Шумеро-аккадская мифология
- 1 year ago
- 0
- 0
Ина́нна , в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество . Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия , была символом обильных урожаев , богиней плодородия и любви .
Её символ — пучок тростника.
На изображениях она часто предстаёт с солнечными лучами вокруг головы.
При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану . Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д.
Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану) [ источник не указан 1548 дней ] .
Согласно мифам об Энмеркаре , первоначально Инанна была богиней Аратты , однако позднее её благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук .
Во 2-м тысячелетии до н. э. культ аккадской Иштар широко распространился среди хурритов , митаннийцев , финикийцев (соответствует финикийской Астарте [ источник не указан 1557 дней ] ).
Главное место почитания — Урук , где находился главный храм Инанны — Э-Ана .
В её честь названа борозда Инанны на Плутоне .
Также богиня восхода, отождествлялась с планетой Венера (у шумеров — Дильбат) и аккадской богиней Иштар .
В шумерских текстах можно найти две версии знакомства Инанны и Думузи. Первая представлена в поэме «Сватовство Думузи», где они влюбляются друг в друга при первой встрече. Инанна гуляла в одиночестве и познакомилась с пастухом Думузи. Он обнял её, но Инанна в страхе, что её мать — богиня Нингаль — рассердится на неё, попыталась уйти. Тогда Думузи предложил ей обмануть мать — сказать, что Инанна была с подругой на городской площади и танцевала. Молодые люди проводят вместе ночь, а после Думузи просит руки Инанны у её матери. Вторая версия изложена в поэме «Думузи и Энкимду». В ней говорится, что в Инанну влюбились сразу двое — бог-пастух Думузи и бог-земледелец Энкимду. Они оба просили её руки, и Инанна отдавала предпочтение Энкимду. Тогда Думузи сам пришёл к Инанне и обратился к ней с речью:
Чем я хуже земледельца Энкимду? Неужели он лучше, чем я, он – владелец канав и каналов, хозяин мотыг и плугов. Правда, он обещает тебе белоснежное полотно, но зато у меня много белых овец. Он сулит тебе темные ткани, но и у меня есть овцы с черной шерстью. Он делает из ячменя опьяняющее душу пиво, но молоко моих овец вкуснее и полезнее. Он предлагает тебе насыщающий тело хлеб и выращенные им бобы, а я приготовлю тебе лучшие сорта сыра, вкус которых приятнее меда. Гуляев В. И.
В результате Инанна сделала выбор в пользу Думузи и пригласила его в дом своей матери, чтобы он мог посвататься.
Инанна появлялась везде, украшенная семью вещами, имеющими тайные силы:
Все семь тайных сил у неё были отняты стражем подземного царства Нети, когда Инанна спускалась в подземное царство к Эрешкигаль.
Описывается в поэме «Нисхождение Инанны в нижний мир». Инанна спустилась в подземное царство, где правила её сестра Эрешкигаль , и заявила, что хочет принести жертвы небесному быку Гугаланна (шум. Gú-gal-an-na : «дикий бык Ану ») (то есть, мужу Эрешкигаль — Нергалу ). Привратник Преисподней Нети провел её через семь врат, за каждыми из которых Инанне пришлось отдавать один из своих «предметов силы»:
И у неё, когда вошла,
Венец Эдена Шугур, снял с головы.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда вошла во вторые врата,
Знаки владычества и суда у неё отобрал.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда вошла она в третьи врата,
Ожерелье лазурное с шеи снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда в четвёртые вошла врата,
Двойную подвеску с груди её снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда в пятые вошла врата,
Золотые запястья с рук её снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда в шестые вошла врата,
Сетку «Ко мне, мужчина, ко мне» с груди её снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
И когда в седьмые вошла врата,
Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.
«Что это, что?»
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
.
В конце концов она абсолютно нагая предстала перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Заподозрив сестру в нечистых намерениях, Эрешкигаль устремила на неё свой убийственный взгляд, а затем подвесила труп Инанны на крюк.
Далее в мифе происходит возрождение Инанны. На помощь ей приходит бог Энки. Взяв грязь из-под ногтей, он создал двух демонов — малого плакальщика и шута, которые могли облегчить боли Эрешкигаль , страдающей от родовых мук (с уходом богини любви и плодородия прекратились роды на земле). В благодарность демоны просят оживить Инанну. Эрешкигаль соглашается, и богиня возрождается. Однако Инанна не могла уйти из «Страны без возврата» без замены. Она должна была найти кого-то на земле вместо себя. Вернувшись домой, Инанна была поражена тем, что её муж Думузи не только не скорбит по поводу её смерти, а наслаждается жизнью в полной мере. Инанна избрала его своим заместителем в подземном мире. Думузи пытался скрыться, но демоны, сопровождавшие Инанну на пути домой, схватили его. Гештинанна, сестра Думузи, решила разделить судьбу брата. Каждые полгода Гештинанна занимала место Думузи. Когда Думузи воссоединялся с Инанной, на земле наступала весна. Этот миф отразил многообразие образа Инанны: она богиня любви и плодородия, но также жестокая и коварная воинственная богиня, выступающая олицетворением неумолимых сил природы.
В древнем Шумере раз в год проходила торжественная церемония, во время которой правитель каждого города олицетворял собой Думузи, а главная служительница культа исполняла роль Инанны. Считалось, что ритуал священного брака, в котором царственная чета принимала участие, обеспечивал стране плодородие и богатство.