Interested Article - Аграфена Купальница
- 2021-08-13
- 1
Аграфе́на Купа́льница — день в народном календаре восточных славян , приходящийся на 23 июня (6 июля) . Название дня происходит от имени святой Агриппины Римской . В этот день шла активная подготовка к купальской ночи . С этого дня во многих местностях считалось безопасным купание в реках и других водоёмах, начинался сбор трав, делался пробный покос, начинали вязать банные веники и мётлы . Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё через несколько дней Петров день сливались в один большой праздник .
Другие названия
рус. Аграфена — лютые коренья , Ивановская Богородица, Иваньская Богородица , Аграфена — обетная каша , Аграфена — злые коренья , Ивановские ночи ; белор. Агрыпіна, Арцём, Герман , Купала, Купалле ; полес. Ведьмин день, Скакунов вечер .
Название дня происходит на имени святой Агриппины Римской , прозванную в народе Аграфеной.
Русский книжник XVI века пытался объяснить название ( Купальница ) и целительную силу навечерия Иванова дня привязкой к содержанию ветхозаветной книге Товита . Как он пишет, именно в этот день Товий искупался в Тигре , где по совету архангела Рафаила обнаружил рыбу, с помощью внутренностей которой его отец исцелился от слепоты ( Тов. ) .
Традиции
Во многих местах только с этого дня начинают купаться, «закупываются» . Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, заготавливали банные веники на весь год .
Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку, чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, — как замечает этнограф XIX в. — разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах» .
Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня вологодские крестьяне говорили:
Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей .
И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться .
В этот день заготавливали банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые берёзовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от берёзы, ольхи, черёмухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников шла под пение песен .
К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы ( тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки , из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей .
В некоторых великорусских местностях ещё накануне Аграфены-купальницы, деревенские девушки собирались на беседу и толкли ячмень в ступе, сопровождая эту несложную работу песнями. Утром, на Аграфену, из этого ячменя варился в складчину обетная каша, съедаемая вечером . Этой кашей также угощали нищих [ страница не указана 2691 день ] .
В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте», что означало — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее .
У русских существовало поверье, что если вечером этого дня умыться росой, то будешь здоровым .
В течение всего дня и ночью звучали песни. Девушки под Иван-день гадали: находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку .
Обязательное событие дня Аграфены-купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали «самодельные молитвы» .
В России в XVIII—XIX веках существовал обычай в ночь на Иван Купалу «выкатывать ржи» — кататься по ржи, мять рожь, чтобы она лучше росла . .
У восточных и западных славян существовал [ когда? ] обычай чистить колодцы накануне Иван Купалы; в сёлах юго-восточной Польши верили, что вода в колодцах будет особенно «здоровой», если его вычистить в день св. Яна .
Мученице Агриппине молятся при всевозможных недугах, а также проказе .
Поговорки и приметы
- Весна от Благовещенья до Купальницы .
- На Аграфену гречиха мала — овсу пороет .
- Репу сей на Аграфену — хороша репа будет .
- Мойся белее, будешь милее [ страница не указана 2691 день ] .
- На Аграфену и старики закупываются .
- На Иванову ночь виноград сок набирает .
См. также
Примечания
- , с. 33.
- , с. 13.
- , с. 721.
- , с. 316.
- , с. 10.
- , с. 316.
- , с. 319.
- ↑ , с. 339.
- , с. 576.
- , с. 137.
- , с. 294.
- , с. 137–138.
- , с. 17.
- , с. 67.
- , с. 252.
- , с. 474–475.
- , с. 7.
- , с. 87.
- ↑ , с. 301.
- , с. 313.
- .
- ↑ , с. 302.
- , с. 301.
- , с. 128.
- , с. 13.
- ↑ , с. 303.
- , с. 537.
- , с. 191.
- , с. 15.
- , с. 154.
- .
- , с. 340.
Литература
- Байбурин А. К. , Беловинский Л. В., Конт Ф., Решетников Н. И. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIII—XIX вв. — СПб. : Европейский Дом, 2004. — 679 с. — ISBN ISBN 5-8015-0157-6 .
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
- Колодец / Валенцова М. М., Виноградова Л. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 536–541. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Грушко Е. А. Энциклопедия русских суеверий. — М. : ЭКСМО-пресс, 2000. — 558 с. — ISBN 5-04-005166-2 .
- // / Сост., вступ. статья и ред. В. В. Гура. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — 332 с. — (Народное устно-поэтическое творчество Вологодского края).
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Касторский М. И. . — СПб. : Типография Е. Фишера, 1841. — 182 с.
- Колесникова В. . — М. : Олма-Пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 308—315.
- Дорога / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 124–129. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 208 с.
- Мадлевская Е. Л. Аграфена Купальница // Русская мифология. Энциклопедия. — М. : Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь. — СПб. : Пальмира, 2017. — 765 с. — (Тайные знания). — ISBN 978-5-521-00736-3 .
- Рогов А. П. . — М. : ТЕРРА—Книжный клуб, 2003. — 352 с. — ISBN 5-275-00906-2 .
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
- Соколов М. И. Отчего канун Иванова дня (23 июня) называют купальницею и считается днем урочным? // Живая старина . Вып. 2. — СПб. , 1890. — С. 137—138 .
- Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0 .
- Терещенко А. В. . — М. : Русская книга, 1999. — 336 с. — ISBN 5-268-01383-1 . (по изд. 1847 – 1848 гг.).
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- Уваров Н. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения. — М. : Инфра-Инженерия, 2009. — 1840 с. — ISBN 978-5-9729-0020-6 .
- Здоровье / Усачева В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 299–303. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Чичеров В. И. . — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб. : Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1 .
- Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А. С. Ліс. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- 2021-08-13
- 1