Interested Article - Монферран, Огюст

Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н ( фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand , в России также Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран ; 23 января 1786 , Шайо , предместье Парижа , Королевство Франция 28 июня [ 10 июля ] 1858 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — французский и русский архитектор , крупнейший петербургский зодчий позднего неоклассицизма , один из основоположников архитектурной эклектики . Создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге . Осуществил подъём и установку Царь-колокола на пьедестал (по проекту архитектора Ивана Мироновского ).

Почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1831), почетный член Академии Святого Луки в Риме , Академии изящных искусств во Флоренции и Института британских архитекторов в Лондоне .

Биография

Настоящая фамилия архитектора — Рикар ( фр. Ricard ). Он родился в 1786 году в Шайо (департамент Сены, во Франции ). По словам самого зодчего, приставку де Монферран изначально добавила к фамилии его мать Мария Фистиони, чтобы сделать её более похожей на дворянскую. В городке Клермон-Ферран жили несколько поколений семьи Рикар. Бенуа Рикар, родной отец Августа, рано умер, и мальчика воспитывал отчим — художник и гравёр Антуан де Коммарьё. По мнению биографов Монферрана, именно отчим обучил его рисованию .

1 октября 1806 года Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу и зачислен в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии . В бою 1806-го он получил два ранения (в бедро и голову), в 1807-м оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж продолжать обучение. Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством . После окончания школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера . Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы . Вернувшись в Париж, Монферран возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины . Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена .

В послевоенной Франции резко сократились объёмы строительства и Монферран не мог рассчитывать на интересные заказы. Воспользовавшись приездом в Париж российского императора Александра I , в апреле 1814 года Монферран преподнёс монарху свой «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I» . Среди рисунков в этом альбоме были проекты загородного императорского дворца, публичной библиотеки, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира» (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны), конной статуи в честь императора. Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат. Александру I были поднесены также альбомы работы Фонтена и Персье, однако не заинтересовали монарха. Монферрану же удалось получить приглашение для приезда и работы в российской столице .

Монферран в России

Дом Монферрана на набережной реки Мойки, 86-88, в котором О. Монферран прожил с 1834 года до кончины 28 июня 1858 года

Монферран прибыл в Петербург 16 июля 1816 года . При переезде и обустройстве ему помогали Николай Демидов , с которым он познакомился благодаря матери ещё в Париже. В Петербурге, благодаря рекомендательному письму от часового мастера Абрахама Брегге , Монферран познакомился с Августином Бетанкуром , который увидел незаурядный талант молодого француза. Когда император Александр I велел Бетанкуру подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора, Бетанкур «на свой страх и риск» предложил кандидатуру Монферрана по перестройке Исаакиевского собора . Он более других понравился императору и был утверждён 20 февраля 1818 года . Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II .

Первой законченной постройкой Монферрана в российской столице стал Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). В начале 20-х годов XIX века Монферран построил особняк для графа Виктора Кочубея на набережной Фонтанки, 16 .

Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память о себе в России сооружением Александровской колонны (1829—1834) в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве в 1836 году . Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I , который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым .

Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения: «Eglise cathédrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (П. и СПб., 1845—48; с гравиров. таблицами) и «Plan et détails du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre» (П. и СПб., 1836; с литографиями).

Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения .

Скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула » . Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора , строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком . В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте , затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux) .

Семья

Первая жена — Юлия Морне (в девичестве Гокерель, Морне — фамилия по первому мужу). Брак заключён в 1811 году , окончился разводом .

Обстоятельства и дата развода точно не установлены. Возможно, супруги расстались уже после приезда в Россию, так как есть сведения, что в мае 1831 года Петербург покинула «Юлия де Монферранд, жена архитектора». С другой стороны, Ф. Ф. Вигель называет женщину, жившую с архитектором в первые годы пребывания в России «мнимой мадам Монферран» (то есть гражданской женой) . В метрической записи о втором браке Монферран назван холостым, а не второбрачным, как было принято в церковной документации Российской империи .

