Interested Article - Ихтиокентавр

Статуя ихтиоцентавра снаружи здания государственного Капитолия Миссури.

В позднеклассическом греческом искусстве ихтиокентавры ( др.-греч. Ιχθυοκένταυρος , множественное число: Ιχθυοκένταυροι) были существами, изображёнными с передними ногами лошади; а именно, кентавроподобные морские существа с верхней частью тела человека , нижней передней частью лошади и хвостом рыбы . Самый ранний пример относится ко 2 веку до н.э. среди фризов в Пергамском алтаре . Есть ещё примеры Афроса и/или Бифоса , персонификаций пены и бездны, соответственно, изображённые как ихтиокентавры в мозаиках и скульптурах.

Термин «ихтиокентавр» относится к позднему словотворчеству, присущему византийскому писателю Иоанну Цецу в XII веке. Они также называются морскими кентаврами.

Номенклатура

Происхождение

Слово «ихтиокентавр» вообще не входит в словарь классической античности . Слово было впервые использовано в XII веке Иоанном Цецем в его комментарии к На Ликофрона , 34; и, возможно, было придумано им.

Значение

Ихтиокентавр представлен как Тритон , имеющий передние лошадиные ноги, а не только рыбоподобную нижнюю часть тела.

Ихтиокентавр происходит от двух разных слов, ихтио- и кентавр. Ichthyo- это прилагательное от греческого ikhthis (ιχθύς) "рыба"; кентавр , от греческого kentauros (κένταυρος), существо из классической мифологии, у которого верхняя часть тела человека прикреплена к телу и ногам лошади.

Синонимы

Термин или его эквиваленты на других европейских языках ( нем. Ichthyokentaur , мн.ч.: Ichthyokentauren ; фр. Ichthyocentaure ) были использованы в комментариях к классическому искусству в современную эпоху, и народные термины, такие как «морской кентавр» ( нем. Seekentauren, Fischkentauren ; фр. centaures marins ) также были взаимозаменяемы. (англ.) (1976) поместил «ихтиокентавра», « кентавротритона » и «морского кентавра» в одну и ту же иконографическую группу, или Iconclass , и принял эти наименования в своих археологических трудах.

Кентавротритоны — другое название ихтиокентавров, отмеченное в справочнике XIX века.

Греческое искусство

Тритон на Пергамском алтаре

Самое раннее датированное изображение ихтиокентавра найдено в рельефных скульптурах Пергамского алтаря (II век до н. э.), хотя в надписи эта фигура обозначена как « Тритон ». Ихтиокентавр в этой рельефной скульптуре имеет крылья на спине; эти крылья имеют особый тип, который, вероятно, не совпадает с перьями, но вместо этого состоит из некоторых частей морской водоросли или морского существа.

Ихтиокентавры иногда изображаются с парой рук- клешней , как у омара , выходящих из их голов.

Афрос и Бифос

Aphrodite with Bythos and Aphros.

Мозаика в Зевгме

В мозаике « Рождение Венеры (Афродиты) », обнаруженной в Зевгме , Турция показано, что Афродита выходит из скорлупы, поддерживаемой двумя «морскими кентаврами», как особые названия тритонов, согласно статье, опубликованной лидером французской команды раскопок. На мозаиках нанесены надписи, в которых морские кентавры обозначены как Афрос ( персонифицированная «Морская пена») и Бифос («Морские глубины»).

Афрос показан с парой клешневидных придатков, растущих из его головы , как и Бифос (см. иллюстрации).

В мозаике Зевгмы тритон, выглядящий старшим, помечен как Афрос, а юный тритон — Бифос, что противоречит другим подобным примерам.

Эта мозаика датируется III веком нашей эры и в настоящее время является частью коллекции (англ.) , в настоящее время размещённой в помещении под названием Музей мозаики в Зевгме .

Апамея, Пафос и другие

В мозаике морской процессии, найденной под собором в Апамее , Сирия (ок. 362—363 гг. н. э.), есть Афрос в форме ихтиокентавра. Этот Афрос (обозначен надписью) изображён как молодой тритон с клешнеподобными антеннами на голове и волосами из морских водорослей. Бифос также появляется в той же группе; он, очевидно, выглядит пожилым, и комментатор отмечает, что это не кто иной, как « (англ.) ».

Фетида (в центре), Бифос (в центре внизу). Мозаика археологического парка Пафоса, «Состязание в красоте между Кассиопеей и нереидами»

На пафосской мозаике изображен только Бифос, несущий нереид, Фетида вместе с двумя другими нереидами, Дорида и Галатея .

