, над которыми располагались огромные зеркала в резных золоченых рамах. Зал освещался 2 люстрами на пятьдесят свечей, исполненными по рисункам Дж. Кваренги и предназначавшимися первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца. В убранстве помещения были использованы порфировые вазы, бронзовые украшения и резная золоченая мебель, обитая пунцовым бархатом .
В середине XIX века Общий Столовый Зал разделён на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объём этого зала .
    • Тронная императрицы Марии Фёдоровны была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. Стены помещения, в котором стоял трон, были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон « Суд Париса » работы художника Я. Меттенлейтера , в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка. В 1859 году по проекту К. А. Ухтомского в восточной стене зала (возле которой прежде размещался трон), была устроена полуциркульная арка, объединившая бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы, в которых устроили Модельный зал Главного Инженерного училища. Реставрация Тронной Марии Фёдоровны произведена в 2002—2003 гг. .
Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.
    • Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны входила в анфиладу парадных покоев императрицы. Опочивальня располагается в восточном выступе северного фасада замка. Окна опочивальни выходят в сторону Летнего сада, застекленная балконная дверь опочивальни выходит на открытую террасу-лоджию. Из Парадной опочивальни императрицы был выход в Общий столовый зал. Отделка опочивальни была исполнена по проекту Винченцо Бренны. Стены опочивальни отделаны искусственным мрамором, на стенах располагаются огромные зеркала в резных золоченых рамах, со вставками расписанных растительными узорами стеклянных панелей. Потолок зала украшен тонкой золоченой лепниной. Двери опочивальни, с цветными (синими) стеклами, украшены позолоченными бронзовыми накладками. Напротив окон выходящих на Летний сад, располагается неглубокая ниша, выделенная коринфскими колоннами из цветного мрамора с золочеными капителями, которые поддерживают карниз, богато украшенный лепниной. Помещение освещалось двумя хрустальными люстрами с 26-ю подсвечниками. Дополнительное боковое освещение давали бронзовые светильники и жирандоли, украшенные хрустальным дополнением и женскими фигурами. Для опочивальни был заказан гарнитур, включавший кровать, кресла, канапе и табуреты. Все было обито парчой голубого цвета с серебряным шитьем. Резная деревянная с позолотой кровать под балдахином, украшенная четырьмя султанами из белых и голубых страусовых перьев, помещалась за массивной серебряной балюстрадой, в нише у южной стены . Незадолго до окончания строительства замка Павел I приказал вернуть гарнитур Винченцо Бренна а его стоимость, 45 000 рублей, удержать из доходов архитектора.

Домовый храм

Домовый храм Михайловского замка был освящён 21 ноября 1800 года в честь Архистратига Божия Михаила. В 1918 году храм был закрыт, ценные художественные предметы передали в музейный фонд. Помещение использовали под склад, позднее в нём располагались проектные организации. Вместе с тем храм был взят под охрану государства. Михайловский храм был первым помещением Инженерного замка, переданным Русскому музею для размещения экспозиций. Он открылся после реставрации, проведённой в 1991 году. С 1993 года в церкви время от времени проходили богослужения для сотрудников музея. Храм считается приписным к храму святых Симеона и Анны на Моховой улице . 24 ноября 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил домовый храм Архистратига Михаила и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме .

Залы замка
Общий Столовый зал
Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны
Георгиевский зал
Овальный зал
Плафон Овального зала
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны

40 дней замка при Павле I

Павел на портрете работы С. Щукина

Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Существует предание, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила» . Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский .

Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советник И. Л. Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом о добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын, Александр Иванович Михайловский-Данилевский , стал известным военным историком.

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приёмом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю , данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 ( 13 ) февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры . Павел I переселился в Михайловский замок, когда ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота» , «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам» . На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нём, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 ( 24 ) марта 1801 года Павел был убит в собственной спальне . После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец , замок потерял значение парадной резиденции, перешёл в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришёл в запустение.

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская ), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шёл Павлу, когда он был убит . В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В 1925 году надпись была демонтирована по ходатайству Ленинградской военной школы . В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.

Фасад с надписью и памятник Петру Великому

Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма : «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря , затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором, — вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем.

Призрак Михайловского замка

Другая, более известная легенда гласит, что призрак отца Евгения Лесницкого не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали часто видеть: взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин , и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру .

Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов .

Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища , обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших .

Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище .

В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство .

Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена . Вслед за выбором царя цвет вошёл в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.

Анна Петровна Лопухина

По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял её и собрался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил её архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца .

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-жёлтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке .

Послепавловская история замка

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне , королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви . Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа .

В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище , от которого пошло его второе название — «Инженерный». В помещении императорской спальни, где был убит Павел I, в 1858 году по указанию императора Александра II была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла .

