Interested Article - Заварочный чайник
- 2020-12-31
- 1
Заварочный чайник — чайник для заваривания чая .
История
Заварочные чайники, вероятнее всего, произошли от керамических котелков, непосредственным предшественником были сосуды, в которые насыпался и наливалась горячая вода, заваренный чай потом переливали в другие сосуды для питья. Этот упрощённый процесс применялся в Китае уже в первом тысячелетии нашей эры, во времена династий Тан и Сун . Творческий элемент при создании заварного чайника состоял в добавлении носика . Необходимость в чайниках возникла с переходом к цельнолистовому чаю , который произошёл в конце XIV века во времена династии Мин . Исследователи расходятся во времени появления заварных чайников, называя как XVI век , так и гораздо более ранние времена династии Юань [ источник не указан 1114 дней ] .
Самый древний экземпляр чайника, сохранившийся до наших дней, хранится в Музее чайных изделий в Гонконге .
Многие традиционные китайские чайники делаются из исинской глины ; такие изделия обычно не подвергаются глазировке, это позволяет глине впитывать аромат завариваемых сортов чая и в дальнейшем подчёркивать эти ароматы. Некоторые профессионалы китайской чайной церемонии используют неглазированные чайники под конкретные сорта чая.
С конца 17 века чай вывозился в Европу как часть общего экспорта экзотических специй и предметов роскоши. Торговые суда перевозили как сам чай, так и чайники из фарфора ; большинство таких чайники имели роспись в стилистике бело-голубой керамики с кобальтовым красителем. В связи со стекловидностью фарфора, он не подвержен воздействию морской воды: поэтом упакованные чайники перевозились непосредственно на палубе судна (а сам чай — в трюме, чтобы обеспечить его сухость).
В Великобританию чай попал в тот момент, когда в Китае было модно заваривать цельнолистовой чай в чайниках, потому в дальнейшем этот способ заварки оказался традиционным для Европы . Чёрный чай лучше переносил перевозку и требовал высокой температуры воды при заварке, отсюда появилась британская традиция заваривать разогретый чайник крутым кипятком .
В Европе употребление чая (из-за его высокой цены) изначально было прерогативой высших слоёв общества. При этом в первое время фарфоровые чайники также были очень дорогими, так как тоже импортировались. Так продолжалось до тех пора, пока Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус не изобрёл европейский белый фарфор; вскоре после его смерти открылось фарфоровое производство в Мейсене близ Дрездена (1710 г.) . При этом европейские производители долгое время ориентировались на китайский дизайн чайников.
В колониальной Америке Бостон стал центром производства ценных изделий из серебра. В итоге сразу четырех крупных семейных производителя, Edwards, Revere, Burt и Hurd стали включать в номенклатуру своей продукции серебряные чайники .
Традиции применения у разных народов
При русской традиционной «парной подаче» чая на стол ставятся два сосуда — заварочный чайник с крепким чаем ( заваркой ) и ёмкость для кипятка . При этом кипяток подаётся либо в доливном чайнике , либо в самоваре ; в чашки наливается небольшое количество заварки, которая доливается горячей водой.
Такой же метод с двумя чайниками используется в Турции .
Одна из причин использования отдельных заварочного и доливного чайников состоит в том, чтобы, единожды сделав заварку, разливать чай разной крепости в чашки разных участников чаепития . Во многих других культурах чаепития заваренный чай разливается непосредственно из заварного чайника. Например, так делают в Великобритании , разбавляя при этом чай молоком .
Марокканский чайник
В Марокко заварочные чайники из нержавеющей стали — важная составляющая часть местной чайной церемонии . В силу их высокой жаропрочности, такие чайники можно ставить непосредственно на плиту/печь. Вместе со стаканчиками из цветного стекла они формируют облик марокканского чайного ритуала. Чай считается пригодным для питья, только когда на его поверхности появляется пена. Носик у таких чайников очень длинный, что позволяет наливать чай с высоты до 30 см . Дизайн этих изделий варьирует от минималистического до богато украшенного .
