Священный синод Русской православной церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Пра́во завеща́ния мона́шествующих Ру́сской правосла́вной це́ркви — совокупность норм гражданского и церковного права , регламентирующих часть имущественных прав различных категорий монашествующих Русской церкви . В различные исторические периоды права завещания монашествующими движимого и недвижимого имущества подвергались существенным изменениям.
В императорской России прав наследования , приобретения и владения недвижимостью были лишены все без исключения монашествующие. Права завещания полностью были лишены монашествующие низших степеней, а также с 1862 года — настоятели и настоятельницы общежительных монастырей . В 1766 году архиереям , архимандритам , игуменам , строителям, ризничему , игуменьям и настоятельницам женских монастырей было предоставлено право передавать по наследству своё движимое имущество (кроме предметов ризницы , а также книг духовного, нравственного и учёного содержания, которые разрешалось завещать лишь в пользу монашествующих). В 1988 году поместный собор Русской православной церкви предоставил архиереям право завещать их личное имущество «в соответствии с действующим гражданским законом о наследстве» . Соответствующая норма для других категорий монашествующих в церковно-уставных документах РПЦ не прописана .
До 23 января 1918 года Российское государство и Православная российская церковь составляли единое целое, в связи с чем соответствующие государственные законы являлись и внутрицерковными нормами .
По закону монашествующие Православной российской церкви делились на следующие категории («Законы о состояниях», 1899, ст. 406):
Постриженные в рясофор к монашествующим не относились, считаясь по закону мирянами .
По нормам церковного (в том числе канонического ) права монашествующие делились на насельников монастырей и архиереев.
В советский и постсоветский периоды среди монашествующих по нормам церковного права выделяют две основные категории: архиереи и монашествующие (насельники монастырей) .
О монашестве епископов в Уставе Русской православной церкви констатируется:
Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.
— Устав Русской православной церкви : гл. XV («Епархии»), п. 10.
Постригаемые в монашество дают 7 обетов , один из которых — обет нестяжания . Он основывается главным образом на 6-м правиле Двукратного собора , в котором констатируется: «Монахи не должны иметь ничего своего, но всё им принадлежащее да утверждается за монастырём. […] После вступления в монашество над всем их имуществом имеет власть монастырь, и им не разрешено распоряжаться ни о чём своём, ни завещать» .
Как «отрекшиеся от мира» и принявшие обет нестяжания монашествующие не могут иметь никакой собственности. Но, с другой стороны, как граждане России они могут вступать в различные правовые отношения, касающиеся как движимого, так и недвижимого имущества.
— НГ-религии , 19.12.2012
С середины XVII века и вплоть до января 1918 года в России по закону все без исключения монашествующие (включая архиереев) были лишены права наследования, а также приобретения и владения недвижимостью. Впервые эта норма права была зафиксирована в Соборном уложении 1649 год ( ) и по различным поводам была неоднократно повторена в высочайших актах , решениях Правительствующего сената и определениях Святейшего синода .
Норма российского права, регламентирующая «право завещания» монашествующих, первоначально была полностью ориентирована на монашеский обет нестяжания, согласно которому принимающий постриг не должен, строго говоря, иметь никакой собственности. В мае 1722 года император Пётр I подписал «Прибавление к Духовному регламенту . Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором констатировалось (ст. 61):
По смерти архиереев, архимандритов и игуменов и прочего монашеского чина, собственного их имения родственником и свойственником ничего не давать; но таковые, вышних чинов присылать в Правительствующий Духовный Синод , а нижних чинов обирать в монастырскую казну.
— ПСЗ-1 . 1830. Т. VI. Ст. 4022. С. 715.
Данная норма распространялась на все категории монашествующих. В период с 1736 по 1765 год она неоднократно была повторена в ряде высочайших актов и постановлений Кабинета министров .
20 февраля 1766 года императрица Екатерина II подписала указ «О дозволении архиереям, игуменам и прочим монашествующим располагать при жизни своей имением в пользу сродников, свойственников и ближних своих». В нём говорилось:
Повелеваем: по смерти архиереев, архимандритов, игуменов и прочих монашеских властей, никуда не отбирать оставшегося по них имения, какого бы оное звания не было, в деньгах, золоте, серебре или ином чём, кроме тех вещей, которые к ризницам их принадлежат, и которые они по набожности своей к Церкви святой, из собственного их имения построили; но архиереи, архимандриты и игумены и прочие монашествующие власти могут при жизни своей тем оставляемым по себе имением располагать так, как им принадлежащим по собственным своим завещаниям в пользу сродников, свойственников и ближних своих, или употреблять оное на богоугодные дела по их изобретению, не давая в том более никому отчёту.