Имеется и другое свидетельство. В ходе своего знаменитого конфликта с Монферраном, архитектор А. А. Модюи в 1823 году обратился с письмом к императору Александру I. В письме упоминалось, что перед Монферраном были закрыты двери французского посольства, и это запрещение коснулось также его «достойной супруги», которая «имела дерзость навязывать свое присутствие» жене посла . Упоминание супруги Монферрана в письме к императору и то, что она была принята французским послом, свидетельствует в пользу того, что их брак был официальным.

А. В. Старчевский описывает портрет первой жены Монферрана, хранившийся в доме архитектора: «красивая, круглолицая, молодая и симпатичная француженка… видно было, что она принадлежала к хорошему обществу и была воспитана вовсе не бедными родителями» .

Вторая жена — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер ( 1797 1868 ) французская актриса, в 1826 1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге , где познакомилась с Монферраном . Брак заключён 5 ноября старого стиля 1835 года .

Со второй женой Монферран прожил всю оставшуюся жизнь, после его смерти она возвратилась во Францию.

Пасынок — Анри, племянник второй жены Монферрана. Внебрачный сын её сестры Ирмы и русского предпринимателя Анатолия Николаевича Демидова .

Адреса в Санкт-Петербурге

С момента начала строительства Исаакиевского собора в 1818 году Монферран переехал на служебную квартиру по адресу Малая Морская дом 20

В 1834 г. Огюст Монферран выкупил дом по адресу Большая Морская 45, а в 1836 г.продал его вместе с проектом перестройки владельцу соседнего дома П. Н. Демидову

С 1834 года по 28 июня 1858 года проживал в доме по адресу Набережная реки Мойки , 86. В настоящее время дом О. Монферрана ( Я. В. Ратькова-Рожнова ) (Набережная реки Мойки, 86—88, лит. А) является объектом культурного наследия РФ .

Работы

Плотник . Картина кисти Монферрана

1817—1822. Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор.

В 1817 генерал-лейтенант Бетанкур , который был главным строителем Нижегородской ярмарки , привлёк Огюста Монферрана к проектированию зданий ярмарки. Особое внимание в своём проекте Монферран уделил ярмарочному собору, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года .

Так как в это время Монферран проектировал и Исаакиевский собор , силуэты этих сооружений очень похожи. Постройка новых зданий Нижегородской ярмарки завершилось к 15 июля 1822 года . До нашего времени из этих зданий сохранился только Спасский (Староярмарочный) собор .

1817—1820 годы. Дом Лобанова-Ростовского

Дом Лобанова-Ростовского, «Дом со львами» — памятник архитектуры высокого классицизма . Дом сооружен для князя А. Я. Лобанова-Ростовского в 1817—1820 гг. Треугольное в плане здание обращено главным фасадом к Адмиралтейскому проспекту . Треугольное в плане здание выходит фасадами на Адмиралтейский проспект , Вознесенский проспект и Исаакиевскую площадь и является важным составляющим элементом ансамбля центральных площадей. Главный фасад, выходящий на Адмиралтейский проспект украшен 8-колонным портиком, по сторонам центральной арки установлены беломраморные фигуры львов (скульп. П. Трискорни ).

1818—1858. Собор преподобного Исаакия Далматского

Проектная модель собора, 1818—1821 годы, мастера И. Гербер, Гроссе, Фреми, П. И. Брюлло, И. Найлон, Ла-Банк, П. В. Свинцов, В. М. Столяров по проекту Монферрана, дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота, Санкт-Петербургская Академия Художеств

Исаакиевский собор — памятник архитектуры позднего классицизма , важнейшая градостроительная доминанта, самый большой храм Санкт-Петербурга. Высота собора 101,5 м, размеры в плане (с портиками) 111,5 × 97,6 м. Монументальное здание оформлено четырьмя 8-колонными портиками и увенчано металлическим золоченым куполом на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами.

Конкурс на проект нового собора был объявлен в 1809. В 1816 году, после нескольких неудачных попыток проведения конкурса, Александр I поручил заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора председателю только что образованного « Комитета по делам строений и гидравлических работ » Августину Бетанкуру . Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану , незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию . В 1818 году Монферран представил проект, который был утверждён императором .