Устройство
В конструкции чайника может находиться сито для отсеивания чаинок. Также существует чайное ситечко , используемое как отдельный предмет или подвешиваемое на носик заварочного чайника. Для поддержания температуры заваренного чая традиционно используется « чайная баба » или специальная подставка с чайной свечой . Подогрев может осуществляться и в некоторых моделях электрочайников, выпускаемых в комплекте с заварочным чайником и базой-подставкой имеющей кроме контактного разъёма чайника для кипячения ещё и электроконфорку слабого нагрева для заварочного чайника схожей с чугунной конфоркой электроплиты . В Турции для подогрева заварного чайника (турецкий стиль заваривания чая требует поддержания высокой температуры) и экономии места на кухне выпускается двухъярусная система с заварным чайником наверху, доливным внизу .
Нередко заварочные чайники, особенно расписные фарфоровые, выпускаются и реализуются в составе чайных сервизов . Джессика Роусон возводит историю сервизов по крайней мере к династии Юань .
-
В самоварах предусматривается конфорка, для поддержания в тёплом виде заварочного чайника с заваркой
-
Турецкий двухъярусный электрический чайник с металлическим корпусом
-
Фаянсовый и стеклянный заварочные чайники подогреваемые свечами
-
Вариант современного стеклянного заварочного чайника с фильтр-отсеком
-
Глиняный неглазурированный из исинской глины
-
Глиняный глазурированный с боковой ручкой
Альтернативные методы заваривания
Существует множество способов заварки чая без использования заварного чайника, с применением других приспособлений. Например, большинство китайцев использует гайвань — небольшую чашку с крышкой, заливаемую не очень горячей водой, которая подливается по мере надобности до потери чаем аромата . Чай можно заваривать непосредственно в чашке с использованием или в кружке , применяя чайный пакетик .
С конца XIX века выпускаются — автоматические устройства для заваривания чая с таймерами и, в последнее время с термостатами . Принцип действия первого устройства (с газовым подогревом, запатентовано в 1892 году) тот же, что и у капельных кофеварок . С 1933 года чаеварки стали электрическими .
Выпускаются модели электрочайников, в которых конструктивно предусмотрена возможность заваривания чая непосредственно в колбе чайника, где кипятилась вода .
В искусстве
Нередко, заварочные чайники, кроме основного функционального назначения являются ещё объектом декоративно-прикладного искусства . Некоторые заварочные чайники являются предметом коллекционирования , экспонатами музеев и декоративными элементами интерьера.
Заварочный чайник является популярным объектом творчества у дизайнеров, так как предоставляет нужную для творческого импульса смесь материала, формы, конструкции и функции; создание своего чайника — это своеобразный обряд инициации для художника, работающего с керамикой . К заварочным чайникам обращались известные мастера: вскоре после революции , в 1923 году, К. С. Малевич создал свою вычурную версию в составе пропагандистского чайного сервиза на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде (ныне вновь Императорский фарфоровый завод ) . Чайник являлся супрематическим видением паровоза и предназначался не для бытового использования, а на экспорт ; это был не «чайник как таковой», а «идея чайника» . ИФЗ выпускает чайники по модели Малевича до сих пор . Чайники являются одним из тех артефактов , которые ставят искусствоведа в сложное положение: где кончается образец прикладного искусства и начинается повседневный товар? Следует ли учитывать цену, отсутствие художественного мастерства у изготовителя, метод изготовления? . Изготавливаются дизайнерские авторские заварочные чайники и в виде различных статуэток людей или животных, других объектов и абстрактных фигур, различной формы, с различным орнаментом и рисунками , в том числе и на сексуальную тематику .