— ПСЗ-1 . 1830. Т. XVII. Ст. 12577. С. 587.
С появлением данной нормы Екатерина II de jure разделила монашествующих на две группы: одни (монашествующие власти) получили право завещать своё личное имущество (кроме вещей ризницы), а другие – нет.
На рубеже 1856/1857 годов в высших государственных инстанциях обсуждался вопрос о желательности отмены права монашествующих властей завещать своё личное имущество, как противоречащем обету нестяжания. Решающим оказалось мнение митрополита Московского Филарета : «Такое постановление было бы, может быть, слишком противно господствующим ныне мыслям и понятиям, особливо же издавна укоренившимся привычкам, и слишком строго для иноков нашего времени» . Екатерининская норма отменена не была.
17 сентября 1862 года настоятели и настоятельницы общежительных монастырей (но не игумены и игуменьи необщежительных монастырей) были лишены права завещания, чем они были приравнены к монашествующим низших степеней. В тот день император Александр II утвердил «мнение» общего собрания Государственного совета , которое гласило:
В изменение подлежащих статей Свода законов, постановить: всякое имущество, остающееся по смерти настоятеля или настоятельницы общежительного монастыря, хотя бы оно и не значилось по монастырским документам, признаётся собственностью монастыря.
— ПСЗ-2 . 1865. Т. XXXVII. Отд. 2-е. Ст. 38687. С. 88.
Данная норма вошла в новую редакцию «Устава духовных консисторий» (ст. 123), введённую в действие 9 апреля 1883 года.
«Имущественно-монашеские» нормы церковно-государственного права были систематизированы в « Своде законов Российской империи » (в «Своде законов гражданских» и «Своде законов о состояниях») .
Вопрос о желательности лишения духовных властей права завещать своё личное имущество и о возврате к норме 1722 года о монашеско-имущественном «равноправии» поднимался на (13 декабря 1906 года) и на I Всероссийском съезде монашествующих (5—13 июля 1909 года).
В 1911 году Святейшим синодом был выработан законопроект «Об изменении постановлений действующих законов о праве иерархов Православной церкви и прочих монашествующих властей делать духовные завещания о своём имуществе», который был направлен в III Государственную думу . Законопроект был рассмотрен в комиссии по делам Православной церкви и передан для вердикта в общее собрание Думы, которое не успело его принять, вследствие чего тот перешёл в IV Государственную думу , где застопорился в комиссии по судебным реформам при обсуждении вопроса о разграничении понятий «право завещания» и «право дарения на случай смерти» .
9. Содействие Православной Церкви, в отношении монастырей, со стороны государства выражается, сверх предоставления монастырям преимуществ, общих всей Православной Русской Церкви, в сохранении за монастырями […] наследственных прав на вымороченное , всех видов, имущество насельников своего монастыря.
11. Остаются в силе действовавшие доселе постановления: […] б) лишающие монашествующих прав – пенсионных, а также на другие виды общественного призрения, имущественных, торговых, промышленных, векселе и залогодательных, завещательных, с распространением на настоятелей штатных монастырей, экономов архиерейских домов и синодального ризничего , избирательных /активных и пассивных/.
— Государство и право . 2014. № 9.
Данные параграфы проекта Положения по неустановленным причинам и при невыясненных обстоятельствах позднее исчезли из документооборота инстанций Предсоборного совета и Поместного собора .
б) Всё имущество, оставшееся после смерти настоятеля, должно переходить в собственность монастыря во всех монастырях.
— Государство и право . 2014. № 9.
В ходе дальнейших обсуждений данный пункт был убран из проекта Положения, поскольку он дублировал § 11 (п. «б») проекта «Положения о государственно-правовом положении монастырей» .