В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъёмные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. Руководил строительством тогда Томмазо (Фома Леонтьевич) Адамини . В 1829 1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев ). В 1893 1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым .

C 1855 года в замке также размещалась Николаевская инженерная академия . В замке до 1917 года размещалось также Главное инженерное управление Военного министерства.

После Октябрьской революции с 1918 года в замке размещались 1-е Инженерные Петроградские командные курсы, в 1920-х — 1930-х годах — Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925—1932 годах — Военно-техническая академия . Затем до 1941 года в замке размещалось Ленинградское военно-инженерное училище , которое во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Кострому , а в замке разместили два эвакуационных госпиталя более чем на 2000 коек. С 1941 по 1944 годы замок неоднократно подвергался бомбардировкам и артобстрелам. 4 апреля 1942 года в него попали две 250-килограмовые фугасные бомбы, которые разрушили часть северо-восточного корпуса замка, при этом погибли 54 больных и раненых и 6 медицинских работников. Осенью 1944 года в замок вернулось военно-инженерное училище, и начались работы по его восстановлению .

В 1951 году в замке был также размещен кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф. Э. Дзержинского , а в 1957 году — также Центральная военно-морская библиотека . В начале 1960-х годов Ленинградское военно-инженерное училище было переведено в Калининград , а кораблестроительный факультет училища им. Ф. Э. Дзержинского вернулся в здание Адмиралтейства .

С 1963 года в замке располагалась Центральная научно-техническая библиотека Ленинградского центра научно-технической информации и пропаганды, в нём находились в этот период и иные учреждения. В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектный институт «ГипроНИИнеметаллоруд», Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш», ЛПО вычислительной техники и информатики, СКБ «Индикатор». По решению Ленгорисполкома от 4 июля 1988 года замок надлежало использовать только под музей и Центральную военно-морскую библиотеку (она находилась в нём до 2008 года), а прочие учреждения стали поэтапно выселяться из него . Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени состояние замка оставляло желать лучшего: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперёк, плафоны и росписи на стенах — грубо закрашены .

В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею , а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землёй фрагменты Воскресенского канала и Трёхпролётного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года. В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры» .

Памятники

Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам .

Памятники императорам
Памятник Петру I перед главным фасадом замка
Памятник Павлу I во дворе замка

Нумизматика и филателия

Почтовая марка России с изображением Михайловского замка
  • 15 марта 2017 года АО «Марка» была выпущена почтовая марка по программе «Европа» с изображением на ней Михайловского замка .
  • 5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Винченцо Бренна» серии «Архитектурные шедевры России». На монете расположены портрет архитектора Бренны и изображение Михайловского замка .
  • 1 марта 2022 года АО «Марка» была выпущена в почтовое обращение карточка с литерой «В», также посвящённая Михайловскому замку .