Так, дизайнеры Баухауса старались выразить красоту предмета через форму и цвет, избегая украшений. М. Брандт около 1924 года создала один из наиболее знаменитых объектов этой школы — миниатюрный (7 сантиметров высотой) заварочный чайник в виде полушария из латуни с серебрением и с ручками из эбенового дерева ( англ. ebony ). Вертикальная чёрная ручка создаёт контраст с приземистым блестящим телом чайника, крышка сдвинута из центра с тем, чтобы заварка не проливалась из-под неё при наклоне . Изделие не пошло в серию, немногочисленные оригиналы продаются коллекционерами на аукционах, так один из экземпляров модели «MT 49» был продан за 361 000 долларов в 2007 году .
Некоторые варианты дизайнерских заварочных чайников:
-
Автор М. Брандт, 1924, модель «MT 49» (на данном экземпляре посеребрение, кроме носика, окислено и(или) удалено)
-
Автор , 1982, глазурированная керамика, заварочные чайники моделей «Pelicanus Bellicosus» (ближний) и «Larus marinus»
-
Автор К. Дрессер , 1879, серебро, эбеновое дерево, Монреальский музей изящных искусств
-
Автор неизвестен, исинский чайник, 1765-1835 года, Королевский музей Онтарио
Чайник вдохновлял и представителей невизуальных искусств: уже в 1840 году Дж. Бейли написала стихотворное послание чайнику ( англ. «Lines to a Teapot» ) .
Встречаются заварочные чайники и в изобразительном искусстве . Заварочный « чайник Юта » стал одним из первых эталонных объектов в компьютерной трёхмерной графике .
Попали заварочные чайники и в Книгу рекордов Гиннеса . Так, самый большой функциональный заварочный чайник высотой 4 м, диаметром 2,58 м, весом 1,2 т, изготовлен из стали по заказу «Sultan Tea» в Марокко в 2016 году, в нём было заварено 1500 л чая с добавлением 3 кг мяты . Самый дорогой заварочный чайник был оценён в 2016 году в 3 000 000 долларов и имеет собственное название «Эгоист» ( англ. «Egoist» ), был изготовлен по заказу владельца «Newby Teas» в Италии ювелиром F. Scavia из золота, серебра с позолотой , украшен снаружи 1658 бриллиантами и рубином в 6,67 карат , ручка чайника сделана из ископаемого бивня мамонта , ручка крышки тоже из рубина, рассчитан на 1 порцию чая (отсюда и название), находится в собственности «Фонда Сетхии» (« N. Sethia Foundation »), экспонат частной «Коллекции Читра» (« Chitra Collection » ) .
Нашли отражение заварочные чайники и в архитектурном дизайне зданий . Так, в 2010 г. в Мэйтане было построено здание «Музея чайной культуры» ( Meitan Teapot Museum ), имеющее форму глиняного чайника высотой 73,8 м и диаметром 24 м с чашкой . В 2014 году в Уси было построено здание «Выставочного центра культурного туризма Ванда» ( Wuxi Wanda Cultural Tourism Exhibition Center ), имеющее форму глиняного чайника высотой 39 м и диаметром 50 м , составная часть «Tourism City» . Есть и другие небольшие частные здания, а также архитектурные композиции, в форме заварочных чайников, к примеру, газозаправочная станция « », и т. д., в некоторых случаях представляющие .
Другие применения
Заварочные чайники могут использоваться для приготовления травяных чаёв .
При отсутствии специального , маленький чайник может частично заменить его для энтерального питания жидкой пищей ( бульон , молоко , протёртые жидкие супы и т. д.) тяжелобольных и инвалидов, которые не могут самостоятельно прожёвывать пищу и пользоваться столовыми приборами .
См. также
- ISO 3103 — международный документ со стандартом заваривания чая
- Кофейник
- Френч-пресс — может применяться и для заварки чая
- Операция «Teapot»
Примечания
- Bret Hinsch. от 7 января 2021 на Wayback Machine . Rowman & Littlefield, 2015. С. 21.
- Gabora, L., Kauffman, S. от 8 января 2021 на Wayback Machine // Psychonomics Bulletin Rev 23, 632–639 (2016). doi : (англ.)
- Harrison-Hall, Jessica. . The International Asian Art Fair 2000 (1999). (англ.)
- Rousmaniere L. Collecting Teapots. — House of Collectibles, 2004. — 176 p.