После резкой критики проекта, с которой выступил один из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ» архитектор А. Модюи , 9 марта 1825 года императору был предоставлен исправленный проект Монферрана. Новый проект, исправленный и дополненный, был снова признан лучшим и утверждён Александром I 13 апреля 1825 года.

Строительство собора продолжалось 40 лет в 1818-58. Торжественное освящение 30 мая ( 11 июня ) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий .

1828—1834 годы. Александровская колонна

Идея строительства Александровской колонны исходила от автора контуров Дворцовой площади и здания Главного штаба Карла Росси . Огюст Монферран разработал проект в рамках предложенных ограничений, но он не был принят императором. Архитектор пытался апеллировать к Николаю I , посвятив ему своё сочинение « Plans et details du monument consacrè à la mémoire de l’Empereur Alexandre ».

Проект отстоять не удалось, и был разработан другой вариант. С ним не возникло трудностей, и новый проект был высочайше утверждён в 1829 году. Колонну построили к 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьёв, Тверской, Ф. Брюлло , Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы Пётр Свинцов и лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист .

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Чарльза Берда . Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров Колодкина и по методу Самсона Суханова в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями колонна была перевезена в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург и поднята 30 августа при помощи подъёмной системы, созданной на базе разработок Августина Бетанкура . Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского .

Позже (в 1876 году ) архитектор Карл Рахау добавил декоративные фонари у колонны.

Другие работы

  • Особняк княгини В. Ф. Гагариной , Большая Морская ул., 45.
  • Дом Демидова, Большая Морская ул., 43 . В 1836 году О. Монферран разработал проект перестройки дома для заводчика-миллионера П. Н. Демидова .
  • Проект реконструкции Екатерингофского парка (1823). В живописных уголках сада по проекту Монферрана построены новые сооружения: Ферма, Вокзал, Львиный павильон (не сохранились) .
  • Молвинская колонна, Екатерингофский парк, Лифляндская ул., 12х. Шестиметровая колонна из красного гранита установлена рядом с Молвинским мостом у входа в Екатерингофский парк. Надпись на колонне гласит: «Молвинская колонна. Получила свое название по имени сахарозаводчика Я. Н. Мольво (Молво) . Послужила прототипом Александровской колонны. Установлена а 1824 г. Архитектор О. Монферран. »
  • Конный памятник Николаю I , созданный в 1856—1859 гг (Скульпторы П. К. Клодт, Р. К. Залеман, Н. А. Рамазанов). Проект Монферрана утвержден в мае 1856 г., через месяц определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору .


Награды

Память

Скульптурное изображение О. Монферрана в рельефе фронтона западного портика Исаакиевского собора

Памятники

  • Скульптурное изображение О. Монферрана с моделью собора в руках, в левом нижнем углу рельефа фронтона западного портика Исаакиевского собора ( И. Витали , 1850-е)
  • Бюст О. Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве Исаакиевского собора ( А. Фолетти , 1850-е).
  • Скульптура Монферрана включена в скульптурную группу «Зодчие Санкт-Петербурга» в числе восьми знаковых для Санкт-Петербурга архитекторов (скульпт. А. Таратынов ), установленную в 2011 году в Александровском парке Санкт-Петербурга.
  • 25 октября 2018 года в Париже , на кладбище Монмартр , у подножия надгробия матери Монферрана, Марии Фистиони (Монферран), установлена памятная плита из рускеальского мрамора с надписью в честь Огюста Рикара Монферрана

В топонимике

  • В честь О. Монферрана названо озеро в районе Рускеальских мраморных каменоломен , на которых добывался мрамор для строительства Исаакиевского собора (Монферран лично приезжал на каменоломни выбирать подходящую породу).