Два морских бога также появляются в паре совпадающих скульптур (принадлежащих музеям Лувра и Ватикана ), изображающих товарищей Силена , несущих бога Диониса после того, как его компания была выгнана в море царём Фракии Ликургом .

Афрос

Афрос — это царь Древней Ливии и прародитель Афрои (или карфагенян ), согласно записи в Византийском Лексиконе Суда . Мозаика, найденная в Тунисе, подтверждает эту веру; на ней изображена пара африканских морских богов, плавающих рядом с колесницей Посейдона — один — ихтиокентавр Афрос, а другой — двуглавый тритон, бог ливийского озера (англ.) .

Суда также утверждает, что этот Афрос был сыном Кроноса и Филиры. Это соответствует происхождению кентавра Хирона , который был сыном титана Кроноса и нимфы Филиры ( Библиотека Псевдо-Аполлодора 1.2) , из чего можно вывести, что Афрос и Хирон были родными братьями. Афрос, возможно, считался приёмным отцом Апродита, учитывая их сходство в именах.

Другие примеры

Монохромная мозаика (англ.) (II век н. э. или позже) включала в себя тритона в форме ихтиокентавра на верхней панели и крылатого тритона в нижней части; оба этих бородатых тритона были изображены с парой органов, похожих на клешни ракообразных , растущих из их голов.

Пара морских тиазидных фрагментов фрески в Геркулануме была описана так, что в одном фрагменте имеется два тритона, один из является ихтиокентавром. Ихтиокентавр здесь безбородый и имеет полосатый трезубец. Пара ног или клешней морских раков ( лангустов ) прорастает из головы каждого тритона. На втором фрагменте молодой ихтиокентавр идёт впереди гавани Венеры; ихтиокентавр держит два объекта, которые трудно идентифицировать.

Примеры в литературе

Одним из поздних отмеченных литературных примеров является стихотворение Клавдиана (ум. 404) Эпиталама о свадьбе Гонория и Марии , в котором Венера едет на спине Тритона, пока вся её процессия направляется на свадьбу. Здесь Тритон описывается следующим образом: «Ужасное чудовище вырвалось из бездны; его вздымающиеся волосы коснулись плеч его; копыта, подобно раздвоенным рогам, обвитые щетиной, появились там, где его рыбий хвост соединился с его человеческим телом». Вильгельм Генрих Рошер заметил, что этот тритон (с раздвоенными копытами) описывается как подтип ихтиокентавра с передними ногами быка.

Ренессанс

«Морской сатир» или «морской пан» Конрада Геснера также описывался как «ихтиокентавр» или «морской дьявол» в главе о тритонах его Historiae animalium IV (1558). В переводе на немецкий язык это существо называется «Meerteuffel ['sic.]» или «морской дьявол».

Этот «морской демон» ( нем. Meerteufel ) с другими именами, такими как «морской чудовищный Пан», «чудовищный морской сатир» или «рыба-кентавр», также использовался на геральдических изображениях.

См. также

Сноски

  1. Cp. Океан условно изображен с клешнями краба или лобстера (" pinces de crabe/homard ") на своих головах, в том числе в Зевгме. Ср. также Pauline (1972) на обеих "antennae ( антеннах )" и "pincers ( клешнях )" представленных на головах Океана/морских божеств в мозаике.
  2. Абади-Рейнал на самом деле заявляет, что "увенчаны антеннами лобстеров ( couronné d'antennes de homards )", но они заканчиваются тем, что похоже на клешни (или pinces , слово, используемое другими французскими учёными, чтобы описать такие придатки), и проводит различие по сравнению с "antennae", описанными в мозаике Апамеи , как Афрос описан ниже.
  3. Второй Тритон, бородатый, имеет 2 рыбьих хвоста и несёт весло.