Вопрос о необходимости отмены у монашествующих духовных властей права завещания 23 июле 1917 года был рассмотрен на . Съезд постановил:
Разделяя взгляд Святейшего Синода о том, что имеющиеся в Российском гражданском законодательстве некоторые исключения в области наследственного права для епископов и настоятелей монастырей, по которым они имеют право оставлять завещания о своём имуществе, являются противоречием основному принципу иноческого жития — связи инока с его обителью и иночеством, и принимая во внимание представлявшийся в Государственную Думу, но не получивший законодательной санкции законопроект Св. Синода о том, чтобы оставшиеся после смерти епископов и настоятелей монастырей имущества их поступали в собственность того монастыря или архиерейского дома, которыми управляли покойные в момент кончины и в котором они жили в последнее время пред кончиной, — выразить пожелание, чтобы таковые имущества поступали в общемонастырский при Всероссийском Монашеском Совете фонд — для выдачи пособий и поддержки нуждающимся монастырям по усмотрению Всероссийского Монашеского Собора.
— Государство и право . 2014. № 9.
Данное постановление в составе комплекса других решений съезда было передано в XI-й отдел Поместного собора — «О монастырях и монашествующих». Архиепископом Тверским Серафимом (Чичаговым) — председателем этого отдела данное постановление по не установленной причине фактически было «положено под сукно». Соответственно, оно не дошло до пленарного заседания Поместного собора.
По мнению Михаила Бабкина , «двигавшие архиепископом Серафимом мотивы были обусловлены или его личными имущественно-финансовыми интересами, или, что вероятнее, интересами архиерейской корпорации в целом. Ведь появление нормы церковного права, запрещающей духовным властям завещать кому-либо их личное имущество, напрямую ограничивало бы личные материальные интересы архиереев» .
4 ноября 1917 года Поместный собор принял решение о восстановлении в Русской церкви патриаршества . 5 ноября состоялось избрание в патриархи митрополита Московского Тихона (Беллавина) , интронизация которого была проведена 21 ноября.
Возглавив de facto духовные власти, патриарх Тихон de jure перестал к ним относиться: в российских законах патриарх не упоминался, его не было в перечне монашествующих духовных властей.
8 декабря Поместный собор принял определение «О правах и обязанностях патриарха Московского и всея России», которым патриарх Тихон de jure лишался права завещания своего личного имущества . В определении констатировалось (ст. 13):
Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является Патриарший Престол.
Прецедент лишения Поместным собором патриарха Московского и всея России Тихона права завещания имущества представляется уникальным. Он тем более уникален, если учесть, что Собор работал под председательством самого Тихона.
— Государство и право . 2014. № 9.
В комплексе определений Поместного собора положения о наследовании личного имущества как прочих архиереев, так и настоятелей монастырей — отсутствуют .
Вследствие условий, в которых духовенство оказалось после выпуска 20 января 1918 года советской властью декрета « Об отделении церкви от государства и школы от церкви », вопрос о праве завещания монашествующими своего личного имущества официальные церковные инстанции не рассматривали вплоть до года 1000-летия Крещения Руси .
В 1988 году, в условиях начавшегося «церковного возрождения» Поместный собор РПЦ принял « Устав об управлении Русской Православной Церкви ». В нём были зафиксированы два положения:
Определение Поместного Собора 1917—1918 годов о наследовании личного имущества Московского патриарха, строго выдержанное в духе монашеского идеализма, оказалось в 1988 году заменено формулировкой, проникнутой, по существу, финансово-имущественным прагматизмом.
— НГ-религии , 5.12.2012
Положения о личном имуществе скончавшихся архиереев Устава РПЦ 1988 года практически дословно повторяются в Уставе РПЦ 2000 года (гл. IV, п. 14; гл. XVI, п. 22) . Соответствующие нормы права для других категорий монашествующих — не прописаны .
Т. о. в 1988 г. в РПЦ появились правовые нормы, согласно которым всё личное имущество архиереев (без каких-либо оговорок, то есть и движимое, и недвижимое) после их смерти стало переходить родственникам почивших.
— Государство и право . 2014. № 9.
В РПЦ отсутствует документ, регламентирующий порядок разграничения церковного имущества и личной собственности архиереев (по состоянию на конец 2012 года) .
Действующее в России законодательство о наследстве (часть III Гражданского кодекса РФ ) не предусматривает каких-либо особенностей для монашествующих любых религий, конфессий и категорий при реализации ими наследственных прав: с точки зрения государственных законов, монахи, как и все остальные граждане, вправе как завещать, так и наследовать имущество на общих основаниях.
По современным нормам церковного права (в отличие от норм права, действовавших до 1917–1918 годов) в РПЦ отсутствует практика чётко разграничивать церковную и личную собственность, нет запрета на владение иерархами недвижимостью, архиереи могут передавать наследникам любое своё личное имущество, причем вне зависимости от категории этого имущества.
— НГ-религии , 19.12.2012