В основе космологии Толкина лежит чёткий дуализм духовного и материального.
Айнур
, нематериальные первозданные существа, обладают силой воображения, но создание физической реальности остаётся прерогативой верховного существа,
Эру (Илуватара)
, который один владеет Тайным Пламенем. Материальная Вселенная, которая представляет собой физическое воплощение духовных видений Айнур, носит название Эа (Мир сущий, буквально «Да будет!» — слово, которым Эру дал бытие физической реальности).
Содержание
Основные понятия
Чертоги Безвременья
(
англ.
Timeless Halls
) — место обитания
Эру Илуватара
и
Айнур
вне времени. Неизвестно, служат ли они последним пристанищем
душ
людей
, однако такая вероятность существует. По крайней мере, в рассказе
Аданэль
говорится о том, что люди возвращаются к Эру, но этот текст не вошёл ни в одно из известных произведений Дж. Толкина.
Пустота
(
англ.
The Void
),
Авакума
(Avakúma),
Кума
(Kúma),
Внешняя Тьма
(
англ.
The Outer Dark
),
Изначальная Тьма
(
англ.
The Eldest Dark
),
Вечная Тьма
(
англ.
The Everlasting Dark
) — абстрактная необитаемая область («ничто»), расположенная за пределами Чертогов Безвременья, Арды и Эа. В Пустоту после Войны Гнева был изгнан
Мелькор
, однако легенды предсказывают его возвращение перед Дагор Дагорат —
.
Эа
(
кв.
Ëa
), (
Вселенная
) — слово, которым на
квенья
обозначается вселенная как манифестация Музыки
Айнур
. Происходит от слова на языке квенья со значением
быть
. Таким образом, Эа есть
Мир Сущий
как противоположность
Не-Сущему
. В связи с этим можно предположить, что за пределами Эа всё, включая Чертоги Безвременья и Пустоту, не имеет материальной формы. Айнур — ангелоподобные существа, обитающие в Чертогах Безвременья, — называли Эа «Малым Королевством». Это означает, что восприятию жителей Эа доступна лишь малая часть Творения.
Эа
— слово, которым Эру Илуватар начал бытие вселенной.
А́рда
(
кв.
Arda
),
Илу
(
кв.
Ilu
) — мир, включающий Землю и небесные тела.
Вайя
(
кв.
Vaiya
),
Эккайа
(
кв.
Ekkaia
),
Окутывающий Океан
(
англ.
The Enfolding Ocean
),
Окружное Море
(
англ.
The Encircling Sea
), (
космос
) — тёмное море, которое окружало мир до катаклизма конца
Второй Эпохи
. Когда мир был плоским, Вайя формировал водное море под ним и воздушное пространство над ним. Арда плывёт по Вайе, как корабль по морю. В Вайе, под корнями Арды, обитает
Ульмо
, владыка вод. Вайя описывается как нечто невероятно холодное: там, где его воды сливаются с
Белегаэром
на северо-западе
Средиземья
, образовалась ледяная бездна —
Хэлкараксэ
. Вайя не может нести корабли (за исключением лодки Ульмо), корабли
нуменорцев
не могли плыть по нему и тонули. Солнце путешествует по Вайе, согревая его. После того, как Арда стала круглой, Вайя слился с Вистой и превратился в
верхние слои атмосферы
и, возможно, космическое пространство.
Ильмен
(
кв.
Ilmen
), (
Солнечная система
) — область чистого воздуха, наполненная светом, существовавшая до катаклизма конца
Второй эпохи
. Здесь находились звёзды и прочие небесные тела. Луна совершала свой путь именно по Ильмену, тогда как Солнце — по Вайе. По всей вероятности, Толкин произвёл это слово от
финского
ilma
, что означает «воздух».
Это созвездие было помещено
Вардой
на небо как вечное напоминание
Морготу
о могуществе
Валар
и их неминуемом возмездии. Также это созвездие известно как Корона
Дурина
, его отражение даже днём можно увидеть в озере Келед-Зарам у Восточных врат
Мории
, а его стилизованное изображение («семь звёзд») располагалось на Западных вратах
Казад-Дума
. Соответствует
астеризму
Ковш в созвездии
Большая Медведица
.
Вильварин
— «Бабочка», соответствует созвездию
Кассиопея
Менельмакар
— «Небесный меченосец» на
квенья
, также известно как Менельвагор (на
синдарине
) или Телумехтар, соответствует нашему созвездию
Орион
Реммират
— «Звёздная сеть», соответствует звёздному скоплению, известному как
Плеяды
, a collection of papers presented by Kristine Larsen
(англ.)
Примечания
↑
Во вступительном слове к индексу в издании «
Кольцо Моргота
» Кристофер Толкин упоминает несколько названий, которые его отец употреблял для обозначения планет, однако при этом он отмечает, что это скорее текущие размышления, нежели окончательные выводы.