Мероприятия посвященные 200летию со дня рождения Монферрана, 1986 году

  • Юбилейная выставка, организованная НИМАХ в связи с 200-летием со дня рождения Монферрана.
  • Опубликован каталог выставки: Огюст Монферран : К 200-летию со дня рождения : Кат. выст. : (Из фондов Эрмитажа)
  • Каталог юбилейной выставки произведений. Шуйский В. К. Огюст Монферран. 1786—1858. Кат. юбил. выст. произведений. Л.: Искусство, 1986. 58 с.
  • В 1986 году, к 200 летию со дня рождения Монферрана, была выпущена почтовая карточка СССР .
  • Была выпущена серия спичечных этикеток. 200 лет со дня рождения О.Монферрана

В нумизматике

  • 5 сентября 2014 года была выпущена памятная монета Банка России «Исаакиевский собор (Огюст Монферран)» серии «Архитектурные шедевры России» из драгоценных металлов, номиналом 25 рублей .
  • В 2017 году СПб МД выпустил сувенирный жетон (монету) Монферран. Исаакиевский собор. Биметалл. На аверсе жетона бюст Огюста Монферрана, на реверсе — Исаакиевский собор.

Монографии посвященные жизни и творчеству Монферрана

  • 1865. Серафимов В. И., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб.
  • 1917. Яблонский А. М. Исаакиевский кафедральный собор. Петроград.
  • 1939. Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны.
  • 1962. Ротач А. Л. Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. Под ред. В. И. Пилявского.
  • 1964. Колотов М. Г. Исаакиевский собор.
  • 1979. Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран.
  • 1986. Петрова Т. А. Огюст Монферран: К 200-летию со дня рождения. Кат. выст.: (Из фондов Эрмитажа). Ленинград.
  • 1986. Шуйский В. К. Огюст Монферран. 1786—1858. Кат. юбил. выст. произведений. Ленинград.
  • 1894. Преображенский П. Исаакиевский собор. История постройки храма, его святилища и худ. достопримечательности. Спб.-М.
  • 1994. Чеканова О.А. О. Монферран.
  • 2005. Шуйский В.К. О. де Монферран. История жизни и творчества.

В художественной литературе

  • Измайлова И. А. «Собор. Роман с архитектурой». Москва : Вече, cop. 2019. — 621 с.
  • Аронов А. Я. «Исаакиевская повесть». Поэма. 1980. Избранное: сборник стихотворений. Москва, 2014

Фильмы о творчестве Монферрана

  • Архитектор Огюст Монферран Исаакиевский собор. Документальный фильм. Режиссёр: Татьяна Малышева. ГТРК «Санкт-Петербург». 2005 (Полная версия фильма на YouTube )
  • Документальный сериал «Красуйся град Петров!». Серия 1/6. Зодчий Огюст Монферран. Режиссёр: Михаил Трофимов. Производство: ГТРК «Санкт-Петербург». 2011 г.(Полная версия фильма на YouTube )
  • Колонна для Императора. Документальный фильм. Режиссёр: Иоина Бахтина. ВТРК 2020 (Полная версия фильма на YouTube )
  • Документальный сериал. Невский ковчег. Теория невозможного. Огюст Монферран. Режиссёр: Татьяна Малышева. ГТРК «Санкт-Петербург». 2021(Полная версия фильма на YouTube )


Примечания

  1. Описан в изд.: Живопись. Первая половина XIX века : К — Я : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский]. — СПб. : Palace Editions, 2007. — С. 112. — 271 с. : цв. ил., портр. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 3). — № 327. — ISBN 978-5-93332-263-4 .
  2. Auguste de Montferrand // (англ.) — Ratingen: 1998.
  3. Auguste Ricard de Montferrand // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. , с. 76.
  6. , с. 76: «Творчество М. лежит на грани двух архит. эпох: будучи крупнейшим зодчим позднего классицизма, он одним из первых обратился к эклектизму».
  7. , с. 11—13.
  8. .
  9. .
  10. , с. 77.
  11. , с. 13.
  12. , с. 14.
  13. , с. 3.
  14. . Дата обращения: 15 октября 2017. 15 октября 2017 года.
  15. . Дата обращения: 27 января 2011. 1 октября 2013 года.
  16. , с. 11.
  17. Антонов В.В. Петербург. Новое о старом.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. — С. 67. — 413 с.
  18. Метрическая книга о бракосочетвашихся Римско-католического костёла Св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге за 1835 г. ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1. Д. 63. Л. 27об. Кадр 31.
  19. Никитин Н.П. Огюст Монферран.. — Ленинград, 1939. — С. 285. — 348 с.
  20. , с. 378.
  21. , с. 379.
  22. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  23. от 7 марта 2016 на Wayback Machine . Рег. № 781510244380006.
  24. . Дата обращения: 20 января 2022. 12 сентября 2018 года.
  25. . Дата обращения: 20 января 2022. 6 мая 2021 года.
  26. , с. 25.
  27. , с. 17.
  28. 20 октября 1820 года он представил записку в Академию художеств с замечаниями к проекту 1818 года
  29. Дата начала работ над проектом явно в источниках не указана, первое упоминание о проекте датируется сентябрём 1829 года, когда император утвердил проект колонны. Для написания монографии, разработки первоначального проекта необходимо время не менее года, таким образом, работа Монферрана над проектом должна была начаться не позднее 1828 года
  30. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  31. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  32. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  33. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  34. . Дата обращения: 20 января 2022. 5 марта 2021 года.
  35. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.
  36. . Дата обращения: 20 января 2022. 20 января 2022 года.

