Койсанские народы
- 1 year ago
- 0
- 0
Койса́нские языки́ (от нама khoi «человек» и san « бушмен ») — условное название автохтонных не- банту языков юга Африки и двух изолированных языков Танзании ( сандаве и хадза ). Наиболее характерной их чертой является использование щёлкающих согласных ( кликсов ) в качестве полноценных фонем , что не встречается более нигде в мире, кроме нескольких соседних языков банту, кушитского языка дахало и исчезнувшего ритуального австралийского языка дамин .
Многие койсанские языки в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, и немало уже вымерло. Общее число говорящих — около 370 тыс. человек. Область их распространения концентрируется вокруг пустыни Калахари .
В российской лингвистике существует для передачи щёлкающих согласных ( кликсов ) — в частности, в русскоязычных названиях койсанских языков.
Она и используется ниже:
МФА | рус | Традиционное название |
---|---|---|
ʘ | пъ | билабиальный |
ǀ | цъ | дентальный |
! | къ | альвеолярный (ранее — ретрофлексный ) |
ǁ | лъ | латеральный |
ǂ | чъ | палатальный |
Довольно долго койсанские языки, в соответствии с народами, говорящими на них, делились на бушменские и готтентотские . Резкой разницы в образе жизни этих народов, подкрепляемой некоторыми типологическими характеристиками (наличие именной категории рода у готтентотов), было достаточно, чтобы не замечать между этими языками ничего общего. Более того, готтентотские языки пытались объединить с другими « гендерными » языками Африки (в рамках хамитской гипотезы ).
Сам термин «койсан» ( нама khoi «человек» и san «бушмен») был предложен в 1928 году этнографом Л. Шульце для обозначения общего физическо- расового типа этих народов. Лишь в 1963 году Гринберг связал с этим термином предложенную им ранее макросемью (которую он сам сначала называл « Click languages » («Щёлкающие языки»)). В качестве обоснования этой гипотезы Гринберг указал на некоторые типологические сходства этих языках и их лексические параллели, а главное — на наличие в этих языках щёлкающих согласных ( кликсов ).
Учёные подтвердили древнюю изоляцию народов койсан от остального человечества и обнаружили среди них группы, живущие порознь в течение 30 тысяч лет. Результаты исследований опубликованы в двух работах, вышедших в журналах « Science » и « Nature Communications » .
Предложенную макросемью Гринберг разделил на языки хадза , сандаве и южноафриканско-койсанские языки (ЮАК), а последние — на северную, южную и центральные ветви . Доказательство родства ЮАК с двумя изолятами выглядит сейчас весьма проблематичным; родство языков внутри каждой из трёх ветвей (за исключением изолята квади ) ни у кого не вызывает сомнений. Самым актуальным за последние полвека оставался вопрос, родственны ли между собой эти три ветви.
В исследовании Г. С. Старостина , в котором, во-первых, подтверждается родство внутри трёх классических ветвей (с включением языка чъхоан в северно-койсанские языки); во-вторых, постулируется и обосновывается родство северно- и южнокойсанских языков (семья жу-къви); в-третьих, обосновывается возможность родства языков жу-къви и центрально-койсанских, более отдалённого, чем, скажем, для языков индоевропейской семьи , но всё же достижимого (койсанская макросемья). Правда, не все специалисты по койсанским языкам принимают эту реконструкцию.
В монографии 2013 года, несмотря на всё, Г. С. Старостин пришёл к выводу, что, по лексикостатистическим данным (анализ 50-словного списка базовой лексики), с достоверностью можно говорить лишь о родстве в рамках отдельных групп койсанских языков: группы жуцъоан ; южнокойсанской группы; группы кхой- квади (то есть центральнокойсанских языков с добавлением языка квади); языки хадза и сандаве классифицируются отдельно. Схождения же между этими группами незначительны (не превышают 10-12 % 50-словного списка) и указывают на отсутствие сколько-нибудь близкого родства и необходимость дальнейших исследований для доказательства дальнего родства .
Классификация Г. С. Старостина (2013):
Ныне известные койсанские языки делятся на 3 семьи (две из которых возможно объединяются в одну) и 3 изолированных языка . Для удобства после названий языков приведены их английские соответствия.
Единство этой семьи не является общепризнанным; включает 2 семьи:
Последние два языка распространены далеко на северо-востоке в Танзании, и с койсанскими языками их сближают лишь потому, что в них есть кликсы и они не входят ни в какую другую известную семью.