- ↑ Deadman, Peter. In Praise of Tea // Journal of Chinese Medicine 97 (2011). (англ.)
- Gleeson, Janet. The Arcanum , an accurate on the greed, obsession, murder and betrayal that led to the creation of Meissen porcelain. Bantam Books, London, 1998.
- Birmingham Museum of Art. . — [Birmingham, Ala] : Birmingham Museum of Art, 2010. — P. 107. — ISBN 978-1-904832-77-5 . . Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 14 мая 1998 года.
- , с. 58.
- Ногина А. А. от 23 октября 2020 на Wayback Machine . Челябинск, изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018—136 с. ISBN 978-5-931620-87-9 . С. 14.
- Ю. Короткова. от 26 октября 2020 на Wayback Machine . Литрес, 2018. С. 66.
- ↑ Timur, Şebnem, E. R. Özlem. от 19 мая 2021 на Wayback Machine // Agrindustrial Design -1st International Product and Service Design Symposium and Exhibition on Agricultural Industries: Olive Oil, Wine and Design Proceedings, Izmir, 27-29 April 2005, Izmir: Izmir University of Economics, Department of Industrial Design, 2006. ISBN: 975-8789-05-8 (англ.)
- ↑ от 6 января 2021 на Wayback Machine // Музей Метрополитен (англ.)
- . из оригинала 9 сентября 2021 . Дата обращения: 16 сентября 2021 .
-
.
Moroccanzest
(англ.)
. 2018-11-14.
из оригинала
7 мая 2021
. Дата обращения:
14 ноября 2018
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) - Тандем для гурманов // Статья в № 2 от 2002 г. журнала « Наука и жизнь ». С. 129. Д. Меркулов.
- Rawson, Jessica. от 7 января 2021 на Wayback Machine // Journal of Song-Yuan Studies 23 (1993): 71-94. (англ.)
- от 9 января 2021 на Wayback Machine // Статья на портале «Всё о чае». А. Дмитращук.
- Stewart Ross. от 7 января 2021 на Wayback Machine . Michael O'Mara Books, 2019. (англ.)
- от 17 мая 2021 на Wayback Machine // Краткая обзорная статья от 25.01.2017 г. « Ferra.ru ».
- от 10 января 2021 на Wayback Machine // Краткая информация об изделии на сайте Художественного музея Кливленда.
- Seckler, Judy . On the Teapot Trail // Ceramics Art and Perception, No. 90, Dec 2012: 8-11. (англ.)
- ↑ Lobanov-Rostovsky, Nina. [www.jstor.org/stable/1503986 Soviet Propaganda Porcelain] // The Journal of Decorative and Propaganda Arts, vol. 11, 1989, pp. 126—141. (англ.) С. 136.
- Малевич для сервиза также создал две «получашки»
- ↑ Кумзерова Т. В. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Новое искусствознание. 2019. № 4.
- Лидия Андреева . Советский фарфор: 1920—1930 гг. Советский художник, 1975. С. 121.
- М. Орлова. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // «Коммерсантъ С-Петербург» № 217 от 19.11.2004, стр. 4.
- Mary Douglas. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // American Art , Vol. 21, No. 1 (Spring 2007), pp. 19-23. Smithsonian American Art Museum, 2007. (англ.)
- L. Ferrin Teapots Transformed: Exploration of an Object. // Мадисон : Guild Northlight, 2000. — 128 с., ил. ISBN 978-1-8931-6408-6 .
- G. Clark. The Eccentric Teapot: Four Hundred Years of Invention // Нью-Йорк : , 1989. — 120 с., ил. ISBN 978-0-8965-9923-9
- P. Mathieu. Sex Pots: Erotism in Ceramics // Нью-Джерси : Rutgers University Press , 2003. — 224 с., ил. ISBN 978-0-8135-3293-6 . С. 47, 95-96, 156-157.
- Alice Rawsthorn. от 5 мая 2021 на Wayback Machine // Нью-Йорк Таймс , 16 декабря 2007 года. (англ.)