Примечания

  1. 20 апреля 2010 года.
  2. от 7 мая 2019 на Wayback Machine Статья Н. А. Иониной
  3. Болотов А. Т. Памятник претекших времян, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах // Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма. М., 1990. С. 255—256 и др.
  4. Нежинский Ю. В., Пашков А.О . Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 14. — ISBN 978-1-301-55498-0
  5. . Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано из 17 октября 2018 года.
  6. . Дата обращения: 17 апреля 2010. 25 июля 2019 года.
  7. Кальницкая Е. Я., Пучков В. В., Хайкина Л. В. Михайловский замок. Часть I. — СПб.: Белое и чёрное, 1998. — С. 19—28
  8. Власов В. Г. Михайловский замок в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 543
  9. . Дата обращения: 1 октября 2007. 26 ноября 2009 года.
  10. Коцебу, Август Фридрих Фердинанд фон (1761—1819.). Достопамятный год моей жизни : Воспоминания / Август Коцебу. — М. : Аграф, 2001. — 314, [2] с. : ил.; 21 см. — (Символы времени).; ISBN 5-7784-0158-2
  11. Мангушев Р.А. // Актуальные вопросы геотехники при решении сложных задач нового строительства и реконструкции: сборник трудов научно-технической конференции / Санкт-Петербургский госуд. архит.-строит. ун-т. — СПб. , 2010. — С. 17. — 404 с. — ISBN 978-5-9227-0183-9 .
  12. Власов В. Г. . Греко-италийские источники архитектуры романтического классицизма рубежа XVIII—XIX веков // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 175
  13. Кальницкая Е. Я., Пучков В. В., Хайкина Л. В. Михайловский замок. Часть I. — СПб.: Белое и чёрное, 1998. — С. 25
  14. Хайкина Л. В. Без эпилога: Исследования по архитектуре Петербурга. — СПб.: ГРМ, 2008. — С. 243—250
  15. Власов В. Г. Михайловский замок в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 543—546
  16. Седов. В. В. Бренна и Петито. Источник композиции южного фасада Михайловского замка в Санкт-Петербурге // Архитектурное наследство: Научная конференция РААСН. — М., 2010
  17. Пучков В. В. К вопросу о семантике образной структуры Михайловского замка. Новое прочтение// Страницы истории отечественного искусства. — Вып. XVIII. Сборник статей по материалам научной конференции. — СПб.: Русский музей, 2010. — С. 219
  18. Власов В. Г. Реминисценция как мнемоника архитектуры //Архитектон: известия вузов. — 2017. — № 3(59). — URL: от 23 июля 2020 на Wayback Machine
  19. Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII—XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 166—174
  20. . Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  21. . Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  22. .
  23. . Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  24. . Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  25. . Дата обращения: 27 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  26. . Дата обращения: 7 апреля 2023. 7 апреля 2023 года.
  27. . Дата обращения: 28 марта 2023. 13 августа 2020 года.
  28. . Дата обращения: 30 марта 2023. 29 декабря 2021 года.
  29. (Online) . « » со ссылкой на Санкт-Петербург.ру ISSN . 2007-08-13. {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |publisher= ( справка ) (недоступная ссылка)
  30. . Дата обращения: 17 апреля 2010. 12 января 2019 года.
  31. . Дата обращения: 30 марта 2023. 30 марта 2023 года.
  32. . Patriarchia.ru . Русская православная церковь (25 ноября 2019). Дата обращения: 12 декабря 2019. 12 декабря 2019 года.
  33. (недоступная ссылка)
  34. // Новая вечерняя газета . — 1925. — 25 сентября ( № 161 ). — С. 7 . 9 апреля 2023 года.
  35. Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно-философских воззрений Павла I // Отечественная история. 2000, № 2. C. 164—170
  36. Нежинский Ю. В., Пашков А.О . Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 15. — ISBN 978-1-301-55498-0
  37. 8 июня 2010 года.
  38. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. С. 10.
  39. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 11-12.
  40. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 12.
  41. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 14-15.
  42. . Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано из 6 сентября 2009 года.
  43. Михайловский замок: Страницы биографии памятника в документах и литературе / Сост., авт. вступ. ст. и коммент.: Н. Ю. Бахарева, Е. Я. Кальницкая, В. В. Пучков и др. М., 2003. С. 347—348
  44. [Михайловский замок — Инженерный замок — Николаевская военно-инженерная академия]
  45. . Дата обращения: 31 августа 2023. 31 августа 2023 года.
  46. . Дата обращения: 16 июля 2022. 14 апреля 2023 года.
  47. . Дата обращения: 31 августа 2023. 31 августа 2023 года.
  48. Дата обращения: 31 августа 2023. 31 августа 2023 года.
  49. Дата обращения: 28 февраля 2014. 22 апреля 2022 года.
  50. . Дата обращения: 5 апреля 2009. 16 июля 2019 года.
  51. . Дата обращения: 15 марта 2022. 22 июня 2021 года.
  52. от 17 июля 2017 на Wayback Machine . Банк России.
  53. . Дата обращения: 15 марта 2022. 15 марта 2022 года.

Литература

  • Михайловский замок Василия Баженова. — Санкт-Петербургская панорама . — 1992. — С. 28—30.
  • Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л. : Стройиздат , 1976. — С. 138—143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8. . — С. 180—184 .
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л. , 1928. — С. 210—212 .
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1946. — Вып. июнь . — С. 25—29 .
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР . — 1935. — № 9 . — С. 63—70 .
  • Кожин Н. А. Проект Михайловского замка В. И. Баженова // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. М., 1946. С. 49-54.
  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама. — 1988. — № 8 . — С. 18—21 .
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII—XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М. , 1994. — С. 166—174 .
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1950. — Вып. № 1 . — С. 29—31 .
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР . — 1940. — № 12 . — С. 62—67 .
  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. — СПб. , 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800—1801 гг. — Русская старина. — 1883. — Т. 39. — С. 443—474.
  • Инженерный замок // Воскресный досуг. — 1863. — T. 1. — N 13. — C. 197—198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца // Строитель. — 1899. — N 13-14. — C. 509-525.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка // Старые годы. — 1907. — N 7-9. — C. 446—450.
  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств // Русская художественная летопись. — 1911. — N 7. — C. 101—104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. — СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка // Зодчий. — 1876. — n 2-3. — C. 24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии // Древняя и Новая Россия. — 1876. — T. II. — N 6. — C. 174—177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года // Русская старина. − 1900. — T. 104. — N 12. — C. 611—614.

Ссылки

Источник —

Same as Михайловский замок