Примечания

Примечания
  1. // Словарь греческих и римских биографий и мифологии = A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology (англ.) . — Vol. 3. — P. 1176. : .
  2. Tzetzes, ad Lycophron 34, 886, 892.
  3. , p. 329, note 7
  4. , p. 142.
  5. "Triton". Brill's New Pauly: Encyclopaedia of the Ancient World. Antiquity . Vol. 14. Brill. 2009. p. 101.
  6. Roscher, Wilhelm Heinrich (1890), , Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) , B. G. Teubner, vol. 2, pp. 91—94, из оригинала 12 января 2008 . Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 10 октября 2020 года.
  7. Brulet, Raymond. . — Université catholique de Louvain, Départemant d'archéologie et d'histoire de l'art, 1990. — P. 68.
  8. (1976), , vol. 4, North-Holland, p. 98, ISBN 9-780-72048-264-5
  9. , p. 44, где "ихтиокентавр" и "морской кентавр" приравниваются.
  10. , p. 105 and note 140, cited by , p. 44, note 84.
  11. Collignon, Maxime. . — H. Grevel & Co., 1890. — P. 197–199. . Дата обращения: 17 февраля 2020. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  12. Eraslan, Şehnaz (2015), (PDF) , Journal of International Social Research , 8 (37): 454, 459, 45 . Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 19 августа 2019 года.
  13. Voute, Pauline (1972), , Mélanges de l'Ecole française de Rome: Antiquité (фр.) , 81 (1): 660—664 . Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 14 июня 2019 года. ; fig. 11–14
  14. , p. 760.
  15. , p. 115.
  16. Wootton, Will. . — Getty Publications, 2016. — P. 74–75. — ISBN 978-1-606-06471-9 .
  17. Aaron J. Atsma. . (2010–2017). Дата обращения: 20 февраля 2020. 15 февраля 2020 года.
  18. (тур.) . zeugma.org.tr (2014). Дата обращения: 12 сентября 2019. 4 октября 2019 года. ; Cf. (недоступная ссылка) .
  19. , p. 760; Wardle, Marianne Eileen (2010). (PDF) (Ph. D.). Duke University, Department of Art, Art History and Visual Studies. p. 233. (PDF) из оригинала 22 ноября 2021 . Дата обращения: 19 февраля 2020 . {{ cite thesis }} : Неизвестный параметр |deadlink= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  20. (тур.) . Zeugma Mozaik Müzesi. Müze Kat Plani [Zeugma Mosaic Museum: Floor Plan] (2014). Дата обращения: 12 сентября 2019. 30 ноября 2020 года.
  21. . Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (France) (11 сентября 2012). Дата обращения: 14 сентября 2019. 20 февраля 2020 года.
  22. , p. 115. Fig. 5; Fig. 7
  23. , pp. 118, 120. Fig. 9
  24. « », Suda On Line", tr. Jennifer Benedict. 5 June 2001.
  25. ; . — Hackett Publishing, 2007. — P. 2. — ISBN 9-781-60384-052-1.
  26. , p. 344.
  27. , pp. 328–329 and Plates 97-99
  28. Reinhard, Jayne Huntington. . — University of Minnesota , 2005. — P. 46.
  29. . OSU Excavations at Isthmia . College of Arts and Sciences The Ohio State University (2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. 7 января 2020 года.
  30. (1789), "Planche CLV", (фр.) , vol. 5, François-Anne David (engravings), Chez David, pp. 76—77 ;
  31. [in французский] (1840), "Planche 16", (фр.) , vol. 5, François-Henri Roux, aîné (engravings), F. Didot, pp. 36—38
  32. . . — Harvard University Press. — P. 252–253.
  33. Gesner, Konrad (1558) Historiae animalium } Liber IIII], p. 1197; (1604 ed.) .
  34. Hendrikx, Sophia. (англ.) // Anthropozoologica : journal. — Vol. 53 , no. 11 . — P. 132—135 . 11 августа 2020 года.
  35. Ursula Wehner, Peggy. / Peggy Ursula Wehner, Wolfgang Zierau, Joseph Arditti. — Springer Science & Business Media, 2013. — P. 42–44. — ISBN 978-9-401-72500-2 .
  36. Gesner, Konrad (1558) , p. 153
  37. Holme, Randle, III. 16.39 Marine Daemon // . — 1688. — P. 375, 367. . Дата обращения: 20 февраля 2020. Архивировано 22 сентября 2019 года. via
Библиография
  • Abadie-Reynal, Catherine (2002), , Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres (фр.) , 146 (2): 743—771
  • Balty, Jean-Charles (1972), , Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres (фр.) , 116 (1): 112
  • Lattimore, Steven. . — Institute of Archaeology, University of California, Los Angeles, 1976.
  • Litvinskij, B. A. / B. A. Litvinskij, I. R. Pičikian. — , 1995. — P. 335–336.
  • Packard, Pamela M. (1980), (PDF) , Hesperia , The American School of Classical Studies at Athens, 49 (4): 326—346 JSTOR
  • (1939), Die Meerwesen auf den antiken Sarkophagreliefs , vol. 5, pt. 1, Deutsches Archaologisches Institut . , L'Erma di Bretschneider.

Ссылки

  • (недоступная ссылка) 9 июля 2010 года.
Источник —

Same as Ихтиокентавр