- R. Schuldenfrei от 8 января 2021 на Wayback Machine // Принстон: Princeton University Press , 2018. — 336 с. ISBN 978-1-4008-9048-4 . (С. 139 «Luxury objects»).
- от 8 января 2021 на Wayback Machine // Краткие данные по изделию на сайте Национальной галереи Виктории . Оба чайника изготовлены «Alessio Sarri Ceramiche».
- от 12 мая 2021 на Wayback Machine // Краткие данные по изделию на сайте Национальной галереи Виктории .
- Stephen C. Behrendt. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // CEA Critic , WINTER 2005, Vol. 67, No. 2, pp. 1-14. The Johns Hopkins University Press, 2005. (англ.) С. 1.
- J. Street-Porter, T. Street-Porter. The British Teapot // Сидней: , 1981. — 128 с.
- Torrence, Ann. Martin Newell's original teapot. ACM SIGGRAPH 2006. (англ.)
- Crow, Frank. // IEEE Computer Graphics and Applications 7.1 (1987): 8-19. (англ.)
- от 13 апреля 2021 на Wayback Machine // Статья на сайте рекордов Гиннеса.
- от 11 апреля 2021 на Wayback Machine // Сайт Коллекции чайных предметов Читра (описываемый чайник в разделе «collection», на 6 странице).
- от 24 сентября 2020 на Wayback Machine // Статья на сайте рекордов Гиннеса.
- от 8 января 2021 на Wayback Machine // Статья от 27.09.2016 г. « National Geographic Россия ».
- от 8 января 2021 на Wayback Machine // Статья от 30.10.2014 г. «Building». I. Ijeh.
- от 7 января 2021 на Wayback Machine // Статья от 04.11.2010 г. «World Record Academy».
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine // Статья от 26.03.2018 г. « Международное радио Китая ».
- от 13 июля 2017 на Wayback Machine // Статья от 30.06.2016 г. «Skyrise Cities». S. Varanasi.
- от 9 января 2021 на Wayback Machine // Статья от 05.02.2015 г. «China.org.cn». Z. Junmian.
- от 7 февраля 2021 на Wayback Machine // Статья от 25.05.2014 г. «aasarchitecture (global architecture archive)».
- от 18 декабря 2020 на Wayback Machine // Статья от 23.10.2014 г. « The Guardian ». O. Wainwright.
- от 9 января 2021 на Wayback Machine // AlluringWorld.
- Локотко А. И. Архитектура: авангард, абсурд, фантастика // Минск: Беларуская навука, 2012. — 206 с., ил. ISBN 978-985-08-1477-7 . С. 85-86.
- C. Rocha, A.P. Moura, L.M. Cunha, // Food Quality and Preference, Volume 86, 2020. doi : . (англ.)
- Кадыков А. С., Манвелов Л. С., Шахпаронова Н. В. // М.: Товарищество научных изданий КМК, Авторская академия, 2007. — 121 с., ил. ISBN 978-5-87317-427-0 . С. 23.
Литература
- Kirkham P. (англ.) . — Chronicle Books, 2013. — 256 p.
- Савостьянова Евгения Вячеславовна. от 21 октября 2019 на Wayback Machine // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №2.
- Чайники столовые // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 471—474. — 890 с.
- ГОСТ 28389-89. «Изделия фарфоровые и фаянсовые. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
- от 19 мая 2021 на Wayback Machine Lark Books, 2002. (англ.)
- John Ayers, «From Cauldron to Teapot: The Evolution of Ceramic Tea Vessels in China» // Chinese Ceramic Tea Vessels. Hong Kong: Sunshine Press Limited, 1991. (англ.)
- Насонова И. С. Советский фарфор: каталог с оценкой редкости // М.: Среди коллекционеров, 2008. — 479 с., ил. ISBN 978-5-9442-8057-2 .
Ссылки
- Jim Connell. от 22 января 2021 на Wayback Machine . (англ.)
- 2020-12-31
- 1