Литература

  • / З. В. Золотницкая // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 76—77. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2 .
  • Печёнкин И. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLVI : « Михаил Пселл Мопсуестия ». — С. 745–748. — 752 с. — 36 000 экз. ISBN 978-5-89572-053-0 .
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XIXa. — С. 815.
  • Эрнст С. Р. Монферран, Август Августович / С. Э[рнст] // Русский биографический словарь : неопубликованные материалы : в 8 т. / Ред. тома С. В. Рождественский; сост. М. П. Лепехин. — М. : Аспект-Пресс, 1999. — Т. 4 : Маак — Мятлева. — С. 218. — 278 с. — 3700 экз. ISBN 5-7567-0101-X . — ISBN 5-7567-0081-1 (т. 4).
  • Серафимов В. И., свящ., Фомин М. И. : С прил. 4 рис. Собора, пл. его и портр. архит. де-Монтферранда, литогр. на камне / Сост. и изд. Исаакиев. собора свящ. В. Серафимов, смотритель М. Фомин. — СПб. : Тип. Гогенфельдена и Ко, 1865. — [6], 91 с. : 1 л. фронт. (портр.), 5 л. ил.
  • Преображенский П. Исаакиевский собор. История постройки храма, его святилища и худ. достопримечательности. / Под ред. В. И. Пилявского.. — СПб.-М.: т-во М.О. Вольф, 1894. — 40 с.
  • Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. / Ред. и предисл. архитектора В. В. Попова. — Ленинград: Ленингр. отд-ние Союза сов. архитекторов, 1939. — 348 с.
  • Ротач А. Л. Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. / Под ред. В. И. Пилявского.. — Ленинград: О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР. Ленингр. отд-ние., 1962. — 56 с.
  • Чеканова О. А., Ротач А. Л. Огюст Монферран. — СПб. : Стройиздат , 1990. — 224 с. — ( Мастера архитектуры ). — 40 000 экз. ISBN 5-274-01153-5 .
  • Чеканова О. А. О. Монферран . — СПб. : Стройиздат СПб., 1994. — 189 с. — ISBN 5-87897-005-8 .
  • Шуйский В. К. Огюст Монферран. История жизни и творчества. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 414 с. — ISBN 5-9524-1749-3 .
  • Огюст Монферан, 1786–1858 : Кат. юбил. выст. произведений / Авт. вступ. ст., с. 5-27, и сост. кат. В. К. Шуйский. — Л. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1986. — 58 с.
  • Огюст Монферран : К 200-летию со дня рождения : Кат. выст. : (Из фондов Эрмитажа) / Сост. и авт. вступ. ст. Т. А. Петрова. — Л. , 1986. — 47 с.
  • Измайлова И. А. Собор: роман с архитектурой. — Москва: Внешторгиздат, 1992. — 560 с. — ISBN 978-5-4444-6201-0 .
  • Николаенко П. Д. // История Петербурга / глав. ред. Полторак С. Н.. — Полторак, 2012. — № 1 (65) . — С. 3—10 .
  • Краснова Е. И. // История Петербурга / глав. ред. Полторак С. Н.. — Полторак, 2011. — № 6 (64) . — С. 11—20 .

Ссылки

Источник —

Same as Монферран, Огюст